Город одиночества

Ксюха лениво наблюдала за мухой, застрявшей в паутине. Она жужжала,  пытаясь освободиться от клейких пут, сотрясая всю паучью сеть. Возле своей жертвы сновал паук, пеленая её прочной нитью.
-  Бедняга, она ещё надеется освободиться,  -  подумала Ксюха. Она посмотрела в окно, из которого был виден весь двор. На улице никого. За окном весна. Ещё только апрель, а уже припекает, как летом. Трава ещё не успела выгореть и стать ржавой. Огромная чинара своей мощной кроной затеняет весь двор. Скамейка, на которой собираются вечером ребята, пуста. Ксюха тоскливо посмотрела на учебник алгебры. Завтра контрольная, надо решить ещё три номера. Она тяжело вздохнула и принялась за дело. Второй вариант контрольной тоже прорешать нужно. Анвар, наверняка, попросит помочь. Ему математика туго даётся. Ксюха училась в 7 «г» первый год. Она переехала с родителями в этот район летом, в новую трёхкомнатную квартиру. Теперь у неё была своя комната с видом во двор. Удобный письменный стол с книжной полкой над ним, раскладной диван, узенький шифоньер, мягкое глубокое кресло и журнальный столик, на котором стоял музыкальный центр  (Ксюшина гордость)  -  составляли интерьер комнаты. Отчим Ксюхи  дядя Петя сам покупал и клеил шёлковые обои, сам делал ремонт. Шторы и тюль на окна они выбирали вместе с мамой. Комната получилась красивая и уютная.
Ксюха помнит дядю Петю с восьмилетнего возраста, когда он впервые пришёл к ним в дом и подарил ей большую говорящую куклу. Вначале Ксюха немножко ревновала маму к весёлому усатому дядьке, но вскоре успокоилась, так как дядя Петя  часто с ней играл, придумывая смешные истории. Он даже маму отрывал от плиты, и Ксюха видела, как она счастливо смеялась над их проказами и выдумками. С приходом дяди Пети  дом ожил.  Неприметная бледненькая девочка с коротко стрижеными тоненькими белокурыми волосиками к 7-ому классу подросла, округлилась и превратилась в симпатичную девочку со  вздёрнутым носиком и длинными, до плеч, светло-русыми волосами. Главной достопримечательностью Ксюхиной внешности были её глаза  -  светло-карие с каким-то загадочным рыжеватым оттенком и искоркой, прятавшейся под густыми длинными ресницами, их красоту подчёркивали изогнутые дугой брови. Ксюха замечала пристальные взгляды мальчишек. Мама всегда старалась, чтобы её дочь выглядела особенно. Даже форма, которую строго требовали в школе, у Ксюхи была не покупная серо-голубая, а сшитая на заказ ярко синего цвета  с белоснежным кружевным воротничком. Волосы Ксюха собирала на макушке в хвост, оставляя свободными нижние пряди, и завязывала узкую атласную ленточку, как у героини популярного мексиканского телесериала. В классе её так и звали, как эту самую героиню  -  Лаурой.  Ксюха не была заносчивой и высокомерной. Она быстро сошлась с ребятами, но подруг у неё было не много. Девчонки тайно завидовали ей, стараясь подражать во всём. Ксюха, а  правильнее, Оксана Устинова, так её звали учителя в школе, активно влилась в жизнь класса. Мальчишки сразу обратили внимание на новенькую. Особенно докучал Мишка Захаров. Он всё время крутился рядом и норовил потянуть за ленточку и развязать мудрёный бантик, над которым Ксюха пыхтела у зеркала полчаса, или дёрнуть за хвост. Ксюхе это изрядно надоело. После очередной выходки  она  изо всех сил толкнула крепкого коренастого Мишку. От сильного толчка он качнулся, сделал шаг назад, споткнулся о ведро с водой, приготовленное для уборки класса и, не удержавшись, шагнул прямо в ведро. Ксюша видела его лицо, побагровевшее от злости, выпученные  гневные глаза. Она поняла, что ей сейчас достанется от Мишки, и спасти её никто не сможет. Она рванула из класса и помчалась по коридору. Позади слышался топот и сопение Мишки. Ксюша поняла, что ей не скрыться от преследователя и приготовилась к бою, крепко сжав кулаки. Мишка резко затормозил перед её носом. Ксюха увидела его растерянность. Он схватил её за плечи, тряхнул, а затем, опустив руки, медленно пошёл назад, оставляя за собой мокрый след. В его глазах уже не было гнева, произошла какая-то странная перемена. Ксюха не поняла, что же случилось? Почему Мишка не отлупил её, ведь за ним слыла слава известного драчуна? Класс убирали молча. Мишка ворочал парты, а Ксюха драила полы. Ей было неловко, она чувствовала свою вину, глядя на мокрую Мишкину штанину. После уборки он вынес ведро с грязной водой.
