Когда я был маленьким мальчиком - о будущем

Когда я был маленьким мальчиком, я не часто задумывался о будущем. Моя простая жизнь была заполнена текущими делами. Думать о будущем в течение дня мне было некогда, но перед тем как заснуть, я представлял себе следующий день. Накануне дня рождения я знал, что утром меня поцелуют, а вечером придут незнакомые дяди и тети. Они будут есть, громко смеяться и петь песни про любовь и войну. После них останется много вкусной еды, и главное - консервы трески в томатном соусе из папиного продовольственного пайка. И конечно, еще долго можно будет доедать мамины пироги.

Правда, не всегда будущее оказывалось таким, каким мне хотелось. Когда мне пообещали купить коньки, я ожидал увидеть блестящие стальные лезвия, намертво привинченные к подошвам спортивных ботинок. А мне купили коньки «Снегурочки» с круглыми носами. Специальными ремешками их надо было прикручивать к сапогам или валенкам. Зато у меня не мерзли ноги, и можно было кататься по снегу, а не только по льду. Вообще, если будущее оказывалось не таким, как хотелось, то только потому, что я неправильно его представлял. Так я считал. После школы меня ждал институт, потом интересная работа. И все такое, что трудно даже представить в детском возрасте. Казалось, у будущего нет выхода, оно должно когда-то наступить. А если оно неожиданно кардинально расходилось с ожиданиями, то в этом никто не виноват. Так получилось. Значит я неправильно его себе представил. Главное заключалось в том, что в ожидании будущего мне не надо было ничего делать. Надо было только терпеливо ждать. И на новый год в доме появлялась елка, а дед мороз приносил подарки.

Многие помнят, как мы все ожидали прихода коммунизма в 1980 году. Спорили о том, как будут определять способности и потребности. А наступила Олимпиада. И никого не интересовали ни наши способности, ни наши потребности. Похоже что население страны неправильно представляло себе коммунизм. А может не очень и хотелось этого самого коммунизма. Все-таки что-то надо было решать с моральным кодексом. Позже нас ждала отдельная квартира для каждой семьи, решение продовольственной программы, развитие машиностроения и много еще чудесного, что должно было принести будущее. И во всех случаях не нужно было ничего делать для этого самого будущего. Главное – руководство страны приняло решение о неизбежном счастье, и оно просто обязано было наступить, а нам оставалось только терпеливо ждать. Как я маленьким мальчиком ждал приезда папы или подарков ко дню рождения. И будущее действительно, приходило. Но всегда в какой-то странной форме. Ничего, говорили нам, впереди прекрасное будущее.
 
С тех пор, как я был маленьким мальчиком, прошло много лет. И только недавно я понял, что никакого определенного будущего не существует. То, что происходит в данный момент – это результат наших действий. И наше действие, и его результат уже через мгновение уходят в прошлое и становятся нашей жизнью. Если вы по неосторожности ступили в лужу, ваши ноги промокают. Или нет. Тут все зависит от обуви и от вас. И никакого будущего нет. Просто вы надели не то и ступили не туда.

Если уж очень хочется думать о будущем – знайте, оно многовариантно и плохо предсказуемо. Будущее – это то, что может произойти, а может и нет. Конечно, маленькие дети могут только мечтать и думать о том, какое будущее их ждет. Но если этим продолжат заниматься взрослые люди, они будут получать олимпиаду в качестве замены всенародного счастья, грабительскую ипотеку вместо социального жилья и обещание порядка в стране, ну, конечно, не сейчас, а в будущем.


Рецензии