Демон. Сцена пятая, лирическая

Антоний уходит. Демон вскакивает и начинает убирать рассыпанные по полу листки; он успевает навести лишь какое-то подобие порядка, как Антоний возвращается с молодой женщиной.

Женщина (падает к его ногам)
Я вас нашла...

Демон
Вы что, - мадам?
Не нужно падать в ноги!
Прошу подняться...

(Антонию)
Стул... вон, там!
Не плачьте же, о боги!
Как вас зовут?

Антоний
Елена.
(уходит по знаку Демона)

Демон
Что ж
Попейте, успокойтесь...
Того, что было – не вернешь;
Грядущего – не бойтесь!
Теперь скажите – что и как;
Спокойно, без надрыва...

Елена
Ему все хуже... он ослаб...
Как жизнь несправедлива!

Демон
О, это так! Здесь вы правы!
Какая ж справедливость:
Страдать талантам... а иным
Блистать в покоях лживых!

Елена
Так, вы спасете моего
Несчастного супруга?
Скажите, сударь, жизнь его
Мою сплетает туго!
...Ко мне Антоний приходил,
В июне... но тогда я
Еще не знала, сколько сил
Берет любовь земная!
Терпеть я больше не могу,
Тоску его взирая.
Я лучше в пропасть упаду,
Шагну к балкона краю...

Демон

Вы успокойтесь, я прошу!

«О, как она красива!
Уж сколько времени сижу,
Любуясь молчаливо!
Влюбился, что ль? В последний раз
Так было в прошлом веке...
И я обжегся, и угас...
Стал, в общем, человеком!»

Теперь скажите: что у вас
Случилось с тем поэтом?
И успокойтесь, сей же час!
На вас лица же нету!

Елена
Простите... Я готова... все
Сказать вам откровенно...
Была любовь... был мир весел
И радостны мгновенья...
Ну, а потом... настали дни...
Его стихи не взяли...
И он остался на мели
В утрате и печали.
Потом – статейки он писал
В какой-то газетенке...
О том, как кто-то справил бал,
А кто-то бил ребенка...
Такая гадость! Я его,
Конечно, понимала...
Но что могла я – ничего!
Потом пошли скандалы...
Потом пошел он на завод...
Работал на стоянке...
Запил... затем, под новый год,
Попал в «сизо» по пьянке...

Демон
Опять вы плачете... судьба
Не любит всех поэтов!
Их алчут мрачные года
И хмурые рассветы...
А им все мнится в тишине:
«Настала радость мира!»
Но нету счастья на войне,
И вновь рыдает лира...

Елена
Я понимаю... но, милорд,
Люблю ведь я поэта!
Любой приму я поворот;
В сраженье тьмы и света
Ворвусь, чтоб только бы спасти
Его от смертной дали...

Демон
О, друг Аид! Ты уж прости
Ей женские печали...

Елена
Аид? Бог Смерти?

Демон
Точно так...
Его я знал когда-то...
Не любит он таких атак
На милые пенаты...
Но вас простит... ведь красоту
Ценить и он умеет...

Елена
А вы, милорд, любили ту,
Что душу вам согреет?

Демон
Любил ли я... пожалуй, да...
Но только безуспешно...
Была любовь моя не та,
Что любит мир ваш грешный...
Да, и согреть она меня
Теперь уж не сумеет.
Я жил так долго, а она
Старела и старела...

Елена
А я люблю его, люблю;
Таким как есть... иль хуже!
И страсть безумную мою
Ни холода, ни стужи
Не утолят... И вас теперь
Как бога, умоляю!
Закройте роковую дверь...
Я с ним лишь быть желаю!

Демон
Что, друг Аид, - слыхал мольбу
Любви – врага запретов?
Однако... нам пора к нему!

Елена (в ужасе)
К Аиду?

Демон
Нет, к поэту!

Елена
Сейчас?

Демон
А что? Не вижу я
Причин и пут законов,
Чтоб вдруг сдержали бы меня
Как уличного вора!

Елена
Но он отсюда далеко...
Нам ехать час – не меньше!

Демон
А я домчусь к нему легко,
О, дивная из женщин!


Рецензии