Пьеса, длиною в целую жизнь... глава вторая

     Проснулся от стука в окно. Соседка Любаша жила в поселке постоянно и приглядывала за его домиком.
     - Молочко свежее принесла, Юрий Николаевич,- прокричала.- Я тут, на крылечке оставлю, не опрокиньте банку !
     Он кивнул и пошел умываться.  В доме было тепло, уютно, но окна затянуло узорами, значит мороз на улице крепчал,  и не мешало подтопить еще чуток, чтобы не выстудить комнаты. Он собирался пробыть  до завтра. После завтрака решил прогуляться по поселку. Последний раз был здесь осенью, надо было распорядиться обильным урожаем яблок, которые он на корню отдавал соседке, оставляя себе на зиму пару ящиков.
    Снежок весело похрустывал под ногами, Юрий шел по дороге, раскланиваясь с редкими прохожими. Многие с годами провели в дома газ, воду и, в основном старики, жили здесь постоянно. Они хорошо знали и его мать,  и его самого. Он тоже всех  помнил и относился к каждому уважительно. Помнится, несколько раз кому-то  привозил лекарства, а Денисовне даже доктора приглашал. Та,  после лечения, завидев Юру ,   приносила домашних яиц, свежий творог. Он сердился, но отказать было невозможно- страшная обида.
     И сегодняшнее розовое от солнечных бликов утро было мягким и приветливым. В местном магазинчике купил сыр, свежий батон и семечек, пара мешков которых стояла в углу у прилавка.
      - А зачем здесь семечки ? Покупают? - удивленно спросил у Гали-Заморочки, как ту  беззлобно называли местные.
     - Покупают. Очень вкусные. Сорт "Пузанок".
     - Скажи ,  пожалуйста, не знал. Ну так и быть, взвесь еще килограмм, отвезу в театр девчатам- пусть балуются.
     - А жарить умеют?
     - Наверное...
     - Понятно.- И она стала подробно и долго объяснять,  как именно нужно жарить семечки, чтобы довести их до нужной кондиции. За эту чрезмерную болтливость поселок и называл ее Заморочкой- кому хочешь голову заморочит.
     Юрий слушал и думал о своем. В магазин вошла новая покупательница. Взяла хлеб, масло, чай и ушла. Он глянул ей вслед и ему почудилось что-то знакомое. "Где-то я уже видел эту куртку и этот взгляд...растерянный и жалкий...Только где ? "
     А Заморочка трещала :
     - Видали, новая жиличка. Купила домик у Куликовых на Второй линии, помните, жили у Водокачки муж с женой. Муж помер, а жену , ну, мать - дети забрали. А жиличка эта одна живет. Ни с кем дружбу не свела, все в город зачем-то ездит и молчит, молчит. Здрасьте и до свидания. Других слов от нее не слыхала. Не люблю таких!
     - А давно живет?
     - Ну так , почитай ,  год скоро. Ну да, аккурат перед новым годом объявилась. Неужели не видели ни разу ? Странная она какая-то...
     - Ладно, Галя, спасибо.Пойду я.
     - Гуляйте, гуляйте Юрий  Николаевич!
     Уже подходя к дому ,  он вдруг отчетливо вспомнил женщину и ее нелепое одеяние и от неожиданности  остановился. "Это же она приходила в театр! Как же я забыл? Надо к ней сходить. А с чем ты придешь? Ты даже не удосужился не то что прочесть  пару страниц, ты не помнишь где эта папка лежит!"
     Он шагал по двору и корил себя.А после обеда, ближе к вечеру, все-таки пошел на Вторую линию. Дом, где раньше жили Куликовы , хорошо знал. Он решил сам убедиться, что Галя-Заморочка сказала правду.
     Уже смеркалось и в редких домах зажглись огоньки. В этом доме тоже было светло. Постоял минут пять и пошел к себе, твердо первым делом посмотреть эту злосчастную папку.
     Вообще-то, если к нему приходили авторы со своими работами, он дней через десять непременно приглашал к себе и давал исчерпывающий и профессиональный ответ, почему та или иная пьеса или повесть не получит, так сказать, путевку в жизнь. А тут больше двух месяцев прошло! Виноват Новый год, в это время в театре  всегда много  работы.
     Тут и репертуар, и актеров нужно задействовать, знать на кого можно положиться , а кто в ответственный момент может и не выдержать новогодних нагрузок, даст слабину. И выездные спектакли на предприятия, и елка с Дедом Морозом и Снегурочкой, и подарки детям труппы театра. И все на завлите. Есть, конечно, профсоюз, но основная нагрузка лежит на нем.
     В театре первым делом разыскал папку, открыл и замер. На первом листе крупным шрифтом было напечатано: Горбунова Маргарита.
