Мишеронские деликатесы в войну

                Мишеронь - небольшой рабочий посёлок
                километрах в 200 от Москвы...

   Этот эпизод из жизни посёлка в войну рассказала мне моя бабушка, Векшина Любовь Кирилловна.
   Деда тогда забрали в армию и на руках у моей бабулечки остались две малолетние дочери: Валя-моя будущая мама, и Рая-тётя. Завод работал как обычно, но лозунг «Всё для фронта, всё для победы «  начисто выскреб все прилавки всех магазинов. Хлеб, конечно, по карточкам давали, давали и ещё что-то, но попробуй ты накорми этими крохами детей!
В соседнем доме жила семья Кожевниковых – тётка Наталья и дядя Андрей, которым тоже приходилось не сладко, потому что каждодневно разевали голодные ротики их дети –  Полина, Маруся, Оксана. Но тут хоть дядя Андрей был дома, в семье..! 
   Моя бабушка ещё с давних довоенных лет дружила с тёткой Натальей, ну и в военное лихолетье помогали друг-другу чем могли…, а чем там мочь-то?
   Во время битвы под Москвой, если в сумерки залезть на крышу дома, то глядя в сторону Москвы можно было увидеть зарево в полнеба от боёв за столицу!!!
Однажды моя бабушка, слезая с крыши, углядела, что тётка Наталья раза три прошмыгнула из дома в сарай и обратно. Женское любопытство взяло верх и накинув на дверь крючок, моя бабуля поспешила к Кожевниковым. Постучавшись и открыв дверь баба Люба чуть не свалилась в обморок от ударившего её в нос запаха. А у горевшей печи хлопотала над сковородкой тётка Наталья. «Проходи, Люба, проходи. Присаживайся…, а мы вот тут блины печём» - скороговоркой проговорила хозяйка. На столе на тарелке высилась горка блинов, от которых исходил тот самый тошнотворный запах, который чуть не отправил мою любимицу в нокаут. А вокруг блинов сидели дети тётки Натальи и дяди Андрея и за обе щеки уплетали эти самые блины. « Да ты, Люба, угощайся, я сейчас и для тебя напеку!» - приговаривала немного растерявшаяся подружка. Бабуля присела к столу. Вэяв сверху горячий, пышный, румяный блин и откусив кусочек, бабуля зажав рот ладошкой бросилась вон из избы и на улице, опростав рот, набила его снегом и снова всё выплюнула. Зайдя в дом обратно, баба Люба спросила: - « Наталья, ты из чего это их печешь-то?» Около плиты стояло ведро с какой-то бурой массой. « Люб, ты только не говори никому… Помнишь, года за три до войны колхозники закопали в яму три машины картошки? Вот Андрей и вспомнил про неё, да какая уж там теперь картошка – баба Наталья горестно кивнула в сторону ведра- Вот Андрей начерпал три ведра, да так и кормимся…. Баба Наталья заплакала, утирая глаза краем фартука…
   Вот так, кто как мог, выживали Мишеронцы в ту проклятую войну….


Рецензии