Общие основания религий

Поройков С.Ю.
Общие основания религий. — М.: ИНФРА-М (Научная Мысль), 2015.

Рецензенты:
доктор философских наук А.Ю. Севальников
доктор психологических наук Л.А. Григорович

     Анализируются философские и психологические аспекты религиозных систем, возникших в период VI в. до н.э. – I в. н.э., включая буддизм, даосизм, христианство. Сопоставление мировых (традиционных) религий выявляет ряд общих положений, соотносящихся с современными научными представлениями, касающимися соответствующей проблематики.

ВВЕДЕНИЕ

     Около двух с половиной тысячелетий назад произошел всплеск философско-религиозной мысли, охвативший почти весь Древний Мир. Практически одновременно во всех крупных очагах древней цивилизации родились ярчайшие личности, повлиявшие на дальнейший ход мировой истории. В тот период в Древней Греции творила целая плеяда выдающихся мыслителей, таких как Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, чьи учения оказали существенное влияние на развитие западной философской мысли. Примерно в это же время на Древнем Востоке едва не повсеместно явились учения, во многом определивших культурно-историческое развитие целых народов. В Китае распространялись учения Лао-цзы – основоположника даосизма, а также Конфуция, чьи идеи способствовали формированию мировоззрения китайской нации. В Израиле явились многочисленные пророки; в Иране – Заратустра; в Индии – авторы Упанишад и Бхагавадгиты, основатель джайнизма Махавира, а также Будда. В незначительный по историческим меркам период времени были заложены основы сразу нескольких религий, созданы предпосылки для формирования современной культуры.
     Перечисленные выше учения впитали в себя более ранние традиции. К примеру, в буддизме переосмыслен ряд представлений, традиционных для индуизма. В свою очередь, тексты, являющиеся священными в аврамических религиях, хронологически дополняют друг друга. Так, в Библии иудаистский Ветхий завет дополнен христианским Новым заветом. Основные библейские фигуры, такие как Авраам, Моисей, Иисус и дева Мария, упоминаются в Коране и почитаются исламом. Преемственность религиозных учений указывает на то, что зарождение религий представляет собой культурно-исторический процесс, подчиняющийся определенным закономерностям.
     Древние философско-религиозные системы имеют немало общих черт [62]. Если не касаться вероучительных и богослужебных аспектов религий, включая проведение таинств и обрядов, то в традиционных религиях можно выделить ряд схожих положений, относящихся к сфере философии, психологии, космологии, а также общие метафизические идеи:
- Религиями проповедуется сходная система морально-нравственных принципов и этических норм поведения. В форме заповедей и призывов даются рекомендации воздерживаться от поступков, традиционно порицаемых в человеческом обществе.
- В форме поучительных высказываний и притч дается рекомендация следовать определенным принципам, раскрывающимся в контексте основных законов философии. Соответствующие принципы отвечают представлениям о естественном и закономерном порядке вещей, выражаемом такими понятиями, как «дао», «дхамма», «логос».
- Содержатся представления об иерархии человеческих потребностей. При этом предпочтение отдается удовлетворению высших потребностей, относящихся к духовному (экзистенциальному) уровню. Предлагается сходная система общечеловеческих ценностей, отвечающая триаде высших психических функций «разум – воля – чувства». Данная система включает стремления к поиску смысла (истины), власти над собой или власти Бога, а также любви (человеколюбие).
- Подчеркивается важная роль определенных психических состояний, сопряженных с достижением экзистенции. Указывается путь обретения блаженства (нирваны) – трансцендентного состояния, соотносимого с экзистенциальным состоянием «счастья», высшим в иерархии психических состояний.
- Содержится описание определенных техник, основанных на психологических практиках, включая приемы психической саморегуляции и принципы личностного роста.
- Содержатся общие представления о процессе рождения Вселенной, а также об устройстве мироздания. Рождение и эволюция мира связывается с идеей «дао», «дхаммы» или «логоса», отражающей представления о закономерном порядке вещей.
- Говорится о существовании иного мира (миров). Считается, что иной мир населен духовными (нематериальными) сущностями, способными влиять на наш мир: богами, ангелами, духами, дэвами и проч. В мир подобных сущностей попадают души после смерти тела.
- Содержится ряд характерных символов: образов и чисел, относящихся к архетипическим.
     Вместе с тем, между религиозными концепциями имеется немало отличий, подчас весьма существенных. В немалой степени подобные различия обусловлены особенностями культурных традиций в регионах, где соответствующие религии зародились. Действительно, чтобы то или иное учение было воспринято, оно должно быть понятно народам тех стран, в которых оно проповедуется. Иными словами, при рассмотрении религиозных систем следует учитывать культурно-исторический контекст эпохи, в которую они формировались.
     Известно, что основатели крупнейших мировых религий – Будда, Иисус и Мухаммед, сами не записывали свои учения. Все их изречения, дошедшие до нас, записаны их последователями. По мере развития соответствующих религиозных традиций первоначально составленные тексты дополнялись более поздними. При этом тексты, включенные в канон – священные писания, дополнялись многочисленными толкованиями, относимыми к преданиям. Зачастую толкования по объему значительно превышали текст первоисточника. К примеру, комментарии к «Луньюю» – небольшому по объему сборнику изречений Конфуция, подчас превышали по размеру толкуемый текст в десять и даже в двадцать раз [53, с. 173]. В этой связи представляется актуальным анализ первоисточников, содержащих высказывания непосредственно самих основоположников религий.
     Исследователи древних учений нередко сталкиваются с проблемой перевода тех или иных терминов и языковых оборотов, поскольку с течением времени происходят изменения в языках всех народов. Кардинальным образом меняются условия жизни и быта людей, преображается окружающая их культурная среда. В течение несколько тысячелетий многие языки не только устаревают, но даже умирают. В постоянно изменяющихся языках смысловое наполнение исходных понятий подчас может приобретать противоположный смысл по отношению к вложенному в них первоначально. Соответственно, важное значение приобретает адекватное толкование терминов, являющихся ключевыми в философско-религиозных концепциях. В этой связи в настоящей работе предпочтение отдается текстам в общепринятом академическом переводе.
     Зачастую в обыденном сознании религии ассоциируются с проведением богослужений, сопровождающихся определенными обрядами и ритуалами. Истории известны примеры, когда в ряде религиозных конфессий ярая приверженность определенным ритуалам приводила к расколу и сектантству. Между тем следует заметить, что в древних текстах, почитающихся священными в традиционных религиях, таких как Дхаммапада, Дао дэ Цзин или Евангелие, обрядовая сторона богослужений не акцентируется. Более того, сами основоположники соответствующих религий нередко выражали достаточно критичное отношение к чрезмерной приверженности следованию ритуалам. Так, Будда весьма скептично отзывался о принятых в индуистском обществе принципах кастового деления (Дх. 393), о совершении жертвоприношений (Дх. 106), прочих ритуалах (Дх. 271). Иисус порицался ортодоксальными иудеями за нарушение закона о субботнем дне (Мф. 12:2-14). Лао-цзы отводил обрядам второстепенную роль, усматривая в приверженности ритуалам «начало смуты» (ДдЦ. 38).
     Следует признать, что религии не ставят перед собой задачу рационального объяснения тех догматических истин, которые они проповедуют. Данное обстоятельство способствует формированию скептичного отношения к религии в среде ученых. В свою очередь, современная наука, будучи не в состоянии объяснить некоторые наблюдаемые религиозные феномены, зачастую попросту их отрицает, либо игнорирует. Тем самым провоцируется недоверчивое отношение к науке со стороны религиозных ортодоксов.
Соотнесение основных положений философско-религиозных систем с соответствующими современными научными представлениями отчасти позволяет сгладить указанное противоречие. Среди известных примеров научного анализа религиозных систем можно упомянуть исследование психологических аспектов религий К.Г. Юнга. Вскрыв архетипические истоки религий, Юнг призвал «честно разбираться» с данным феноменом [91, с. 300]. Для сравнения, философские (метафизические) аспекты религий подробно освещены в учении Платона, чье наследие в значительной степени ассимилировано христианским богословием. При этом Платон является весьма авторитетной фигурой в научном философском сообществе.
     В качестве основы настоящего исследования взяты учения Будды, Лао-цзы и Иисуса, изложенные в Дхаммападе, Дао дэ Цзин и Евангелии. Также анализируются взгляды Платона, современника Будды и Лао-цзы, выступившего в роли предтечи христианской философии. Исторически буддизм является первым из учений, впоследствии преобразовавшихся в крупнейшие мировые религии, наряду с христианством и исламом. В учении Будды выражены философские и психологические аспекты, при практически полном отсутствии религиозной догматики. Из всех мировых религий буддизм, пожалуй, в наибольшей степени поддается рациональному осмыслению и научному анализу. Сходными чертами обладают концепции, современные буддизму, такие как учение Лао-цзы, положенное в основу даосизма, а также учения древнегреческих философов. Кроме того, прослеживается ряд соответствий при соотнесении положений буддизма и христианства.
     Религия и наука с древнейших времен находились в неразрывном единстве, изначально объединенные общей целью – познанием истины. Об этом, в частности, свидетельствует общность богословской терминологии и философских понятий, используемых наукой со времен Платона и Аристотеля. Образ ученого, стремящегося удостовериться во всем на основании опыта, например, прослеживается в Евангелии в облике апостола Фомы, который «поверил, потому что увидел» (Ин. 20:29). Согласно Будде вера должна основываться на опыте. Дхаммапада прославляет тех, кто «не верует и знает» (Дх. 97). Вместе с тем, по мере развития естествознания на протяжении последних столетий наука все больше обособлялась от религии. Основой подобного разделения служит отличие предметов науки и религии и используемых ими методов познания. Религия основывается на божественном откровении и вере в иррациональное. Наука – на рациональном подходе, базирующемся на достоверных знаниях об окружающей действительности. Кроме того, таинства и обряды, проводимые во время богослужений, а также другие религиозные феномены, относящиеся к сфере мистического, не поддаются рациональному объяснению в рамках современной науки.
     Между тем открытия последнего времени, сделанные в области квантовой механики, теории относительности, астрономии, а также развитие концепции многомерия, вывело науку на новые рубежи. Смена естественнонаучных парадигм потребовала пересмотра взглядов на саму физическую природу реальности [64]. Так, например, астрономические исследования показывают, что основную роль в процессе эволюции Вселенной играют так называемые темная материя и темная энергия. Изученное же пока наукой обычное вещество составляет лишь около четырех процентов от всей материи. Кроме того, с развитием психологии, включая психоанализ, экзистенциальную и трансперсональную психологию, исследующих сферу коллективного бессознательного, области научного и религиозного знания вновь вошли в тесное соприкосновение. При этом оказались востребованы научные методы исследования, позволяющие адекватно изучить соответствующую проблематику.
     Анализируемые религиозные тексты затрагивают широкий спектр вопросов, относящихся к ряду отраслей научного знания, включая философию, психологию, космологию. В целях объективной трактовки положений философско-религиозных систем проведено их соотнесение с современными представлениями, сложившимися в науках, изучающих соответствующую проблематику. С целью адекватной интерпретации религиозных концепций проведено сравнение их основных положений между собой, а также проведен их системный анализ в рамках единого подхода. Подобный сравнительный метод анализа нескольких философско-религиозных систем позволяет выявить общие положения, лежащие в их основе. Напомним, что выявление повторяющихся аспектов того или иного феномена, отвечающих определенным закономерностям, соответствует одному из известных критериев научности метода исследования.
     В качестве основных методов анализа религиозных текстов, используемых в настоящей работе, выступают два подхода. Первый метод – диалектический философско-методологический подход, сопряженный с анализом философских аспектов религиозных учений. Второй метод, сопряженный с анализом психологических аспектов религий, основывается на психоаналитической концепции, включая аналитическую психологию К.Г. Юнга, базирующуюся на архетипическом подходе, а также экзистенциальный анализ А. Лэнгле.
     Оба упомянутых выше метода представимы в качестве составных частей единого философско-психологического подхода, основы которого были заложены С.Л. Рубинштейном при анализе проблемы «идеального» [73, с. 11]. Действительно, психоанализ, равно как и экзистенционализм, являются философско-психологическими концепциями. Понятие «архетип» относится не только к области психологии, но и к сфере философии [30, с. 39]. В свою очередь, диалектический философско-методологический анализ применим при структуризации психических феноменов [63, с. 5-151].
Космологические аспекты религий, связанные с описанием процесса зарождения Вселенной, а также ее устройства, обсуждаются в контексте современных естественнонаучных представлений, касающихся соответствующей проблематики.

