Прогулки по Одессе. И Одесской области! отрывки

Здесь приведены отрывки из моей книги "Прогулки по Одессе. И Одесской области!", вышедшей в 2015 году

Книгу можно приобрести в интернет-магазинах. Смотри ссылки внизу на главной странице

Ридеро

ЛитРес

Amazon
https://www.amazon.com/dp/B07BRTDLTN



Фонтан

Какой он Фонтан сейчас, и какой он был? Раньше на Фонтане жили простые советские люди. Эти люди выезжали на дачу на все лето и с ними прощались, как с уехавшими в эвакуацию. «А где Шмулькович?» - «Так он на даче» - «Аа,  понятно, тогда только в сентябре». Мобильных телефонов не было, на дачах телефонов тоже не было, разве что у какого профессора. Впрочем, Шмулькович иногда давал о себе знать. Он выстаивал сумасшедшую очередь возле единственного на весь Фонтан телефона-автомата и раз в месяц дозванивался соседке: «Тетя Лиза, вы полили цветочки?».
О том, чтобы поехать домой и полить самому, не могло быть и речи - Фонтан, это было так далеко, ехать полдня с двумя пересадками.
А как люди жили на Фонтане? Домики на Фонтане были совсем маленькие, не такие как сейчас. Раньше не полагалось иметь большой дом. Был однокомнатный деревянный домик с верандой, кухня под каштаном, туалет за акацией. В этом домике жили хозяева с двумя детьми, сестра мужа со своим мужем и двумя детьми, брат жены со своей женой и двумя детьми, двоюродная сестра мужа со своим мужем и своими двумя детьми. По-моему, я никого не забыл, хотя кто-то был еще, просто я не помню. Это не считая гостей - друзей, которые приезжали на субботу-воскресенье. Где все спали - хоть убей не знаю, но помню точно, что у каждого было свое одно спальное место. И никто никому не мешал. Но было весело, всем было хорошо, потому что тогда все так жили. Жить как все, не хуже других, - это и есть счастье. А сейчас на Фонтане в доме площадью двести квадратных метров живут муж с женой. Детей у них нет, потому что они никак не могут встретиться. В будние дни они на работе, а в  субботу и воскресенье они ходят по дому и ищут друг друга. Все общение у них происходит по мобильному телефону. «Дорогой, ты опять в подвале, что-то тебя плохо слышно, дорогой где ты?»
Заборов раньше, по сути, не было, были живые изгороди из высоких кустов. За кустами ничего не было видно, но все было слышно. И все были в курсе всего. Кто с кем ругается, кто поздно пришел, кто кого ревнует. Можно было переговариваться, не ходя в гости. Но зато какой был воздух, какой был свежий фонтанский воздух-сквознячок, за этот воздух все можно было простить и все отдать. Только на Фонтане в городе можно было спрятаться от нестерпимой асфальтовой жары.
А сейчас? Как-то приехала моя хорошая знакомая из Америки, они давно уехали, когда-то у них на 13-й Фонтана была дача, которую они продали, я там у них часто бывал в гостях. Ну и говорит, давай поедем, посмотрим, как там наша дача. Все началось с того, что я никак не мог понять, где тот въезд, по которому я въезжал раньше столько раз. Наконец мы нашли его, въехали. На месте, где двадцать лет назад была маленькая полянка, от которой расходились дорожки между зеленых кустов, оказалась асфальтовая площадка, а вместо кустов со всех сторон были трехметровые заборы. В одном из заборов было окно, оттуда выглянул охранник, он был явно встревожен, до нас донесся чей-то голос по рации: «Проверьте второй выход», а камера наблюдения на воротах пристально уставилась на нас. Нам стало очень жарко и неуютно, тем более что трехметровые заборы не способствовали сквозняку, и мы почли за благо ретироваться.
Сейчас я езжу по Фонтану, смотрю на трехметровые заборы и не могу понять, кто там живет. Какие-то загадочные люди. Они одесситы? Ха, но им не удалось полностью скрыться за своими заборами. Гугл нам в помощь, например, очень хорошо видно, где у кого какой бассейн. Общественность должна все видеть и знать!


