Сталин и Хрущёв в нашей жизни

Это было в конце сороковых годов. В нашем дворе среди мальчишек разгорелся спор: кто лучше Сталин или Ленин. Спорили 12-13-летние парни, а мы первоклассники и прочие дошколята с интересом наблюдали, чья будет победа. Примеров «за» и «против» приводилось много, каждый отстаивал своё. Спор вдруг внезапно закончил маленький мальчик, который спросил:

     -У вас в школе висят портреты Ленина? Нет! А вот Сталин в каждом классе, да ещё на стене у лестницы. Почему? Потому что он главнее!

Все ребята стали вспоминать  портреты в своих школах, мы – девчонки из женской школы тоже подтвердили, что у нас в школе портретов Ленина нет, а Сталин, как и у мальчишек в классах есть. Так Сталин «победил» в нашем дворе. Вернувшись после прогулки домой, и, находясь, ещё вся под впечатлением спора, я спросила:

-Мам, а кто, по-твоему, лучше Сталин или Ленин?

Мама сидела, склонившись над рукописью, которую надо было срочно сдать, поэтому, не вникая в вопрос, машинально ответила:

    -Конечно, Ленин!

Потом, видимо, поняв с кем, и о чём она говорит,  повернулась ко мне:

-А почему ты об этом спрашиваешь?

Я рассказала ей о дворовом споре и о том, чем он закончился. Мама почему-то стала очень серьёзной, даже грустной, заглянула мне в глаза и тихо произнесла:

-Запомни на всю жизнь, что Ленин лучше и важнее Сталина, но если ты когда-нибудь об этом где-нибудь скажешь, то и мне и тебе будет очень плохо.

Её серьёзный тон, грустный вид напугали меня. Я промолчала и уже побоялась спросить, почему об этом надо молчать, когда только что во дворе вместе с  ребятами говорила, что хотела. Но маму я любила, ей верила во всём, поэтому решила, что буду про Ленина  молчать. Меня удивило лишь почему, раз Ленин лучше, нельзя об этом сказать тем, кто был во дворе за него.

В третьем классе все мы вступили в пионеры и громко обещали возле Мавзолея «Быть всегда готовыми бороться за дело Ленина-Сталина». Когда я пришла с красным галстуком на груди домой счастливая, что теперь и я – пионерка, мама выслушала все мои восторги по поводу приёма в пионеры, поздравила меня и сказала:

-Теперь ты должна быть достойной дела Революции, дела Ленина.

-Да, я знаю, мы все теперь будем защищать дело Ленина-Сталина, мы дали клятву у Мавзолея.

Мама ничего не ответила.

Приняли нас в пионеры перед самым праздником 7 ноября. А в годовщину Октября я вместе с друзьями и родителями отправилась на демонстрацию, на Красную площадь. Шли мы ужасно долго, я очень устала. Но мои труды были вознаграждены тем, что колонна, в которой   мы шли, проходила по Красной площади у самого Мавзолея. Там на трибуне стоял Сталин. Вся площадь кричала: ура! Я была в этот момент в каком-то восторге, как и все вокруг. Позже во дворе все мы, ребята, побывавшие на демонстрации, наперебой рассказывали остальным, что видели Сталина и чувствовали себя счастливейшими людьми на свете.

До 1953 года в школе на линейках, которые проходили  каждое утро,  мы привычно повторяли ежедневно: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» Этот ритуал никого не смущал. Казалось всё нормальным.

Среди учителей нашей женской школы была учительница истории, которая пришла к нам в пятом классе. Звали её Мария Владимировна. Эта женщина крупная, громогласная не признавала никогда никаких ей возражений, ни по какому поводу. О том, кто такие  - Суворов, Кутузов, Пётр 1 и прочие исторические личности мы от неё  не слышали, зато она требовала  иметь тетради с цитатами из произведений Ленина и Сталина. Много выписал в тетрадь – получаешь 5, поменьше – 4 и т.д. Историю мы дружно не любили, как и «Марью».

Огромная и громкая, всегда сердитая «Марья» 5 марта 1953 года вдруг пришла к нам на урок с заплаканными глазами и, еле сдерживая рыдания, всхлипывая, произнесла:

-Зоя Космодемьянская, когда её вешали фашисты, крикнула им из петли: всех не перевешаете, Сталин в Кремле! Сегодня нет Сталина, он умер.