Глава I.
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИЙ

     Как известно, философско-религиозные концепции основываются на принципах идеализма, предполагающего, что «сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно» [30, с. 196]. При этом философско-религиозные системы подразделяются на два типа, с учетом дихотомии «объективное – субъективное». Так, буддизм базируется на позициях субъективного идеализма, уподобляя материальный мир иллюзии – «миражу» (Дх. 170), существующему в человеческом воображении. Для сравнения, философия Платона, родственная христианскому богословию, полагает мир идей «первообразом» всего существующего [56, с. 469]. С точки зрения Платона мир творится демиургом и существует вне зависимости от человеческого сознания, что отвечает объективному идеализму.
     Напомним, что основы философии были заложены во времена Древней Греции. Наиболее выдающимися представителями древнегреческой мысли считаются Платон и Аристотель, жившие в V-IV вв. до н.э. Их наследие наложило заметный отпечаток на развитие западной философской мысли, незримо пронизало всю мировую культуру. Так, существенная часть наследия Платона впоследствии была ассимилирована христианским богословием. Практически одновременно идеи, отражающие основополагающие философские принципы, проявились в целом ряде учений Древнего Востока, таких как буддизм и даосизм [62]. Трактат Дао дэ Цзин, положивший начало развитию даосизма, традицией приписывается Лао-цзы, жившему в Древнем Китае в VI-V вв. до н.э. Основоположник буддизма Сиддхартха Гаутама, прозванный Будда, согласно преданию жил в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Сходные философские идеи нашли свое отражение в учении Иисуса, начавшем распространяться в Палестине половину тысячелетия спустя. Символично, что согласно Евангелию Иисус приветствовал интерес, проявленный к его учению эллинами – носителями традиций древнегреческой философии (Ин. 12:20-23).
     Христианское богословие, ассимилировав наследие выдающихся древнегреческих философов, таких как Платон, в частности, отразило развитую ими концепцию «логоса» (слова). Сходные понятия «дхамма» и «дао», выражающие идею закономерного порядка вещей, являются одними из основных в буддизме и даосизме (§ 1.1).
     Древнегреческие философы, стремясь выявить наиболее общие и универсальные закономерности и связи между вещами и явлениями, первыми сформулировали фундаментальные философские понятия, а также соотношения между ними, впоследствии отнесенные к законам философии. Также высказывания Будды, Лао-цзы и Иисуса содержат идеи, раскрывающие суть основных принципов философии. Основоположники мировых религий, как правило, строго не формулировали те или иные философские принципы. Древневосточные учения в большей степени поясняли различного рода взаимосвязи между вещами посредством наглядных примеров, излагаемых в форме поучительных высказываний, образных сравнений, притч (§ 1.2).
     Традиционные религии призывают воздерживаться от поступков, обычно порицаемых в человеческом обществе, что отвечает нравственно-этической проблематике. Религии основываются на общечеловеческих представлениях о добре и зле, что обуславливает их важное морально-нравственное значение для человеческого общества (§ 1.3).
Философско-методологический анализ текстов, содержащих изречения основоположников буддизма, даосизма и христианства, таких как Дхаммапада (Истинный путь), Дао дэ Цзин (Книга о благом пути) и Евангелие (Благовестие), позволяет говорить об этих учениях, как о древних философских системах, основанных на общих принципах.

