Не многие делайтесь учителями...

К Н И Г А Н. В.


Н е м н о г и е д е л а й т е с ь у ч и т е л я м и . . . (Евангелие от Иакова гл. 3., ст. 1)

(И с т о р и и и з ж и з н и)



В наш северный город пришла весна. Она с удовольствием прогулялась по нашей улице и даже заглянула в наш уютный дворик. Черемушки, которые растут во дворе, напротив наших окон, зазеленели и закрыли собою всех бабушек, отдыхающих на скамейках.
Мой младший сын готовится к сдаче выпускных экзаменах и я невольно вспоминаю свои экзамены и свою учебу в издательско-полиграфическом техникуме.
После недели занятий и общения все девчонки очень подружились, а мальчиков (нам просто не повезло), в нашей группе не оказалось. За то несказанно повезло в другом - моей соседкой по парте оказалась Любочка Кутырина. У Любы был очень острый ум и цепкая память, которая нас не раз выручала.
_ "Политэкономии" у вас будет пятьсот восемьдесят часов. Это весь вузовский курс! -отмеряя шаги по классу, выговаривала Мария Ивановна своим диктаторским голосом.
_ Поэтому "политэкономия" у вас будет каждый день, кроме пятницы. В пятницу я буду от вас отдыхать.
_ Свой предмет я очень люблю и хочу, чтобы вы тоже его полюбили и очень ответственно относились к выполнению домашнего задания, поблажек никому не будет.
Это была уже не молодая, но по-мужски широкоплечая, с твердой походкой и командным голосом, женщина. Про себя я окрестила ее "атаманшей". Каждую тему она подавала очень быстро и жестко. Я не успевала записать даже самого главного. Но слава Богу это успевала сделать моя дорогая Любочка. Она отдавала мне свой конспект до следующего дня и всю дорогу , в метро и электричке я зубрила политэкономию. Скучнее науки я, пожалуй, не знаю. У атаманши, наверное, была какая-то своя система. Она могла спрашивать каждый урок одних и тех же в течении длительного времени и если кто-то был не готов, сразу пополнял список кандидатов на вылет. Уже после первой сессии мы не досчитались многих и из тридцати трех человек на первом курсе, госэкзамены на четвертом, сдавали только пятнадцать.
Атаманшу раздражало буквально все и конечно, то, что девчонки случайно оставляли на партах.
_ Что вы тут разложили своих мужей и детей, убирайте в парту свои фотографии, - кричала она. В группе у нас две девочки были уже семейные и им , по-моему, доставалось больше всех.
_ Где ты достала "Женьшеневый" крэм? - спрашивала она у Лены, сидящей за соседней партой. Лена объясняла, где ей удалось купить крем, т. к. тогда, в 1975 году, это был дефицит.
_ Вот кому не надо, тому и встречается! - возмущалась атаманша, вертя в руках коробочку с кремом.
Если кто-то, случайно, забывал дома зачетку, тут же отправлялся обратно домой, за зачеткой. Однажды мне тоже пришлось проделать этот путь.
Мы все ужасно боялись атаманшу и настольной книгой у многих стал учебник по "политэкономии."
Очень запомнился мне и наш преподаватель "Экономики и финансов". Это была полная противоположность атаманши. Евгения Борисовна всегда очень медленно и совсем бесшумно входила в класс, что иногда, увлекшись разговорами, мы не сразу ее и замечали. Евгения Борисовна спокойно сидела на стуле и ждала, когда же мы, наконец, успокоимся. Голос у нее был очень тихий и низкий. И ,наверное, наговорившись уже досыта за свою не молодую жизнь, Евгения Борисовна старалась поберечь свои голосовые связки, устраивая нам через урок проверочные работы. Она писала на доске варианты заданий, молча раздавала нам чистые листочки и забывала про нас на целых два урока.
Иногда она садилась за стул и рассеянно поглядывала на нас. Это означало, что Евгения Борисовна опять забыла выключить на кухне газ или потеряла ключи или еще что-то стряслось в ее дружном семействе. Евгения Борисовна всегда держала нас в курсе ее семейных событий. Она воспитывала с мужем сына и дочь, тогда они уже достигли подросткового возраста, а помогали ей в этом ее родители, которые проживали вместе с ними.
_ Вы все девочки, будущие мамы. Да,да, закончите учебу и замуж быстренько повыскакиваете (собственно так и случилось) и я хочу, чтобы вы поберегли себя, научились ограждать себя от разных неприятностей - учила нас Евгения Борисовна, когда речь заходила о семье, о детях.
_ Однажды я ехала домой, в троллейбусе, - начинала она свой рассказ. Ждала появления на свет своей дочурке, носила ее под сердцем последние дни. Рядом со мной стояла очень стройная, красивая девушка. Я любовалась девушкой и мечтала о такой же дочке. Девушка повернулась к выходу и я увидела огромное, во все щеку и нос ярко-красное, родимое пятно. Чтобы не вскрикнуть, мне пришлось закрыть рот ладошкой. Прошло несколько дней и я родила здоровую девочку с точно таким же пятном. Сейчас мы ,конечно, уже не замечаем его, привыкли, а тогда было очень тяжело.
_ Так вот, мои дорогие, пока носите ребенка ни на что не реагируйте, оставайтесь всегда спокойными, окружайте себя красотой, по-больше гуляйте в парке, на природе, - наставляла нас своим тихим голосом Евгения Борисовна.
В один из дней она вошла в класс какой-то уж очень потерянной и взволнованным голосом спросила:
_ А как по вашему, ребята, каких людей все-таки больше, хороших или плохих?
Мы все дружно ответили, что, конечно, хороших, честных.
