Господи, кто обитает в жилищи Твоем?

Полностью 14 псалом. Это своеобразный "моральный кодекс строителя коммунизма". Вернее, краткий кодекс строителя своего спасения.

Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?
Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем:
иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя:
уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся:
сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;
кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

У краткого 14 псалма немало параллельных мест в Библии. Например, тот же псалом 83, стих 5:
Блажени живущiи въ дому твоемъ: въ веки вековъ восхвалятъ тя.
Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

Пророк Исаия, 33:15
Ходяй въ правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззаконiя и неправды и руце оттрясаяй от даровъ: отягчаваяй ушы, да не услышитъ суда крове: смежаяй очи, да не узритъ неправды...
Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;

Книга Иова, 27:4
...не возглаголютъ устне мои беззаконiя, ниже душа моя поучится неправде.
...не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!

Апостола Павла послание к ефесянам, 4:25
Темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему, зане есмы другъ другу удове.
Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

Исход, 22:25
Аще же даси сребро взаемъ брату нищему иже у тебе, не буди его понуждаяй, ниже наложиши ему лихвы.
Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.

Очень много внимания уделено предостережению от лжи, неискренности перед братом своим. Оно и понятно, если вспомнить, кого в Писании называют отцом лжи. Но мне хотелось бы перенести внимание на общий посыл псалма, а именно - на возможность обитания в жилище Господа. Кто там обитает? Кому там позволено жить? А главное, почему возникает такая непреодолимая потребность вселиться во святую гору?
Всё-таки, любовь к ближнему - ещё не определяющее условие спасения. Необходимое, но не решающее условие. Основной стимул возникает после того, как коснётся души человеческой жажда Бога. Боюсь, мы и понятия не имеем о степени этой жажды. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что святые отличаются от нас только решительностью и способностью откликнуться на встречу с Богом. Думаю, святые опытным путём изведали сладость богообщения, и, не изменяя этому богообщению, построили всю свою оставшуюся жизнь. Не изменяя памяти этого богообщения... Если мы честны перед собою, обязательно найдём в своей биографии ту поворотную точку, ту личную встречу со Христом, после которой мы и стали христианами. Это событие необязательно соседствует с официальным Крещением в храме, но встреча такая была у каждого, иначе - о чём тогда говорить? Об обрядовой стороне вопроса? Сколько свечек какой иконе поставить, чтобы не болеть?.. "Имею желание разрешиться и быть со Христом", говорит апостол Павел. Смерть во Христе - Жизнь, а мы переживаем о болячках, цепляемся за земной, пусть и прекрасный, но такой недолговечный мир... А теперь ещё раз вернёмся к 14 псалму.
Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
Тот, кто ходит непорочно и делает правду...
Сможем? Не знаю. Но хотя бы попытаться надо. Апостол Марк нам пересказывает прямую речь Христа к одному книжнику: "и возлюбиши Господа Бога твоего всемъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всемъ умомъ твоимъ, и всею крепостiю твоею: сiя есть первая заповедь." (и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!)
Это я для себя пишу, прежде всего для себя.


Рецензии