1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕННИЙ О ЗАКОНОМЕРНОМ
ХОДЕ ВЕЩЕЙ

     Философско-религиозные системы, зародившиеся два с половиной тысячелетия назад, содержат те представления, что мироздание подчинено закономерному порядку вещей [62, с. 70-71]. Так, одним из ключевых понятий буддизма является «дхамма» (дхарма), означающее закон, принцип, правило, порядок, истину [35, с. 101]. Дхаммападу – сборник изречений, приписываемых Будде, предваряет та идея, что дхаммы отражают разумный порядок мира, а потому они постижимы с помощью разума:
«Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены» (Дх. 1).
     Дхамма олицетворяет обезличенный закон, «лишенный души» (Дх. 279). Сходные представления о закономерном и «естественном пути вещей», выражаемом понятием «дао», лежат в основе учения даосов [40, с. 9]. Основоположник даосизма Лао-цзы писал:
     «Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе» (ДдЦ. 25).
Согласно более поздней христианской концепции «в начале было Слово» (Ин. 1:1). Под «словом», то есть «логосом» в древнегреческой философии со времен Гераклита понимались законы и принципы бытия. В целом учение Гераклита о логосе близко к учению Лао-цзы о дао. Развивая идеи Гераклита, Платон образно соотнес логос со словом истины, изрекаемым при создании мира:
     «Слово, безгласно и беззвучно изрекаемое в самодвижущемся [космосе], одинаково истинно» [56, с. 476].
     Платоновское понимание логоса как слова истины закрепилось в христианском богословии. Так, Иисус призывал «постигать истину» (Ин. 8:32), следовать «Духу истины» (Ин. 14:17), «поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23). При этом предполагается, что мировой порядок зиждется на непреложном законе:
     «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:18).
     Подобные новозаветные христианские представления восходят к ветхозаветным иудейским. Библейский ветхозаветный Бог, дающий людям свод законов, выступает в роли «законодателя» (Ис. 33:22).
     Рассмотренные аспекты религиозных учений согласуются с теми естественнонаучными представлениями, что процесс рождения и эволюции Вселенной подчинен определенным закономерностям.

. . .

1.4. ВЫВОДЫ

1. Философско-методологический подход к анализу и соотнесению текстов Дхаммапады, Дао дэ Цзин и Библии выявляет ряд общих философских оснований буддизма, даосизма и христианства. Данный вывод согласуется с теми представлениями, что традиционные (мировые) религии представляют собой древние философские системы.
2. Среди рассмотренных религиозных текстов наибольшее число изречений, касающихся философской проблематики, содержится в Дао дэ Цзин и Евангелии. Данный вывод, в частности, иллюстрирует интерес эллинов, – носителей традиций древнегреческой философии, к учению Иисуса, на что обращено внимание в самом Евангелии. Кроме того, значительная часть наследия древнегреческого философа Платона была ассимилирована христианским богословием.
3. Рассмотренные религиозные тексты содержат сходные по смыслу изречения, соответствующие установке «не делай другим того, чего не желаешь себе». Подобная этическая установка, впервые сформулированная Конфуцием, в той или иной форме присутствует во всех философско-религиозных концепциях. Данный факт согласуется с теми представлениями, что религии содержат свод нравственно-этических правил и принципов поведения. Религии призывают воздерживаться от поступков, традиционно порицаемых в человеческом обществе. Традиционные религии основываются на общечеловеческих представлениях о добре (благе) и зле (вреде), что обуславливает их важное морально-нравственное значение в обществе.
4. Одними из ключевых понятий буддизма и даосизма являются «дхамма» и «дао», выражающие идею закономерного порядка вещей. Сходную идею «логоса» – слова, развитую древнегреческими философами Гераклитом и Платоном, восприняло христианство. Подобные положения согласуются с современными естественнонаучными представлениями о подчиненности мироздания законам природы.
5. Смысл значительной части изречений Будды, Лао-цзы и Иисуса раскрывается в контексте соотношений между диалектически противоположными философскими категориями, посредством которых формулируются основные принципы и законы философии.
6. В рассмотренных религиозных текстах в форме заповедей и призывов предлагается следовать определенным принципам, раскрывающимся в контексте основных законов философии. В свою очередь, посредством поучительных высказываний и притч в образной форме отражены неблагоприятные или исключительные ситуации, – как примеры, которым не нужно следовать. Подобные ситуации раскрываются в контексте принципов, противоречащих законам философии.
7. Диалектический философско-методологический подход к анализу и соотнесению текстов Дхаммапады, Дао дэ Цзин и Библии выявляет лежащую в их основе единую целостную и непротиворечивую философскую систему, отражающую сходный набор философских принципов и законов. Используемый метод позволяет предложить независимый способ систематизации философских категорий, а также формулируемых на их основе принципов и законов философии.
8. Выявлена система базовых философских категорий, включающая понятия, используемые Платоном при определении демиурга, выступающего в роли творца мироздания. Сходные категории используются в философско-религиозных текстах при определении понятий «дхамма», «дао» и «логос». Предложенный способ классификации философских понятий отвечает идее Канта о возможности выделения «априорных» категорий, не сводимых друг к другу. Эвристическую ценность используемого метода выявления системы философских категорий и принципов подтверждают результаты философско-методологического подхода к анализу психических функций.

ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИЙ

     Древневосточные религиозные системы имеют выраженный психологический аспект. Ряд исследователей рассматривает религии в качестве древних психотерапевтических систем. Например, «психотерапевтическую» сторону религий отмечает основоположник экзистенциального анализа А. Лэнгле [46, с. 112-116]. К.Г. Юнг полагал, что религии – существующие «с наидревнейших времен … великие психотерапевтические системы» [89, с. 568].
     В традиционных религиях прослеживается целый ряд общих психологических аспектов [62, с. 82-89]. Напомним, что наиболее общие аспекты человеческой природы по Юнгу относятся к архетипическим феноменам, структурирующим психику человека. Так, древние религиозные тексты могут быть проанализированы в контексте современных представлений о структуре психических функций. Например, религии формируют у человека определенную систему ценностей (идеалов), определяющую его мировоззрение, и отвечающую современным представлениям об иерархии потребностей личности. Символично, что буддийская концепция танха (желаний) раскрывает структуру потребностей личности [63, с. 149]. При этом в религиозных системах предпочтение отдается удовлетворению не естественных человеческих нужд, а высших духовных (экзистенциальных) стремлений. Традиционные религии содержат представления о добре и зле. Сходная проблематика поднимается психологией при исследовании процесса оценивания, сопряженного с формированием положительного или отрицательного отношения субъекта к происходящему (§ 2.1).
     Религиозные представления о высших стремлениях человека отвечают проблематике, изучаемой экзистенциальной психологией. Так, в религиозных учениях в качестве одной из основных целей полагается достижение определенных психических состояний, соотносящихся с достижением экзистенции, описанных в рамках экзистенциальной психологии (§ 2.2).
     В некоторых религиозных системах, например, буддийской, представления о человеческом «я» соотносятся с представлениями о структуре «я» человеческой личности, развитыми в рамках экзистенциального анализа. Кроме того, анализ религиозных учений показывает, что в них нашли свое отражение приемы психической саморегуляции, принципы личностного роста (§ 2.3).
Анализ описанных в религиозных текстах типов поведения, сопряженных с неблагоприятными ситуациями, показывает, что подобные реакции соответствуют защитам. При этом соответствующие типы поведенческих реакций отвечают паттернам поведения, характерным при невротической динамике (§ 2.4).

. . .

