27. Гейнсборо. Портрет дочери
ГЛАВА - 27. Гейнсборо. "ПОРТРЕТ ДОЧЕРИ".
Мы видели, что искусство, - и живопись, в частности, - начиналось как способ служения божественным силам. Так это понималось в то раннее время.
Затем, по мере становления самостоятельного частного человека, искусство всё более двигалось от церковного к светскому, от божественности к людям. Вопрос: можно ли говорить в связи с этим, что искусство опускалось?
Уверен, что большинство читателей понимают правильный ответ. Сам по себе такой переход не означает опускания искусства вниз. Но то, что попадая под власть каких-либо общественных условий, искусство может опускаться, и довольно низко, вплоть до превращения в антиискусство, - это мы тоже понимаем.
Очевидно, что искусство может при переходе к светскости и не опускаться, а оставаться и в нерелигиозной теме настолько же высоким. Более того, - а почему бы ему не подняться ещё выше? Почему бы ему не творить на тему человечества ещё более возвышенно, чем на тему Бога?
Но повторю, - для этого нужны соответственные общественные условия. У низкого общества не может быть высокого искусства.
Не так давно довелось видеть телевизионное выступление одного религиозного проповедника из Америки. Обращаясь к Богу от имени аудитории, он говорил: "Господи, дай нам успех в нашем бизнесе!" Это поразительно. Бог низводится этими людьми на уровень наёмного работника. У Бога теперь нет других дел, кроме как заниматься повышением прибыльности их бизнеса!
Как тут не вспомнить старое мудрое изречение: "Ничто не делает человека таким бедным, как золото."
Высокое искусство может быть лишь в обществе, которое нашло для себя действительно высокий идеал.
-----
Художник Томас Гейнсборо показывает нам пример того, что стремление возвысить человека искусством не обязательно должно принимать форму напыщенного имперского классицизма. Для Гейнсборо характерно желание раскрыть лучшее в человеке через показ чистосердечной искренности его человеческих чувств.
Да, это ещё не великие общественные идеалы, но попытка не уронить образ человека, дать его чистоту и красоту, не прибегая к искусственному возвеличиванию и нарочитому приукрашиванию, заслуживает уважения.
Художественные средства соответственны художественной цели. Все, пишущие о Гейнсборо, употребляют сходные выражения: простодушие; очарование; трогательность, не переходящая в слащавость; нежность красок.
Посмотрите и на другое его произведение:
- "Дама в голубом".
https://www.stihi.ru/pics/2013/06/26/4287.jpg
(Известная вещь, - единственная, находящаяся в России [в Эрмитаже].)
Да, в его картинах видно влияние и стиля рококо, и ставшего на некоторое время модным сентиментализма. Живя в этой среде, он не мог быть полностью свободным от неё. Но его рококо не декоративно и не пошло, а сентиментальность не плаксива. Видно, что он не только использовал опыт других современников, но и исходил из самостоятельного отношения к натуре.
Хорошо сказал об этом Джошуа Рейнолдс (кстати, в речи, посвященной памяти Гейнсборо): "Никогда нельзя терять из виду великие правила и принципы искусства, нужно пользоваться особенностями талантов и опыта других художников, - как живых, так и умерших. Но если лишь они станут для вас образцами, вы падёте неизмеримо ниже их и станете плохими копиями хороших художников."
Интересно, что сам Гейнсборо сказал перед смертью: "Жалко, что жизнь кончается как раз тогда, когда я стал по-настоящему понимать живопись."
Свидетельство о публикации №215043000824
Характерно, что на разных промежутках прошлого были художники, которые опережали на столетия своё время. Художники прошлого века в лучшем случае случае вписались в него. Правда, может быть через столетия что-то покажется по другому?
Владимир Прозоров 25.10.2019 11:03 Заявить о нарушении