Просьба

                1.

Варвара Владиславовна работает в школе очень много  лет.

Нет человека в школе-интернате, кто не знал бы эту весёлую, добрую, всегда подтянутую старушку. Всем в школе известно, что у неё за плечами 60 лет педагогической деятельности, из которых 50 лет отданы родному интернату.

Но совсем не все знают, что приехала она из Киева в Москву в 1944 году.  Из родного Киева уехала потому, что там всё напоминало  ей  о  гибели родных, расстрелянных гитлеровцами в Бабьем Яру. Да и сама Варвара уцелела чудом. Её,  тогда семнадцатилетнюю девушку, расстреливали вместе со всеми, но, упав от сильной боли в плече, Варвара потеряла сознание, а когда фашисты добивали умирающих после расстрела, она была закрыта от них трупами других людей. Через несколько часов, придя в себя, она выползла из под трупов и земли. Немцы, на её счастье, забросали убитых кое-как, поэтому Варвара не задохнулась. Вся семья из восьми человек, кроме отца, находившегося на фронте, была расстреляна вместе со всеми соседями -  евреями, цыганами, русскими. Идти  ей было некуда. Девушка решила дождаться темноты в парке, а потом где-нибудь на окраине Киева попросить людей, чтобы её спрятали.

Украинская семья прятала Варвару почти два года, хотя на территории Киева и рядом появилось много концлагерей и всяких «пунктов», откуда фашисты угоняли людей в Германию.

 В 1943 году Советская армия  освобождала Киев.

Озверевшие  и перепуганные враги стремились замести свои следы, уничтожая концлагеря вместе с пленными, одновременно они гнали на Запад эшелоны с рабами для Германии. Попала в такой вагон и Варвара вместе  со своими спасителями. А через 20 километров пути от Киева  железнодорожные рельсы были взорваны нашими войсками, паровоз разнесло. Вагоны с людьми  перевернулись, но часть людей в  них уцелела. Спаслась и Варвара, её украинские спасители погибли. В госпитале, куда она попала с многочисленными ранениями, девушка познакомилась с москвичкой. Это была женщина, потерявшая на войне всех своих близких, она-то и предложила Варе поехать с ней вместе в Москву.

В Киеве дома Варвара  жить не могла. Дом их не был разрушен, но каждая мелочь дома напоминала ей о матери, братьях и сёстрах, убитых в Бабьем Яру.

Так в 1944 году Варя оказалась в Москве.  Позже она стала учительницей.

 В молодости, любя свою педагогическую работу, Варвара не вылезала из школы до поздней ночи. Она занималась с отстающими учащимися, проверяла тетради, готовила наглядные пособия к урокам. Дел всегда было пропасть. В редкие выходные отправлялась со своим классом в поход, на экскурсию, в музей, в театр. То, что можно жить иначе, Варвара не понимала, поэтому её личная жизнь не сложилась. Да и пережитые в ранней молодости ужасы войны сделали её очень серьёзным человеком. Она не могла познакомиться на улице, на танцах, в кино. К тому же фактически Варя и не посещала ни танцы, ни кино, вечно занятая в школе.

Нельзя сказать, чтобы она была дурнушкой, особенно в молодые годы. Наоборот, рядом с другими педагогами на многочисленных школьных фотографиях, она выделяется привлекательностью. Но её милое лицо и добрый нрав некому и некогда было узнать, так как единственное общение с людьми её возраста и старше проходило лишь на родительских собраниях.

Ей же встретить свободного молодого человека было негде. Даже летом, когда она покупала путёвку в дом отдыха или на турбазу,  ей как-то уж очень не везло. То состав был преимущественно весь женатый или чисто женский, то с ней знакомились мужчины, с которыми ей было скучно. Так и не узнала Варвара Владиславовна ни любви, ни семейного счастья, ни радости материнства. Подруги-учительницы советовали взять себе ребёнка из детского дома, но  на такой шаг -  одной растить чужого ребёнка, женщина не решилась.