2.5. ВЫВОДЫ

1. Рассмотренные религиозные учения, включая буддизм, даосизм и христианство, содержат выраженную психологическую проблематику. Среди анализируемых религиозных текстов подобного рода проблематика наиболее ярко выражена в Дхаммападе.
2. Религиозные учения содержат представления об иерархии потребностей личности. Так, буддийская концепция танха (желаний) отвечает современным представлениям о структуре потребностей личности и сопряженных с ними защит. При этом предпочтение отдается удовлетворению не низших человеческих нужд, а высших – духовных (экзистенциальных) стремлений. Следующих подобным принципам религиозные тексты именуют термином «благородный».
3. Философско-религиозные учения предлагают сходную систему ценностей, отвечающую общепринятой триаде высших психических функций «разум – воля – чувства». Подобная система включает сферу смыслов (поиск истины); волевую сферу, сопряженную с обретением власти над собой или признанием власти Бога; чувство любви к людям (человеколюбие). Соответствующие стремления к поиску смысла, власти и любви относятся к высшему духовному (экзистенциальному) уровню потребностей личности. Подобные стремления согласуются с системой общечеловеческих ценностей, включающей свободу мысли, право волеизъявления и гуманизм.
4. В религиях в качестве одной из основных целей полагается достижение определенных психических состояний, соотносящихся с достижением экзистенции, описанным экзистенциальной психологией. При этом указывается путь обретения блаженства (нирваны) – трансцендентного состояния, соотносимого с экзистенциальным состоянием «счастья», высшим в иерархии психических состояний.
5. Буддийские представления о человеческом «я» соотносятся с представлениями о структуре «я», развитыми в концепции Person в экзистенциальном анализе Лэнгле, а также с представлениями о Самости, введенной в рамках аналитической психологии Юнга.
6. Традиционные (мировые) религии могут быть рассмотрены в качестве психотерапевтических систем. Проблематика, поднимаемая религиями, исследуется в рамках ряда направлений психотерапии, включая психоанализ, гештальт-терапию, экзистенциальную психологию. Анализ религиозных текстов показывает, что в них нашли свое отражение психологические практики, основанные на приемах психической саморегуляции, а также принципах личностного роста. В рассмотренных религиозных текстах наибольшее внимание практическим психологическим приемам уделяется в Дхаммападе.
7. Прослеживаются определенные аналогии между этапами буддийского восьмеричного пути и восемью триграммами древнекитайской Книги перемен. При этом этапы восьмеричного пути, ассоциируемые с соответствующими функциями сознания, соотносятся с этапами диалога с Person, описанными экзистенциальным анализом.
8. Религиозные учения в форме заповедей и призывов формулируют принципы поведения, отвечающие универсальным стратегиям, позволяющим успешно удовлетворять естественные человеческие потребности. Одновременно в виде притч и нравоучительных высказываний дается описание конъюнктурных стратегий, соотносящихся с поведенческими паттернами, характерными при невротической динамике. При этом подобные способы поведения порицаются, либо рассматриваются в качестве неблагоприятных или исключительных.
9. Рассмотренные религии различаются во взглядах на место человека в мире, что в целом характерно для восточной и западной цивилизаций. Так, буддизм в большей степени ориентирован на внутренний мир человека, чем на окружающий мир, что отвечает параметру интроверсии. Параметру интроверсии отвечает даосский принцип «недеяния», предполагающий созерцательное отношение к жизни. Христианская традиция полагает любовь к ближнему одной из важнейших заповедей. При этом выраженность ориентации на других людей отвечает фактору экстраверсии.

Глава III.
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДРЕВНЕГО МИРА

     Во всех древних философско-религиозных системах в той или иной мере отражены космогонические идеи. Их исследование позволяет лучше понять основные принципы, лежащие в основе соответствующих учений. При этом выявляется ряд общих подходов, лежащих в основе древних космогонических систем [61]. Древние космогонические системы носят достаточно умозрительный характер. Вместе с тем подобные умозрительные концепции соотносимы с современной естественнонаучной картиной мира [62, с. 89-92].
     Древние космогонические системы включают в себя определенный набор метафизических идей, касающихся рождения мироздания. Так, например, для древневосточных космогоний характерны те представления, что мир рождается «из ничего» (2 Мак. 7:28), из «пустоты» (ДдЦ. 4). При этом подобные воззрения соотносятся с современными физическими представлениями о рождении Вселенной из точки сингулярности (§ 3.1).
     Кроме того, древние космогонические системы содержат преставления об устройстве мира. По сути, древние космогонии представляют собой умозрительную модель Вселенной. В наиболее общем случае мироздание делится на два мира: «небо» и «землю», в том числе, согласно буддийским, даосским, иудео-христианским представлениям. Платон именует соответствующие миры «душа космоса» и «тело космоса» [56, с. 474]. Более подробное описание Вселенной содержит указание на ее четырехчастное устройство. Например, индуистская космогония описывает четыре мира, имеющих единую основу. Буддийская космогония содержит описание четырех миров, как бы последовательно вложенных друг в друга, объединенных все объемлющим пятым миром. Платон в «Федоне» и «Государстве» описывает четыре мира, связанных между собой проходами, названными им «устьями», «истоками», «зевами» и «расселинами» [55, с. 707]; [56, с. 447-448]. В «Тимее» Платон в общей сложности обосновывает существование пяти миров, сводимых к одному [56, с. 498].
     Заметим, что платоновское описание пространственной топологии космоса согласуется с современной концепцией черных дыр, согласно которой различные области пространства Вселенной связаны между собой проходами – пространственно-временными тоннелями [61]. При этом концепция множественных Вселенных отвечает многомировой интерпретации квантовой механики, включая четырехмировую интерпретацию [60]. Представления о множественности Вселенных развиты в рамках многомерных моделей пространства-времени. Возможность существования параллельных Вселенных, разделенных световым барьером, в частности, вытекает из кватернионной модели пространства-времени [26]; [64] (§ 3.2).
     Древние космогонии, основанные на представлениях о всеобщем круговороте вещей, предполагают циклическое рождение и уничтожение Вселенной. Предполагается, что Вселенная, как и все тварное, не вечна. Однажды возникнув, затем она исчезнет, после чего родится заново. Так, согласно даосской концепции мир «рождается дао» (ДдЦ. 51), после чего обращается к своему «истоку» – дао (ДдЦ. 25). Возникнув из небытия, мир вновь возвращается к небытию. Подобный переход от бытия к небытию, как «возвращения к своему началу», длится вечно (ДдЦ. 16). Идеи цикличности Вселенной придерживается буддизм, рассматривающий весь мир как «возникновение и разрушение элементов» (Дх. 374). При этом мир уподобляется «пузырю», который в свое время исчезает, подобно «миражу» (Дх. 170). Библия содержит указание на то, что в конце времен земля и небеса «разрушатся», а «стихии растают» (2 Пет. 3:10-12). При этом последует рождение «нового неба и новой земли, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (От. 21:1). Концепции периодически рождающейся и уничтожаемой Вселенной также придерживался ряд древнегреческих философов. К примеру, Гераклит полагал, что Вселенная периодически уничтожается в мировом пожаре, после чего заново возрождается. Согласно Платону космос, созданный демиургом, обладает лишь «подобием вечности», поскольку все рожденное подвержено «распаду» [56, с. 477]. Подобные космогонические представления отвечают физической концепции периодической Вселенной (§ 3.3).
     С целью наглядного отображения основных принципов устройства мироздания философско-религиозными традициями выработана система характерных символов и чисел, относящихся к архетипическим. При этом структура архетипических символов и чисел отвечает определенным типам симметрии, подчиненным соответствующей математической закономерности (§ 3.4).
     Древние философско-религиозные системы поднимают ряд важных метафизических проблем. Например, соотношения материального и духовного (идеального), считающегося основным вопросом философии. Кроме того, затрагивается тема соотнесения материи и сознания, то есть соотношение между физическим и психическим. Соответствующая проблематика формулируется в качестве психофизической проблемы, считающейся основным вопросом психологии. Философско-религиозные системы также поднимают ряд других метафизических вопросов, до настоящего времени являющихся дискутируемыми, таких как возможность жизни после смерти и возможность существования разума вне человеческого тела (§ 3.5).

. . .

