Её книги сами, как стихи
Разные на этот счёт есть критерии.
Моё мерило это, как говорил И.Бродский, когда стихотворение «колоссальный ускоритель сознания».
Когда на подсознательном уровне через стих возникает ощущение своего духовного обновления и инсайта, то есть потребности самоанализа, которая в свою очередь взывает к переоценке многих сущностей.
В настоящих стихах только единство мысли и эмоции создают завораживающий эффект. А ещё присутствие в стихотворении, трудно поддающегося определению чуда, авторского стиля, образности, чувства времени.
Именно это и дарит читателю наслаждение поэзией.
Что-то увлеклась абстрактными умозаключениями.
А в руках у меня конкретика – новые книги стихов Елены Талленики*.
Ещё не открывая, всегда пленяют сами её книги.
У меня их уже девять.
И каждый раз удивляюсь тому чувству, которое возникает при прикасании к этим книгам…
В оформлении, а Елена сама разрабатывает дизайн обложки, уже ощущаешь её поэтику. Её самобытность, энергетику и загадку….
Что ждёт читателя от новых книг - «Из ощущений…», «Сказки сновидений…» ??
«Я буду рядом» -
из ощущений
родится жест,
категоричен –
и нет в нём грации.
и нет тепла –
я буду рядом
не потому что
должна быть здесь,
а потому что –
последнею каплею истекла…
В каждом своём стихотворении Елена истекает последней каплей…
Немыслимо оправдывать войну:
любая цель –
мишенью по живому,
бог – в снайпере и пуле из свинца,
лежащей жертве
и желанье мстить…
Он делает усилие за меня,
и сам нейтроном
начиняет бомбу…
Я делаю усилие за него.
Хоть не готова никого простить….
Во многих стихах сборника, как и в более ранних книгах, встречаешься с тревогами, которые гнездятся в глубинах её души.
Книги сложены стопкой с завещанием
«Только любимым» -
Уезжая надолго, я всегда оставляю свой след –
Вдруг уже не вернусь…поворот в Альпах
Может быть мимо –
Там реально опасно…
Притягательность «там реально опасно» в том, что автор всегда идёт по лезвию ножа.
По правилам ей нужно уступить,
по логике
ей уступать не нужно…
Натужно тросы с тягами тяни и будь готов к судьбе
Из-за угла…
Поэзия Елены актуальна тем, что она ставит проблемы, волнующие человека во все времена, а сегодня особенно..
Здесь раздумья о судьбах людей вне расы, цвета кожи и вероисповедания.
Интересно и то, как переплетается в стихах сочетание конкретного с абстрактным, индивидуального и универсального.
Это высокий уровень, когда поэт отражает явление вне себя, но пропущенное сквозь призму своего видения.
Это привкус воды или кровь пролилась?
До истока ручья – ночь пути на осле.
Здесь не видно следов, донник тих – дрёмы власть.
Но вода принесла этот вкус, как послед.
Значит, где-то война варит рис в двух котлах,
Опрокинутый третий – от потерь легче воз…
В стихах, которые сейчас читаю, как в капле воды, присутствует много смыслов, много оттенков.
Елена использует нестандартные методы выражения своих чувств и дум.
Часто это смущает читателя.
Но читателю и необязательно проникать в технику стиха.
Образность стихов, их динамика позволяют перенести эмоции автора на свои ощущения, возможно даже от противного, но что-то изменить в своём отношении, в своём восприятии текущих дней.
А если перевёрнута земля – небесный дождь
Не проберёт до нитки.
Категоричность слова «никогда» - в любом контексте
сущее вранье.
Поэтому я радуюсь всему…картина мира
не созвучно Шнитке,
но всё же наступает новый день и светит солнце –
через туч рваньё…
При прочтении стихов Елены рисуются картины чёрно-белые и розовые, пробуждается воображение, включается мозг…
Мне всегда бывает трудно выходить из ауры поэта.
Талант?
Бесспорно, но здесь ещё и личность, и труд, и биография девочки, лишенной родителей.
Её воспитывали четыре бабушки, все живущие в разных городах.
«Скитание» от одной к другой между Таллинном, Петербургом, Москвой и Чебоксарами и было её воспитанием: от книксена до цыганской школы, в которой ей «посчастливилось» поучиться в первом классе.
Прямо скажем, жизнь её не баловала, но в сложившемся многообразии и обогатила ранним пониманием, что есть добро и зло, что есть настоящее… и фальшивое.
Читаю сказки.
И невольно улавливаю в них многое, что было в биографии самой Елены.
В сказке « Лесная разбойница» она пишет: «Ты, верно, думаешь, что принцессой может стать любая дурочка, если только выйдет замуж за принца?
О нет! Принцессой нужно родиться. И предварительно ею зачатой. А кто может зачать принцессу? Скажешь, что король с королевой? Опять неправ …
Да кто угодно!.....важно, кто её потом воспитает…».
Ныне, когда прилагательные – гениальное, неповторимое …. девальвируются быстрее рубля, не хочется многословия и льстивых нот.
Хочется просто поставить знак: Талленика - равняется - поэт.
Не боясь пафоса, поэт от Бога и…..судьбы.
----
*http://www.stihi.ru/avtor/tallennikayaho
*http://www.proza.ru/avtor/tallennikayaho
Свидетельство о публикации №215042900331
- Раба, когда он делается царём,
- Глупого, когда он досыта ест хлеб,
- Позорную женщину, когда она выходит замуж,
- Служанку, когда она занимает место госпожи своей».
(Книга притчей Соломоновых, гл. 30, стихи 21-23)
*
Три вещи в дрожь приводят нас,
Четвёртой — не снести.
В великой Kниге сам Агур
Их список поместил.
Все четверо — проклятье нам,
Но всё же в списке том
Агур поставил раньше всех
Раба, что стал царём.
Коль шлюха выйдет замуж, то
Родит, и грех забыт.
Дурак нажрётся и заснёт,
Пока он спит — молчит.
Служанка стала госпожой,
Так не ходи к ней в дом!
Но нет спасенья от раба,
Который стал царём!
Он в созиданье бестолков,
А в разрушенье скор,
Он глух к рассудку — криком он
Выигрывает спор.
Для власти власть ему нужна,
И силой дух поправ,
Он славит мудрецом того,
Кто лжёт ему: «Ты прав!»
Он был рабом и он привык,
Что коль беда пришла,
Всегда хозяин отвечал
За все его дела.
Когда ж он глупостью теперь
В прах превратил страну,
Он снова ищет на кого
Свалить свою вину.
Он обещает так легко,
Но всё забыть готов.
Он всех боится — и друзей,
И близких, и врагов.
Когда не надо — он упрям,
Когда не надо — слаб...
О раб, который стал царём,
Всё раб, всё тот же раб.
Перевод Л.Блуменфельда
Надежда Шевцова 07.12.2023 14:25 Заявить о нарушении