Она не смогла договорить, опустила голову на руки и заплакала, мы заплакали тоже. Удивительно было видеть в таком виде Марию Владимировну, жалко Сталина, страшно стало: как же мы все теперь будем жить без него.

Всем взрослым и детям запомнились похороны вождя. В нашей семье они могли обернуться бедой. Двоюродного брата едва не задушили в толпе у Дома Союзов, он чудом уцелел, благодаря сильному парню, выдернувшему его из давки. Я же в тот день не пошла с братом чисто случайно.

Через месяц мне исполнилось 14 лет. Я вступила в комсомол. Все мои помыслы были о Сталине, Ленине, героях-комсомольцах, погибших на фронте.

На демонстрацию 1мая надо было обязательно идти, раз я теперь комсомолка, но мне не хотелось, ведь Сталина на трибуне не будет.

Речь Хрущёва на ХХ съезде читали лишь на закрытых партсобраниях. Дома мои родители-коммунисты  её не обсуждали. Однако мне врезались в память слова  отчима, когда, услышав про «Куськину мать», я дома стала ругать Никиту Сергеевича. Мой немногословный отчим произнёс:

-Да, вероятно, глава государства не имеет права так выражать свои эмоции, но я Хрущёву готов простить всё за его речь на ХХ съезде. Он тогда прекрасно понимал, что шишки, прежде всего, посыплются на его голову. Ему ничего не простят, тем более, что он далеко не святой и тоже приложил руку к репрессиям, особенно на Украине. Но тем больше Никита Сергеевич заслуживает уважение за своё мужество.

 Тогда мне это слышать было странно.

 К ХХ11 съезду уже о «культе личности» писали и говорили везде. Узнала и я о родственниках наших знакомых, которых реабилитировали в это время  посмертно. Моё отношение к Сталину изменилось. Но привычка с детства верить товарищу Сталину сидела  где-то внутри меня: я верила и не верила всему тому, что читала и слышала о нём.  Неужели Сталин вёл двойную игру?  Он всегда говорил правильно, по-советски, а поступал вопреки тому, что говорил? Но документы убеждали, что так было и с большими вопросами, касающимися всей страны,  и с отдельными гражданами или группами. Я всё искала для него какие-то лазейки стратегического или политического характера, оправдывающие его, мне не хотелось верить в лицемерие Сталина. Иной раз удавалось найти оправдание его поступкам, но  теперь уже это меня не успокаивало.

В конце 80-х, а потом в 90-е годы стали доступны партийные архивы и архивы КГБ. Я ничего  другого кроме них не могла читать долгое время. Необходимо было понять, разобраться, кто же такой был Иосиф Виссарионович Сталин. Сейчас мне о нём известно очень много. Из переписки Сталина с лидерами глав государств-противников коммунизма и документов правительств-сторонников социализма можно судить о Сталине, как о политике. Из его личной переписки, из его работ, множества воспоминаний о нём появляется портрет человека, которому до сих пор хочется задать огромное число вопросов. Я и сейчас не могу понять, почему умные смелые люди первого Советского правительства переродились настолько, что допустили всё это. Как сам-то Сталин смог стать тем, кем он стал? Почему  соратники Ленина были настолько слепы, что отдали ему всю власть? И ещё, почему  до сих пор в «левом движении» ярые «сталинисты» оправдывают всё, что он делал, в том числе и репрессии? А если что-то оправдать не удаётся, то они с лёгкостью перекладывают вину на Ягоду, Ежова, Берия, утверждая, что «Сталин не знал»?!

Только слепой не видит, что страна под руководством Сталина из отсталой,  безграмотной превратилась в ядерную державу, победила фашизм. Но я уверена, что мы не оказались бы теперь в капитализме, если бы остались жить, работать сотни и тысячи талантливых людей, оклеветанных всякими «пигмеями». За что одних из них расстреляли, а другие вынуждены были работать в тюрьме? Даже те, кто вышел из ада «гулагов», продолжая трудиться для страны, насколько могли бы сделать больше, если бы у них не отняли эти годы в лагерях.

В МГУ на кафедре Органической химии работал учёный с мировым именем Алексей Александрович Баландин, автор передовой по тем временам мультиплетной теории катализа, создавший её в 1929 году. Американцы называли Баландина гигантом в области катализа.