Купленный город

Меня иногда спрашивают приезжие, если Одесса - такой расчудесный город, то почему из него уехало так много людей? Действительно, из Одессы уехало две Одессы. Одна из причин - вокруг слишком много умных людей. А разбогатеть можно только если ты умный среди дураков. А в Одессе дураков нет. Поскольку жизненный успех связан с умением собрать со всех по доллару, то в Одессе все этим и занимаются. Но давайте скажем правду в глаза, если каждый возьмет у каждого по доллару, то ни у кого ничего не прибавится. Вам это сложно понять, но поверьте мне, это так, я изучал в институте матстатистику. Вторая причина: Одесса - купленный город. Это город, который купили. Кто купил, и как это можно купить целый город, я вам объяснить не смогу. Даже не спрашивайте. Могу рассказать одну историю. Хотите?
У меня был друг Эдик, очень прыткий. Настоящий одессит. Во что он только не влазил, чем только не занимался. Хотел немного деньжат заработать. И получал по шапке неоднократно. Вот как-то в начале 90-х решил он заняться бункеровкой. Кто не знает, что это такое, объясню. В Одессе есть порт, хорошее место, золотое место, золотое дно. Поверьте, если бы у вас был хотя бы один приватизированный метр причала, вы попали бы в список «Форбс».  В порту швартуются суда со всей планеты. Этим судам нужно много всего, в том числе такая малость, как топливо, дизель. Заправкой судов топливом занимаются «бункеровщики» - специальные суда. А процесс заправки называется бункеровкой. И как-то мой друг влез в это дело, кто-то там в небесной канцелярии чего-то недосмотрел, и Эдик стал бункеровать первое судно. Он сам лично присутствовал при этом священнодействии. Ему мечталось, что свой путь до состояния Рокфеллера он пройдет в два раза быстрее самого Рокфеллера. А что, для этого бизнеса - бункеровки, это вполне реально. Но в небесной канцелярии опомнились раньше, чем Эдик успел обогнать Рокфеллера. Еще не закончился процесс перекачки топлива, как на причале появились две черные «Волги». Рабочие на них не обратили внимания, к таким вещам они были привыкши, но Эдик заволновался. Из машины вышел человек в темных очках с характерной внешностью и взглядом, не терпящим возражений. «Эдуард Николаевич, проедемте с нами», - сказал он твердо. Отказаться было нельзя. Эдика привезли во всем известный огромный дом на улице Еврейской. Его вели долгими гулкими коридорами, потом зачем-то спустились в подвал. Прошли через одну решетку, вторую. Там у человека в очках был кабинет. Что переживал в душе Эдик, думаю, говорить лишний раз не стоит. Эдику предложили сесть, человек в очках сел напротив него.
«Ты чьих будешь?» - спросил он Эдика после некоторой паузы.
Эдик не ответил. Ему нечего было сказать, и говорить ему было тяжело, так у него все пересохло в горле. Человек в очках раскрыл какую-то папку.
«Эдуард Николаевич, у вас так все хорошо, мама добрая, ветеран труда, жена с высшим образованием, увлекается флористикой,  сын у вас недавно родился, кесарево сечение,  у сына ацетон, нужна диета, любовница у вас блондинка шикарная, четырнадцатого мая сделала операцию по увеличению груди, ей поставили текстурированные имплантанты каплевидной формы, то есть все так прекрасно, так скажите, зачем вам все это надо?» - снова спросил человек в очках.
Эдик снова не ответил, его душа ушла в пятки. Он понял «все» и ответ был написан у него на лице.
«Ну, хорошо - смягчился человек в очках, - я вижу, вы все поняли. Ну, ладно, это судно еще дозаправьте, и все». Человек в очках встал, давая понять, что аудиенция окончена. Тут у Эдика прорезался голос:
- А можно задать один вопрос? - отчаянно спросил он.
-Можно, - ответил человек в очках, - но только один.
-Почему? - задал по-детски наивный вопрос Эдик.
-Вы не свой, - был ответ.
-Как стать своим? - Эдик превысил выделенный ему лимит вопросов.
-Это не ко мне, - ответил человек в очках.
Эдик заправил первое и единственное в жизни судно, и больше бункеровкой не занимался. А вскоре он уехал. Поэтому и уезжают из Одессы люди. Они заправляют свое судно, а потом быстро понимают, что пора ехать.


