Квест на Коммунальность

.



Найди способ выжить в коммуналке!
Максим Горький


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

УПРАВДОМ – Баррикада Николаевна Власова, гранд-дама без тени юмора, чеканит слова. По ходу игры начисляет семьям в записную книжку плюсы и минусы (до трёх штук за раз). На обращение «Баррикада Николаевна» реагирует одинаково: «я – товарищ Власова!»;

ЖИЛЕЦ -  Николай Павлович Кудлатов, «чудо» в очках и шляпе. Не пьёт, не курит, у него на лице написана просьба ко всем жильцам: «Не пить, не курить и вести себя потише…» Поначалу не поймёшь, то ли он - застенчивый, то ли нахальный, то ли просто сумасшедший.

12 ИГРОКОВ

В коммуналке проживает 12 жильцов:
Семья Перетятиных – 4 человека;
Семья Брудершафтов – 4 человека;
Семейка Миленьких – 3 человека;
Семейство Сидоровых состоит из 1 человека.


ВВЕДЕНИЕ В АТМОСФЕРУ. РАЗМИНКА

На reception идет показ первого советского кинофильма «Уплотнение» 1918 г. Что это за фильм игрокам пока не объясняется.

ВЕДУЩАЯ. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы обязаны вас обрадовать – вы все являетесь жильцами нашей коммунальной квартиры. Более того – вы старожилы этих стен, многие из вас живут здесь с самого рождения! Сейчас вы должны подобрать себе семью - из 4-х вариантов по количеству членов – 4, 4, 3 и 1, затем - бейдж с именем и профессией. Если желаете, за вас выбор сделаю я.

Выбирают.

ВЕДУЩАЯ. Приколите бейдж со своим именем на грудь, на видное место. Правила игры таковы: по ходу действия вам будут задаваться вопросы и ставиться определённые задания, а ваши ответы и решения – оцениваться. На вопросы или предложение что-либо рассказать лучше отвечать сходу, а для решения ситуационных и логических задач будет даваться минута. Ответы членов своей семьи можно дополнять. Слова и поступки членов других семей можно комментировать, удачное комментирование – будет приветствоваться плюсами. А теперь пройдёмте в коммуналку, товарищи.

Проходят в коридор.

ВЕДУЩАЯ. Сейчас игра начнётся. Просьба ко всем - сильно не разбредаться, соседей не дразнить, держаться своих. По мере сил говорить уместно, решения принимать верно, поступки совершать обдумано. Помните, ваша задача - любым возможным способом защитить свои квадратные метры и выжить в коммуналке! И да поможет вам Жилконтора!

Ведущая выходит на рецепшн и закрывает дверь. Игроки остаются в коммуналке. Игра началась.

Ведущая преображается в Управдома и  стучится в дверь до тех пор, пока кто-нибудь не догадается открыть её. В коммуналку входит Управдом с папкой в руках. 

УПРАВДОМ. Двери, вижу, никто открывать не собирается… На четвёртом году семилетки закрылись и не открывают… Дайте пройти… Кто открыл? Вашей семье плюс категорически!

Помечает в записной напротив фамилии семьи жирный плюс.

УПРАВДОМ. График дежурств соблюдается?!

Начинает осмотр коммуналки.

УПРАВДОМ. Семейство Миленьких! (На коридор.) Здесь ваша, правильно? Видите, я всё помню. Ну и зачем хотите поменять проходную комнату на непроходную?! Смотрите, как хорошо – здесь всё время кто-то шастает, толкается, наступает на вас, вы с ним как-то общаетесь, обмениваетесь мнениями… Вы же постоянно в гуще новостей! Что вам не нравится?

Миленьким предоставляется возможность что-то сказать.

УПРАВДОМ. Нет, у вас очень интересная комната! Брудершафты, дальше ваша?

Проходит с грохотом в зону тишины.

УПРАВДОМ. Сколько раз прихожу - никак не разберу, где вы здесь спите?! Или вы не спите? Или у вас ещё есть жилплощадь, а эта только для вида?! Пусть каждый покажет своё место…

Брудершафты имеют возможность сымпровизировать. Управдом входит в комнату комсомолки.

УПРАВДОМ. Перетятины, вы здесь, значит, с привилегиями?! Просто «красный уголок» какой-то!  Но вы мне лучше скажите - почему постоянно поёте в клозете?! Что за музыкальность у вас такая?! Ладно, по одному, куда ни шло, но вы же хором поёте, да ещё по ночам! Что хоть поёте-то?..