3.6. ВЫВОДЫ

1. Космогонические концепции Древнего Мира в умозрительной форме отражают идеи, находящие свое соответствие в современной естественнонаучной картине мира, включая представления об образовании Вселенной и ее строении.
2. Рассмотренные философско-религиозные системы содержат представления о рождении Вселенной «из ничего», из «пустоты», согласующиеся с концепцией физического вакуума. Для древних космологий характерны те представления, что Вселенная рождается из первородного хаоса, чье состояние «туманно и неопределенно». Подобные воззрения согласуются с естественнонаучной концепцией образования Вселенной из сингулярности, параметры которой отвечают квантовомеханическому принципу неопределенности.
3. Древние космогонии основаны на представлениях о всеобщем круговороте вещей, предполагающем циклическое рождение и уничтожение Вселенной. Соответствующие идеи отражены в целом ряде философско-религиозных учений, включая буддийскую и даосскую традиции; библейскую концепцию творения мира «из ничего» с последующим разрушением земли и небес; учения древнегреческих философов Гераклита и Платона. Подобные представления согласуются с естественнонаучной моделью периодической Вселенной.
4. Древние космогонии основываются на представлениях о множественности миров. Подобные представления лежат в основе буддийской концепции местопребываний. Библия упоминает о различных мирах, разделенных непреодолимым барьером. Система, включающая нескольких миров, связанных между собой проходами, описана Платоном. При этом в буддийской космогонии, платоновской концепции космоса, а также библейском символическом изображении структуры мироздания прослеживается общая концепция четырех миров, объединенных пятым миром. Подобная концепция множественных миров отвечает многомировой интерпретации квантовой механики, включая четырехмировую интерпретацию. Соответствующая структура Вселенной согласуется с естественнонаучной концепцией черных дыр, связывающих различные области Метагалактики пространственно-временными тоннелями.
5. Для философско-религиозных систем характерна идея предопределенности событий, предполагающая сосуществование различных фаз времени. Для сравнения, идею сосуществования настоящего, прошлого и будущего отражает понятие интервала в теории относительности. Принцип симметрии прошлого и будущего относительно настоящего реализуется в квантовой физике.
6. Религиозные учения традиционно делят мироздание на небо и землю. Небесное противопоставляется земному, однако одновременно подчеркивается взаимосвязь небесного и земного. Сходный подход к соотнесению идеального и материального высказывает Платон. Подобные концепции отвечают реляционному подходу к описанию свойств материи и пространства-времени.
7. Концепция логоса, как системы общих универсальных принципов, лежащих в основе мироздания, предложенная Гераклитом, находит свое отражение в буддийских представлениях о дхамме и даосских представлениях о дао. Платоновское понимание логоса – слова, изрекаемого в «самодвижущемся космосе» от начала мира, нашло свое отражение в христианской концепции «Бога-Слова». Подобный подход согласуется с естественнонаучными представлениями, предполагающими подчиненность мироздания законам природы.
8. Религиозные концепции отводят важную роль в мироздании человеку, достигшему просветления, подобно Будде, или «обоженному» человеку, подобно Иисусу. Древнегреческие философы рассматривают человека как микрокосмос, в котором отражается весь космос. Подобные взгляды находят свое соответствие в естественнонаучных подходах, учитывающих роль наблюдателя в квантовомеханической реальности, а также в антропном принципе, соотносящем свойства материи Вселенной и человека, обладающего сознанием. Сходный принцип сопряженности человеческого «я» и мира в целом отражает строение Person согласно представлениям экзистенциального анализа.
9. Рассмотренные философско-религиозные концепции содержат сходную систему архетипических чисел и символов. При этом структура архетипических чисел подчинена определенным математическим закономерностям. В свою очередь, в строении архетипических символов прослеживаются определенные типы симметрии. Сходные принципы симметрии реализуются в структуре психических состояний, а также в физике элементарных частиц, что указывает на единые психофизические истоки соответствующих феноменов. Структурируемость физической реальности и психических функций отвечает идее «ветвления» логоса, развитой в рамках христианского богословия.
10. Философско-религиозные концепции поднимают ряд метафизических вопросов, обсуждаемых в рамках гуманитарных и естественных наук. К их числу относится проблема соотнесения материального и идеального (духовного), являющаяся основным вопросом философии. Проблема соотнесения материи и сознания, то есть соотношение между физическим и психическим, формулируется в качестве психофизической проблемы – основного вопроса психологии. При этом ряд метафизических проблем, таких как возможность жизни после смерти, предполагающая существование разума вне человеческого тела, до настоящего времени являются дискутируемыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
     Анализ древневосточных философско-религиозных систем, включая буддизм, даосизм и христианство, а также их сопоставление между собой, выявляет сходство целого ряда их философских и психологических оснований, а также близость ряда космогонических идей.
Диалектический философско-методологический подход к анализу текстов Дхаммапады, Дао дэ Цзин и Библии показывает, что них в форме поучительных высказываний и притч, описывающих благоприятные и неблагоприятные ситуации, отражен сходный набор философских принципов и законов. Указанное позволяет рассматривать традиционные (мировые) религии в качестве целостных и непротиворечивых философских систем (Глава I).
     Психологический анализ изречений Будды, Лао-цзы и Иисуса выявляет сходные психологические основания их учений. Анализируемые религиозные тексты отражают психологическую проблематику, соответствующую современным представлениям о структуре потребностно-мотивационной и ценностной сфер, а также отвечающую предмету экзистенциальной психологии. Кроме того, поднимаемая религиями проблематика исследуется в рамках ряда направлений психотерапии. Указанное дает основания рассматривать традиционные религии в качестве психотерапевтических систем (Глава II).
     Анализ и сопоставление космогонических идей, характерных для буддийской, даосской и иудео-христианской традиций, выявляет ряд общих черт. Соответствующие космогонические концепции в умозрительной форме отражают идеи, находящие свое соответствие в современной естественнонаучной картине мира, включая представления об образовании Вселенной и ее строении. Кроме того, религии поднимают ряд метафизических вопросов, актуальных для современных гуманитарных и естественных наук. Подобные метафизические идеи обуславливают формирование соответствующего мировоззрения, сопряженного с пониманием места и роли человека в мире (Глава III).
     В рассмотренных религиозных текстах в различной степени отражена обозначенная проблематика. Некоторые вопросы освещены весьма фрагментарно, другим же уделено повышенное внимание. Например, в буддизме значительное внимание уделяется психологическим аспектам человеческой природы. В рамках буддийской традиции также достаточно подробно разработаны космогонические идеи. Даосизм и христианство отличает выраженность философских подходов к осмыслению принципов бытия. Космологическая же проблематика в них отнесена на второй план. Тем самым сакральные тексты, содержащие фундаментальные положения, лежащие в основе соответствующих религиозных традиций, не только отражают схожую проблематику, но и в ряде вопросов дополняют друг друга. В этом контексте традиционные религиозные учения можно образно уподобить различным фрагментам единой голограммы, чье содержание наиболее отчетливо проявляется при сложении частей голограммы воедино.
     Проведенный в настоящей работе анализ обосновывает тот вывод, что традиционные религии являются древними философско-психотерапевтическими системами, целостными и внутренне непротиворечивыми, способствующими формированию определенного типа мировоззрения. При этом рассмотренные философско-религиозные системы содержат общий посыл, который может быть сформулирован следующим образом: следование естественному порядку вещей, отвечающему универсальным принципам и законам бытия, способствует достижению определенных психических состояний, благотворно влияющих на человеческую психику.
     Результаты соотнесения положений древних религиозных систем с современными научными представлениями, касающимися соответствующей проблематики, свидетельствуют о том, что истоки науки и религии, по своей сути, схожи. Действительно, наука исследует общие закономерности, универсальные принципы и законы, лежащие в основе наблюдаемой реальности. Сходное содержательное наполнение имеют такие философско-религиозные термины, как «дхамма», «дао», «логос», являющиеся ключевыми в рассмотренных философско-религиозных концепциях, отражающие представления о закономерном порядке вещей (§ 1.1). Суть подобных понятий раскрывает система принципов и законов философии (§ 1.2), принципов функционирования психики (§ 2.1), законов природы (§ 3.5).
