Старость

Когда человек доходит до возраста 70, а потом и больше,

в нём что-то неуловимо меняется. Дело не в здоровье, даже, если оно барахлит, дело в ощущениях жизни. Всё как будто так же, как и раньше. Есть друзья, близкие, интерес к жизни не утерян. Забот много, но радости от них стало меньше. Это прекрасно, что ты кому-то нужен, но почему же радости от этого нет или почти нет? Старость… Что это такое? Вот Лафарги  в 70 лет покончили с собой, считая, что они для дела больше не смогут быть полезны, а обузой быть кому-то не хотели. Они, наверное, правы, но много ли людей могут поступить так же. Хватит ли мужества? А с другой стороны, как много есть людей более старшего возраста, которые продолжают творчески жить. Взять хоть Зельдина. Ему  100 лет! Быстрицкая тоже продолжает работать в свои за 80 с «хвостом» и среди творческой интеллигенции такие примеры можно найти ещё и ещё.

Я тоже всё время чем-то занята, почитать порой некогда, но…

Раньше поехала куда-то в новое место будь это город, посёлок, либо просто музей, в котором раньше не была и – радость уже в предвкушении поездки, потом удовольствие от поездки. Теперь, если надо куда-то отправиться, сто раз подумаешь, а стоит ли, будет ли мне от такого путешествия приятно или хлопоты и неудобства затмят то хорошее, что может быть от такой экскурсии. И проще и приятнее никуда не ехать. Раньше в детстве и юности приходилось себя заставлять выполнять обязанности, которые надо исполнять, например, делать уроки, а найти себе удовольствие было делом очень лёгким. Не надо было заставлять себя идти гулять, встречаться с друзьями. Это была всегда радость! А дни рождения! Это же сколько радости было в его одном ожидании, предположении, кто придёт и что подарит. А главное – прибавился год, значит, стала старше! Можно будет то и другое! Теперь же всё наоборот: лучше бы забыть, что ещё на год ближе к кладбищу. И никакие подарки не нужны и не радуют. Даже, как это ни грустно, не знаешь: зачем друзья тратились, мне это всё не надо. Хочется, наоборот, избавиться от всего того, что уже есть, и никак не прибавлять себе ненужные предметы. Кто-то из великих сказал, побывав на ярмарке, «сколько здесь того, что мне совсем не надо». Вот и я уже на этой ярмарке. Удовольствия искать всё труднее…

Можно подумать, прочитав мои рассуждения, что я потеряла вкус к жизни, что мне скучно жить. Нет, это не так. Мне интересно, что делается в мире, в моей стране, у моих близких и друзей. Я хочу, чтобы жизнь моих детей и внуков была хорошей. Насколько мне позволяет здоровье, я участвую, как могу, в борьбе за лучшую жизнь моих потомков. И, тем не менее, мне день ото дня всё чаще надо заставлять себя делать то, что раньше я делала с удовольствием. Даже, если раньше только оттого, что на улице весна и светит солнышко, настроение становилось радостным, теперь это не всегда со мной происходит. Я очень люблю советские фильмы. У меня их примерно 400 штук дома на кассетах и дисках. Раньше кроме радости встречи с любимыми актёрами я ничего не испытывала, если не считать горечь, что погибла изумительная цивилизация СССР. Меня от этой горечи, которая не покидает меня ни днём, ни ночью спасают как раз эти фильмы, заставляя на 1,5 часа забыть современную действительность. Но вот в последнее время я ловлю себя на том, что, наслаждаясь игрой артистов, я всё чаще отмечаю про себя, что этот уже умер, этот стал совсем старый. А в титрах навязчиво подсчитываю, сколько умерших будет играть в этом фильме и сколько сегодня  уже совсем старых, которые вот, вот умрут… А если в фильме герои, с которыми я себя отождествляла или стремилась быть на них похожими, то и вовсе хороню себя в каждом фильме. Старость - это гадость, но как кто-то сказал, это единственный способ жить дольше! Другой вопрос , а зачем жить? Мы, советские люди воспитаны так, что жить надо для пользы общего  дела. Хорошо, если всё ещё можешь приносить пользу, а если не сможешь? Прав Николай Островский, говоривший, что «надо спешить жить». Да, в нашем возрасте особенно надо спешить, а то вдруг склероз нагрянет, будешь забывать всё на ходу. Или плаксивость одолеет, а ещё заметным становится такой недуг, как обидчивость. К тому же начинаешь себя жалеть по разным поводам – это уж никуда не годится! Да, старость – не радость, это я уж определённо проверила на себе. Однако будем сопротивляться, «не пищать!» - был лозунг в колонии Макаренко, вот и не будем пищать!


Рецензии