Истоки мастерства или кладезь премудрости?

.



ИСТОКИ МАСТЕРСТВА ИЛИ КЛАДЕЗЬ ПРЕМУДРОСТИ?



И то, и другое. Не секрет, что современные художники «не умеют рисовать»,
(Глазунов, Шилов, Сафронов… но и Шемякин, а К.Васильев просто перепутал все что мог и божий дар
с яичницей («глазуньей», как и Глазунов). А поэты не умеют писать стихи. Прозу писать тоже не умеют.
С музыкантами еще, куда ни шло – подмостки это и есть подмостки, но тут уже не до токкат и фуг Баха…

Академический рисунок это не только анатомические штудии или приемы изображения древесной коры,
как на пособиях Пукирева и Саврасова. Собственно академический рисунок и не только человеческого
тела может быть как живописным, так и графическим или объемный (негатив, «пневмосхема» и пр.).
Если живописный рисунок (школа П.Чистякова) тяготеет в конечном итоге к орнаменту, то рисунок объемный (графический) уже выходит за рамки изображения, чертежа и как бы становится частью реального, а не ограниченного рамками листа или холста пространства (Гольбейн, Н.Фешин, Е.Моисеенко). В обоих случаях работают три карты, – для Германа
это были: «тройка», «семерка» и «туз», а в искусстве игры изображения уже свои козыри.

Молодым дарованиям скажу примерно следующее: не надейтесь, – учить вас все равно ничему не будут, даже те, кто знают чему и как учить. Валентин Серов как-то произнес: – Цвет, это тайна художника…
По прошествии лет мое возмущение по этому поводу улеглось и я могу сказать – это Мастера выбирают себе Учеников, а не наоборот. Николо Амати выбрал Антонио Страдивари, и он не ошибся в выборе – мастера вообще редко когда ошибаются. Если вы прочитаете записки Дж. Вазари, то будете приятно удивлены цепочкой имен великих живописцев прошлого и тем, что великие и учились у Великих. А что, поэты разве не «передают лиру»? Ну, как бы не так… передают, передают, но далеко не всем.

Когда я слышу досужие рассуждения «поэтов о поэзии», то сразу вспоминаю старика Державина:

…Но старик Державин воровато
Руки прятал в рукава халата,
Только лиру не передавал…

Он, старик, скучал, пасьянс раскладывал.
Что-то молча про себя загадывал.
(Все занятье – по его годам!)
По ночам бродил в своей мурмолочке,
Замерзал и бормотал: «Нет, сволочи!
Пусть пылится лучше. Не отдам!»

Был старик Державин льстец и скаред,
И в чинах, но разумом велик.
Знал, что лиры запросто не дарят.
Вот какой Державин был старик!
______________________________
Д.Самойлов.

Никогда не следует забывать, что творчество – это просто работа такая, но мастерство – это призвание.
Даже не пытайтесь сравнивать уровень мастерства Ильи Репина и Рауля Дюфи,
Вильяма Шекспира и Николая Заболоцкого – неблагодарное это занятие.
Просите и дано вам будет, ищите и обрящете – это о чем? А о том, что – просите и ищите, но… не обольщайтесь.
 









.


Рецензии