-  Ты меня извини, ладно?  -  заискивающе сказала Ксюха.  -  Я не знала, что так получится.
-  Ладно. Чего уж там, я сам виноват,  -  буркнул Мишка, и веснушки ярче обозначились на его покрасневшем лице. Домой они шли вместе.
-  Давай сумку, что ли,  -  нерешительно предложил Мишка. Ксюха, не колеблясь, отдала свой портфель. За перекрёстком Ксюша сворачивала направо, а Мишке идти прямо.
-  Давай сумку, -  кивнула Ксюша. Мишка послушно отдал сумку, нерешительно потоптался на месте. Ксюша видела, что ему не хочется уходить. Она ждала, что он проводит её до дома. Но этого не случилось.
-  Пока,  -  бросила через плечо Ксюха и направилась домой. С тех пор Мишка перестал дёргать её за волосы, но и провожать домой не решался. Может боялся насмешек, а может, решимости не хватило. Ксюха быстро забыла про этот случай и не обращала внимания на Мишку. Только иногда его пристальный взгляд тревожил, не давал покоя.
Однажды, на школьном вечере Ксюха пустилась в пляс под зажигательную узбекскую песню. Никто не учил её танцевать, но звуки восточного напева отдавались в сердце, наполняя энергией каждую клеточку. Врождённая пластика, чувство ритма, задор, с каким она исполняла танец, завораживали, вызывали восторг окружающих. Плавно вскидывая руки и покачивая бёдрами, Ксюха плыла по залу. Она забыла о присутствующих, вся душа её жила в танце. То встряхивая головой и поводя плечом, то подрагивая всем телом и качая бёдрами, она зажигала темпераментом окружающих. Анвар, высоко вскинув локти в гордой восточной осанке, вышел к ней на танец. Они танцевали, упоённо отдаваясь музыке. Все стояли вокруг и хлопали им. Ксюха смутилась и убежала с вечера. Анвар сидел за партой в третьем ряду. Высокий парень с развитой атлетической фигурой, черными вьющимися волосами и глубокими карими глазами привлекал внимание не только одноклассниц, но и девчонок постарше. Особенно вздыхали по нему узбечки, скромно потупя взор и мечтая поймать на себе его взгляд. На следующий день, после уроков, он проводил Ксюху домой, легко перекинув её сумку через плечо. Он с увлечением рассказывал о тренировках по тэквандо и соревнованиях. Ксюша весело смеялась его шуткам. С ним было просто и интересно. Они не заметили, как подошли к дому.
-  Пока,  -  сказала Ксюха и, забрав сумку, исчезла в подъезде. С тех пор Анвар регулярно провожал её домой. Его дразнили мальчишки, подтрунивали над ним, но он не обращал никакого внимания на их насмешки. Через неделю он попросил Галинушку  -  классного руководителя 7 «Г»  -  пересадить его к Устиновой Оксане. У Галинушки не нашлось веских аргументов для отказа, и она согласилась. Такая неприкрытая симпатия Анвара вызвала бурю пересудов в классе. Девчонки надменно кривили губы, втайне завидуя Оксане. Мальчишки ехидничали и посмеивались, но задевать Ксюху не решались, зная крепкие кулаки Анвара. Особенно сильно злился Мишка и больше всех высмеивал появившуюся в классе парочку, отпуская  колкие реплики в их сторону. Тайно он завидовал Анвару и ругал себя за малодушие, ведь Ксюша ему давно нравилась, но сказать об этом у него не хватило смелости.