Когда Варваре исполнилось 30 лет, рядом с той школой, где она работала, построили  школу-интернат.

В новое детское учебное заведение набирали сотрудников. Кто-то из друзей педагогов посоветовал Варваре Владиславовне перейти туда:

-   Там дети, обделённые вниманием родителей, много больных среди них. В интернате воспитатели живут вместе с ребятами. Тебе придётся стать для них матерью, а это при твоём характере тебе согреет душу.

С тех пор прошло более 50 лет. Варвара Владиславовна Розанова ни разу больше не меняла место  работы. Жизнью своей она была довольна. Интернатские дети действительно стали её семьёй.

Если кто-то из новых  для интерната людей спрашивает её, давно ли она работает здесь, старушка грустно улыбается и отвечает, что это как посмотреть. Ей самой кажется, что недолго, а люди говорят, что давно.

Жизнь её пролетела как один большой день: молодая, сильная, весёлая учительница утром вошла в класс на урок, потом отправилась с ребятами обедать, затем вместе делать уроки назавтра, позже поужинали, поиграли, почитали или посидели у телевизора. Она уложила вечером всех спать, а сама ждала, чтобы ребята заснули. Утром накормила их, отправила в классы, а сама немного передохнула и тоже пошла на урок. За этими делами не заметила, как пролетели год, пять, десять, двадцать, а сегодня уже и пятьдесят лет.

 Менялись школьники, уходили воспитатели и учителя, а она превратилась незаметно для себя в «бабу Варю» и своеобразную достопримечательность школы-интерната.

  В далёкие теперь 70-ые годы РОНО выделило ей однокомнатную квартиру, в которой и сейчас, в старости,  проживает Варвара Владиславовна. Но в своей квартире старая учительница почти не бывает. Она и в  80 лет большую часть времени проводит либо в интернате, либо где-нибудь на людях. Одиночество в старости страшит. Вот и придумала Розанова, чтобы не думать о болезнях, посещать клуб «Любители кино». В клуб она ходит не реже трёх дней в неделю, а в остальные дни рассказывает ребятам, что она там видела.

Уже в 55 лет Варвара Владиславовна имела возможность стать пенсионеркой, как все женщины по советским законам. Но Розанова даже и не мыслила себя без работы, школы, детей. Учительница она была хорошая, поэтому ни директор, ни завуч интерната не хотели с ней расставаться и на эту тему даже не заговаривали с ней.

Ребята, чувствуя  доброту её нерастраченного сердца, постоянно изливающуюся на них, тянулись к «бабе Варе», как её называли и называют дети за глаза.

Шли годы, ей стало трудно работать воспитателем. Учитель в интернате, как и в школе, занимается с учениками только во время уроков, а воспитатель -это как классный руководитель в обычной школе, только его обязанности шире. Воспитатель кормит ребят завтраками, обедами, полдниками и ужинами, занимается с ними во время самоподготовки,  кому-то помогая делать уроки, а кого-то заставляя делать домашние задания. Воспитатель организует ежедневно свободное время своих воспитанников: читает с ними книги, гуляет, играет, следит за гигиеной детей и помещений, где они живут, наконец, укладывает их спать, а сам не отдыхает, пока все не заснут. Его комната здесь же, на том же этаже, где живут его девочки или мальчики. Обычно воспитатель отвечает за детей спален одного этажа. В любое ночное время ребята могут позвать воспитателя, если возникли у них какие-то проблемы. Воспитатели иногда  ночью вызывают «скорую помощь», если кто-то заболел, словом, они больше напоминают родителей, чем учителей. Поэтому ученики в школе-интернате относятся к своим воспитателям иначе, чем ребята из обычной школы к своим классным руководителям. Например, часто можно увидеть, как, входя в свой класс, дети обнимают и целуют свою воспитательницу, если ночная смена прошла без неё.  Ребята уже соскучились. Она для детей  - «интернатская мама».