     Так, иудаистская традиция содержит представления о Боге как о законе. Библейский ветхозаветный Бог предстает как олицетворение закона, «законодатель» (Ис. 33:22). Сходным образом согласно Евангелию «небо и земля» подчинены «закону» (Мф. 5:18). В христианстве в качестве одной из ипостасей Бога выступает «слово» (логос) (Ин. 1:1). Между тем под «словом», то есть «логосом», со времен Гераклита и Платона понимались принципы, которым подчинено мироздание. Отметим, что подобный взгляд на Вселенную, эволюционирующую в соответствии с определенными законами бытия, не противоречит современным естественнонаучным представлениям о мироздании.
     Усвоившего определенную совокупность идей, выражаемых понятиями «дхамма», «дао», «логос», и следующего им, философско-религиозные учения именуют «благородным» человеком. Так, Конфуций использует термин «благородный муж» (ЛЮ. 14:23); Будда – «благородный» (Дх. 79); Лао-цзы – «благородный» (ДдЦ. 31). Для Евангелия характерен сходный по смыслу термин «праведник» (Лк. 15:7). В контексте философско-психологического подхода «благородное» поведение, с одной стороны, предполагает осознанное воздержание от конъюнктурных стратегий, несущих сиюминутную выгоду, но противоречащих высшим общечеловеческим ценностям и этическим принципам. С другой стороны, предполагается контроль над бессознательными, то есть инстинктивными защитными реакциями.
     Согласно Лао-цзы «праотцем всех вещей» является дао, которое «предшествует небесному владыке» (ДдЦ. 4), ассоциируемому с Богом. Тем самым «небесный владыка» обусловлен законами дао. Будда, избегая термина «Бог», использует понятие «боги» (Дх. 200). При этом согласно буддийским представлениям природа богов детерминирована дхаммой, то есть универсальными законами бытия. Термин «Бог» в единственном числе не всегда используется даже в ветхозаветных писаниях, священных для монотеистических религий, таких как иудаизм и христианство. В Библии неоднократно говорится о «богах» во множественном числе (Быт. 3:5); (Пс. 81:6).
     Для сравнения, согласно Платону «слово» (логос) «изрекается в самодвижущемся космосе» [56, с. 476]. При этом под «самодвижущимся космосом», можно понимать всю Вселенную, эволюция которой подчинена закономерному ходу вещей. Иными словами, платоновский Бог пантеистичен, ассоциирован со всей Вселенной. Однако не столько с современной Вселенной, сколько с Вселенной в будущем, после ее «полного завершения», когда она «будет содержать в себе все роды живых существ», вследствие чего «Вселенная воистину стала бы Всем» [56, с. 481]. Подобный взгляд на Вселенную согласуется с христианской концепцией грядущего преображения мира, согласно которой «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).
     В контексте проведенного анализа текстов Дхаммапады, Дао дэ Цзин и Библии, являющихся священными в соответствующих религиях, ответ на риторический вопрос «есть ли Бог?» требует корректного определения понятия «Бог». Выделяются три основных подхода к решению подобного вопроса: философский (§ 1.2), психологический (§ 2.2) и космологическо-метафизический (§ 3.5). Соотнесение упомянутых подходов, каждый из которых акцентирует тот или иной аспект данного феномена, позволяет глубже раскрыть суть соответствующей проблематики.
     Некоторые исследователи обращают внимание на тот факт, что в древних философско-религиозных текстах, относящихся к различным эпохам и культурам, выявляются многочисленные сходства, порой текстуальные. Указанное объясняется тем, что религии поднимают вопросы, издревле волнующие человечество – «вечные вопросы», по выражению В.Н. Торопова [35, с. 100]. Действительно, во всех учениях Древнего Востока в той или иной форме нашла свое отражение этическая установка «не делай другим того, чего не желаешь себе», впервые сформулированная Конфуцием (ЛЮ. 15:23). Сходное положение высказывал Иисус: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Для сравнения, евангельское изречение «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11), едва не дословно воспроизводит высказывание Лао-цзы: «Вещи возвышаются, когда их принижают, и принижаются, когда их возвышают» (ДдЦ. 42).
     В качестве иллюстрации своих идей Будда и Иисус использовали сходные образы. Достаточно упомянуть «плевелы» на полях (Дх. 356-359); (Мф. 13:26), символизирующие ростки зла в человеческой душе; или цветки «лотоса» (Дх. 58-59), являющиеся разновидностью «лилий» (Мф. 6:28), как олицетворение красоты и совершенства. Подобные образы, характерные для религий, равно как и для фольклора различных этносов и культур, относятся к архетипическим (§ 3.4).
     Проведенный анализ философско-религиозных текстов показывает, что наибольшее число семантических параллелей прослеживается в учениях Будды и Иисуса. Данное обстоятельство указывает на близость соответствующих учений. В этом контексте достаточно символично выглядит канонизация христианской церковью индийского царевича Иосафата. Ряд исследователей утверждает, что под именем царевича фактически канонизирован Будда [35, с. 94]. В свою очередь, согласно одному из буддийских преданий Иисус является одним из трех будд (западным), которые должны предшествовать приходу Майтрейи [35, с. 286].
     Действительно, житие индийского царевича Иосафата во многих деталях совпадает с историей жизни Будды Шакьямуни. Так, согласно житию Иосафата отец царевича оберегал наследника от того, что могло тому повредить, а потому царевич с рождения не покидал пределов дворца. Однажды юноша сумел покинуть дворец, и за его стенами впервые увидел страдания, болезни и смерть. В результате им овладели мысли о суетности бытия, и он удалился в пустыню. Там царевич провел немало лет, подвизаясь под руководством наставника, и в итоге постиг истинное учение. Помимо прочего, само имя «Иоасафат» напоминает адаптированный к европейской культуре вариант произношения санскритского слова «бодхисатва», соотносимого с Буддой. Соответственно, житие Иосафата вполне могло оказаться средневековой переработкой сказаний о Будде. Следует признать, что подвижнической образ жизни Будды, удалившегося от мира и подвизавшегося на ниве аскезы, отрекшегося от земных благ во имя обретения истины, вполне соответствует христианским канонам составления житий монашествующих святых.
     Существующие ныне религии формировались на базе более ранних религиозно-философских концепций. Так, буддизм воспринял многие представления, традиционные для индуизма. В свою очередь, индуизм впитал в себя более древние концепции, в частности, ведические. Христианство развило систему иудаистских положений, высказанных Моисеем за полтора тысячелетия до рождения Иисуса. Основоположник даосизма Лао-цзы, служа главным хранителем архива государства Чжоу, имел возможность ознакомиться с древними метафизическими трактатами, такими как Книга перемен, созданная за полтора тысячелетия до его рождения. Лао-цзы сам неоднократно указывал, что он следует существующим традициям (ДдЦ. 42) и «идет по тому пути, по которому прошли другие» (ДдЦ. 64). При этом Лао-цзы отмечает, что «в древности» жили люди, которые «знали мельчайшие и тончайшие вещи» (ДдЦ. 15). Сходным образом происходило развитие античной философской мысли. К примеру, Платон в своих «Диалогах» не только отразил идеи современных ему философов, включая Гераклита, Сократа и Пифагора, но и опирался на более ранние источники. В своих сочинениях Платон неоднократно ссылается на «древние … сказания» [56, с. 17]; на древние «письмена» [56, с. 465]. Соответственно, можно говорить о системе знаний, передающихся от одной цивилизации к другой. При этом истоки подобных знаний уходят корнями во времена глубокой древности.
     По сути, основоположники традиционных религий выступали в роли реформаторов древних традиций и верований. С течением столетий претерпевает изменения язык, на котором были записаны древние философско-религиозные тексты, утрачивается смысл некоторых слов, что затрудняет их толкование. Также меняется образ жизни людей, их быт, культура. Все это требует новых форм изложения идей, облегчающих их восприятие. Как выразился Лао-цзы, «ветхое сменяется новым» (ДдЦ. 22). Так, христианство, усвоив ветхозаветные иудаистские традиции, привнесло «заповедь новую» (Ин. 13:34).
     Подобный механизм иллюстрирует процесс возникновения новых религий (конфессий). Подобно тому, как человечество эволюционирует, меняются его представления о мире. На смену архаичным философско-религиозным системам приходят концепции, облекающие прежние представления в форму, соответствующие новому культурно-историческому контексту эпохи. Между тем в своей глубинной основе содержательное наполнение философско-религиозных систем, отвечающее традиционным общечеловеческим ценностям, практически не меняется. Так, в рамках иудео-христианской традиции так называемый Ветхий завет сменился Новым заветом. При этом Новый завет не отменяет и «не нарушает» Ветхий (Мф. 5:17).
     Следует отметить, что религии способствуют формированию определенного мировоззрения, представляющего собой совокупность «взглядов субъекта на наличную реальность» [36, с. 250]. При этом на определенном этапе развития общества общепринятая на основе консенсуса модель мировоззрения может носить прогрессивный, или же реакционный характер. Адекватные представления о реальности способствуют эволюции человека и общества в целом. В свою очередь, неадекватные представления о реальности препятствуют человеку, равно как обществу, эволюционировать, а порой и просто выживать.