Валидольная серия пенальти

Недавно «Черноморец» снова нас порадовал. В Лиге Европы дошел до 1/16 финала. Как всегда, потрепал нам нервов. Без этого он не может. Это передается футболистам из поколения в поколение, даже если они приехали из другой страны. Валидольная серия пенальти (это название из газетной статьи) состоялась в Албании после того, как два матча не выявили победителя. Этот матч решал, кто выйдет в круговой этап. В Одессе «Черноморец» выиграл со счетом 1:0, а в Тиране с этим счетом проиграл.  Ответный матч у нас не транслировался, но болельщики понаходили  в интернете ссылки на спортивную трансляцию албанцев, а незнание албанского языка никак не мешало. Серия пенальти была срежиссирована выдающимся драматургом. Наш вратарь парировал второй удар соперника, и мы повели в счете (наши били после албанцев). Нужно было забить пятый пенальти и все, финита ля. Но тут отличился вратарь албанцев. Шансы уравнялись. Теперь стали бить по одному. Албанцы снова первые. Удар - гол. Теперь, если мы не забьем, финита нам. Но мы забиваем. Снова албанцы, снова гол. И снова та же дилемма. И снова мы забиваем. Это уже по 7 ударов. Тут у футболистов не выдержали нервы. Удар албанца отражает перекладина. Теперь у нас «матч-бол». Вот он миг удачи! Как бы не так, вратарь отбивает удар нашего игрока. И последний - девятый удар. Удар албанца парирует наш вратарь. Девятое число для нас - счастливое. Наш Приемов точен. Можно расслабиться и принимать валидол. Нужно было видеть, как комментировали одесситы на форумах происходящее. Один болельщик пишет: «Завтра начинаю день со строительного рынка - сломал стену из гипсокартона».  Жена одного из болельщиков жалуется: «Налила мужу валидол в стакан с теплой водой, но он не может его выпить - руки трясутся». На что другой болельщик предлагает: «Дайте ему сито, пусть муку просеивает». Такая она, футбольная Одесса.


Мэры и губернаторы

Ты идешь, гость нашего города, по нашей Одессе, и часто видишь на памятниках, зданиях, а иногда прямо на заборе загадочную надпись - «под патронатом губернатора». Что это значит? Я не сразу тебе это объясню, что это значит. То ли губернатор за это заплатил, то ли ему заплатили. Скорее последнее. Или это как-то с патронами связано? А давай привлечем наши знания по математической логике из высшей школы. Разве ты не изучал всякие там интегралы и первообразные? Будем мыслить логически. Итак, есть нечто очень важное и полезное, что можно сделать для нашего города. Например, открыть больницу, детскую площадку или поставить памятник. И сделать это было бы легко, если бы не некие темные, ужасные, дремучие силы, которые поселились в нашем городе и мешают делать добро. И, кажется, что эти дремучие силы уже полностью властвуют и демонически смеются над нами. И тут вперед, на авансцену, выходит отважный боец-одиночка, наш одесский «брюс ли», одесский ниндзя – губернатор. Неимоверным напряжением воли, сверхусилиями, космическими приемами он раскидывает дремучие силы, врагов народа, и появляется новая больница, детская площадка или памятник. И благодарные современники пишут – «под патронатом губернатора». Ибо если бы не этот сверхгерой – губернатор, то ничего бы и не было. Кажется, так?
Мы ходим по улицам нашего прекрасного города. Как называются эти улицы? Ланжероновская, Дерибасовская, Маразлиевская, Ришельевская. Кто были все эти люди, Ланжерон, Де Рибас, Маразли и Ришелье? Они были градоначальниками, управителями Одессы. Одесситы помнят их за добрые дела. А наверно, при жизни они были ершистыми, непростыми ребятами. И современникам от них доставалось. И многие их не любили, а некоторые может даже ненавидели. Сколько воды утекло. А поди ж – все забылось, и вот тебе – улицы названы. Я вот подумал, пройдет лет сто, и будет наш потомок одессит идти по любимому городу. И будет он идти по улице… Гурвица, а потом свернет и пройдется по улице Боделана. А может быть, я вот недавно проезжал по улице Ильфа и Петрова, будет в нашем городе улица Гурвица и… Боделана.
Но если серьезно, Одессе нужен хороший руководитель. Я проводил серьезные научные исследования  и пришел к выводу, что есть всего три типа руководителя:
Первый тип - вор.
Второй тип - вор, который думает о деле.
Третий тип - дурак.
Лично я предпочитаю дураков, но таких, как я, - меньшинство. А я очень бы хотел увидеть в кресле мэра или губернатора дурака. Давайте выберем дурака!