Перетятины объясняют.
 
УПРАВДОМ. Ну ладно, песня хорошая… Но чтоб в последний раз такое было, ясно вам?! Теперь Сидоровы… Ох уж эти Сидоровы…

Возвращается в коридор, выдвигает нижний ящик комода.

УПРАВДОМ. Тут ваша жилплощадь, Сидоровы? А что? Сухо, уютно, ничего лишнего… Хорошо помещаетесь? Сидоровы, зачем вам дополнительные квадратные метры, скажите на милость!
 
Слушает комментарии, какие есть.

УПРАВДОМ. То есть, всё-таки настаиваете на расширении? Мне это не понятно… Вам минус моментально! (Помечает в книжице.) Пойдёмте, чтоб на лестнице не подслушали…

ПРОЩУПЫВАНИЕ

Проходят на кухню. Управдом раскрывает папку, наполненную всевозможными документами.

УПРАВДОМ. Теперь внимание, граждане! Я к вам не с плохой новостью, как обычно, а с ужасной… Но она будет дальше… (Приподнято.) А пока вы должны знать - наш ЖЭК ведёт постоянную работу по организации досуга жильцов, их санитарного и политического просвещения! Мы заботимся о вас, а вы чем отвечаете?!

Вынимает из папки исписанные листы бумаги.

 УПРАВДОМ. Вот жалобы! Жалобы от вас и на вас же, граждане! Когда вы уже перестанете ссориться?! Когда выясните между собой все вопросы?! Почему, например, Перетятины живут, можно сказать, в «красном уголке», а Миленькие ютятся в коридоре?! Почему - спросит нас когда-нибудь семейство Брудершафтов и мы не сможем им ответить. Брудершафты! Спросите у Перетятиных – почему они живут в самой лучшей комнате?!

Брудершафты спрашивают.

УПРАВДОМ. А Перетятины пусть ответят!

 Перетятины объясняют.

  УПРАВДОМ. А теперь Перетятины спросите у Брудершафтов – какое они имеют право лезть не в своё дело?! Спросите их, спросите! Миленькие, и вы не молчите! Сидоровы, отстаивайте свои права!

Даёт возможность игрокам перегрызться. 

УПРАВДОМ. Всем минус моментально! Вы заметили - вы опять ссоритесь... (Вздыхает.) И нет в вас любви…  Или вот, пожалуйста, заявление о невидимом колбасном пожирателе! (Показывает исписанный лист бумаги.) Кто-то съедает по 200 грамм «Докторской» за ночь… И орудует он в холодильнике, а значит поймать его очень непросто! Миленькие, сигнал поступил от вас. Понимаю, тяжело вспоминать про такое, но расскажите подробнее…

Семья Миленьких что-то рассказывает.

УПРАВДОМ. Моя бы воля, холодильник на амбарный замок и дело с концом! Вскрывать только при хозяевах и понятых! Он бы сдох от тоски, этот пожиратель… (Показывает другую жалобу.) Или вот ещё вопиющий случай. Неделю назад нетрезвые Брудершафты вкрутили свою лампочку в уборной, помылись, а, уходя, вывинтить её забыли. Лампа горела на стене, лампа горела… Ею пользовались все: Перетятины, Миленькие, и даже Сидоров (Сидорова) и тот пользовался! Приглашались, как мне известно, также жильцы из других коммуналок. Ну как же! Попользоваться чужой лампочкой, пока Брудершафты отдыхают там у себя на полочке, это ж милое дело!  Очевидцы! расскажите, как всё было?

Сначала Брудершафты, потом остальные делятся фактами.

УПРАВДОМ. Какой цинизм! Ну ничего, жилконтора с вами разберётся! Теперь Сидоровы! (Думает к чему бы придраться.) Почему вы всегда один (одна)?! В чём дело?!

Сидоровы имеют возможность раскрыть душу.

УПРАВДОМ. Зато вы, Сидоров (Сидорова) - ответственный квартиросъёмщик в своей тумбочке!

ПЕРВЫЙ УДАР

На кухне. В стену со стороны соседей начинает кто-то долбить. Сначала несильно, потом всё громче.

Управдом вынимает из папки документ.

