Ответ ницшеанству

Ответ ницшеанству.

Ницше писал, что социализм, создавая общество "зажиточных", отрицает развитие "дерзновенного разума». Взглянем на историю философии сквозь призму "низменных" потребностей: есть, пить, спать и проч. Тяжелый и монотонный труд (добывание пищи – полу инстинктивные действия), занимавший почти все время первобытного человека, не оставлял ни шанса на абстрактное теоретизирование. Рабовладение предоставляет большие возможности для господствующего слоя и отрицает их у рабов. Культура рабов, пробиваясь из-под гнета непрерывного труда, не пересекалась с культурой господ, даже воспринимая некоторые ее воззрения и идеи. Ученый раб - тоже раб. Это "третье сословие" носителей культуры античности - пропитанные идеями властвующих, взращенные среди них, рабы бунтовали против нее, находя и кристаллизируя в ней идеи, подходящие для оправдания своей борьбы. Страстно желая свободы, с культурой господ обращались они к своим необразованным коллегам. И ужасным было их разочарование, когда видели они, что их идеи воспринимаются как идеи поработителей, они сами - как самые верные слуги господ. Превозмогая себя, убивая в себе раба (а значит и стремление к абсолютной свободе), становились они поработителями своих товарищей и вели борьбу с аристократией, считая уже себя равными ей, и неминуемо терпели поражение. Феодализм - появление у крестьянина досуга, усложнение трудовой деятельности - причины возникновения примитивных философских концепций. Феодал, не трудящийся вообще, создает концепции сложнее и запутаннее, всеохватывающие, но временные, ибо они объясняют прошлое и настоящее, и лепят из них будущее, т. е. отсутствует анализ. Часто идеи высших слоев проникают к крестьянам и ремесленникам, и те создают опростившиеся концепции, из которых часто выбрасывается идея самостоятельного творчества человека. Бог, не подвергаясь теологическим обработкам, у них отождествляется с судьбою и роком, так как жизнь низшего сословия целиком контролируется феодалом, и досуг, так или иначе, посвящен в большей степени подготовке и обдумыванию будущего трудового акта. Капитализм дал свободу острого ищущего разума хозяину и свободу усталого и изнеможенного - рабочим. Много ли великих мыслителей среди пролетариата? Проклинающие сытую жизнь теоретики, рисующие рабочих как аморфную массу цели которой "низменны", достижение которых якобы повлечет смерть разума, сами распластались в этой луже низменности. Философские концепции рождаются и бьются, терпят поражение и умирают в этом сумасшедшем доме, которым являются "философские собрания", жизнь остается за окном, ее движение каждый ловит в определенный миг и из этого искусственно остановленного мгновения создает целую систему, заранее обреченную на смерть. В заключение, избавимся от самого определения "сытость". Возьмем, например, Мастера Булгакова. Он творит гениальный роман о Понтии Пилате. Когда? Для этого нужен лотерейный билет с крупной суммой - тогда уютный подвал и самодостаточность ему обеспечены. Он сыт в той мере, в какой ему это необходимо. Сам по себе лотерейный билет с выигрышем - это сытость, но творчество и самодостаточность - это независимость. Там где останавливается Ницше, там надо идти дальше! Сытость для человека не есть цель, а скорее средство. Чем производительней труд, тем он быстрее справляется с задачей обеспечения человека всем необходимым и тем меньше времени он занимает. В привычке, которую рождает труд практика, мысль вынуждена частично самоустраняться, свободное от труда время - время, когда оживает мысль, когда homo sapiens живет. Почему же Ницше определяет "сытость" рабочих как цель? Тацит писал: "Мы ненавидим тех, кого мы обидели". Свободный от труда практика - то есть от необходимых периодов атрофии мысли, человек, на наш взгляд, должен чувствовать свое привилегированное положение по отношению к рабочему. А так как история классообразования для Ницше не секрет, то, определяя себя в группе господ, он ненавидит "рабов" - это историческая ненависть, ненависть поколений. Есть еще одна причина: труд практика рождает особую привычку, которая не только "знает" область своей деятельности, она идентифицирует себя с нею, живет в ней и нею может изменяться. Это высшая привычка, совсем отличная от инстинкта. Теоретик XIX века ее мог и не понять (исключения, открывшие миру глаза на различие привычки к труду и инстинкта, мы знаем - Маркс и Энгельс). То, что непонятно, Ницше избегает анализировать, производя подмену понятий. Так родилась легенда о животном, полуинстинктивном характере труда рабочего, которая сегодня активно реанимируется, и так родилась "сытость" как цель "массы". Мы показали, что этот взгляд не объективен и достаточно узок.


Рецензии
Вечер добрый.
Здраво, разумно, объективно. Унижение труда пронизывает весь постперестроечный период, напоминая безумца, который рубит сук на котором сидит. Как мне кажется, народ наш просто очумел от отсутствия труда полного смысла, а не токмо ради желудка.

Ирина Родионова -Снегина   30.04.2015 20:14     Заявить о нарушении
Спасибо, и я так думаю, стараюсь свою работу лучше осмыслить, понять, кому помогает конечный продукт. Вообще советский период огульно очерняли в свое время, а культура труда была лучше.

Вячеславович Станислав   30.04.2015 20:31   Заявить о нарушении
Насколько я понимаю, официальная наука, или то, что осталось от нее, не рассматривает советскую эпоху в полном объеме, а выдергивает из советского прошлого нужное в данный момент. Причем, трактуя и корректируя, как душеньке угодно. Вряд ли ситуация изменится. Очевидно, пока не уйдут нынешние правители чье рыльцо в пушку советских времен, все так и будет буксовать.

Ирина Родионова -Снегина   30.04.2015 22:04   Заявить о нарушении