Состояние души
Огромная стрекоза трепещет прозрачными крылышками возле ветки.
Какое это счастье иметь зрение! Видеть синь неба, тёмную зелень огромной ели, смотреть на крошечную козявку такую многоцветную и нарядную на тоненьком стебле. Жизнь, как ты многообразна, интересна, а как мало мы пользуемся этой красотой. Всё куда-то бежим, торопимся без оглядки. Остановитесь, люди! Смотрите: вот крадётся по зелени травы рыжий кот. Там в траве кто-то есть, кого ему хочется поймать. Кот застыл, вот снова чуть двинулся, и вдруг - прыжок! С писком выпорхнула птичка из-под его лап. Рыжая кошачья голова повернулась в ту сторону, куда она улетела, на морде разочарование. Кот сидит против света и вся шерсть, усы, уши ярко обрисовывает солнце. Каждая шерстинка видна, а усы можно пересчитать. Чередование рыжих и чёрных полос на спинке создаёт иллюзию тигра в миниатюре. Я подхожу к «тигру», он начинает головой тереться о мои ноги. Беру его на руки, глажу. Громкое довольное мурлыкание раздаётся сразу же. Вот если бы люди умели так ценить внимание к себе , как это умеют животные, насколько бы нам всем легче жилось… Где-то недалеко заиграло радио. Слышится что-то знакомое, приятное, такое родное, никак не вспомню, что играют, но хочется слушать и слушать. Даже дятел не мешает своим стуком. А как он красив: красный, чёрный, коричневый, синий!
Часто мы суетимся совершенно напрасно. Лучше бы вот так молча созерцать окружающий мир, дать волю чувствам, каким-то глубинным мыслям, воспоминаниям. Жизнь быстротечна. Ещё помнится детство, а молодость, вообще, была только вчера. Сейчас же уже ясно, как мало осталось. Всю жизнь мы живём со стремлением – успеть! А что? Зачем? Надо ли? Даже себе не всегда можем ответить на эти вопросы.
Вот теперь катится с горы вторая половина жизни. Лучше видно свои промахи и в большом, и в малом. Легко поверить тем, кто хочет переделать какие-то куски своей жизни, начать что-то сначала. Мне повезло. Не так много чего есть в прожитом, за что стыдно. Возможно, что я к себе необъективна…
Сорока раскричалась, увидев меня. У неё рядом птенцы, они учатся летать. Один сел на таз с водой, потом начал как утка плескаться в нём. Забавно! «Природа» тоже осваивает цивилизацию. Хорошо вокруг, а в душе почему-то грусть? Наверное, оттого, что не умеем мы забыть все проблемы, отвлечься.
Откуда-то пришла черная кошка, только лапки в белых перчатках. Я позвала её, зверёк испугался и бросился бежать.
Невольно всплывают в памяти те, с кем было хорошо когда-то: замечательные друзья детства или любимая бабушка, перетаскавшая в своей сумке, кажется, ради меня всю библиотеку из того учреждения, где она работала. Детская районная библиотека располагалась через дорогу от нашего дома, но бабушка боялась, что я одна буду перебегать через улицу, по которой шли машины трамваи и троллейбусы. Ей не лень было еженедельно приносить и возвращать книги, которые я читала. Хотя, чтобы их довезти, старой женщине требовалось пройти от работы приличный кусок пешком, проехать на трамвае и снова прогуляться уже по нашей улице. Путь для 65-ти летнего человека совсем не близкий. Уговорить же её не делать этого не получалось. Со своей сумкой с книгами бабушка появлялась в нашем доме каждую среду, (она жила от нас отдельно). Мы даже в шутку называли её «Середусик-бабусик». Сумка торжественно опустошалась и снова заполнялась, уже прочитанными мной книгами. А потом начинался прекрасный вечер, когда мы с бабушкой якобы обсуждали то, что я читала. На самом деле «мой середусик» начинала вспоминать свою молодость или детство, забыв совершенно о книге и её авторе, навеявших эти воспоминания. Очень было интересно слушать эти истории из дореволюционного времени и любоваться на мою милую бабулю, ощущавшую себя сразу совсем юной. Она с молодым кокетством и трогательным обаянием переживала вместе со мной снова какие-нибудь свои тайные приключения, рассказы о которых доставляли мне и ей огромное удовольствие.