«Баба Варя» никогда не ложилась спать, если было её ночное дежурство. Она как мать-наседка обходила каждую спальню, проверяя, не холодно ли ребятам, не раскрылся ли кто-нибудь во сне, не плачет ли кто-то из детей «в подушку». Ведь у многих из них были недетские заботы, связанные с плохими родителями, чаще отцами. Сколько грустных историй выслушала учительница за долгие годы работы с ними. Каждому ребёнку Варвара старалась находить слова утешения, пыталась отвлечь от недетской тоски одиночества.

 Кто-то из ребят имел врождённые болезни, мешающие по ночам заснуть. Около таких детей приходилось иногда просидеть всю ночь, растирая и поглаживая больную ручку или ножку, пока ребёнок не перестанет мучиться. Были дети, живущие и вовсе без родителей, а лишь с опекунами, сдавшими их в интернат и забывшими их.  С этими ребятами было труднее всего. Они разуверились во взрослых, им надо было объяснить, что их опекуны - плохие люди, а хороших людей намного больше. Варя всей своей жизнью доказывала им это. «Бабе Варе» дети верили и любили её.

Расписание  для учителей-воспитателей строилось так, чтобы после ночного дежурства  им на уроки надо было  выходить либо во вторую смену, либо только на другой день. Но и в этом случае воспитатель выспаться  никогда не мог. Однако Варвара Владиславовна  не жаловалась даже, если совпадали подряд два дежурства. Она знала, что не успеет отдохнуть, а ей уже придётся проводить уроки, но никогда не жалела себя. Её любовь к детям  была сильнее собственной усталости. Недаром в учительской  стенной газете, посвященной «Дню учителя», она написала такие стихи:

В нашем шумном доме вечно суета,

Где-то снова грязно, где-то чистота.

             Кто-то сшиб мальчишку, тот расквасил нос.

             Эти двое с шишкой. В вестибюле –пёс?!

Тысяча ботинок, шапок и шарфов,

Ручек и резинок, кедов и штанов!

              Человек, пришедший с улицы, вздохнёт:

               « Станешь сумасшедшим, кто их разберёт?»

Мы ж, привыкнув к шуму и любя детей,

Знаем без раздумий, кто кого сильней.

              Кто сегодня смелый, чей тоскует пёс,

              Кто беды наделал, чей разбили нос.

В буднях наших шумных, до смерти устав,

Заставляем « трудных» выполнять Устав.

                И при этом многие( правдой не греша)

                К нам бегут навстречу, радостно спеша.

Нас хотят увидеть, с нами жизнь узнать,

Подлость ненавидеть, трусость презирать.

                Хоть работа наша многих дел трудней,

                Правда же, коллеги, нет её милей!

   

Только к 60-ти годам  Розанова отказалась от ночных дежурств и работы воспитателя. Боли в сердце и повышенное давление заставили старую учительницу значительно сократить свою нагрузку в школе. Ей, конечно же, администрация пошла навстречу. И тут Варвара Владиславовна удивила всех. С этих же лет она перестала брать заработную плату. Свои деньги  учительница ежемесячно  стала приносить в кабинет директору, и просить, чтобы их затратили на нужды интерната. Поступок свой  Розанова объяснила тем, что за долгие годы жизни  в интернате у неё скопилось достаточно денег, чтобы  нормально дожить свою жизнь. Кроме билетов на просмотры фильмов в клубе, она денег ни на что не тратит. Ест два раза в день в школе, а за это у неё вычитают из зарплаты часть суммы. Одежды набралось столько, что её  не сносить до самой смерти. Вот и получается, что зарплата ей не нужна, зато интернату всегда требуются деньги.

Прошли ещё десять лет. Варвара Владиславовна теперь ещё меньше взяла себе уроков, но каждый день приходила в школу, чтобы чем-то помочь, с кем-то из детей позаниматься.  Заработанные деньги она по-прежнему отдавала директору.

И  через следующие 10 лет картина та же. Она и сегодня работает, а зарплату относит директору.

