Подарок. Конкурсное произведение

         Умение дарить подарки - величайшее искусство. В Японии ему учат наравне с умением составлять букеты, вести домашнее хозяйство, любить.

        Мы, русские люди, никогда не утруждали себя изучением вопроса, что подарить. Дарили или то, что нам не нужно - если подарок выбирается из имеющихся дома вещей - или то, что нравится лично нам - если подарок покупается.

Помню, на мой юбилей, спросили - что подарить. Я, вспомнив мечту детства, заказал часы, с боем, большие, настенные, а еще лучше - напольные. Такие, какие были у отца. Сказал, что, если не хватит собранных денег -  доплачу. Они, посоветовавшись в шахтном комитете,  решили подарить магнитофон. У председателя шахткома не было магнитофона, он мечтал его иметь, поэтому, настоял на том, чтобы мне подарили магнитофон. Третий в моей квартире.

Так, за 50 лет мне подарили две сотни рубашек, столько же галстуков. Ну, да ладно. Рубашки и галстуки можно каждый день менять.  А, если, вам подарят по сотне кофемолок, телевизоров, хрустальных ваз? Где столько места найти, чтобы все расставить, где столько цветов взять, чтобы все вазы заполнить. И продавать, вроде, нельзя. Всё-таки – подарки!

В общем, к выбору подарков надо относиться серьёзно. Тем не менее, зная это, мы часто пренебрегаем своими знаниями. Я в том числе.

         Как-то, родственник жены, пригласил на день рождения. А родился он  23 февраля, в День Советской Армии и Военно-Морского Флота! Жена уехала заранее, чтобы помочь с приготовлением к банкету. Я уезжал один. Весь день бегал, как белка в колесе, на  работе,  к поезду подъехал за пятнадцать минут до  отправления. Зашел в купе, переоделся,  прилёг отдохнуть. Через несколько минут в купе зашел попутчик,  положил на стол пачку книг:
         - Вот, Булгакова купил, - пытаясь завязать разговор, произнес попутчик, - с нагрузкой продают: двухтомник Булгакова, и справочник горного инженера, тоже два тома. Причем, Булгаков стоит десять рублей, а справочник - двенадцать. Они не имеют такого права!  По закону, нагрузка в наборе не должна превышать стоимости основного товара. Я до них доберусь, вот, только вернусь из командировки!

         Видимо, попутчик занимал большой пост, если знал правила комплектования дефицита с залежалым товаром, и мог навести в этом деле порядок. Но я его не слушал. У меня возникла мысль: чем не подарок ко дню рождения - двухтомник Булгакова?  У нас, в областном центре, его трудно достать, вон, в нагрузку залежалые справочники дают. Я сам такого не имею, кроме «Мастера и Маргариты», ничего не читал, а там, на периферии, это за первый сорт сойдет. Конечно, ко Дню Советской Армии лучше бы подарить двухтомник Жукова, да где его найдёшь, свой отдавать жалко. А Булгаков – вот, рядом.

         Сняв тапочки и всунув ноги в туфли, я накинул на плечи пальто и  побежал на перрон.

         У книжного киоска толпилось два десятка книголюбов. Книги были остродефицитные, особенно для перепродажи, но цены кусались. К киоску было прикреплено объявление:
     «Продаются подарочные наборы:
                Булгаков  -  I том -                5 руб.
                Булгаков  - II том -                5 руб.
                Справочник горного инженера     -  I том - 6 руб.
                Справочник горного инженера     - II том - 6 руб.
                Поздравительная открытка                - 0.3 руб.
                Лента                - 0.7 руб.
                Всего:         23 руб.

         У киоска стоял невообразимый галдеж: все хотели получить Булгакова без справочника. Хотя до отхода поезда оставалось не более 5 минут, я не стал изменять своему имиджу шутника. Подойдя к киоску,  спросил:
         - Скажите, пожалуйста, нет ли у вас справочника горного инженера?

         Галдеж вокруг киоска смолк. Продавщица несколько раз открыла-закрыла ярко накрашенный ротик, будто там у нее была жвачка. Затем, обвела победоносным взглядом толпу книголюбов, и торжественно изрекла:
         - Есть!
         Немного подумав, невнятно добавила:
         - В подарочном наборе, с Булгаковым. Но, если хотите, я вам разукомплектую.
        « Слово-то, какое», - подумал я, и сказал:
         - Нет-нет, мой поезд уже отправляется. Я боюсь опоздать. Быстрее, пожалуйста!