Да и вообще, как много встречалось мне в жизни умных, интересных людей, начиная с детства. Например, когда мне было лет 7-8, к нам в дом приходил Владимир Владимирович Обручев, сын известного академика. Он, как и его отец, занимался геологией. Если он рассказывал что-нибудь, это всегда было удивительно занимательно и необычайно смешно, потому, что В.В. всё умел скрашивать потрясающим юмором. Кроме того, он очень удачно мог посмеяться над собой, потому никто не обижался, если Обручев подшучивал над кем-нибудь из присутствующих. Жаль, что теперь в нашей жизни нет того юмора милого тонкого деликатного, а сама деликатность вообще, скоро станет непонятным словом. Страшно, что накопленная нами культура исчезнет вместе с нами. Ведь пропадут книги, фильмы, музыка, а без них будут нищими люди, при всех их ультра новых компьютерах. Кто знал бы, что жила великая балерина Истомина, если бы ни Пушкин? А спроси молодых, могут ли они прочитать хотя бы кусочек из «Онегина». «Мой дядя…» может быть, вспомнит один из десяти и всё, а наше поколение стихи Пушкина цитировало во всех случаях жизни, что называется и в горе, и в радости. Обидно, что технический прогресс опустошает молодые души, отделяя их огромной стеной от удивительной советской цивилизации, выросшей на русской литературе, театре, классической музыке. Можно подумать, что я по-стариковски ворчу. Мол, раньше и вода была мокрее, и солнце теплее. Но разве можно сравнить неспешное чтение дома под старой уютной настольной лампой или вообще, развалясь на диване, например, «Анны Карениной» с чтением её же, сидя у компьютера? Я уж не говорю, что в Интернете можно наткнуться на такой вариант романа, что Льву Николаевичу стало бы плохо. А музыка? Замечательная классика звучит на прекрасных новомодных аппаратах, записи её на ультрасовременных дисках, на которых нет хрипов, как раньше. Но на самих дисках, как правило, можно прочитать лишь что исполняется, а кто играет уже пренебрежительно опущено. Вряд ли нынешний слушатель будет знать, кто такие Рихтер, Коган, Игумнов и, чем их манера исполнения отличается от других. И вообще, будут ли молодые слушать Бетховена, Рахманинова, Листа? Кусочки их произведений стали звонками мобильных телефонов, а заполняет свои уши молодёжь какофонией, причём почти всегда оглушительной. Разве можно после неё услышать и понять лирического Моцарта, Чайковского или Шопена? Сегодня в театрах, если нет полуголой женщины на сцене, а иной раз и совсем раздетой, зал во время спектакля останется пустой. Например, во МХАТе им. Горького часто показывают нашу и зарубежную классику. Актёры играют прекрасные, пьесы ставятся настоящие, цены для работающих зрителей, пока доступные, а зрителей совсем мало, так как на сцене не демонстрируют непристойностей. И нет «поп корма» у каждого кресла, что стало теперь обязательным в кинотеатрах. Молодёжь не идёт на серьёзные спектакли. Старшее поколение тоже поставлено, увы, в такие условия, когда посмотреть что-то настоящее, душевное невозможно. Пенсионерам не по карманам театральные билеты, а телевидение заполнено ужасными безликими и неприличными фильмами или кровавыми боевиками. Если же в программе какая-то старая, советская, добрая картина, то её тоже смотреть нельзя из-за надоедливой рекламы через каждые десять минут. Эта реклама рвёт сюжет, в трагических местах врывается вдруг с предложением йогурта или прокладок, бессовестно не учитывая глубину чувств и желаний зрителя, уродуя тем самым замысел автора. Спрашивается, как нашим бедным внукам, которые видят пошлость в театрах и на телевидении, привить культуру, вкус, уважение к классическим образцам прошлого и настоящего, воспитать желание делать добро, ему служить, хотеть работать и жить не только для себя, но и думать о других? Они не знают волшебного ощущения чуда, когда талантливый актёр или настоящий музыкант забирает твою душу целиком в плен и уносит её куда-то далеко в прекрасное, неведомое, возвышенное. А ты счастлив от этого, становишься чище, лучше, благодаря тем переживаниям, что тебе подарили! Разве может такое сделать компьютер? Конечно, современные диски кое-что передают, но живой актёр или музыкант приносят душе и сердцу несравненно больше. Чтобы почувствовать эту красоту, надо человека подготовить, научить её ощущать, а где?
В советские времена любое семейное, а чаще дружеское застолье кончалось хоровым пением. Сколько радости получал каждый, выводя вместе со всеми мелодию какой-нибудь «Ивушки», «Одинокого гармониста» или «Катюши». При этом иногда у такого хора звучало настоящее стройное многоголосие, которому могли бы позавидовать профессиональные хоры. Молодёжь 60-х – 80-х любила лирические, душевные песни. Они их пели везде: во дворах и в электричках, их слушали по транзисторам и на магнитофонах. Много пели в походах у костра, где наряду с проникновенными, иной раз грустными песнями молодёжь читала прекрасные лирические стихи, от которых в сердцах рождалось что-то возвышенное: хотелось обнять весь Земной шарик, помочь всем и каждому, сделать что-нибудь исключительное. Душа радовалась чудесным товарищам, которые рядом. Глаза наслаждались лесом, речкой, солнцем. Всё твоё существо стремилось к чему-то настоящему, достойному Человека на Земле! Музыка и пение жили и работали с нами. Слова « нам песня строить и жить помогает» не обманывали. Недавно по первому каналу телевидения в передаче «Достояние республики» современные молодые зрители слушали песни 70-х годов. Многие из них потом говорили, что, прослушав эти песни, хочется встать, куда-то пойти, совершить что-то необыкновенное. Так оно и было! Ведь и шли, и совершали! Сколько добровольцев отправилось на разные стройки электростанций, заводов, мостов в Сибирь, на Камчатку, на Урал. В душевных порывах комсомольцев и молодых энтузиастов тех лет не последнее место занимало искусство, которое звало к Прекрасному Завтра. Вспомним, что кроме зажигательных песен, музыки, маршей довоенных, времён войны и после, были поставлены великолепные фильмы и театральные спектакли : « Светлый путь», «Тревожная молодость», «Екатерина Воронина», «Взрослые дети», «Кубанские казаки»,
« Монолог», «Иркутская история», «Порожний рейс», «Битва в пути», «Два капитана», «Солнце светит всем», «Семеро смелых», «Комсомольск» и ещё, и ещё… Эти произведения рассказывали об увлечённых своей работой людях, таких же как ты и твои знакомые, способных любить, ненавидеть, увлекаться, разочаровываться, ошибаться, но при этом страстно желающих построить удивительный и прекрасный Коммунизм! Они показывали ребят, готовых посвятить этому всю свою жизнь без остатка. Герои этих фильмов и пьес будоражили юные умы и сердца, заражали своими делами и увлечённостью других таких же молодых и сильных, которые потом совершали трудовые подвиги в жизни. После заряда радости, полученного от искусства, всё казалось возможным и по плечу.