Все  60 лет  своей педагогической деятельности  Розанова преподаёт детям «классический» английский язык, так она выражается. Что  старая учительница подразумевает под словом «классический» - сказать трудно, но учила и учит она ребят  основательно. И это не удивительно, ведь учителем английского языка Варвара стала не случайно. Она его выбрала в знак великой благодарности двум английским лётчикам, спасшим её отца, тоже лётчика, во время Великой  Отечественной войны от смерти.

 Англичане нашли подбитый советский самолёт, а в нём полуживого лётчика.  Английские  парни доставили отца Варвары в госпиталь, тем самым спасли ему жизнь.

После войны отец разыскал этих лётчиков и до самой смерти переписывался с ними.

Узнав об этой истории от отца, Варвара стала мечтать о том, чтобы, выучив английский язык, поехать в Лондон и  там поблагодарить этих людей за себя и от имени отца на чистом английском языке.

Но когда она уже знала язык настолько, что могла бы на нём разговаривать не только в Москве, но и в Лондоне,  денег на дорогу не было. Потом школьные дела,  заботы в интернате  не давали думать о поездке.

После смерти отца, она ещё писала его друзьям примерно год, но письма  из  Лондона приходили всё реже и реже, а потом и совсем прекратились. Варвара решила, что друзья отца или умерли, или стали настолько старенькие, что писать уже не могут. На её письма ответов не было, поэтому  Варя перестала писать тоже.

В 40-50 лет Варвара Владиславовна ещё надеялась, что всё-таки  поедет в Лондон. Но когда ей перевалило за 50, то уже не хотелось уезжать никуда дальше Подмосковья. Возраст и здоровье стали напоминать о себе.

                2.

Среди учеников, которых вырастила Розанова, было немало хороших, достойных людей, но в душе своей  и сегодня хранит она из сотен ребят только некоторых, особенно дорогих её сердцу, ставших для неё родными.

Варвара  тогда работала в школе шестой год. Её назначили классным руководителем в   пятый класс «б», где училась маленькая девчушка. Девочку эту одноклассники называли не иначе, как Леночка. Дело в том, что девочка эта не похожа была на пятиклассницу, она ростом напоминала детей 2-3 класса.  Такая  вот «Дюймовочка» в обычном классе.

Но при малом росте Леночка была очень хорошим человечком, за что её  ценили ребята 5«б»  и уважали учителя. Для классного руководителя, то есть для Варвары Владиславовны, эта девочка была просто находка. Леночку  ребята выбирали старостой или председателем совета отряда каждый год, начиная с пятого класса и до восьмого.  Три года Леночка была правой рукой своей классной руководительницы. Все дневники, уборки, дежурства по школе, субботники, походы и посещения театров, музеев – всё могла организовать Леночка, всё проверить, всех заставить сделать любую работу и при этом ребята с ней никогда не ссорились.

Ещё замечательными качествами  «Дюймовочки» были скромность и трудолюбие. Они проявлялись во всём и, прежде всего, на занятиях в школе.

Леночка училась хорошо, но по русскому языку и по английскому у неё были «тройки». Девочка очень стеснялась этого, ведь её всё время выбирали ребята то председателем пионерского отряда, то старостой. Значит, надо быть примером для ребят, но как она ни старалась учиться по этим предметам лучше, ничего не получалось. Ей очень хотелось исправить «тройки», она зубрила все правила по русскому языку,  но не умела их применить, часами сидела староста за английскими учебниками, но «воз был и ныне там». И вот в шестом классе Леночка, отчаявшись исправить «тройки» самостоятельно,  попросила Варвару Владиславовну позаниматься с ней после уроков дополнительно. Та конечно согласилась. На занятиях с девочкой Розанова поняла, что Леночка знает все слова, что требуются по программе, прекрасно может переводить текст, но совершенно не слышит, как надо произносить эти слова, то есть устную речь. Учительница и ученица могли десятки раз прочитать  вслух одно и то же вместе, и всё-таки девочка самостоятельно  то же самое правильно прочитать так и  не могла. Учительница посоветовала Леночке купить пластинки для школьников, обучающихся английскому языку, и повторять за диктором всё, что он произносит. Ученица выполнила задание, но дело не сдвинулось. Вероятно, что-то у ребёнка было со слухом. Тогда Варвара Владиславовна решила пойти на хитрость. После каждой «тройки», которую перед всеми ребятами она не могла не поставить Леночке, не умеющей правильно произносить то, что другие  одноклассники прекрасно произносили, учительница давала девочке  письменный перевод какого-нибудь текста. «Дюймовочка» блестяще справлялась с работой. За переводы можно было поставить «5». Таким образом за четверть, а потом и за год ей можно было выставить  долгожданную «четвёрку». Леночка очень радовалась, что исправила английский язык.