     Сходный механизм прослеживается в периодической смене научных парадигм, позволяющих все более адекватно описывать реальность. В данном контексте в обозримой исторической перспективе можно прогнозировать сближение позиций науки и религии по целому ряду вопросов. Для сравнения, в эпоху становления научного мировоззрения в рамках древнегреческой цивилизации религиозное и научное знание мыслились как единое знание. В средневековой Европе монастыри являлись очагами просвещения, а богословы, подобно Ньютону, закладывали основы современной науки.
     Соотнесение древних философско-религиозных и современных научных представлений по целому ряду направлений вскрывает то обстоятельство, что свыше двух тысячелетий назад человечеству были известны вещи, как бы заново открытые наукой лишь в последние столетия. К примеру, Платон демонстрирует впечатляющую для своей эпохи осведомленность в астрономии. Среди прочего, в «Федоне» философ указывает, что «земля кругла и находится посреди неба» [55, с. 703]. Одновременно следует признать, что, несмотря на огромный прогресс, достигнутый в естествознании, ряд фундаментальных проблем современной наукой до настоящего времени не решены. В частности, вопрос о природе темной материи и темной энергии. Между тем подобные виды неизученной пока материи составляют около девяноста шести процентов материи Вселенной. Фактически человечество доныне знает далеко не все о той реальности, в которой живет.
     Как уже отмечалось ранее, анализ текстов Дхаммапады, Дао дэ Цзин, Библии и трудов Платона выявляет целый ряд общих черт, характерных также для других философско-религиозных систем. Разумеется, нельзя исключать взаимовлияния друг на друга философско-религиозных концепций, формировавшихся примерно в одно время. К примеру, считается, что основоположник даосизма Лао-цзы встречался с Конфуцием – основоположником конфуцианства [40, с. 10]. Вместе с тем обращает на себя внимание характерный интервал в половину тысячелетия между рождением трех крупнейших мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Повторение данного цикла приходится на время формирования основных конфессий христианской церкви. Так, примерно половину тысячелетия спустя с момента зарождения ислама происходит разделение христианской церкви на православную и католическую. Еще через пятьсот лет из католичества выделяется протестантство.
     Указанное позволяет рассматривать зарождение традиционных религий (конфессий) как закономерный культурно-исторический процесс, циклично повторяющийся с периодом, составляющим около половины тысячелетия. Соответствующий период времени Библия определяет как «семьдесят седьмин». Так, согласно пророчеству ветхозаветного пророка Даниила через «семьдесят седьмин», то есть примерно через пятьсот лет с момента восстановления древнего Иерусалима должен был явиться Христос, что значит «помазанник» (Дан. 9:24). Сопоставимые по длительности периоды, как показано Л. Гумилевым, прослеживаются при формировании этносов и империй в процессе их этногенетического развития [22].
     Процесс зарождения религий может быть соотнесен с определенными фазами эволюции общественного сознания. С подобными фазами, в частности, соотносимы последовательные этапы развития высших психических функций, отвечающих триаде «разум – чувства – воля». Соответствующий процесс, например, иллюстрирует зарождение трех крупнейших мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Так, в основе буддийского учения лежит постижение дхаммы при помощи разума (Дх. 1-2). Будда призывал руководствоваться, прежде всего, собственным разумом, а не слепо следовать чьей-то воле (Дх. 353). При этом буддисту чужда эмоциональная экзальтация. Будда не творил чудес, способных поразить воображение окружающих, и тем самым способствовать привлечению его последователей. Для сравнения, сердцевиной христианского учения является чувство любви к Богу и ближнему (Мф. 22:37-40). Кроме того, проповеди христианства в немалой степени способствовали чудеса, явленные Иисусом и его учениками. По выражению апостола Павла, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна» (1 Кор. 15:14). В свою очередь, ислам устами пророка Муххамеда призывает следовать воле Аллаха. В переводе с арабского само слово «ислам» означает подчинение воле Всевышнего.
     Процесс зарождения трех упомянутых мировых религий в общей сложности занял около тысячелетия. Сходный временной период прослеживается в процессе становления более древних культов. К примеру, предполагаемое время рождения Моисея, основоположника иудаизма, относят к XV в. до н.э. Тем самым появление иудаизма на тысячу лет предвосхитило всплеск философско-религиозной мысли, охвативший практически весь Древний Мир, включая Индию – родину буддизма. При этом во времена Моисея в Древнем Египте, одной из колыбелей человеческой цивилизации, начался пересмотр древних культов. Проведение данной религиозной реформы связывают с именем фараона Эхнатона, пытавшегося ввести культ единобожия взамен поклонения многочисленным божествам. Примерно в тот же период в Индии началось составление Вед, продолжавшееся около тысячелетия и в целом завершившееся во времена Будды.
     В свою очередь, считается, что древнекитайская Книга перемен, как минимум, на тысячелетие старше Вед. Создание Книги перемен относят к временам Шумерского царства – одной из самых ранних из известных цивилизаций на земле. Культ Шумера базировался на так называемом своде правил «Мэ», включающем представления о законе, истине, власти, искусстве. Символично, что Авраам – родоначальник трех аврамических монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), родился в шумерском городе Ур – «Уре Халдейском» (Быт. 11:31). При этом время рождения Авраама относят ко второму тысячелетию до рождества Христова.
     Можно предположить, что процесс становления религий продолжится и в будущем. Следует признать, что современное общественное сознание эволюционирует в сторону научного мировосприятия реальности, в целом уже не удовлетворяясь умозрительной картиной мира, предложенной древними философско-религиозными концепциями, кажущимися ныне архаичными. Кроме того, для многих религий характерны представления о грядущем приходе мессии – спасителя человечества, пророка или аватара (воплощения) Бога. Так, христиане ожидают второго пришествия Иисуса Христа, с которым связывается наступление судного дня с последующим установлением нового тысячелетнего царства. Согласно буддийскому преданию грядет приход Майтрейи – Будды новой эпохи сатья-юги. Мусульманская традиция предсказывает приход Махди – последнего преемника пророка Мухаммеда, который должен возвестить приближение судного дня и установление царства справедливости и благоденствия. Иудеи ожидают прихода Машиаха – помазанника, во времена которого настанет всеобщий мир и благоденствие. Индуизм предсказывает явление Калки – аватара Вишну, который воплотится в период смены кали-юги сатья-югой. Зороастризм предсказывает приход Саошьянта – спасителя, который явится на землю для окончательной победы добра над злом.
     С учетом изложенного, может быть предложено определение традиционных религий, опирающихся на более ранние религиозные традиции, и получивших широкое распространение. Традиционные религии – философско-психотерапевтические идеалистические мировоззренческие системы, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, воспроизводящие комплекс усвоенных человечеством основополагающих представлений о мире и человеке, включающий определенную совокупность идей – объективных истин, субъективно воспринимаемых как прозрение, путем их переформулирования из древних архаичных форм в формы, отвечающие культурно-историческому контексту эпохи и уровню развития общественного сознания.
     Просвещенный атеизм может рассматривать религии как культурный феномен, проявившийся в процессе культурно-исторического развития человеческого общества. Вместе с тем, вне зависимости от отношения к догматическим и обрядовым аспектам религий, следует признать важную роль, играемую ими в общественном сознании. Будучи достаточно консервативными системами, традиционные религии способны оказывать стабилизирующее воздействие на общество, особенно в кризисные периоды его развития. Кроме того, обладая существенным морально-нравственным потенциалом, религии выполняют значимую воспитательную функцию в человеческом обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авва Дорофей. Поучения аввы Дорофея. М.: Правило веры, 1999.
2. Аверкий, архиепископ. Четвероевангелие. СПб.: Сатисъ, 1999.
3. Агавелян В.С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний // Психология состояний. Хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 153-164.
4. Алипий, архимандрит; Исайя, архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев-Посад: Изд. Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.
5. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М.: Правило веры, 1999.
6. Аристотель. Сочинения. Т.4. М.: Издательство Мысль, 1984.
7. Барсов М. Апокалипсис в истолковательном и назидательном чтении. М.: Скит, 1993.
8. Бартини Р.О.Д. Некоторые соотношения между физическими константами. ДАН СССР, т. 163, № 4, 1965. С. 861-864.
9. Бердяев Н. Смысл творчества. М.: АСТ, Хранитель, 2007.
10. Братусь Б.С. и др. Психология и этика. Самара: БАХРАХ-М, 1999.
11. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
12. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
13. Владимиров Ю.С. Геометрофизика. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
14. Владимиров Ю.С. Идеи реляционно-статистического подхода к природе пространства-времени. Метафизика, № 2 (12), 2014. С. 10-28.
15. Владимиров Ю.С. Метафизика. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
16. Владимиров Ю.С. Основания физики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