В 90-ые – 2010-ые годы я не могу назвать ни одного кино- или театрального произведения, которое можно было бы сравнить по силе воздействия на зрителя молодого или старого с теми образцами, что мы имели в советском искусстве.
А юмор? Тонкий, умный, добрый – его просто больше нет ни на сцене, ни на экране. Зато много «Кривых зеркал», «Аншлагов», где коронными номерами стали шутки «ниже пояса». Хорошо, что можно купить записи старых театральных постановок и фильмов. Вместо современной пошлости можно уйти в мир Аркадия Райкина. Или посмотреть «Идеального мужа» с Юрием Яковлевым и Людмилой Гурченко. А ещё, если есть диски с записями мастеров советского театра, можно, например, насладиться игрой стариков МХАТа в «Школе злословья», чтобы восхищаться потрясающими Яншиным и очаровательной Андровской. В пьесе « Соло для часов с боем» кроме этих двоих ещё играют Грибов, Прудкин, Станицын, совсем молодые В.Абдулов и Мирошниченко. Это даёт возможность спастись от уродства разнообразных телешоу. Знаю это по собственному опыту: придёшь домой усталая, раздражённая, больная от всех тех капиталистических гадостей, в которые нас всё больше засовывают правители, даже читать не можешь. Хочется отключиться, перестать мучиться из-за невозможности немедленно поменять существующую жизнь. Замечательным лекарством становится любая советская кинокартина или запись театральной постановки тех лет. Посмотришь «Пигмалион» или «Горе от ума» в исполнении Малого театра, с такими корифеями, как Царёв, Турчанинова, Владиславский, дивной Роек, с молодыми Виталием Соломиным и Никитой Подгорным и другими чудесными актёрами и актрисами и можешь жить дальше, появляются силы на борьбу с мерзостью этого алчного бездуховного времени. Спасибо потрясающей советской культуре, без которой я физически не могла бы существовать в этом капитализме. Не удивительно, что так расцвели сейчас инфаркты и инсульты не только у стариков, но и у молодых от букета жизненных «радостей», что подстерегают простого человека ежедневно в «родной» стране. А «противоядия», созданного на современных сценах не существует. Наши любимые артисты потому становились любимыми, что проповедовали, прежде всего, добро. Раневскую спросил журналист, жалеет ли она плачущих зрителей на спектакле «Дальше тишина». Народная любимица ответила, что рада этому, значит, ей удалось пробудить добрые чувства в людях. Или театр «Современник» поставил в 1982 году удивительный спектакль «Спешите делать добро». Замечательная пьеса, мудрый разговор о доброте, отношении мальчиков и девочек, о тупости и прямолинейности иных взрослых ханжей. А кто сейчас помогает подросткам понять жизнь? Наоборот, телевидение и театр захлестнула безвкусица, бесстыдство, порнография. Упустили ребят 90-х годов, гибнут уже, родившиеся до и после 2000-го. Слова: чистота, настоящая любовь, забота, доброжелательность, альтруизм забыты, словно их никто и не знал прежде. Сейчас они вроде и не нужны. Я уверена, что те, у кого не утеряно чувство прекрасного, понимают: надо спасать детей от ушатов грязи, льющихся на них из телевизоров, Интернета, кошмарного кино и дурацких шоу. А для этого надо собирать силы и звонить во все колокола. Сейчас противостоять пошлости, разврату, алчности очень трудно. И всё-таки давайте, все у кого это болит, попробуем. «Дорогу осилит идущий»! Если каждый из нас хотя бы одному из нынешних 14-20-летних объяснит «что такое – хорошо, и что такое – плохо», хотя бы одному, уже будет польза. А если он сам потом кому-нибудь объяснит это же – получится польза вдвойне! Нас же советских людей, не испорченных попкультурой ещё много. Давайте, спасать молодёжь, надо использовать для этого каждую возможность.
Свидетельство о публикации №215050101808