УПРАВДОМ. Теперь новость страшная... Для вас. Вот протокол общего собрания жильцов дома. На нём единогласно постановили: вы – худшая коммуналка нашего замечательного дома! Да что дома! во всём Старом городе нет таких бузотёров, таких пьяниц, таких прощелыг, как вы! Вы портите домоуправлению все показатели! Народный суд по вам плачет. Вас давно уже пора разогнать к чёртовой бабушке! Ну ничего… управа на вас найдётся… 
 
Из шкафа в кухню материализуется ЖИЛЕЦ.
На нём шляпа, в руках огромный чемодан. Поначалу должен вызывать антипатию.

УПРАВДОМ. Но советский управдом – самый добрый управдом в мире, граждане! Ничего не поделаешь - он тянется к добру… Поэтому сейчас вам предоставляется возможность реабилитироваться перед лицом общественности. А вот, кстати, и оно. Лицо. Как его звать - оно нам само расскажет.
ЖИЛЕЦ. Коля.
УПРАВДОМ. Коля… Колёк… Колёсик значит. Сколько Колёсику годков?
ЖИЛЕЦ (подумав). Много. Судимость за неуплату алиментов ещё не погашена.
УПРАВДОМ. Очень хорошо! Но про судимость им знать необязательно… (Оглядывая семьи.) а вот то, что человеку жить негде – это как называется?!

Жилец начинает осваиваться на кухне.

ЖИЛЕЦ. Да, я бы хотел сразу обратиться к моим соседям! Пока я буду здесь жить - небольшая просьба - не пить, не курить…
УПРАВДОМ. Не есть.
ЖИЛЕЦ. Нет, есть можно.
УПРАВДОМ. Не храпеть, не сопеть, не зудеть… 
ЖИЛЕЦ. Главное - не шуметь. 
УПРАВДОМ. И не наглеть, добавлю от себя. (Показывает всем исписанный лист бумаги.) Тем же протоколом общего собрания жильцов от вчерашнего числа вам всем предписано самоуплотниться в экстренном порядке! Осознанно, так сказать, и добровольно. Какая-нибудь семья пустит сейчас переночевать Колёсика на свою жилплощадь… Ненадолго, временно переночевать, понимаете?! Месяца на два-три, не больше. Ну год от силы, а там посмотрим… Кто желает?! 

(Если кто-то сгоряча выскажет желание, надо добавлять предупреждения, пока желающие не отпадут самостоятельно.

УПРАВДОМ. Его придётся прописать у себя… Ест он немного, но постоянно… Ест что под руку подвернётся… За собой не убирает… Всё ломает… Сейчас же начнёт просить денег…

Если впечатление не произвело.

УПРАВДОМ. А не морочьте нам голову, пожалуйста!)

УПРАВДОМ. Нет желающих?! Тогда, чтоб не доводить дело до суда, мы проведём соцсоревнование! На предмет наилучшей коммунальности! Кто проиграет, кто займёт последнее место, кто окажется самым хилым, вялым и коммунально неграмотным – тому и подселим Колёсика! Так будет справедливо. Все согласны?! 

Игрокам предоставляется возможность одобрить идею.

ЖИЛЕЦ. Баррикада Николаевна!
УПРАВДОМ. Я – товарищ Власова.
ЖИЛЕЦ. Товарищ Власова, а можно всех пьющих, курящих и кричащих заранее исключить из соревнования?
УПРАВДОМ. Можно. Но соревнования не будет. Потому что исключатся все!!! Все, кроме меня…

БОРЬБА

На кухне.

УПРАВДОМ. Граждане, начали… Сначала - элементарное. Вы узнали, что соседи тайком пользуются вашим любимым бутылочным «ёжиком»! Не моют его, на ворсинках постоянно остаются следы кефира! вам приходится мыть самой! Ты им говоришь-говоришь, а они только зубы скалят! Словом, кошмар какой-то! (Видно - это её личная трагедия.) Ваша задача – найти на кухне такое место, где бы ваш «ёжик» чувствовал себя в полной безопасности. Минута пошла.

Каждая семья, по очереди, за минуту должна спрятать свой «ёжик», а остальные за минуту отыскать его. Управдом ставит плюсы-минусы.

УПРАВДОМ. Второй этап. Это должен знать каждый. Как разоблачить, что в твоё отсутствие соседи заходят в твою комнату? На примере комнаты Перетятиных. Замка на ней нет, как и у многих. Кто первый или минута на обсуждение?