Один бесталанный мерзавец завидовал учёному. По его доносу Алексея Александровича в 1937 году посадили. В доносе говорилось, что  знаменитый учёный накопил 30 кг нитроглицерина, чтобы взорвать Кремль и лично товарища Сталина. Баландин действительно работал с нитросоединениями, они ему нужны были для опытов. Конечно, такого запаса реактивов у него не было, и быть не могло. Но никто ничего не проверял, просто забрали человека и всё. А потом в тюрьме пытали, требуя признаться в этом идиотизме. Если бы Баландин не имел мировую известность, он, вероятно, пропал бы в угольных шахтах, куда его определили работать.

За свою жизнь Алексей Александрович Баландин написал 1054 труда и зарегистрировал 17 авторских свидетельств. Человек, который прославил отечественную химию, встав рядом с Менделеевым и  Зелинским, должен был потратить полжизни на борьбу с клеветой, терпеть нечеловеческие пытки, а, выйдя из тюрьмы работать, преодолевая болезни нажитые там.

Почему  подлый и лживый донос имел большее значение, чем мировое имя учёного? Что было со Сталиным и партией, когда даже Крупская могла написать в одном из писем: «если бы Володя жил, то он теперь сидел бы в тюрьме?» А до аскетизма преданный Революции Чечерин жаловался, что нормальной работе Наркомата мешают партийные чистки, склоки, подсиживание, доносы! Кто и зачем всё это организовывал?

Можно вспомнить  известные имена: Вавилова, Мейерхольда, Мандельштама, Королёва, Туполева, Тухачевского, Егорова,  полковника Кутепова( прообраз генерала Серпилина из «Живых и мёртвых» Симонова), Рокосовского, Чкалова, Ландау. Достаточно назвать имена актёров и врачей: Зоя Фёдорова,  Жжёнов, Владислав Дворжецкий, Коган, Раппопорт и тысячи ещё, чтобы ощутить глубокий стыд и боль за то, что могло твориться в лучшей в Мире, самой гуманной и передовой стране! В стране не только мечтавшей, но и реально строящей новое общество! Я нарочно расстрелянных и отпущенных «врагов народа» поставила рядом. Эти люди  - гордость СССР, о каждом из них написаны тома, где они теперь уже посмертно возносятся на должную высоту. Вождь превратил белое в чёрное. Он придумал называть гордость страны врагами народа, которому  «враги» служили всю свою жизнь, отдавая талант и здоровье на его пользу, могущество, умножая духовную красоту советского человека. Десятки лет Сталин бессовестно потакал подмене понятий «добро» и «зло». Он добился того, что народ запутался. Вождь приучил людей молчать, не рыпаться, иначе хуже будет и тебе и твоим детям. А сколько «под его гениальным руководством» расцвело всяких приспособленцев, подлецов, способных оклеветать честных людей, ради собственной выгоды!

Вот почему народ безмолвствовал, когда в 90-е годы рушили памятники советского периода, молчали, когда начали подлинные враги советского строя  клеветать на социализм и СССР. Простые люди не вышли и в 1993 году, когда стреляли в последний оплот Советской власти.

Все, кто сегодня обеляет Сталина, как правило, ненавидят Хрущёва за его речь на ХХ съезде партии. (Я уж не говорю о посадках кукурузы на Севере и многих других действительных ошибках Никиты Сергеевича.) Но моё поколение обязано помнить  и многое другое, тоже далеко не мелкое для жизни огромного СССР. Вспомним, например, некоторые  постановления правительства, вступившие в силу при Хрущёве: повышение зарплаты государственным служащим в два раза, снижение пенсионного возраста, увеличение вдвое пенсий, отмена платы за обучение, которая была введена в 40-ом году. Увеличение  ассигнований на жилищное строительство. Знаменитые «6 соток», которые мог получить каждый горожанин бесплатно.

Все, жившие в 50-60 годы в родной стране, проверили все эти постановления в прямом смысле « на собственной шкуре».

  Вот как они отразились на жизни моей семьи. Наши зарплаты  выросли вдвое. А это были не современные деньги, съедаемые то инфляцией, то повышением цен  на продукты. Мы реально стали жить материально свободнее. Моя бабушка, обожавшая театр и старавшаяся раньше из маленькой своей пенсии сэкономить себе  на билет, после увеличения пенсий вдвое стала регулярно закупать билеты в её любимый МХАТ на всю нашу семью. Для неё появилась новая радость в жизни – она вела детей и внуков на спектакли, которые сама любила смолоду. Конечно, мы могли бы  сами купить билеты и себе, и ей, но для бабушки это было удовольствием, священнодействием, которое происходило сразу после получения  ею пенсии. Моя мама к 50 годам стала часто болеть, а к 55 годам вышла на пенсию, благо пенсионный возраст по закону снизился.