     Он резко поднялся и рука потянулась за сигаретой. "Ничего не понимаю...Горбунова. Однофамилица или какая-то родня ? Телефон! Где ее  номер телефона ?" Но на странице был только адрес. Название их поселка и улица Вторая линия, 16.
     Не имея возможности связаться по телефону, решил посмотреть папку и сразу же после новогодних праздников поехать в поселок.
     Для постороннего человека эта маленькая повесть была бы  не более чем эпизод. А он лихорадочно переворачивая страницу за страницей открывал для себя неизвестные подробности из жизни родственников.     Оказывается, его милая и добродушная мама всю жизнь хранила тайну и , даже умирая, не сказала ему ни слова!
     Уже тяжело больная , мать отправила письмо свекра в Канаду. Рита, узнав правду о своем отце и горькой судьбе красавицы матери, которая всю жизнь прожила со страшной болью в душе, пришла в ужас.
      Отец Риты, Здейко Иван Гаврилович, в годы войны сотрудничавший с фашистами и  издевавшийся над людьми похлеще солдат СС, сбежал с немцами сначала  в Испанию, а потом в далекую и холодную  Канаду. Он держал жену практически взаперти. Боялся, что та донесет на него в полицию. Сам ходил по магазинам, сам отвозил маленькую дочь в школу, не разрешил жене работать, иметь знакомых. Они жили очень замкнуто. Рита помнила, что единственной отрадой в жизни матери были цветы. В доме их было великое множество.
     Он  взял фамилию на здешний манер - Здейн, а мать свою фамилию менять отказалась, осталась на девичьей ,  и Рита была Здейн- Горбунофф. Отец говорил с ней на английском, мать же, наоборот, по-русски и постоянно внушала девочке, чтобы она непременно говорила на своем родном языке, так как она русская, а не канадка, как записано в метрике.
    Рита, пока была ребенком, не совсем понимала почему так, а когда подросла, подружки сказали: будешь совершеннолетняя и сама решишь на каком языке говорить и какую фамилию взять за основу.
     А потом не стало отца. Мать вздохнула с облегчением и засобиралась в далекую Россию, но некстати простудилась и угасла буквально за месяц. Временами  приходя в сознание, умоляла дочь непременно поехать на родину и поклониться родным местам.
     - Привези мне горсточку земли и положи на мою могилку,- последние слова, которые она прошептала Рите,- Я люблю тебя...помни, ты- Горбунова...Горбу...
     И вот через два года сиротства это письмо, перевернувшее  и жизнь и душу . Долго сидела в кресле и не могла поверить  написанному неизвестным ей дедушкой, который тоже носил фамилию Горбунов.
     Отца уже не было , так что сообщать о его поганой жизни предателя было ни к чему. В доме, в котором прожила много лет и где все напоминало этого изверга, женщина оставаться не могла. Продав все, в том числе и семейный бизнес ( автозаправку), переехала на другой конец страны. Раз в год приезжала на могилу матери. Подолгу сидела и рыдая, шептала: "Бедная, бедная моя мамочка, что тебе пришлось пережить! Я тебе обещаю. Я привезу на твой холмик землю, о которой ты просила..." К отцу на могилу не ходила. Отреклась от него , уже мертвого.
     Потом наступила оттепель, открылись границы , и она приехала в новую Россию. Искать родственников не стала. Была убеждена, что о жизни отца-предателя  знали и  ей, дочери, было стыдно и страшно находиться среди них.Да они, наверное, и отказались от них. Зачем  беспокоить? Побывала на могиле деда, отца матери, поблагодарила  за письмо, за правду, которую  ей открыл. Затем нашла могилку Марии Петровны и положила букетик алых роз.
     Отель , в котором остановилась, не очень нравился , и она позвонила в один из офисов  с просьбой подыскать недорогое жилье. Маленький домик в зеленой зоне. Дельцы, узнав, что имеют дело с иностранкой, быстренько сообразили, что могут "кинуть"  ее на приличную сумму, продав дачный дом, абсолютно не отвечающий представлениям иностранцев о зеленой зоне в России. Что, в общем-то ,  и случилось.  Так она оказалась в поселке, где была и дача Горбунова. В последний момент что-то спугнуло аферистов и они заключили законную сделку ,  не взяв с нее ни одного лишнего доллара. Но Рита об этом не знала. Лишь проживя  в поселке первые полгода, начала разбираться что к чему. Поняла, что аферисты есть не только в Канаде и что ей еще повезло- не убили и не ограбили.
     Выправив документы на право пребывания в стране, уехала в Канаду с одной целью- привезти  на могилу матери горсть родной земли. Она пока не решила где жить и будет ли менять гражданство ,  и канадский дом сдала в аренду. С собой в Россию взяла только письмо деда и фото матери.