На день Святого Валентина в классе было особенно оживлённо. Все дарили друг другу маленькие картонные сердечки с пожеланиями. Девчонки замирали в ожидании такой открыточки, тайно завидовали подружке, у которой таких «валентинок» было больше.  Те, кто не получил поздравления, чувствовали себя несчастными. Анвар не стал покупать готовую «валентинку». Он решил сделать её сам, необычную, не такую, как у всех. На картонном сердечке он нарисовал парусник, настоящий фрегат, который стремительно плыл по волнам. Над ним кружили чайки и сияло солнце. На корме стояли две маленькие фигурки  -  девушки и парня. Они держались за руки и смотрели вперёд. На обратной стороне он подписал: «Навстречу мечте всегда вместе. Оксане от Анвара». Анвар пришёл в класс раньше всех, положил «валентинку» на парту Ксюши.
-  Вот придёт и сразу увидит. Моя «валентинка» будет первая у неё,  -  с радостью думал он. В класс постепенно стали собираться ребята. Анвар вышел в надежде встретить Ксюшу на лестнице. Оксана поднималась на этаж запыхавшись.
-  С днём Святого Валентина,  -  сказал Анвар.  -  Тебя в классе сюрприз ждёт.
-  Наверное «валентинка»?  -  улыбнулась Ксюша и быстро побежала в класс.
-  Ой! Что это?  -  она держала в руках открытку Анвара. Лицо её выражало явное огорчение. Анвар заглянул через плечо Ксюши и ужаснулся. Фрегат, над которым он трудился весь вечер, был залит наполовину чёрной тушью. В глазах Ксюши заблестели слёзы.
-  Кто это сделал?  -  громко спросил Анвар. Класс не ответил. Зазвенел звонок. Вошла учительница.
-  Я всё равно узнаю, кто это сделал,  -  шепнул он Ксюше.
Дома она вытряхнула из портфеля все «валентинки». Большой и яркой с золотыми буквами и ангелочком была «валентинка» Мишки Захарова. Ксюша равнодушно отложила её в сторону, даже не прочитав. Она взяла в руки самодельную открыточку с изображением фрегата и долго рассматривала её.  Затем бережно положила в шкатулочку, где хранила самые дорогие для неё вещицы: колечко, которое подарила мама, удивительный камешек, на котором отпечаталось древнее насекомое, его принёс с гор дядя Петя, маленькая записная книжечка, куда Ксюша записывала самые хорошие события в своей жизни. Сегодня она пополнилась новой записью: «Анвар подарил мне фрегат».
На следующий день, утром Мишка пришёл в школу с фингалом под глазом. Позже Ксюша узнала, что Анвар и Мишка дрались из-за неё, что «валентинку» испортил Мишка. Ей льстило, что она была в центре внимания, что Анвар не давал в обиду ни её, ни себя. Когда на контрольной по узбекскому языку он выполнил её задание, а учительница поставила Ксюше четвёрку, Анвар подошёл к ней и потребовал:
-  Поставьте мне 4, а Оксане  -  5. У неё нет ошибок.
-  Я знала, что ты ей помогал, вот и поставила оценку ниже,  -  ответила учительница.