«Тройки» же по русскому у «Дюймовочки» продержались до седьмого класса, когда, кроме диктантов, ребятам стали часто задавать изложения и сочинения. В них можно было одни слова заменять другими и не думать о правилах, если не знаешь, как что-то пишется. Этот приём превратил, наконец, любимую ученицу Варвары Владиславовны в «хорошистку». Больше «тройки» не мучили Леночку.

В восьмом классе ребята участвовали в кроссе на приз газеты «Комсомольская правда». «Дюймовочку» увидел тренер спортивной школы, пригласил зайти. Так она сначала стала заниматься спортом, а потом  сменила обычную школу на школу со спортивным уклоном.

Через 20 лет, когда высокая стройная Леночка пришла в школу на вечер встречи выпускников с преподавателями, ученица рассказала своей бывшей «классной», что сманил её  тогда тренер обещанием, будто она очень быстро вырастет, если придёт к ним в спортивную школу. Оказывается «Дюймовочка» страдала от своего роста, о чём Варвара не догадывалась - ведь все любили девочку-малышку.

- Как видите, не обманул меня тренер, - засмеялась Леночка.

 С тех пор  прошло уже много десятков лет, но обе женщины встречаются друг с другом  не реже, чем раз в году, звонят друг другу часто, а  любят друг друга по-прежнему нежно и сегодня.

                3.

Второй дорогой учительскому сердцу человек учился у неё в интернате

 в 70-ые годы.

 Этот мальчик имел очень трудное детство.

Отец его умер, когда Илье было три года. Мама вышла вторично замуж через год. Отчим хорошо относился к мальчику, любил мать, но не прожили они и двух лет, как отчим попал под машину. Мать была  в это время беременна, на нервной почве у неё  прошли преждевременные роды. Ребёнок выжил, но был настолько слабым,  что матери с ним приходилось часто лежать в больницах. Старший Илья в свои шесть лет оставался дома совсем один. Соседки раз в неделю отводили мальчика в  детский сад на пятидневку, а по субботам и воскресеньям он фактически жил сам. Соседи кормили его, приглашали к себе в гости, но вечером он уходил спать в свою пустую комнату.

Когда Илюша дорос до школы, мать первым делом оформила его в интернат и попросила директора не отправлять мальчика по субботам и воскресеньям домой, если она будет в больнице. Директор обещала.

 Кроме Ильи в интернате были ещё дети, которым некуда было идти по субботам и воскресеньям. Их было всего трое, все мальчики. Воспитатели знали  об этих детях. Поэтому, если смена какого-нибудь  воспитателя заканчивалась в пятницу, то он запасал из столовой  ребятам еду на два дня, зная, что столовая в эти дни  работать не будет. Завхоз, вопреки запретам пожарных, поставил возле спальни мальчиков электрическую плитку, чтобы они погрели себе суп, кашу, чай, словом, всё, что понадобится. Сторож тоже навещал их в эти дни, а иногда вместе с ними ел.

Английский  язык  в интернате изучали с третьего класса, поэтому с Варварой Владиславовной Илья познакомился в третьем классе.