_ Я тоже с вами согласна, но вчера со мной поступили очень не честно, подло. Пока я на вахте сдавала ключи, расписывалась в журнале, украли мою сумочку. Я положила ее на стул, тут же рядом со столом. Была перемена, мимо проходила какая-то группа, кто-то уже одетым спешил на выход, коридорчик тесный, конечно это взял кто-то из девочек. Я вспоминаю, что у меня лежало в сумочке и даже шага не могу сделать. Вахтерша полчаса меня отпаивала валерьянкой.
_ А что же все-таки лежало в сумочке? - все спрашивали, возмущаясь.
_ Вчера у меня был не полный рабочий день и я решила зайти к ювелиру. Собрала все свое золото: цепочки, кулоны, сережки, мамины коронки, осталось только обручальное кольцо, на руке. Хотелось, к юбилею, сдать все в переплавку и сделать новые украшения. Наверное тот, кто украл, удивился такому богатству.
_ А заявление Вы отнесли в милицию?
_ Да, вчера сходили с мужем, написали заявление. Вечером нам уже позвонили. В каком-то автобусе случился пожар, многие выскакивали без вещей. Но среди брошенных сумочек, моей не оказалось.
_ А может быть вернут сегодня, подбросят в учительскую, - предположили мы , искренне сочувствуя преподавателю.
_ Теперь уже вряд ли, ваш урок последний.
Все дружно начали вспоминать о своих пропажах, чтобы хоть как-то поддержать Евгению Борисовну.
_ У меня это уже вторая пропажа за этот год, - поведала нам с сожалением, Евгения Борисовна.
_ На летних каникулах, мы всем семейством, выбрались на месяц к морю, давно мечтали. А в нашу городскую квартиру приехала семья моей знакомой, тоже учительницы, они тоже давно мечтали побывать в нашем городе.
Мы радовались, что они поживут пока у нас, польют цветы и за квартирой присмотрят. Отпуск закончился и мы вернулись в город. Знакомые на тот момент уже съехали. В квартире был идеальный порядок, стерильная чистота, чему мы остались очень довольны. Мы решили с дочерью разобрать вещи, а мужчин отправить в магазин, за продуктами. Перед отъездом я оставила сто рублей, в шкафу, во внутреннем кармане пальто, чтобы нам вернувшись, дожить до зарплаты. Денег на месте не оказалось. Перерыли весь шкаф, денег нигде нет. Деньги пришлось занять, т. к. сбережений у нас никогда не было. Придя немного в себя, я все-таки решила написать письмо своей знакомой. Я подумала, что она может быть вовсе не в курсе, т. к. с ними отдыхал ее сын - подросток. Письмо было совсем безобидным, но ответа мы так и не получили.
_ Наверное Вам просто не везет на знакомых?
_ Здесь я с вами не соглашусь. У нас с мужем много знакомых и родственников тоже не мало. Приезжают и живут подолгу, очень любят наш город и мы с удовольствием со всеми общаемся, и даже рады, когда у нас кто-то живет. Правда, правда, мы так уже привыкли, денег ни с кого не берем, нам хватает общения, скучаем, когда расстаемся. Хороших людей действительно больше.
И , конечно, нельзя не вспомнить нашего преподавателя по общей полиграфии.
Сам предмет, по-началу, мне был не очень интересен. Машины, машины, агрегаты, чертежи, схемы, но как же интересно это все подавалось, мы ловили каждое слово, каждый жест учителя и первая пара пролетала совсем незаметно.
Учителя нашего звали Инесса Львовна. Одевалась она всегда безупречно и никакой косметики. Перед началом урока она раскладывала на столе множество открыток, афиши, плакаты. Нам оставалось только определить: каким отпечатано шрифтом, какой гарнитуры, на какой машине, какой бумаге и т. д? Сделать это было не каждому под силу, но Инесса Львовна , как-то не навязчиво задавала свои наводящие вопросы и подводила к правильному ответу.
_ А теперь вот на эту открыточку посмотрите? Какая здесь печать?
_ Правильно, офсетная.
_ А на чем отпечатали?
_ Не буду вас мучить, все-рано не угадаете - на жесте.
И передавала открытку по рядам, чтобы мы по-лучше рассмотрели.
Помню однажды, перед Днем празднования великой Победы в Отечественной войне, наш классный руководитель, Антонина Викторовна, составляла списки желающих поучаствовать в возложении венков и цветов на Пискаревском Мемореальном кладбище. Из нашей группы записались всего два человека. Я жила тогда с родителями, за городом и тоже не записалась. Антонина Викторовна нас еще немного поуговаривала и расстроенная вышла из класса. Через какое-то время дверь открылась и в класс вошла Инесса Львовна.
_ Я попрошу встать тех, кто не записался, - сказала она спокойным, но твердым голосом.
Все встали, низко склонив головы. Никогда еще не было так стыдно. Инесса Львовна рассказывала нам о подвиге ленинградцев, отдавших свои жизни за нас, здоровых и красивых. О том как они не впустили врага в наш город, чтобы мы могли сейчас спокойно учиться, влюбляться, мечтать, стремиться к достижению своих целей.
Они не пожалели для нас своих жизней, а вам некогда и цветов им подарить? Закончив, Инесса Львовна вышла из класса, а мы остались стоять.
Записались все. И каждый год наша группа записывалась самой первой. Теперь, в этот день, мы ходим туда уже с внуком и невесткой.
На выпускном вечере мы прощались с каждым учителем, благодарили, дарили цветы и подарки. А мы и действительно им благодарны до сих пор за те уроки жизни, которые мы усвоили, может быть не сразу и не все, чему-то учимся и сейчас, а чему-то учим уже других. Учиться, по-моему, хорошему, никогда не поздно.



Апрель 2015 года. Санкт- Петербург.


Рецензии