17. Владимиров Ю.С. Твисторная программа Пенроуза и бинарная геометрофизика. Метафизика, № 3 (9), 2013. С. 33-54.
18. Гейзенберг В. Развитие понятий в физике ХХ столетия. Вопросы философии, № 1, 1975. С. 79-88.
19. Гейзенберг В. Физика и философия. М.: Наука, 1989.
20. Грановская Р.М. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2007.
21. Григорий Богослов. Духовные творения, поучающие основам христианской жизни. М.: Новая книга, Ковчег, 2000.
22. Гумилев Л. Конец и вновь начало. М.: Рольф, 2000.
23. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие, ч. III. М.: ПСТБИ, 1997.
24. Дильтей В. Возможность и условия разрешения задачи описательной психологии // Предмет и метод психологии // Под ред. Старовойтенко Е.Б. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. С. 57-76.
25. Додонов Б.И. Эмоции в системе ценностей // Психология эмоций // Под ред. Вилюнас В. СПб.: Питер, 2007. С. 303-312.
26. Ефремов А.П. Метафизика кватернионной математики // Метафизика. Век ХХI. Вып. 2: сборник статей // Под ред. Владимирова Ю.С. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. С. 233-266.
27. Зеленкова И.Л. Этика. 3-е изд. Минск: ТетраСистемс, 2008.
28. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006.
29. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006.
30. Ильичев Л.Ф. и др. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
31. Иоанн Дамаскин. Диалектика или философские главы. М.: Наука, 1999.
32. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: «Лодья», 1998.
33. Кассандров В.В. Алгебродинамика: кватернионный код вселенной // Метафизика. Век ХХI. Сборник трудов // Под ред. Владимирова Ю.С. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. С. 142-158.
34. Кассандров В.В. Число, Время, Свет (Алгебраическая динамика и физическая картина Мира) // Сб. Математика и практика. Математика и культура. Вып. №2 // Под ред. Симаков М.Ю. М.: Самообразование, 2001. С. 61-76.
35. Ковалева Н. Будда и его учение. М.: РИПОЛ классик, 2005.
36. Копорулина В.Н. и др. Психологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
37. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005.
38. Кулаков Ю.И. Элементы теории физических структур. Новосибирск, изд-во НГУ, 1968.
39. Куликов Л.В. Модель регуляции настроения // Психология состояний. Хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 531-537.
40. Лао-цзы. Дао дэ Цзин. Книга пути и благодати. М.: Эксмо, 2008.
41. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.
42. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций // Под ред. Вилюнас В. СПб.: Питер, 2007. С. 257-267.
43. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Эксмо, 2006.
44. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия // Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: БАХРАХ-М, 2005. С. 422-493.
45. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. М.: Генезис, 2008.
46. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2008.
47. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма «Класс», 2006.
48. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999.
49. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006.
50. Немчин Т.А. Развитие учения о психических состояниях // Психология состояний. Хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 7-12.
51. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М: Смысл, 2002.
52. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Психология личности, Т.2. Хрестоматия // Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: БАХРАХ-М, 2006. С. 507-531.
53. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М.: ТПО Фабула, 1992.
54. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.
55. Платон. Диалоги. Книга первая. М.: Эксмо, 2008.
56. Платон. Диалоги. Книга вторая. М.: Эксмо, 2008.
57. Поройков С.Ю. Анализ типов мышления. Метафизика, № 4 (14), 2014. С. 122-138.
58. Поройков С.Ю. Архетипические психологические типы. М.: ИНФРА-М, 2011.
59. Поройков С.Ю. Архетипические сюжеты мировой литературы. Метафизика, № 4 (6), 2012. С. 98-108.
60. Поройков С.Ю. Бинарный характер квантовой механики. Метафизика, № 2 (12), 2014. С. 106-110.
61. Поройков С.Ю. Космос Платона как физико-математическая модель Вселенной. Метафизика, № 2 (8), 2013. С. 147-161.
62. Поройков С.Ю. Общие научные основания мировых религий // Христианство и наука: сборник докладов конференции // Под ред. Владимирова Ю.С. М.: РУДН, 2014. С. 69-93.
63. Поройков С.Ю. Психологические типы. М.: ИНФРА-М, 2015.
64. Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность. М.: Ленанд, 2006.
65. Poroykov S. Archetypical Plots of the World Literatures in the Contents of Philosophical-Methodological Analysis // XXII World Congress of Philosophy. Rethinking Philosophy Today // Seoul, Korea: Seoul National University, 2008. P. 424.
66. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001.
67. Прохоров А.М. и др. Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
68. Прохоров А.О. Модели функциональных структур психических состояний // Психология состояний. Хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 202-216.
69. Прохоров А.О. Системно-функциональная модель регуляции психических состояний // Психология состояний. Хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 496-512.
70. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
71. Прохоров А.О., Блинова О.Г. Феноменология трансовых состояний субъекта // Психология состояний. Хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 293-297.
72. Романин А.Н. Практическая психология философии и религии. М.: КНОРУС, 2006.
73. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.
74. Серафим Роуз. Душа после смерти. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997.
75. Смирнова Е.Т. Введение в религиозную психологию. Самара: БАХРАХ-М, 2003.
76. Франкл В. Сказать жизни «Да». М.: Смысл, 2008.
77. Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзэн-буддизм и психоанализ. М.: Айрис-пресс, 2004.
78. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. СПб.: Амфора, 2001.
79. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: Академический Проект, 2007.
80. Хорни К. Новые пути в психоанализе. М.: Академический Проект, 2007.
81. Хорни К. Самоанализ. М.: Академический Проект, 2006.
82. Шостром Э. Манипулятивные характеры // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия // Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: БАХРАХ-М, 2005. С. 115-154.
83. Шредингер Э. Что такое жизнь? Москва-Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2002.
84. Эйнштейн А. Теория относительности. Избранные работы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.
85. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005.
86. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.
87. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ, Хранитель, 2008.
88. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М: Когито-Центр, 2006.
89. Юнг К.Г. Символы трансформации. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
90. Юнг К.Г. Структура и динамика психического. М: Когито-Центр, 2008.
91. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2009.
92. Юнг К.Г. Философское древо. М.: Академический проект, 2008.
93. Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., Серебряные нити, 2006.
94. Юнг К.Г. Эон. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
95. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. М.: Апрель Пресс, Издательство Института психотерапии, 2005.
96. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2005.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИЙ……….....................8
1.1. Зарождение представлений о закономерном ходе вещей………...9
1.2. Общие философские основания религий………….......................10
1.3. Этическая проблематика в религиозных учениях…………….....96
1.4. Выводы…………………………………………………………...101
Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИЙ…………104
2.1. Отражение в религиозных системах структуры психических
2.2. Экзистенциальная проблематика в религии……………………149
2.3. Представления о «я» в религиозных системах…………………191
2.4. Психотерапевтические аспекты религий……………………….212
2.5. Выводы…………………………………………………………...233
Глава III. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДРЕВНЕГО МИРА……235
3.1. Представления о рождении Вселенной…………………………236
3.2. Представления о строении Вселенной………………………….253
3.3. Представления о цикличности Вселенной……………………...265
3.4. Архетипические символы и числа……………………..………..270
3.5. Метафизические проблемы, поднятые религиями……………..277
3.6. Выводы…………………………………………………………...397
Заключение………………………………………………………………...299
Литература…………………………………………………………………307


Рецензии
В четырёх предыдущих цивилизациях религии не было. Религия, как вариант наработки духовных энергий, дана Богом для нашей пятой цивилизации, которая завершает своё развитие. "Законы мироздания или основы существования Божественной Иерархии" даны для повышения духовности человечества для следующей шестой цивилизации, её ускоренного развития (пятая цивилизация допустила большое отставание в развитии).
Представители шестой расы придут к единоверию - пониманию, что всё идёт от Бога и является реализацией Его планов, способствующих прогрессированию мироздания.

С уважением.

Аркадьевич 2   09.01.2021 11:09     Заявить о нарушении
Было бы неплохо. Лично я - за духовный прогресс человечества.

Сергей Поройков   09.01.2021 18:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.