Кто первый вызвался, тот показывает. Если кто-то знает другие способы – им тоже предоставляется возможность. Пользоваться можно имеющимися в комнате предметами.

Управдом на глаз оценивает навыки, выставляет баллы.

УПРАВДОМ. Норматив усложняется. Задача: как утром обойти длиннющую очередь перед уборной, чтобы привести себя в порядок и чтобы не ты, а другие опоздали на работу? Очередь состоит только из членов других семей! Кто хочет показать сразу? Или минута?

Заранее правильного ответа на задание нет. Для желающих моделируется ситуация с очередью, а Управдом на свой вкус оценивает их юмор и креативность.

УПРАВДОМ. Теперь жизненно необходимое… (Приглашает всех на кухню.) Каждая семья должна успеть за минуту всеми подручными средствами пометить свою территорию на кухне. Предупреждаю - применяются только твёрдые предметы. Минута пошла! 

Песочные часы запускаются. Каждый должен догадаться сначала занять какую-то площадь, затем чем-нибудь оградить её.

Баррикада Николаевна спрашивает пояснения. Выставляет плюсы-минусы.

УПРАВДОМ. Я учитываю размер захваченной территории и её полезность… Теперь финал, граждане! Сейчас всё решится. Вот протокол общего собрания жильцов дома от вчерашнего числа! (Показывает.) С предписанием всем самоуплотниться добровольно. Ваша задача – завладеть документом и уничтожить его. Можно даже съесть, я разрешаю. Кто справится – не только избавит от уплотнения свою семью, но заодно и всю коммуналку…  Если протокола нет – значит и оснований для подселения тоже нет!
ЖИЛЕЦ. Как нет? А я - разве не основание?
УПРАВДОМ (не обращая на него внимание, игрокам). Нужно уговорить меня отдать документ вам… Плюсы – за остроумие!

Баррикада Николаевна предоставляет всем такую возможность. Пусть распинаются - она ждёт, когда все выдохнутся.

УПРАВДОМ. Очень хочется отдать, но не отдам. Кто умеет разгадывать коммунальные головоломки, тому - протокол! У нас на дворе какие? 60-е… Найдите, чего не может быть здесь, потому что не могло быть тогда?!

Игроки должны найти вещь-вторую. Все приглашаются в зону тишины.

УПРАВДОМ. А здесь что лишнее?

Книги Ерофеева должен хоть кто-то заметить. Может, ещё что-то. Переход в коридор.

УПРАВДОМ. В коридоре таких вещей должно быть более чем достаточно! 

Шутка в том, что в коридоре всё будет точно под 60-е. Если кто-то что-то находит – молча качает головой. Проходят в Галерею.

УПРАВДОМ (на саму галерею). Тут у вас чуланчик, да? Ну, здесь всё согласно эпохе, под шестидесятые… Но если вдруг! кто-то найдёт хоть один неподходящий предмет – тому три плюса!

Игроки могут порезвиться. Все проходят сквозь шкаф на кухню.

УПРАВДОМ. Поздравляю, теперь вы не самая худшая коммуналка в городе! (С намёком на протокол.) Напоследок найдите ещё одну лишнюю вещь…

Игроки могут завладеть документом и уничтожить его.

УПРАВДОМ. К сожалению, ошибка вышла – оригинал протокола вот, а то была копия. (Показывает другой документ.) Понимаю ваше разочарование, но ничего не попишешь… Повозмущайтесь, повозмущайтесь…

Прекрасная возможность для народного негодования.

УПРАВДОМ. Подводим итоги. Сейчас мы узнаем – кому же в итоге достался наш Колёсик?! (Выставляет игрокам последние оценки.)
ЖИЛЕЦ (веско). Владимир Ильич отмечал: единственный способ освободиться от общества – это не жить в нём.
УПРАВДОМ. Это в каком это смысле?..

Коля на глазах преображается. Подойдя к Баррикаде Николаевне, забирает у неё ручку. Та не отдаёт, он настаивает.

ЖИЛЕЦ. В прямом. Разрешите! Помните, в декрете 18-го года «О реквизировании квартир богатых для нужд бедных» Ленин впервые высказал идею о принципиальной невозможности и даже ненужности обладания человеком отдельным жильем, и даже комнатой! (Постепенно вдохновляясь.) Да что там говорить – даже отдельной кроватью! Не нужна она человеку, не нужна, если это… если это советский человек. Он и стоя проживёт, не беда! Была бы жизнь бела… Он и не такое выдерживал и ещё выдержит, потому что он… он о великом мечтает. Потому что устроен не так, как все. Нет в нём этой червоточины, этого: «растолкать», «захапать», «унизить»! Нет! Он – это он, плюс ещё люди вокруг! И даже ещё больше!