Что такое одиночество для ребёнка учительница понимала лучше кого бы то ни было, и очень жалела мальчишек, не имеющих дома даже по выходным. Иной раз по субботам она оставалась с ними в интернате,  чтобы поиграть или поговорить с детьми, а то приносила им  что-нибудь вкусное, приготовленное дома специально для них. Ребята отвечали ей любовью на её заботу.  Варвара понимала, что им всем не хватает  тепла, ласки,  человеческой доброты и всем своим золотым сердцем стремилась согреть обездоленных детей.

 Из этих четверых ребят только Илья изучал английский у Розановой.

Как-то в воскресенье Варвара зашла к ребятам в интернат и увидела, что Ильи с ними нет. Ребята сказали, что  его мать вышла, наконец, из больницы. Учительница порадовалась за мальчика, но на другой день она встретила своего ученика в коридоре очень расстроенного. Выяснилось, что теперь уже маму  без брата кладут в больницу, потому что ей самой надо  срочно делать  какую-то  операцию, иначе она может умереть.

 Чтобы всё до конца понять, Варвара Владиславовна пошла домой к ученику. Мать  рассказала учительнице, что у неё нашли  миому, которую надо срочно удалять. В больницу женщина должна лечь через два дня. Маленького сына она пока отдала  семье брата, а Илюше придётся в это время опять пожить в интернате.

 Варвара ушла в интернат, размышляя о мальчике, а  Илья остался возле матери. Учительница разрешила ему эти дни побыть дома, пока мама не в больнице.

Через неделю мать Илюши умерла. Семья брата взяла опекунство над детьми. Илье было тогда 10 лет, а  его братишке три года.

Но дяде быстро  надоело заботиться о племянниках. Он сообразил, как «облегчить» себе существование уже через месяц. Илья теперь неделями жил в интернате, а младшего  отдавали в детский сад на пятидневку.

Так как малыш  по-прежнему часто болел, то дядя, передав ребёнка при первой же возможности в больницу, забывал о нём на месяц, а то и больше.

Так прожили дети около года. Однажды дядя заявил Илье, что он уже достаточно взрослый, чтобы самому водить брата в детский сад, а потом забирать его на выходные  дни домой. С этих пор в понедельник утром одиннадцатилетний мальчик вёл брата в сад, а потом бежал в интернат.

 Дядя, кроме того, стал забывать давать  детям деньги на еду в субботы и воскресенья.  Илье приходилось в пятницу приводить  брата в свою спальню в интернате, где на чьей-нибудь свободной кровати братишка спал два дня, питаясь остатками от столовой, припасёнными воспитателями с пятницы.

От всей этой недетской жизни Илья стал очень нервным и обидчивым. Если ему казалось, что с ним поступают несправедливо, мальчик начинал кричать, иногда, доводя себя таким образом до истерики. Когда у него что-то не получалось по школьным предметам, он мог нагрубить учителям, подраться с одноклассниками. В это время он совершенно терял над собой контроль.

Как-то на уроке английского языка ему, как и всем другим, надо было перевести текст из учебника на русский язык. Илья нашёл в словаре все нужные слова, но фраза не получалась. Он переставил их местами, но лучше не стало. Мальчик снова поискал эти же слова в словаре, взяв на этот раз теперь к ним новые  значения. Однако смысл текста  был непонятен. От этих поисков мальчик устал, рассердился на себя, обозвав себя мысленно тупицей, разозлился на учительницу, что она даёт такие трудные задания, на своего соседа по парте, что у него тоже ничего не выходит,  поэтому даже списать работу негде! Схватив учебник, Илья запустил им в угол класса, словарь швырнул в другой угол, а сам с рыданиями выбежал в коридор.

Варвара Владиславовна нашла его под лестницей, где, уткнувшись в перилла, он горько плакал. Жалость к этому ребёнку залила её до краёв. Учительница обняла вздрагивающего от слёз мальчика, села прямо на ступеньки, посадила его, как маленького, себе на колени и стала гладить по голове. Он, вероятно, вспоминая сразу все свои беды, никак не мог перестать плакать. Хорошо, что урок, с которого он убежал, был последний, иначе ни он, ни учительница не смогли бы попасть на любые другие занятия, так разволновались они оба.

