Американский Студебеккер

   Недавно в Грозном создана аллея Славы. Прямо на площадке выставлены экспонаты, коем добыта эта Слава. Хожу, смотрю в сопровождении внуков.
 Правда не я и не мой отец не воевали. Отец уже был стар с 1898 г. р., хотя меня после войны сумел родит. Но его отец воевал, воевали его отец, его и его отец.
 Экспонаты эти не про ту войну. Сегодня канун великой Победы и зачем плохое вспоминать, да и не желаю внукам никакой победы и не одной войны. 
 Подходим к танку Т-34, любуемся символом Победы.
"Я на таком катался в армии"- похвастался я перед внуком, который ещё ничего не понимает.
"Ты его на прокат брал?"-спросил он, вспомнив наши частые посещения детских автоплощадок. "Нет,- говорю,- это меня брали на прокат, на два года".
Рассказываю о преимуществах танка в бою на уровне механика- водителя, в варианте 1970-х годов. Чтобы внук гордился дедом.
Идём к следующему экспонату- "полуторка".
"Неужели эта деревянная машина дошла до Берлина"-подумал внук, который уже всё понимает. "Нет,- подумал его дед танкист,- если бы не американские "студебеккеры", полученные в Иране, которых перегоняли своим ходом в феврале 1944 года через Кавказ на фронт, то хрен бы армия э-НКВД выслала твоего прадеда в Сибирь за одни сутки".
 
Проездом заметил там же два года назад на постаменте теплушку деревянную, на котором депортировали на 13 лет наших родителей, но его быстро убрали, наверно,  не хотели травит душу пожилым людям.
А их то, помнящих день Воинской Славы 23 февраля 1944 года, почти не осталось, а те кто помнит не ходят по аллеям, лечат раны полученные в далёком детстве.
 
 За последние шесть лет умерли и мои братья 1936, 1939 годов рождения, а брат с 1942 года не помнит тех вагонов.
Но он помнит, как в первом классе русская учительница спросила:" Мальчик, почему в справке не указан день твоего рождения. Давай напишем 5 мая. Не возражаешь?". Брат не возражал. Так случилось, что Татьяна Петровна подарила сыну репрессированных народов свой день рождения. С тех пор, до 1957 года, они отмечали этот день вместе, а брат, которому 73 года вспоминает вторую мать, которая его не родила, но дала ему свой день ангела. 
Но зато я помню лето 1957 года, как мы ехали домой, радостные лица старших, как поднимая меня высоко над головой, пытались показать вершины родных гор, которых я ещё не видел. Приятные, детские воспоминания о путешествии из Киргизии на Кавказ и вагон-теплушка забитый мешками зерна, сушенного мяса, бочки творога.
Ведь у граждан России у каждого поколения свой вагон-теплушка.
 
Век бы мои глаза не видели этих танков и противотанковых орудий, этих бронзовых   шашек, кинжалов.

 "А вот зачем сняли теплушку"- подумал я, выходя из аллея Славы, ещё раз вспомнив о вагоне, который стоял недавно как экспонат, да и пришёл я ради него.


Рецензии
Очень хороший рассказ, заставляет задуматься. Я слышала о депортации крымских татар, а вот о насильственном переселении чеченцев не знала. Конечно, это трагедия. И об этом необходимо рассказывать.

В наше время на станции Сирень в Бахчисарайском районе открыт мемориал памяти депортации крымских татар, установили точную копию вагона, в которых депортировали крымских татар, как символ геноцида. К вагону-теплушке приносят цветы.

Товарный двухосный вагон на железной дороге предполагал возможность его быстрого переоборудования для массовой переброски людей в случае крайней надобности. А такая необходимость была в период Великой отечественной войны. После небольших переделок (установка нар и печки-буржуйки) он получал доброе русское название ТЕПЛУШКА.

В этих теплушках перевезли в эвакуацию миллионы людей. В военных эшелонах из таких вагонов перебрасывали на фронт наших воинов. А в победные дни в теплушках возвращались солдаты-победители.

Я считаю, что НЕЛЬЗЯ превращать этот образ Победы в знак позора и символ геноцида.

Думаю, что в Грозном поступили правильно, убрав с Аллеи Славы такой экспонат, который может вызвать неприятные воспоминания у людей, испытавших принудительное выселение из родных мест, а также у их потомков.

Раиса Бобрешова   19.09.2019 20:35     Заявить о нарушении
Что ж без Вас делал бы, Раиса! Благодарный чеченец.

"Трижды изменник Родины":

http://www.proza.ru/2017/11/21/1801

Гунки Хукиев   19.09.2019 21:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.