Любашевское ГАИ

Прежде чем путешествовать по области, первое, что нужно узнать, это где какие засады ГАИ. И тут очевидное первенство держит Любашевская ГАИ.
Как жалко, если вы не застали те времена, когда еще не было автобана Киев -Одесса. Тогда в Любашевской ГАИ был тот самый вольный дух - дух украинского казачества. Они никому не подчинялись, всех тормозили, невзирая на лица. Проехать любашевский пост ГАИ - было все равно, что совершить маленький подвиг. После этого пост ГАИ возле Одессы казался чем-то детским, несерьезным. Любашевский пост был единственным на Украине, где тормозили всех подряд, даже днем. Не думайте плохо про любашевских гаишников, просто они все были любопытными людьми, им хотелось узнать, кто, откуда и зачем едет, ладно или худо живут в других областях, и какие в мире есть чудеса. Их можно понять, стой тут на жаре, дыши выхлопными газами, никакой радости.
Как-то раз поехал я за машиной в Бельгию. Были раньше популярны такие поездки за машиной в Европу. В самом что ни есть бельгийском городе Антверпене наши евреи продали мне машину. А чтобы я мог проехать пол-Европы, нацепили мне вроде как настоящий бельгийский знак, в Бельгии он  был красного цвета. Очень он мне понравился. Помимо эстетического воздействия он еще служил доказательством того, что машина была «правильная», купленная мной лично, что повышало ее возможную цену на одесском базаре. И вот с этими номерами я «ушел» от бельгийских, голландских, немецких и польских полицейских. Я прошел все таможни, оторвался от всех рэкетиров. Я и от украинских гаишников отбился, причем от всех, и в Волынской, и в Житомирской и в Винницкой области. Никто ничего со мной не мог сделать! Я проехал пол-Европы, две с половиной тысячи километров, пересек четыре страны и доехал до Любашевки. Там меня тормознули и заставили снять номера. Я кричал им: «Я проехал две с половиной тысячи километров, пол-Европы, и никто не забирал у меня номера!» А они ответили: «Вот ты пол-Европы, две с половиной тысячи километров проехал, а в Любашевке мы у тебя снимем номера. На иностранных номерах по Украине ездить нельзя». И сняли. Европа Любашевке не указ! Номера бросили в коробку, где я успел заметить множество каких-то красных, желтых, зеленых номеров.  Оказалось, по Украине можно ездить без номеров, но при условии, если их сняли в Любашевке. Что интересно, дальше я доехал домой без приключений. У любашевских гаишников позитивная аура.
В двухтысячных построили автобан. Пост убрали. Машины проносятся со скоростью двести километров в час и даже не думают останавливаться. А любашевские пенсионеры-гаишники длинными сельскими вечерами сидят у окна, пьют чай и вспоминают, какие раньше были времена. Кстати, где мои красные бельгийские номера?