С этого дня Варвара Владиславовна старалась найти малейший повод, чтобы погладить его по голове в игровой комнате и перед сном, укладывая в постель, похвалить его за что-нибудь во время урока, постирать его брату одежду в один из своих выходных дней. Она видела, как постепенно отогревается мальчик от её внимания и ласки.

Израненное сердечко Илюши рубцевалось под её добрым неусыпным взором. Прошло совсем немного времени. Мальчик сам был готов уже за «бабу Варю» умереть. Научил Илья и брата любить свою «англичанку». Когда перед 8 марта дети готовили сувениры  мамам и бабушкам, оба брата делали подарки Варваре Владиславовне.

Как-то у их дяди был юбилей. На празднование этого дня он взял племянников на выходные к себе. Для своих детей и детей гостей был отдельно от взрослых накрыт  большой стол. На столе стояло много такого, что братья при своей интернатской жизни в глаза не видели. Они, конечно же, старались всё вкусное попробовать. Илья даже боялся за брата, что у него заболит живот, так много тот ел.

В понедельник, вернувшись в интернат, Илья принёс «бабе Варе» гранат, специально прихваченный им с дядиного стола для учительницы. А через неделю в пятницу выяснилось, что младший братишка всю неделю хранил для неё шоколадку. Обёртка лакомства изорвалась, сама она измялась, но столько неподдельной радости светилось в лице парнишки, протянувшего Варваре угощение, что та чуть не расплакалась. Так тронула её забота малыша.

Учился Илюша неплохо, главная отметка у него  по многим предметам была «четвёрка», по английскому тоже было «4». Отличных отметок он почти не получал, а вот плохие оценки иногда бывали.

 Когда он добрался до девятого класса, то Варвара  спросила, куда же он  пойдёт дальше? Илья ответил твёрдо, как давно продуманное, что пойдёт  в поварское училище, чтобы самому быть сытым и иметь деньги, чтобы накормить брата. Учительница промолчала, мысленно отругав себя за то, что так мало кормила мальчика все эти годы, заботясь, прежде всего о его здоровье, настроении, развитии, одежде, а о еде вспоминала лишь  иногда по необходимости.

Жизнь Ильи сложилась удачно. Он давно женат, у него хорошая семья, двое детей.  Когда  в 1984-ом году его назначили директором нового крупного ресторана, Илья Тимофеевич пришёл в интернат с пригласительными билетами на торжественное его открытие. Многие учителя посетили тогда этот праздник. Была на нём и Варвара Владиславовна.

С того праздника прошло более 20 лет.

С тех пор Илюшеньку учительница не видела, как он теперь живёт, не знает. Скучает без него « баба Варя», но не хочет навязываться, надеясь, что он сам, наконец-то, вспомнит об «интернатской маме».

                4.

Среди самых способных к языку детей запомнилась «англичанке»  Алла Малеева. Варвара тогда, как воспитатель, отвечала за седьмой класс «А». Ночевала  учительница во время  каждого своего  дежурства в корпусе девочек из этого класса.

Однажды в спальне, где жили две её ученицы, уже после 22-х часов в их комнате она увидела свет. Учительница пришла к ним узнать, в чём дело. Войдя в комнату  Варвара Владиславовна застала картину, когда обе подружки, зажмурив глаза ,что-то говорили, сидя раздетыми на кроватях. Оказалось, что они наизусть повторяют английские стихи, заданные им назавтра. Воспитательница выключила свет, сказав, что если стихи выучены, то их можно повторять и в темноте, причем лёжа, а не сидя. Тогда Алла стала лёжа декламировать стихи из народной английской поэзии. Читала она стихи с выражением, произношение было прекрасное, поэтому учительница со смехом сказала, что завтра на уроке её слушать не будет, а сразу поставит в журнал «5». Подружка тоже захотела «5», ведь и  она  выучила задание. Пришлось в темноте выслушать и её.