Часто Анвар приходил к Ксюше домой. Мама доброжелательно относилась к нему и не мешала их дружбе. Анвар научил Ксюшу играть в шахматы, а по весне, когда дули сильные мартовские ветры, он  принёс удивительного воздушного змея в виде орла. Они вместе запустили его на школьном стадионе. Орёл взмыл высоко- высоко и парил над  девятиэтажными домами. Мальчишки с соседних дворов сбежались посмотреть на это удивительное зрелище. Ксюша держала за нить плывущего в облаках змея. Анвар направлял его полёт, натягивая нить. Их руки соприкасались, и у Ксюши сильнее стучало сердце. В классе их больше не дразнили  -  надоело. Все привыкли, что они  всегда вместе, что Анвар защищает Ксюшу, не даёт в обиду. Ксюшины родители тоже привыкли к посещениям Анвара, к их дружбе. Мама Оксаны преподавала биологию в институте. Отчим дядя Петя работал на заводе. Вечером семья собиралась у телевизора, каждый рассказывал, как прошёл день. Дядя Петя очень любил горы. Со своими друзьями он поднимался высоко на скалы, привозил удивительные фотоснимки. Ледники и ущелья, покорение новых вершин, красота природы притягивали, как магнит. В несложные походы он брал с собой маму и Ксюшу. Она была совсем маленькой, когда они все вместе отправились в свой первый поход, поднимаясь по узенькой тропе над бурлящим внизу Чаткалом. Серые неприступные скалы, рокочущая река произвели на Ксюшу сильное впечатление. Высоко в небе кружили орлы. Пахло чабрецом, шалфеем и душицей. Она несла за плечами свой маленький рюкзачок. Когда уставала, терпеливо ждала, когда дядя Петя объявит привал. Она никогда не ныла, не жаловалась на усталость. Вечером, у костра, дядя Петя рассказывал интересные истории о разных животных, живущих в Узбекистане, о своих приключениях на горных тропах. Ксюша с интересом слушала, прижавшись к маме. Она смотрела на языки пламени, с треском и шипеньем пожирающие поленья дров,  и незаметно засыпала, положа голову на мамины колени. А ещё, они с мамой любили смотреть на звездное небо. Чёрный купол неба накрывал землю. На нем ярко сияли звёзды, будто волшебник рассыпал алмазы. Они светили так ярко, над самой головой. Иногда можно увидеть летящие спутники  -  маленькие звездочки, медленно плывущие в разные стороны. Дядя Петя показывал им Млечный путь и Большую Медведицу, созвездие Ориона и Полярную звезду. Ксюше казалось, что там, далеко- далеко во Вселенной, может быть, живут разумные существа, и кто-то смотрит на Землю и тоже видит яркую голубую звезду.
Сегодня Ксюша возвращалась со школы одна. Анвар остался помогать физруку готовить спортзал к соревнованиям. На следующей неделе будут состязаться ребята со всех школ района по тэквандо. Анвар тоже примет участие.
  У Ксюши было хорошее настроение. Контрольную по математике она написала хорошо. Успела ещё и Анвару три номера решить. Сегодня суббота, надо до прихода мамы сделать уборку в квартире. Завтра дядя Петя ведёт в горы группу студентов. Об этом его просила мама. Ксюша очень хотела пойти с ними  и пригласить Анвара. Он никогда не был в горах.
-  Согласится ли мама? Отпустят ли его родители? Надо навести порядок в доме, чтобы у мамы было хорошее настроение,  -  решила Ксюша и принялась за уборку. Вечером она позвонила Анвару и сказала о горах. Он получил разрешение родителей, и они с азартом стали обсуждать предстоящий поход.