     В последний вечер перед отъездом сидела в мамином кресле и вспоминала. С каждым эпизодом всплывали все новые и новые штрихи горемычной жизни. Беременная мать жила в постоянном страхе от бомбежек, голода, неустроенности. Потом предательство любимого человека,  это нелепое бегство с малышкой на край земли, страх разоблачения мужа, его издевательства над родными людьми и результат- Рита, выросшая под гнетом безумного отца и вечно молчащей, всегда подавленной матери.
     В новой стране ни с кем не заводила знакомств. Соседка попыталась сблизиться, но Рита на контакт так и не пошла, чем и снискала себе славу гордячки. Но своей новой жизнью была довольна. Не давало покоя только письмо деда. Оно жгло сердце и душу. И тогда она решилась. Начала писать.
     В эту маленькую повесть вложила всю боль, весь ужас пережитого ее матерью. Свои детские страхи, позднее чувство стыда за отца, сострадание к его жертвам и свою беспомощность помочь им. Она просила, умоляла всех людей, живущих на Планете сохранить мир, добытый такой страшной ценой - ценой жизни почти сорока миллионов человек!
     Закрыв папку и погасив очередную сигарету, Горбунов нервно вышагивал из одного угла кабинета в другой. Кто-то заглядывал, несколько раз звонил телефон, но он ничего не слышал и ничего не замечал... Потом, надев куртку и взяв папку, сел  в машину и поехал  в поселок.
     Не заходя к себе ,  отправился на Вторую линию. Хозяйка была дома и на его стук в калитку выглянула из дверей.
     - Минуточку, я накину шаль...
     - Вы узнаете меня ? Вы принесли папку в театр.
     Всмотревшись, улыбнулась и открыла калитку.
     Войдя в дом он приятно удивился. У хозяйки был прекрасный вкус. Все было новым и добротным,  чувствовалось- вещи стояли по раз и навсегда заведенному порядку и, главное, ничего лишнего.
     - Кофе?
     - Да, с удовольствием. Курить можно?
    - Курите. Я тоже иногда балуюсь. Вам сколько ложек ?
    - Две. В последнее время много работы, стал уставать и сердце сразу стало капризничать.
     Уютно устроившись за журнальным столиком и потягивая ароматный кофе,  он пытливо всматривался в свою новую родственницу. Ведь как ни крути, а она его сестра.
    - Скажите, Маргарита, когда вы пришли в театр, вы уже знали ,  кто я ?
    - Да, мне сказали. Вы- заведующий литературной частью театра. И вас зовут Юрий Николаевич.
     - А фамилия ?
     - А фамилию мне не назвали.
     - Понятно. Рита,- чуть помедлив, решительно сказал,- позвольте представиться- Горбунов Юрий Николаевич собственной персоной и ваш, как там принято за границей- кузен.
     - Мой кто? Кузен ?
     - Да. Двоюродный брат. Моя мать была замужем за родным братом вашей матушки,Николаем. А мы, дети- уже двоюродные братья и сестры. Одним словом- родственники.
     Рита вдруг как-то неестественно откинулась в кресле и прерывисто задышала. Он, схватив стакан, побежал на кухню а, вернувшись, стал брызгать в лицо сестры водой.
     - Вам лучше ? Я болван, мне нужно было вас подготовить... Простите мое невежество!
     Она бормотала, смешивая русские и английские слова.Понять ее можно было с трудом.
     - Я дочь предателя...нам нельзя иметь никаких отношений. Я заберу папку. Это невозможно...
     - Поверьте, Рита, вы не отвечаете за поступки отца. Да, он военный преступник, но его уже нет в живых.
     - Я взяла это крест на себя. Он негодяй. Я хочу искупить его вину перед людьми, которых он сделал несчастными.- Она едва дышала.
     Горбунов растерялся. Он видел, что ее нельзя оставлять одну.
     - Вот что. Собирайтесь. Поедем в город.
     - Зачем ?
     - Ко мне. Поживете , разберемся во всем не спеша.Я вам расскажу о своей семье, вы- о своей матушке. Ведь как ни крути, она моя родная тетя.
     - Она была несчастна всю жизнь. Этот негодяй, мой отец оставил ее без родины, лишил единственного брата, у нее не было подруг, она жила с надеждой вернуться  в Россию, но ей и это не было суждено. Мамочка умерла в страданиях и муках по утерянной родине.
     В театре Юрий сразу же пошел к главному режиссеру. Долго разговаривал с ним. Домой вернулся в добром расположении духа. Заглянув в спальню и увидев, что сестра спит, взял папку и пошел на кухню. Он сам напишет сценарий этой пьесы. Пьесы, длиной в целую жизнь.
     На деньги, вырученные от спектакля, а также деньги, вырученные от продажи дома в Канаде ,  Рита , приняв гражданство России, открыла Фонд помощи в поддержку мира на Земле.


Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии