Таланты с нашего двора

Каждое утро перед тем, как идти в школу я слушала по радио «Пионерскую зорьку». Телевизоров тогда ещё не было, а вот чёрная «тарелка» - радио была в каждой комнате любой коммуналки. Во время войны радио никто не выключал, и эта привычка у всех нас оставалась и в мирное время. Мы засыпали под звуки радио, просыпались под его позывные – это было привычно и не мешало.

«Пионерскую зорьку» вели сёстры Шелимотовы. Мы, жители двора домов 43, 45 и 47 по улице Большая Полянка, очень гордились тем, что эти сёстры живут в нашем дворе. Вообще-то наш двор был особенный. Это был двор Дома пионеров Москворецкого района. А Дом пионеров много чего во дворе организовывал. У нас была волейбольная площадка, у нас были беседки для игры в шашки и шахматы, мы вместе с «Любителями природы»( был в Доме такой кружок) посадили фруктовый сад во дворе, каменные стены забора, отделявшего наш двор от улиц и переулков ребята из кружка «Юный художник» разрисовали картинами из пионерской жизни. Поэтому не удивительно, что из нашего двора, из Дома пионеров и соседних домов вышли многие талантливые люди. Например, в наш двор играть в волейбол приходил Савелий Крамаров, он жил неподалёку. Никто тогда и не думал, что это будущий знаменитый актёр. Играли с нами во дворе и ребята из театрального кружка. Это потом мы узнали, что Борис Клюев и Всеволод Шкловский стали настоящими артистами.

 Я начала свой рассказ с тех, кто , как говорят «на слуху». Хотя Шелемотовых ,наверное, уже и наше поколение не помнит, тем более, что потом они стали совсем не артистами: Нина водила трамваи, а Зинаида поступила в какой-то технический техникум, я уже не помню в какой. Но у нас во дворе можно смело сказать, что выросли все ребята в очень уважаемых и полезных граждан большой страны. В нашем доме жили мои одноклассники, которые позже поженились. Он дорос до директора аптеки, она была замечательным журналистом. Другие мои соседи по дому, друзья  дворовых развлечений – три сестры: две из них стали учительницами, а третья инженером- химиком. Алька – хулиган и драчун, которого боялась вся уличная шпана, стал работать на заводе им. Орджоникидзе наладчиком станков. Его портрет красовался на доске почёта завода. Два друга из дома 47, обыгрывающие всех во дворе в шахматы, стали известными биологами, работающими в Приокском заповеднике. И этот перечень  занятий  моих товарищей из детства можно продолжать. Ни о ком я не слышала, что кто-то из них сбился с пути, стал пьяницей или вором. Зато при встрече каждый с удовольствием рассказывал о себе и о наших общих знакомых, о своей семье, об успехах на работе и вообще в жизни. Три дома, объединённые одним двором, это очень малая частичка огромной Москвы. Однако в наш Дом пионеров шли ребята не только с Большой Полянки, но и с прилежащих переулков Казачьих( их несколько), Погорельского и прочих. А так как руководители Дома пионеров постоянно что-то интересное придумывали для ребят, то в нашем дворе проходили разные конкурсы, соревнования, игры. Они устраивались не только по выходным дням, но в обычные рабочие дни. Дети всего Замоскворечья тянулись сюда. Ребята были заняты чем-то интересным, полезным. Кружки вызывали и дальнейший интерес к разным профессиям, умениям. Ведь в нашем Доме пионеров были и мастерские, где ребят учили работать на станках, девочек учили вязать и шить. Кстати, некоторые мальчишки тоже с удовольствием вязали и шили. И чем дальше по времени страна уходила от войны, тем больше она думала о детях. Вот , наверное, почему у нас во дворе выросли настоящие полезные обществу люди.

Сейчас же на месте нашего двора, вернее, на месте вырубленного фруктового сада, посаженного ещё теми пионерами, которые потом ушли на фронт в 1941 построили какой-то офис, обнесли его высоченным забором и места для ребят больше нигде, кроме проезжей части нет.

Советская власть заботилась о будущем поколении, а капитализм заботится о своём кармане, вот почему столько пьяниц, наркоманов, преступников.

 


Рецензии