Тонкая извилистая тропа поднималась высоко в гору, а затем опускалась к саю, где клокотала и билась о камни бурная река. Дышалось легко и свободно. Пахло разнотравьем. Далеко к горизонту дыбились вершины скал, покрытые снежными шапками. Казалось, до них рукой подать, вот они  -  рядом, но это только казалось. Неприступные красноватые скалы надвигались, сужая проход. Группа туристов осторожно шла по каменистому каньону. Дядя Петя знал толк в горных красотах. Он выбрал маршрут, который проходил по ореховой роще, петлял среди скал, вёл к большой пещере, а затем спускался к горной реке. Ребята шли звериными тропами,  переправлялись  через бушующую, клокочущую реку,  спускались по верёвочной лестнице к водопаду. Поток воды, падая со скалы, разбивался о камни на мелкие брызги, превращаясь в водяное облако, обдавая прохладой и свежестью. Разноцветные нити радуги тонким мостом из воздушной кисеи замерли над водой. Спустившись с крутой горы, хорошо отдохнуть в тенистой прохладе, подставляя лицо мельчайшим брызгам холодной воды. После короткого привала группа двинулась дальше, держа курс к  леднику. Анвар и Ксюша шли в середине цепочки след в след. Он нёс её рюкзачок, всячески помогал ей в пути: переправиться через реку, одолеть очередной подъём или крутой спуск. Анвар легко переносил все трудности похода. Хорошая физическая подготовка способствовала этому. Он восторженно смотрел на удивительные панорамы, открывающиеся с горных вершин. Эмоции переполняли его, и он с радостью делился впечатлениями с Ксюшей, которая была счастлива, что он разделяет  и понимает её любовь к горам. На привалах они сидели  в сторонке от группы, не замечая никого вокруг. Анвар поднял  с травинки божью коровку. Она ползала по его ладони. Ксюша подставила свою, и она переползла к ней. Так они забавлялись пока божья коровка не улетела. В их юных, по сути ещё детских сердцах появились первые нежные, хрупкие ростки зарождающегося глубокого чувства. Они сами ещё не осознавали этого. Взявшись за руки, они покидали  страну, называемую «детство», но ещё не ступили на дорогу взрослой жизни. В классе они психологически были взрослее своих сверстников, не стыдились, не таились и не скрывали свои чувства. Не каждый подросток может гордиться тем, что пережил полосу чистой, светлой  уже не дружбы, но ещё не любви. Взрослые, наблюдая это трогательное проявление нежных чувств, замирают, боясь спугнуть, сломать хрупкие ростки распускающегося бутона. Окружающие, очарованные этой чистотой, непосредственностью, останавливаются, стараясь не вторгнуться, не разрушить тот храм святости и непорочности, что вырастает на глазах, с горечью сожалея, что у них не было и уже никогда не будет этого святилища. Ребята из группы краем глаза наблюдали за ними, за их нежной привязанностью друг к другу, и тайно завидовали. Вернувшись домой к вечеру, Анвар проводил Ксюшу до подъезда.
-  Спасибо тебе. Было так здорово,  -   он долго не выпускал из ладоней Ксюшину руку.
-  Тебе правда понравилось?!
-  Очень, и горы и ты,  -  тихо ответил он.

В спортзале школы было оживлённо  -  собрались ребята - участники соревнований по тэквандо, болельщики, организаторы, тренеры. Ксюша с девчонками сидела на первом ряду и с нетерпением ждала, когда начнётся поединок Анвара. Бой будет трудным. Соперник  -  парень с соседней школы, высокий, коренастый, на два года старше. У Анвара на счету больше побед, но противник серьёзный. Ксюша очень переживала и, когда начался поединок, не могла усидеть на месте. Она вскакивала, кричала, стараясь подбодрить Анвара.
-  Анвар! Давай, давай, бросай его!  -  кричали вместе с Ксюшей одноклассники. Она видела, как напряглись его мышцы в последнем усилии, вздулись голубыми жгутами вены на шее, как пот стекал по лицу. Ещё рывок, и противник повергнут.
-  Ура! Победа!  -  взревел зал.
Домой возвращались гурьбой. Ребята бурно обсуждали соревнования, поздравляли Анвара. Ксюша гордо шла рядом, сияя от счастья. Душа её ликовала, переполняясь восторгом победы, будто это она сражалась на ковре, будто она стала победителем. Она искоса поглядывала на Анвара, гордилась им, а прощаясь, обняла и крепко поцеловала в щеку. Анвар попытался удержать её, но узенькая ладошка Ксюши, как маленькая рыбка, выскользнула из его рук, и Ксюша скрылась за дверью подъезда.  (Продолжение следует)


Рецензии