Что-то пишет ручкой управдома у себя в записной.

ЖИЛЕЦ. И что поразительно - ведь именно тогда, в 18-м, когда Ильич писал декрет «О реквизировании», тогда-то и свершилась настоящая революция! Революция не в голове, точнее - не только в голове вождя и великого мыслителя, но и в наших головах, в наших душах! Ведь что тогда получается? Именно с жизни в коммуналке и должна начаться новая эра человечества! Помните, как у Циолковского сказано… Сегодняшний человек – это вчерашний человек; он злой, жадный, неразумный, незрелый, он держится за вещи, за всё материальное… Он ещё есть, но его уже как-будто нет. Он отжил  своё, потому и мается, потому и пытается захапать ещё и ещё… Но нет. Ему на смену идёт другой человек – новый, умный, сильный, великодушный, совершенный… Че-ло-век. Он идёт… (Грустно.) Вы знаете: «Людей теряют только раз…»

Читает стихи Геннадия Шпаликова.

Берёт чемодан, шагает к выходу. Держит паузу, вдруг кто-нибудь что-нибудь скажет важное.

ЖИЛЕЦ. Не дайте ему уйти…

Задача – молчать так, чтобы кто-то догадался взять его к себе. Если нет - жилец вырывает из записной лист с текстом: «Попросите меня остаться» и суёт в руку какому-нибудь наиболее удачливому игроку.

Когда кто-то попросит - Жилец поблагодарит его. Управдому показывает удостоверение.

УПРАВДОМ (метаморфоза налицо). Новый начальник жилотдела?.. Николай Палыч?..
ЖИЛЕЦ. Колёсик.
УПРАВДОМ. Только вчера хотела к вам на приём попасть…
ЖИЛЕЦ. Вы уже попали.
УПРАВДОМ. Правда? Не дай Бог! Чуяло моё сердце…
ЖИЛЕЦ (не обращая на неё внимание, победителям.) Вам слова нашей особой благодарности - за стойкость в преодолении коммунальных тягот – во-первых, во-вторых - за сохранённую веру в человека! Это, к сожалению, до сих пор редкость. А вот похвальная грамота, дающая первоочередное право на получение отдельной трёхкомнатной квартиры в панельном новострое! С новой «лагутенкой» вас, друзья! Вы выжили в коммуналке…

Вручает грамоты. Фанфары. Аплодисменты.

ЖИЛЕЦ (игрокам). И вам всем, товарищи, тоже огромное спасибо за участие, пусть невольное, но активное - в важнейшем социальном эксперименте! Я знаю -  законы жизни в коммуналке – жестокие законы, но в глубине сердца вам тоже всем хотелось, чтобы я остался. Потому что в душе вы, я верю, я знаю, – добрые сильные люди… И мир держится только на таких людях. Не бросайте его, пожалуйста.   

Идёт на выход, следом суетится Управдом.

УПРАВДОМ. Николай Палыч! Я не видела вас раньше, потому не узнала… Наш ЖЭК ведёт постоянную работу по организации досуга граждан! А подарок я вам верну…
 
Прощальная песня.

ЭПИЛОГ

Квест как-бы завершён, но ведущие провожают гостей «в образе».
По телевизору на receptione идёт «Уплотнение».

ЖИЛЕЦ. Первый советский фильм, снятый в 1918 году режиссёром Александром Пантелеевым по сценарию товарища Луначарского, назывался «Уплотнение»… По сюжету в благоустроенную квартиру профессора подселяют семью рабочего из  малогабаритного плохо проветриваемого подвала. Поначалу профессор не знает, как ему реагировать на это, но постепенно проникается духом нового времени и даже начинает читать рабочим лекции. Благодаря такому примеру, сын профессора влюбляется в дочку рабочего и делает ей предложение. В финале все женятся… Как видите, с прославления идеи коммунальной квартиры началось советское искусство, и ею же, коммуналкой, оно будет продолжаться вечно!
УПРАВДОМ. Поэтому график дежурств соблюдайте, товарищи!

Прощаются.

FIN

© Сергей Вепрев 01.05.15 г. Коломна


Рецензии