С тех пор  каждое дежурство Варвары Владиславовны Алла Малеева из темноты спальни поражала  слух учительницы чем-нибудь на хорошем английском языке. Это могли быть произведения известных и не очень английских и американских писателей, поэтов. Девочка могла пропеть народные песни, неизвестно где ею услышанные. Часто это не имело никакого отношения к домашнему заданию. Алле просто хотелось порадовать Варвару. Подружка тоже старалась изо всех сил.

 «Англичанке» игра  учениц очень нравилась. Она стала в спальню к девочкам приносить книги на английском языке разного содержания, чтобы подружки больше упражнялись и в языке, и в чтении. В те вечера, когда учительница оставалась с ними на ночь, она с этими двумя девочками говорила только по-английски, предлагая тем самым им тоже поиграть в иностранок. Ученицы весело откликались на  такую игру.

Соседка Аллы в 9-ом классе ушла из школы, поступив в Строительный техникум, там английский ей практически был не нужен. Но,  придя в гости в интернат, она  и сегодня с радостью встречает свою учительницу, с улыбкой  и удовольствием вспоминает и уроки, и их с Аллой  монологи в спальне.

Алла Малеева закончила в интернате 11 классов. Она решила поступать в педагогический институт на факультет иностранных языков. Ей хотелось так же, как любимая  Варвара Владиславовна всю жизнь учить ребят английскому языку.

Прошли несколько лет, и действительно молодая учительница забежала в гости к «бабе Варе», рассказав, что работает недалеко от своего дома в «английской» школе.

Старая и молодая «англичанки»  до сих пор часто видятся, обсуждают всякие проблемы и как коллеги, и как родные, в сущности, люди.

                5.

 Недавно 80-летняя «баба Варя» опять удивила всех педагогов в интернате.

Варвара Владиславовна обратилась на педсовете к учителям с просьбой:

- Дорогие мои коллеги, я уже старая, не сегодня-завтра могу умереть. Прошу  отнестись к тому, о чём я попрошу вас, серьёзно. Вся моя жизнь прошла здесь, в стенах нашего интерната. Ему я отдала 50 лет своей жизни. Мне хочется и после смерти остаться с ребятами, ради которых я жила, живу сегодня, и буду жить до последнего своего вздоха.  Прошу вас не хоронить меня, а кремировать, пепел же, пожалуйста, разбросайте в нашем дворе, чтобы я навсегда осталась с вами и с детьми, которых так люблю. Это всё я говорю сейчас, пока здорова, мозги мои в порядке, чтобы не было сомнений в том, о чём я  прошу. Вдруг вы меня не поймёте, если я серьёзно заболею.

Педагоги не знали, что и сказать. Кто-то стал уговаривать старушку, что она 100 лет проживёт и о смерти ей говорить рано, кто-то промолчал. Но факт остался, просьба произнесена. Как с ней быть? Ведь родственников у учительницы нет, значит, интернат должен будет хоронить Варвару Владиславовну. Выполнит ли педсовет её завещание?

Варвара Владиславовна  сегодня здорова, стройна, весела, проводит в день четыре урока, потом едет в клуб «Любители кино».  На другой день с юмором, достойным пера Чехова, рассказывает коллегам и ученикам о том, что видела в клубе. Глядя на неё, не подумаешь, что ей  80 с «хвостом». На учительских праздниках-«междусобойчиках»  старушка всегда одета нарядно и со вкусом, после застолья никогда не уходит домой, а обязательно танцует ни меньше молодых учительниц. Правда, ультра модных танцев она не знает, но если играет вальс, все коллеги расступаются, чтобы посмотреть на грациозную танцовщицу. Хотя в последние годы она стала жаловаться на отдышку, мешающую ей танцевать.

Вот такая учительница, такой человек живёт рядом, вот такая просьба…

 


Рецензии