         Бросив на прилавок двадцать три рубля, я, схватив подарочный набор, побежал к поезду. Болтающиеся шнурки мешали бежать достаточно быстро, пальто соскальзывало с плеч. Рванувшаяся за мной толпа книголюбов, секунд десять стоявшая в оцепенении,  настигла  в десяти метрах от  вагона. Все они, человек двадцать, не меньше, хотели избавить меня от несправедливой книготорговой  нагрузки в виде двух томиков Булгакова. Спорили, кому принадлежит преимущественное право купить у меня эти книги, предлагали за них «сверху», кто рубль,  кто трояк. Поезд уже отправился, а я, окруженный разъяренными книголюбами, не мог вырваться из этой толчеи.

         Я потянул за ленточку, развязал пакет, взял из него две книги, и бросил  через головы книголюбов, дальше от вагона. Они побежали за книгами, а я - к своему вагону. Тех пяти секунд, за которые разъяренные книголюбы поняли, что в руках у них справочник горного инженера, мне хватило, чтобы вскочить на подножку  вагона.

         Уже из тамбура набирающего скорость поезда, я наблюдал, как, по перрону, расталкивая провожающих, бежала толпа книголюбов. Впереди бежал огромный детина, с искаженным злобой лицом, и поднятыми вверх кулаками, каждый размером с дыню. Но проводница уже закрыла дверь, и поезд набрал скорость, оставив далеко позади  моих недругов.

Попутчик был крайне удивлен и раздосадован, что мне удалось купить Булгакова без нагрузки, а я ему не стал ничего рассказывать.

         На следующее утро, в гостях у родственника жены, не дожидаясь торжественной церемонии, я вручил подарок.
         - А, диссидент, - изрек именинник, как оказалось – бывший замполит воинской части. Открыл первый том, внимательно разглядел портрет Булгакова, произнес:
         - Ты прав, врагов надо знать в лицо, - и бросил книги в шкаф...

         Уже на вокзале, провожая нас, именинник сказал:
         - Тут, видишь, какое дело. Я, понимаешь, был на партийной работе. Зарплата маленькая. Сейчас, перед пенсией, перехожу на шахту. Стаж подземный заработать. Приходится срочно переучиваться, а учебников - никаких. Уж, если ты там, у себя, Булгакова достал, может, по своим каналам, найдёшь справочник горного инженера? На первых порах мне его хватит, а дальше - видно будет, в институт поступать  уже поздно.

         Пообещав, я уехал с мыслью купить на  вокзале еще один подарочный набор: Булгакова для себя, и справочник горного инженера  - для родственника. Но, не тут-то было! В киоске подарочного набора уже не было, а справочник двадцатилетней давности был вообще реликвией. Ни в одном магазине нашего областного центра его не оказалось.

Позвонил в облкниготорг, часто выручавшему меня приятелю. Он о таком справочнике не слышал. Придя на книжный толчок, начал осторожно спрашивать перекупщиков. Мне повезло. Шестой, то ли седьмой, опрошенный мною, имел злополучный справочник, но продать его мне, даже по более высокой цене, наотрез отказался. Движимый каким-то атавистическим сознанием, он предложил мне поменять свой справочник, на двухтомник Булгакова. Ни больше, ни меньше. Видимо, набор купил на вокзале, Булгакова выгодно продал, а справочник никому не нужен.

Пришлось опять звонить приятелю в облкниготорг. Оказалось, Булгакова достать - сложно, но проще, чем справочник горного инженера. Он позвонил в  книжный магазин, там выдали мне искомый двухтомник, за 10 рублей, без всяких доплат.

         Я разыскал  книголюба, доплатил два рубля - по номиналу, и получил два обтрёпанных  справочника горного инженера. Вся эта процедура приобретения меня так измотала, что я не стал нести книги домой. Зайдя на почтамт,  отправил справочники своему дальнему родственнику бандеролью...

         Через десять лет, отмечая его пятидесятилетие, и уход на пенсию по шахтёрскому стажу, я подарил родственнику то, что нужно дарить бывшему замполиту  на День Советской Армии и Военно-морского Флота: двухтомник воспоминаний Жукова из своей домашней библиотеки. Теперь он остался доволен. За столом рассказал историю приобретения справочников горного инженера. Все от души посмеялись. Родственника этого, после оформления пенсии, с шахты ушли, перебросили заведовать городской баней. Справочник горного инженера он вернул мне за ненадобностью, отчего все рассмеялись еще больше.

         Но, самое пикантное в этой истории то, что Булгаков мне больше так и не попадался.

Зато, у меня есть «Справочник горного инженера». В двух томах.

И без дела не сижу. Ищу справочник заведующего баней.


Рецензии
Приветик, Коленька!
Прочитала, посмеялась и скажу одно: ты прав! Как всегда!
Обнимаю сердечно.

Галина Кириллова   29.08.2015 12:32     Заявить о нарушении
Талантливые люди - добрые люди! Эх, не то я подарил Ивану постсоветикус...
С искренним уважением

Виктор Мотовилов   29.08.2015 22:07   Заявить о нарушении