Сортировка

      На информационном дисплее автомобиля цифра 257. Это значит, что топлива в баке хватит на поездку от дачи до Москвы и обратно, да ещё и с гаком.

  На обочине дороги справа стоит женщина. Успеваю разглядеть, что одета она  далеко не гламурно  –  платок на голове, плащ не от Дольче  Гоббана, сапожки образца восьмидесятых. Жестом просит остановиться. Я опускаю стекло правой передней двери.
     -Подвезите, пожалуйста, до  сортировки, - просит немолодая женщина, но удивительно то, что она обращается на «вы», что не характерно для местных жителей Подмосковья.
    - А где эта сортировка?
    - Ну, овощебаза,  может  знаете? Я заплачу.
    -Не в этом дело. Садитесь, - а сам думаю,  побеседую со старушкой. Они бывают очень интересными. А на «гак»  бензина хватит.

       Не ожидая приглашения к разговору, женщина начинает:
     -Вот еду на сортировку, мы так называем свалку, чтобы набрать каких-то овощей. Узбеки или киргизы перебирают  на складах,  непригодные для реализации вывозят на свалку,  а мы выбираем там, зачастую, очень приличную картошку, свёклу, морковь, или лук.
   -Как Вас зовут?
   -Тоня, Антонина Алексеевна.
   -Антонина Алексеевна,  Вы же, наверное, пенсионерка. Что, не хватает пенсии на жизнь?
  -Хватает. У меня пенсия хорошая,  а  недавно прибавили еще , так как мне уже восемьдесят лет исполнилось.
  -Так может на детей, внуков тратите?
  -Да нет же. Дочь со своим сыном, моим внуком, имеют свой бизнес, у них фотоателье. Не бедно живут, имеют машины какие-то иностранные. Я не могу запомнить, кажется «Тойоты». А вас удивляет то, что я езжу на свалку? Так жалко же, добро пропадает.  Да и для посадки здесь можно набрать очень хорошую  картошку.   Я уже не первый год сажаю на даче у дочери, она-то не любит заниматься землёй. Картошка хорошо родит, не болеет, долго хранится и вкусная…. В магазине или на рынке такую не купишь. Мы приучены беречь добро, не разбрасываться.  Наголодались в своё время.
   -Вы имеете в виду военные и послевоенные годы?
   -Да, приходилось корнями всякими, травой питаться.
    - А где вы жили во время войны?
    -Да здесь же, неподалёку. Немцы у нас были всего восемь дней.
    -Настрадались вы от них, наверное?
    -Нет, не очень. У нас они не «хулюганили» (этим термином Антонина Алексеевна выдала своё сельское происхождение). Нас у мамки было трое своих, да ещё двое её племянников. Не допуская мысли о том, что захватчики дойдут до Москвы, её брат прислал своих двоих детей к нам на лето. Потом он рассказывал, что чуть с ума не сошёл, когда дети оказались в оккупации. Захватчики ходили по селу , забирали у людей кур, яйца. У нас сняли новые ворота на дрова и увели корову со двора. Мама побежала к «ихнему»  главному, стала причитать, упав на колени: « у меня же пятеро детей мал-мала меньше, они же помрут с голоду, как мне жить?».  Офицер позвал какого-то своего солдата, велел всё вернуть.  Потом сам пришёл, спрашивал, где муж. Мама сказала, что  умер перед войной, показала фотографии.  Немец дал детям по шоколадке.
      -Аж не верится, что такими добрыми были оккупанты.
      -Наверное, разные были. Когда  отступали, подожгли школу, колхозную контору. Возле нашего дома горела машина. Много техники они побросали. До прихода Красной Армии, селяне тащили оттуда,  кто что мог. Мамка принесла сидение.  Потом советское начальство собрало всё это у населения.  Мама показала сидение с немецкой машины. Начальник велел оставить  себе: «Это хорошего качества хром. Пошей сапоги кому-то из детей».
     -А как отступали фашисты?
     -Выглядели они очень жалко. Ведь, мороз был под сорок градусов.  Напяливали на себя, что только могли. Я видела одного немца, который одел на себя конский хомут, так в нём и улепётывал.
     -Антонина Алексеевна, Вы говорите, что Вам уже восемьдесят, а выглядите Вы  бодро. Как чувствуете себя?
     -Не жалуюсь.  У меня всегда хорошее настроение.  А чего тужить-то?  Такого, что мы пережили, уже не будет. Вот и государство заботится о нас. Недавно меня вызвали в управу района. Глава вручил  юбилейную медаль «70 лет Победы» и семь тысяч рублей.   Льготы есть у нас. Так, что поживём... -Ну, вот мы и приехали. Сколько я должна.
     -Нисколько. Я, вообще, не беру денег с попутчиков, а тем более с Вас. Спасибо за интересную беседу. Желаю Вам много счастливых дней.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Осталась под впечатлением от прочитанных небольших историй... Истории короткие, но в них считывалась целая судьба того или иного персонажа. Легкость, где-то с некоторой ноткой юмора, но такая правда жизни, что захватывает дух... И интересно, и увлекательно и трогательно... Спасибо за настоящую прозу жизни...
С уважением,

Светлана Ланор Глухова   03.01.2019 15:09     Заявить о нарушении
Я рад, что Вам нравятся мои рассказы. Заходите ещё, буду счастлив. Радости Вам в жизни

Владимир Шаповал   03.01.2019 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 64 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.