Железный канцлер
К нам в школу на практику пришёл студент исторического факультета ТГУ. Александра Сергеевича мы, старшеклассники, за глаза называли Сашенькой.
Он обаял нас аристократическими манерами, чувством юмора и завидной эрудицией. Густая черноволосая шевелюра, зачёсанная к затылку, контрастировала с оленьими серо-голубыми глазами. Девчонки млели, когда он прикрывал их длинными чёрными ресницами. Каждая из нас жаждала ощутить на себе весь магнетизм его томного с поволокой взгляда. Высокий рост и спортивное телосложение, вкупе с перечисленными достоинствами, делали его объектом наших девичьих грёз. Александру Сергеевичу симпатизировали как старшеклассницы, так и молодые педагоги.
Сказать, что мы обожали историю, значит, слукавить. В девятом классе преподавала эту дисциплину пожилая «серенькая мышка». Александра Давыдовна Богуславская фанатично обожала свой предмет. Освещала новую тему гнусавым, монотонным, прерывающимся старческим голосом. Строгая и жадная до хороших отметок, она заваливала ученика после пересказанного им параграфа кучей дополнительных вопросов по всему курсу всеобщей истории. Торжествовала, когда «топила» перепуганного школьника, невпопад отвечающего на вопросы об исторических датах и событиях. Мы побаивались её и, нехотя, шли на нелюбимый урок, волнуясь и в тайне надеясь, что именно сегодня каждого из нас «пронесёт». Историчка, как коршун перед броском на жертву, парила над нами и давала в начале урока пятиминутную передышку для повторения главы учебника. Чтение одними глазами никак не отражалось на понимании темы домашнего задания. Страх перед личностью учителя парализовывал умственную деятельность, зомбировал нас, лишая индивидуальности.
С появлением молодого и миловидного практиканта, все облегчённо вздохнули. Уроки истории стали проходить интересно, весело, на одном дыхании. Александр Сергеевич шутил и сыпал фактами, которые не встретишь в скучном учебнике истории. Украшал речь жестикуляцией и подвижной мимикой. Мы не только внимательно слушали, но и невольно любовались им. К тому же не возбранялось с места задавать учителю вопросы. Он охотно отвечал, демонстрируя глубокие познания, чем продолжал завоёвывать авторитет и симпатию в наших юных сердцах. И как оказалось, не только симпатию…
Когда по учебной программе дошли до темы «Германия на пути к единству», Александр Сергеевич предложил желающим подготовить доклад о прусском канцлере. Моя подруга, не отличавшаяся большой любовью к гуманитарным предметам, на удивление всем, с готовностью отозвалась.
Класс сочувственно улыбнулся, понимая причину её рвения к знаниям.
Многие одноклассники на неделю позабыли об этом эпизоде, но не Ирина. Её будто подменили. Она раньше никогда не корпела долго над выполнением домашних заданий. Лишь наспех решала задачки по алгебре и геометрии, закрывала тетрадку и вуаля... А тут мне стало даже неинтересно в её компании.
Раньше мы прогуливались по городу, наслаждались цветущим весенним парком и приятным препровождением свободного времени в кафешках.
Наши променады сменились читальным залом в пыльной столичной библиотеке имени Карла Маркса. Не поддержать подругу я не могла. Поэтому после учёбы уныло плелась за ней в это серое здание, открытое для посетителей с 9.00-21.00.
Она, словно студентка истфака, штудировала весь материал по теме, накрепко усвоив для себя главный жизненный принцип «железного канцлера», выразившийся в словах: «Сильный всегда прав!».
Пролетела неделя и наступил волнительный момент. Ирина явилась на урок во всеоружии, что блистательно продемонстрировала не только классу, но и объекту своих бессонных томлений. Она пустила в ход всё имеющееся в её арсенале красноречие, не пожалев цветных красок для описания жизнедеятельности легендарной фигуры.
Одноклассники выпали в осадок, видя Ирину в совершенно непривычном для неё ораторском амплуа.
Отто фон Бисмарк был представлен нам не только канцлером Пруссии, но во времена реакции и выдающимся дипломатом (1851-1862).
После блистательного выступления докладчицы учитель, с удовольствием, подытожил:
-Таким образом, целью политики Бисмарка стало объединение Германии под девизом: «Железом и кровью».
Ирина заслуженно получила отметку «отлично» под аплодисменты обескураженных слушателей.
После уроков и недельных треволнений, мы с подругой облегчённо вздохнули и поспешили в ближайшее кафе лакомиться любимым гляссе.
Вечером родители Ирины уехали к бабушке на дачу, оставив на нас дом и любознательную младшую сестрёнку.
Ленка, ученица 2-го класса, под предлогом, что боится спать в комнате одна, нырнула к нам в кровать и с интересом слушала о «девичьих страданиях». Разумеется, все темы разговоров сводились в конце к произведённому Ириной фурору и Сашеньке, весьма восхищённому способной ученицей. А когда Морфей стал накрывать нас своим воздушным покрывалом, подруга прошептала голосом, полным нежности и любви:
-Бисмаааарк…
Я тихонько засмеялась, чтоб не спугнуть её лёгкий сон-мотылёк. Впечатлительная Ленка ещё бодрствовала и тщетно пыталась нас расспросить: кто же такой Бисмарк?
Я что-то промямлила ей в ответ, догоняя уплывающую в Зазеркалье подругу.
С утра к Ире подлетела сестрёнка с вопросами:
-Бисмарк-это твой мальчик, да?
Мы с подругой дружно рассмеялись.
-Ирка, ты очень любишь своего Бисмарка?
-Я его, Ленка, просто обожаю!
Годы учёбы давно позади и каждая из нас пошла своим путём. Но вспоминая свою школьную подругу, я невольно улыбаюсь, восстанавливая в памяти образ её первой любви и триумф над «железным канцлером» Пруссии.
Свидетельство о публикации №215043000696
Спасибо Вам за рассказ! С уважением,Светлана!
Светлана Зимина 2 12.06.2016 22:38 Заявить о нарушении
Эльвира Мухвалеева 12.06.2016 23:11 Заявить о нарушении