Матвеев А

МАТВЕЕВ АНДРЕЙ (МАТВЕЕВИЧ ?)
1702 – 1739

Биография живописца, составленная по крупицам неутомимыми исследователями, по-прежнему изобилует белыми пятнами. По исповедальным книгам удалось установить только год рождения Матвеева – 1702 г., и определить, что по происхождению он был из разночинцев. Но ни место рождения, ни имя отца, а значит, и его отчество, до сих пор неизвестно.
В биографии художника правда переплетается с выдумкой, факты с легендами. По одной из них, Петр I, будучи в Новгороде, во время обедни в соборе заметил рисующего мальчика и, угадав, какие способности скрывает робкий набросок царского портрета, отправил мальчика учиться в Европу, откуда вернулся тот известным живописцем.

В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу. Автор заметки, очевидно не знал, что Петр I в это время не был в Новгороде.
Как стало известно из проведенных исследований отец художника – подьячий Матвеев, был родом из Кексгольмского уезда Новгородской губернии, земли которого были возвращены России в ходе Северной войны, и ставшие вотчиной Екатерины,  в 1716 году с семьей прибыл в Петербург на службу ко двору. Следует отметить, что иногда Андрей Матвеев упоминается как Кобылин.
О жизни Матвеева до 1716 г. сведений почти нет. Известно только, что его сестра состояла в штате императрицы Екатерины, которая, видимо, и упросила мужа отправить талантливого подростка на учебу за границу (где он получил начальные художественные навыки, также неизвестно).
Дарования Андрея привлекли внимание государыни, решившей отправить его для обучения в Голландию. Так зимой 1717 года шестнадцатилетний Андрей Матвеев оказался в амстердамской мастерской Арнольда Боонена, художника, только что написавшего портреты царской четы и попросившего за обучение царского протеже 100 гульденов в год.
Ученик был усердным и прилежным. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание.

Нужда, вечный бич российских пенсионеров и в петровские и в последующие времена, не касалась его - стипендия Екатерины поступала регулярно. С такой же регулярностью слал Матвеев отчеты: «Посылается до Вашего царского величества для объявления нечто от учения моего. А именно - портреты Вашего величества, которые я, нижепоименованный раб Ваш, списывал от мастера моего. При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Амстердам, октябрь 1720 г.». Это - свидетельство завершения одного из этапов учения: пройдено рисование с оригиналов, штудия натуры, копирование и началась самостоятельная работа.
Первый шаг по новому пути - портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекавшего русских пенсионеров - живописцев, граверов, столяров, фонтанных и корабельных мастеров.
6 декабря 1723 г. Андрей был зачислен в Антверпенскую академию художеств (Бельгия), где его педагогом стал неизвестный в наше время художник Спервер. Учителя прославленной академии, согретой лучами рубенсовской славы, дали Матвееву хорошую профессиональную подготовку. От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет.
Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г.), исполненную акварельной техникой на дубовой доске.

Вскоре Матвеев покинул Амстердам и переехал в Роттердам, затем Саардам, Гаагу, где некоторое время обучался у Карла Моора, подтверждением чему служит исполненная Матвеевым копия мооровского портрета Петра 1, и, наконец, в Антверпен. Уже на второй год пребывания в атверпенской Академии художеств он отмечен наградой. Успехи художника вполне удовлетворяли его высокую покровительницу, которая произвела Матвеева в свои гофмалеры. На протяжении всего XVIII века из русских художников еще один лишь Иван Никитин носил звание придворного художника. Петровское желание показать, «что естьи из нашево народа добрые мастеры», не разделяли его наследники.
Благополучная жизнь в Голландии окончилась со смертью императрицы Екатерины. Летом 1727 года все «российской нации ученики» вернулись в Петербург.

В 1729 году Андрей Матвеев женился на Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера, двоюродной сестры живописца. Милая, непосредственная, совсем девочка, (ведь ей было всего четырнадцать лет) но полная уже женской прелести, она очаровала двадцативосьмилетнего Андрея Матвеева. В 1732 г. у них родился первый ребенок – дочь Евдокия.
Матвеев не готов был к своей полной ненужности. Правда, его радушно встретил Меншиков, но падение, могущественного ранее, временщика наступило уже через месяц после матвеевского приезда. Все же Меншиков успел дать ему рекомендацию в Канцелярию от строений, руководителем которой в то время был бывший парикмахер А. Кармедон.

Живописец Луи Каравакк, к которому Матвеев был направлен для «освидетельствования», признал, что хотя Матвеев «не худо» справился с картиной на заданную тему, но имеет «большую силу в красках, а не в ри-сунках», а в целом, не желая соперничества со стороны талантливого и образованного художника, клонил к тому, чтобы Матвеев попал в положение ученика и подмастерья самого Каравака. Только после дополнительного свидетельства архитекторов Трезини и Земцова, признавших, что Матвеев «и в рисунках гораздо искусен», тот в 1731 году получил звание «живописного мастера» и назначен руководителем Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739) гг.). 
Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в,«казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг.) художник писал дома, где после его смерти еще остались десятки неоконченных образов.

К концу правление Анны Иоанновны казна была расхищена и опустошена, строительство в Петербурге практически не велось. В стране начались репрессии и гонения. Преследованиям подвергались все от царедворцев до  обычных людей. Процветали доносы и оговоры. По надуманному делу были арестованы и сосланы в Сибирь художники братья Никитины Иван и Роман. Такая  атмосфера не способствовала расцвету искусства, интерес к живописи значительно упал.  Жалование художнику занимавшемуся теперь в основном реставрационными работами и декорациями выплачивалось редко, а то и совсем не выплачивалось. Андрей Матвеев не мог получить достаточно частных заказов. Вечный недостаток в деньгах при огромных нагрузках в Канце-лярии  самым плачевным образом сказались на здоровье художника. 23 апреля 1739 г он скончался, оставив семью совершенно без средств, так что его вдове не на что было его похоронить.


Рецензии