Дорога, которой нет, и яма, которая есть

Когда вы путешествуете по райцентрам и селам области, у вас есть то преимущество, что вы можете стать первооткрывателем, а именно попасть туда, где не ступала нога человека. В самом городе Одессе вы такого места не найдете. А в области я нашел как-то дорогу, которой нет. Она обозначена на карте, но ее нет в наличии, на местности. При этом непонятно, или ее не было вообще там, или ее украли. Хотя неправильно называть меня в данном случае первооткрывателем. Я скорее выступил в роли первозакрывателя. Березовка лежит немного в стороне от трассы Одесса - Вознесенск. Мне как раз нужно было в Николаевскую область. Но я решил не возвращаться на трассу, а поехать прямо из Березовки, на карте явно была обозначена дорога, причем асфальтированная. Сначала эта дорога действительно была. Качественная, без ям. Смущало только, что я не видел встречных машин. Потом я проехал деревню, и дорога стала становиться хуже. Но я не унывал, и не по таким приходилось ездить. Потом вдруг дорога въехала в коридор из высоких деревьев, которые закрывали кроной все дорожное полотно. Стало темно, как в хорошей сказке, где герой едет в тридевятое подземное царство. Сама дорога резко испортилась, я стал переезжать огромные ямы, в которых еще стояла вода, хотя дождя не было уже три недели. У меня возникли трудные  вопросы к составителям карты. Но я не знал, как их им задать. Наконец коридор деревьев закончился, и я выехал в поле. Чистое бескрайнее поле. Знаменитая украинская великая степь. Казалось, еще минута, и я увижу караван казаков, едущих в Запорожскую сечь. Я хотел было насладиться видом этих захватывающий дух просторами, но вспомнил, что еду по делам. А где же дорога? Составители карт должны писать под каждой картой свои координаты, включая домашний телефон и телефон тещи. Но телефона не было. Хорошо, что я в школе не прогуливал уроки географии и умею ориентироваться по солнцу. Это меня и спасло. Я взял азимут и поехал строго на север. Через несколько километров вдруг появилась дорожка, еще через пару километров - жерства, а еще через пару километров - настоящий асфальт! Вот она какая дорога! Таинственная и исчезающая! Так и просится на страницы легенды о великих путешественниках, странствующих рыцарях и коварных разбойниках.
Путешествие по сельским дорогам ставит и более сложные задачи типа гамлетовского «Быть или не быть». Да, я говорю о той самой яме в Мардаровке. Село это лежит в стороне от важных дорог, но меня как-то туда занесло. Когда ездишь по сельским дорогам, то все время думаешь,  а какая она дорога впереди, и есть ли она вообще (см. выше). А еще думаешь, сможешь ли ты вернуться обратно. Особенно такая мысль посещает тебя, когда видишь впереди большую яму, заполненную грязью. Даже если удастся ее проскочить, то где гарантия, что дальше не будет еще одной ямы, которую проскочить вообще нельзя. И тогда окажешься в ловушке. Такие мысли посещали меня, когда я увидел ту знаменитую яму в Мардаровке. Прекрасная огромная жижа была как бы препятствием на автомобильном ралли, этаким подковыристым вопросом для автомобилиста - «а сможешь ли ты меня проскочить?». Времени на обдумывание было мало. «Быть или не быть», - пронеслось в голове. В таких ситуациях главное отогнать от себя всякие эти дурацкие мысли «а что если». «А если я там засяду?»  «А если дальше дорога еще хуже?»  В таких случаях  нужно смело подсекать автомобильного коня, как это делает жокей, и выдохнуть. Руль на себя! Так я и сделал. Машина подпрыгнула и на сумасшедшей скорости врезалась в жижу, которую раньше могли проехать только Камазы. Задок отчаянно вилял, скорость стала резко падать, но каким-то чудом, на последнем газе, мне удалось выехать из этой ямы. Удивленные мардаровцы повыскакивали из своих домов, никогда ранее они не видели такого чуда. На мое счастье дальше по дороге больше не было таких ям. В Мардаровку я больше не ездил, хотя уверен, что моя яма все еще на месте, и любой может себя испытать.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.