К 70 Летию Победы

                Р. Гуревич



                К 70 Летию Победы
               


Посвящается памяти нашего папы!


                1
   




   Наш отец - Гуревич Самуил Пинкович родился 22 сентября 1914 года в Белоруссии, в поселке Корма, Гомельской области. Воевал в Таманской Дивизии с начала войны. Закончил войну в звании гвардии майор. Демобилизовался из армии в 1958 году в звании подполковника.

Боевые награды:
Орден Красной звезды.
Орден Отечественной Войны 2степени.
Медаль за Отвагу.
Медаль за Боевые Заслуги.
Медаль за взятие Кенигсберга.
Медаль за Победу над Германией.
Умер 19 ноября 1994 года. Похоронен на Успенском кладбище в Челябинске.
 



Как быстро бежит время. Я помню 9 мая 1945 года.Первый день нашей Великой Победы! Мы уже 10 месяцев  как  вернулись в нашу дорогую Корму, из которой спешно бежали в июле 1941, когда началась война.

8 мая 1945 Левитан объявил о Великой Победе Советского Народа! На следующий день весь поселок и ближние деревни стихийно собрались на площади перед Сельским Советом.
 Все обнимались, целовались, плакали, смеялись, поздравляли друг друга. Какие-то мужики поднимали меня на руки, целовали,  ПОДБРАСЫВАЛИ ВВЕРХ, НЕЗНАКОМЫЕ БАБЫ ОБНИМАЛИ , плакали, целовали, и я сам со всеми целовался, обнимался,радовался, что война кончилась.
 Один пьяненький мужик кричит мне:» Иди, жиденок, ко мне, поцелуемся за Победу». Он схватил меня на Руки, обцеловал, подбросил высоко и осторожно опустил меня на землю.
 От них пахло потом, сивухой, табаком, навозом. Это были мелочи. Никогда больше я не видел такой массовой радости, как в тот день. Своих я сразу потерял, и найти их, в этой бушующей толпе было невозможно.
 Мы встретились уже дома.
Через две недели получили от папы письмо. Он писал, что возможно приедет в отпуск. Опять огромная радость охватила нас. Очень скоро пришло второе письмо,
Где он сообщал день, когда приедет.
 Мама договорилась с дядей Беней, что утром он даст нам подводу встречать папу на пристани. Утром я пошёл за подводой, а мама Вовой и Соней пошли пешком от нетерпения. Я их должен был догнать на выезде из деревни. Так мы планировали вечером. Но все получилось по-другому.
 Я уже подъезжал  к концу деревни, когда вдали показалась машина. Она быстро ехала нам  навстречу. В кузове стояли люди и что-то кричали и махали руками. Я всматривался в даль, искал  наших и особо не обращал внимания на машину. Она проехала мимо нас и метров через 50 остановилась.
 Вдруг я услышал почти забытый, знакомый до боли голос папы. Меня ветром сдуло с телеги, и через секунду я был в машине, на руках у папы! Это было счастье, о котором мечтал все долгие годы войны. И вот оно случилось! И я расплакался. Оказывается, от счастья тоже плачут. Все смеялись, успокаивали меня, а я плакал и никак не мог остановиться.

Дома папа достал из своего армейского рюкзака тушёнку, сало, хлеб, водку, ещё какие-то продукты. Поели мы на славу, а вот пообщаться с папой нам не дали. Всё
время приходили знакомые, дальние родственники, соседи. Ведь это был первый случай, когда в Корме появился живой участник войны, боевой майор, наш папа!

Помню, он рассказывал, как он получил этот отпуск. Его дивизия закончила войну штурмом Кенигсберга. Папа был начпродом дивизии  и исполнял обязанности заместителя  командира дивизии по Материально техническому обеспечению дивизии.

 Комдив ему сказал, что он в виде поощрения поедет в Москву для участия в параде Победы. Папа взмолился: «отпустите в отпуск, к семье». Комдив выставил его. На следующий день он был у комдива по другому вопросу и опять стал просить отпуск. Видно он здорово достал генерала. Тот говорит ему: »Достанешь Опель-лейтенант – отпущу». Машина такая была, очень котировалась у наших генералов.

Папа взял несколько автоматчиков и на машине прочесал весь Кенигсберг и окрестности. Через сутки во дворце какого-то графа он нашел новенький  Опель.
Так он заработал отпуск. На машине его отвезли до Минска, а оттуда на перекладных  к нам.
Две недели пролетели как один  день,  и он уехал в свою дивизию.

Папа редко рассказывал о войне, о том, как он  воевал,  и что ему пришлось пережить. Может быть, маме он и рассказывал  какие-то подробности, но я слышал от него только два эпизода, которые и вспомнились в эти праздничные дни.