За меня, когда я училась в 9 и 10 классах,  родители прекратили платить ежемесячно за обучение. Оплата  школы никогда не была большой, но и эти деньги, конечно, в семье пригодились.

В 1956 году мои родители  бесплатно получили на своей работе в Подмосковье «6 соток», чтобы посадить там сад-огород. Эти знаменитые «сотки» до сих пор помогают жить тысячам пенсионеров, обездоленных современной властью.

Ну, а так называемые «хрущёбы» - это же целое поколение счастливых новосёлов, получивших, наконец, свои квартиры вместо подвалов и коммуналок, в которых люди жили десятками лет. Эти «хрущёвки» до сих пор целы, хоть простояли они уже более 50 лет. Огромное спасибо им!

В своё время известный кинорежиссёр Михаил Ромм писал о Хрущёве: «Пройдёт совсем немного времени и забудется  кукуруза, а люди будут долго жить в его домах. Освобождённые им люди. И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. А истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет.»

Увы! Мы  не доживём до этого времени. Хрущёвские «пятиэтажки» рушатся, старики вымирают, а молодые, не желая возиться с огородом, продают  «новым русским» некогда бесплатную советскую землю «6-ти соток» под невероятные  застройки. Пенсионный возраст современные правители, того гляди, изменят в худшую для людей сторону, а бесплатного образования даже  уже среднего  остаётся всё меньше. Пенсии, которые вдвое повысили при Хрущёве, давали возможность старикам безбедно существовать. Теперь же пенсионеры стремятся где-нибудь устроиться на работу, пусть на самую тяжёлую, чтобы добавить к грошовой пенсии ещё немного. На современную пенсию жить нельзя, если у тебя нет дополнительных средств к существованию.

 Сталина народ боялся, Хрущёва - нет. В конце пятидесятых годов  студенты во всех поездах распевали весёлую песню

             «Америка»:

Жизнь без мяса нелегка

Призадумалось ЦК:

Как бы стала жизнь легка

От мала до велика ?

       Припев:

       Вперёд, друзья, догоним США

       По производству мяса, молока,

       А после перегоним США

       По потребленью вин и табака.

Жизнь плохая без яиц.

Разводи домашних птиц.

Чтобы стало веселей,

Надо вырастить свиней.

      Нас ждёт молочная река

       И мясные берега.

     И избыток потребления

       На душу населения

      Припев:

Вперёд, друзья, догоним США

По производству мяса, молока,

А после перегоним США

По потребленью вин и табака.

       Довольно нам терпеть беду

       Приналяжем на еду.
       И в 68 году

       Оставим всех буржуев назаду!

Кукуруза – это хлеб,

Это – мясо и паштет,

Непрерывно повышай

Кукурузный урожай!

           Припев:

         Когда ж догоним мы Америку

         По мясу и по молоку

         Тогда и скажем мы Америке:

          «Ку-ка-ре-ку!»

Это была шутка, отдохнувшего от страха народа, но и одновременно вера в то, что Америку, конечно же, догоним. Мы, правда, верили, что к 80-ому году СССР в экономическом плане приблизится к Коммунизму.

На одном из Пленумов ЦК Никита Сергеевич сказал:

«Я хочу накормить каждого, одеть и дать крышу над головой. Наши люди достойны того, чтобы жить по-человечески». Он всё это сделал.

 Хрущёв заслужил, чтобы его вспоминали добром.

Когда Никита Сергеевич умер «сталинисты» посчитали Хрущёва недостойным лежать у Кремлёвской стены.

Скульптор Неизвестный, создавший памятник над могилой Никиты Сергеевича на Новодевичьем кладбище сделал его чёрно-белым. Своего рода аллегория, что он прожил жизнь, творя дела двух цветов. На мой взгляд, такой памятник был бы ещё больше уместен над могилой Сталина.

Если бы меня спросили, хочу ли я сказать спасибо, за всё содеянное Сталину и Хрущёву? Я бы ответила, что Сталину – нет! Хрущёву – да! Хотя и тот, и другой сделали « чёрного и белого» достаточно. Но «черное» и «белое» у этих людей  слишком разное, на мой взгляд, по количеству и значимости… 


 


Рецензии