Как не надо писать басни

ЭПИГРАФ

"Привиделось однажды Ишаку,
Что суть вещей он глубже всех постиг.
Мол, философия есть матерь всех наук,
А он – философ и талантами велик.

Схватив перо, он принялся строчить
«Глубоких» мыслей два десятка в день,
Завидную являя миру прыть,
Не ведая, что пишет дребедень.

— Я странствующий  пО миру Ишак,
   И знаю все на свете лучше вас!
   А тот, кто не согласен, суть дурак,
   Я Истину открыл вам без прикрас!"

***
Философов я многих прочитал,
Особенно запомнился Сократ.
Он точно знал, что ничего не знал,
Лишь брёл к познанью истин наугад". (Юрий Тар, басня "Гигант мысли")


Вот этот эпиграф, который есть сама суть данной заметки, мы и рассмотрим как критики в качестве исходного материала, на примере которого хотелось бы раскрыть основную мысль,выраженную в заголовке .


Поэтическую форму баснеизложения "от Тара" оставим в стороне (это тема для отдельного разбирательства), ограничимся только лишь содержанием. Что осмеивает автор Тар подобно басням Лафонтена, Сумарокова, Дмитриева, Крылова, Бедного, Михалкова, Эзопова? Неправду?зло?корысть? тунеядство?эгоизм?паразитизм?карьеризм?угодничество? жадность, глупость, зависть человеческую?Которых полно, как воз, тачка и маленькая тележка, в нашей современной жизни.

Ничего подобного! Он бросился осуждать и насмехаться не много-не мало,а над самой философией как общепризнанной наукой любви к мудрости!Замахнулся на эту любовь, на саму мудрость с порицанием в лице ее такого достойнейшего представителя как Сократа! Мол,тот ничего такого и не знал и не ведал, дескать,брел куда глаза глядят, может, куда и выведут к познанью истин...

И как и где наш басняписец так разоткровенничался насчет осмеянного Сократа? Да в том то и дело, что во второй, заключительной части своей типа басни, где содержится вывод, суть от изложенного "осмеянного" факта,что и выдается к качестве нравоучения, смысл которого, если в девяти словах сказать,в переводе таровской аллегории (даже не аллегории, а у него прямым текстом сказано) на русский означает: философ Сократ был дурак как и все другие философы.

Так зачем автору надо было критиковать реального человека Сократа (тем более умершего), придав своей критике признаки басни, когда басня - это есть небольшая эпическая иносказательная  сценка,сжатая,острая, выразительная, преследующая нравоучительные цели.Нравоучение, что касается басни, вытекает из осмеяния в ней тех или иных отрицательных человеческих свойств и черт. Как правило, пороки и недостатки людей воплощены в образах животных, птиц, рыб...

Небольшой ликбез. Как и в сказках, во многих пословицах, в некоторых анекдотах, так и в баснях как аллегорических произведениях под изображаемыми в них существами, явлениями, предметами всегда разумеются другие лица, вещи, факты.Например, когда изображают характеры людей, их соотносят к широко известным чертам животных (хитрость лисы, сила льва или слона, трусость зайца, глупость осла,жадность волка). Такое сюжетное строение басни отчетливо должно выявлять суть передаваемого, а иносказательная форма помогает через привычные аналогии лучше понять характеры басенных персонажей.

Мы уже упоминали, что в басне по строению может быть несколько частей, вторая - нравоучение, а первая - передача осмеиваемого факта.
 Про нравоучение от Тара мы уже упомянули, на этом можно было бы и закончить, но интересно и мы тоже пофилософствуем, что он там накалякал все же  в первой части? чтоб сделать такой нелицеприятный вывод про уважаемого древнего грека.

Читаем. И, вроде бы как все по правилам структурно-басенного сложения: главный герой басни  - животное Ишак (именно так, с большой буквы, видать, ввиду благоговения автора перед этим образом).
А ишак (он же осел), как басенный завсегдатай, олицетворяет глупость человеческую. А что мы видим у Тара, как говорится, в натуре? Вот тут без таровских цитат не обойтись - будем, как говорят критики, разбирать по-строчно. Погнали.

"Привиделось однажды Ишаку,
Что суть вещей он глубже всех постиг.
Мол, философия есть матерь всех наук,
А он – философ и талантами велик.\\ ничего предосудительного пока со стороны Ишака, заинтриговал как филосф естественно \\

Ишак здраво рассуждает, вот и доказательства приводит:
"  Я странствующий  пО миру Ишак,\\турист,путешественник, землепроходец,странник,однако\\
   И знаю все на свете лучше вас!\\ по крайней мере можно согласиться, что больше знает, чем домоседы\\
   А тот, кто не согласен, суть дурак,\\истину глаголит, вытекающюю с предыдущей строки\\
   Я Истину открыл вам без прикрас!" \\воистинну точно,истина без прикрас\\

Какая ж это дребенень? когда все так просто, доступно, понятно, без прикрас изложено, не побоимся этого слова, в какой-то степени философом Ишаком? Как, так сказать, по-философски для маленьких детей.

А Тар не понял даже сути своей личной басни-побасенки. Так может, он крыловскую не забыл еще со школьной скамьи? где сказано, что Моська, видать, так сильна, что лает на слона. Ну, примерно как Тар на Сократа ...


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.