 Папа рассказывал, что в первые месяцы войны они с боями все время отступали, неся огромные потери. Перед войной папа кончил офицерские артиллерийские курсы при Витебском военном училище. Ему присвоили звание лейтенант. В этом звании он и начал войну.

 По прибытии в часть его назначили командиром арт батареи из трех пушек. Пушки были 45 калибра - не ахти что, но других не было. Были три лошади для перетаскивания пушек и шесть солдат.

В первом же бою - это случилось на второй день, как он прибыл в часть - пушки были уничтожены немецкими танками, а папа с одним  солдатом чудом уцелели и вместе с дивизией отступали на восток. Потери были ужасные, от дивизии осталась треть личного состава. 

Отступая, они вошли в какой-то городок. Городок был пустой, население успело убежать в последний день. Командир построил остатки дивизии и спрашивает: «кто работал в мирное время в снабжении,общепите и т.д.? Два шага вперед».

 Папа вышел из строя и еще два солдата. Командир говорит папе: « Найдите в городе еду и доставьте к  штабу. Штаб будет вот в этом доме. Без меня еду не раздавайте.»
               
Папа с двумя солдатами направился в город. Через пару улиц они наткнулись на брошенный ЗИС . Машина оказалась исправной. Бак был на половину заполнен бензином. Один солдат оказался водителем. На машине они быстро нашли продовольственный склад. На складе они обнаружили две бочки селедки и триста буханок хлеба.Всё. И ещё бочку бензина, и канистру спирта.

Приехали к штабу, и папа доложил комдиву, что задание выполнено. Командир построил дивизию(остатки) и приказал папе накормить всех, но так чтобы не было недовольных. «Командуй лейтенант».

 Папины помощники уже открыли бочки, порезали хлеб на пайки - все готово. Папа обращается к строю и говорит: «Кто любит головы по одному ко мне». Вышло человек двести, получили по половине селедки с головой и хлеб и отошли в сторону. С остальными проблем не было.

После трапезы комдив построил дивизию и зачитал приказ: «Назначить лейтенанта Гуревича С.П. начпродом дивизии». Они долг отступали, попали с другими частями в окружение, с боями пробивались к своим.

Мы в Новосибирске 11 месяцев не знали о нем ничего. Но мама раз в месяц наведывалась в военкомат.

Второй эпизод папа  рассказал значительно позже.

Это было в 1943 году. Дивизия вела наступательные бои. Всё шло нормально. Службы зам. командира дивизии по МТО(материально техническое обеспечение) непосредственного участия в боевых действиях не принимали.

В этот день дивизия вела тяжелый бой у реки(названия не помню). Необходимо было взломать оборону немцев вдоль реки, взять мост, переправиться и закрепиться на другом берегу.

В помещении МТО находилось 7 человек: Зам по МТО-подполковник, начпрод(папа) и еще 5 офицеров. Они уже пообедали, приняв положенные 100 грамм спирта, были в хорошем настроении и собирались вздремнуть.

 Вдруг к ним влетает вестовой и передает им приказ: срочно помочь батальону пытающемуся взять мост.
Вестовой доложил,что у немцев хорошо организована оборона моста и никак не удается их выбить.

 Подполковник спрашивает папу: »Что будем делать, Самуил?»
Папа почесал затылок и говорит: »Залечь с нашими и поливать немцев из наших автоматов ничего не изменит-это слишком слабое подкрепление. Нужно что-то неожиданное, чтобы ошеломить немцев и ворваться на мост».- « Ну так предлагай».

Папа говорит: « Давай возьмем нашу машину с пулеметом на крыше кабины и с ходу ворвемся на мост. Либо пан, либо пропал. Но перед  этим давай примем еще по сто грамм».

Все одобрили этот план, выпили, погрузились на свою полуторку и поехали. Набрали хорошую скорость, стреляя на ходу из пулемета и автоматов, влетели на мост, и тут наша пехота следом за машиной ворвалась на мост и перебила ошалевших от страха немцев.
 Вся операция длилась 7 минут. Они счастливые, что выжили, стали обниматься, целоваться и поехали в свое расположение обмывать удачный штурм. Прибыл вестовой и передал им благодарность комдива и сказал, что тот всех наградит. Папа за этот короткий бой получил орден КРАСНОЙ звезды.
Это надо было срочно обмыть.


Рецензии
Весьма благодарен Роману Гуревичу за такие мемуары. Написано с житейской простотой, и это оттеняет содержание. Грамотность тоже немаловажное дело на этом сайте. Надеюсь, что автор ещё успеет написать многое о своей долгой жизни. Здоровья ему!

Владимир Бородин 4   12.12.2017 07:46     Заявить о нарушении
Перечитал ещё раз, чтобы поздравить автора с Новым годом, пожелать ему удачи и вдохновения!

Владимир Бородин 4   31.12.2017 16:26   Заявить о нарушении