Мои любимые

Я росла в семье, где все любили  музыку, кино и театр.

Моя бабушка могла бы стать замечательной пианисткой, ведь она училась в консерватории у Нейгауза вместе с Гольденвейзером, но закончить обучение не смогла, вышла замуж, родила детей, и всё её музыкальное образование закончилось. Дома, как напоминание о той поре и Гольденвейзере, стоял кабинетный рояль фирмы Блютнер, подаренный моей бабушке Сашей Гольденвейзером. Молодой человек был влюблён в неё, но бабушка вышла замуж за другого. Любовь к музыке, однако, сохранила моя бабуля до последних дней( умерла она в 88лет). Сохранила она и Сашин рояль, на котором всю жизнь играла, когда по 4 часа в день, когда и больше. Её дети, наверное, потому были тоже очень музыкальные, что их пеленали на рояле, клали на рояль, когда бабушка играла, чтобы малыши не плакали, а потом она учила их играть на нём же.

Бабуля моя была очень одарённым человеком. В театральном музее им. Бахрушина в Москве есть зал, в котором можно увидеть фото  провинциальной сцены в городе Новозыбков, где расположены фотографии артистов оттуда и среди них моя бабушка. Она была примой на сцене Новозыбкова, там и увидел её будущий муж. Есть в семейном альбоме фотографии бабушки в немом кино, она успела и там сняться.  Словом, если бы ни её муж, человек от искусства далёкий, бабушка, безусловно бы, стала известной или пианисткой, или актрисой. Она была очень талантливым человеком. В 20-е годы, когда она осталась без средств к сущетвованию, а на руках были дети, бабушка  пела в хоре у Чеснокова и одновременно в церковном хоре. Слух у неё был абсолютный, а голос -сильное сопрано. Именно из-за бабушки  её трое детей пели всю свою жизнь, всю жизнь любили театр и кино. А они научили нас, её внуков, тоже любить музыку, театр и кино.

Родители приучили меня ходить в Большой театр, на концерты в Консерваторию. Со школьных лет я пересмотрела все оперы и балеты, на которые только удавалось достать билеты в Большой. Так же было и с концертами великих музыкантов Д. Ойстраха,  С. Рихтера, Е. Образцовой, Т. Синявской, Н. Обуховой и многих других замечательных скрипачей, пианистов  и певцов. Сейчас , когда «попса» заполонила всё, для молодёжи имена

С.Я. Лемешева и И. С. Козловского ничего не значат. А в период моей молодости существовали даже целые огромные группы слушателей, одни из которых любили Козловского, другие Лемешева. Эти замечательные два нежных тенора собирали огромные залы на свои концерты. А как дивно они пели оперные партии в Большом театре! Вспомнить, хоть партию Ленского, в «Онегине»! Сейчас даже фильм «Музыкальная история» никто не видел и не помнит. А в нём запечатлено, как простой талантливый парень-шофёр становится оперным певцом, роль этого парня играет Лемешев. А вся история, показанная в фильме, очень близка к тому, что было на самом деле  в жизни Сергея Яковлевича Лемешева. Ведь в советские времена очень была развита самодеятельность. Почти все предприятия большие или маленькие имели свой клуб, где  молодёжь после работы занималась театром , музыкой и прочими искусствами.  Огромное число чудесных актёров театра и кино пришли из самодеятельности, из больших и малых ТРАМ -ов

( театров рабочей молодёжи). Эти ТРАМы  организовывались при фабриках и заводах, техникумах и вузах. Туда шли молодые рабочие, студенты и просто способные молодые люди. Любовь к искусству культивировалась в советские времена.

Среди огромной палитры талантливых артистов  театров и кино можно называть десятками самых любимых. Мне же хочется назвать тех, кто, имея подлинный актёрский талант, не стали известными на всю страну. Так сложилось  их актёрская судьба, что их приглашали не на центральные роли в кино, а ведь известными делал актёров лишь «великий волшебник» кинематограф.

Вот актриса Елена Тяпкина первый раз появилась на экране в 1926 году в роли прачки Настасьи в фильме «Каштанка», потом в роли мамаши в «Весёлых ребятах»- это уже 1934год. В другом замечательном фильме Александрова, где играет Любовь Орлова , Самойлов, великолепный комик Володин, Тяпкина играет секретаря парткома Пронину. Ей это играть было совсем не сложно, ведь прежде, чем стать актрисой, Елена работала секретарём Н.К. Крупской в Наркомпросе, откуда пошла на театральные курсы, они назывались «Студия революционной сатиры», организованные для талантливой молодёжи Луначарским. Тяпкина играет великолепно эту Пронину. И даже Дунаевский написал песню, которую поёт Орлова о Тяпкиной- Прониной: « Не волшебница седая подавала ей совет, и не фея молодая, а товарищ средних лет. Научила, показала, как тропу свою найти. Замарашка зашагала по широкому пути». Хоть это роль второстепенная, Тяпкину невозможно не вспомнить, вспоминая «Светлый путь».

Уже в 1954 году вышла комедия тоже с музыкой Дунаевского с плеядой удивительных актёров, где играли Георгий Вицин, Павел Кадочников,  Бернес, Конюхова, Мария Миронова и Минакер. Называлась комедия «Запасной игрок» . Там главные герои – братья Веснушкины, а их мать играет Елена Тяпкина. Мамаша их добросовестно посещает футбольные  тренировки обоих сыновей и матчи, в которых они играют.

Пару раз она промелькнула в кино в ролях княгинь, но так как это не её совершенно образы, то и княгиню Мягкую и княгиню Ахросимову можно вспомнить в «Анне Карениной» и «Войне и мир», но с трудом.

Зато в фильмах об Отечественной войне её не возможно забыть, если видел эти фильмы. Достаточно вспомнить эпизод, из фильма «Жди меня», когда наработавшись на рытье окопов, женщины приходят в дом к героине Серовой, чтобы поесть , выпить и отдохнуть. Тяпкина  там – главная, она поднимает тосты за победу, она заставляет всех выпить водки, она же запевает песню.

В другом фильме «Радуга» она играет украинскую колхозницу Федотью. У нее в доме живёт немец-каратель, убившей её сына. Ей по роли надо увидеть труп сына и сказать всего два слова «Сыночек, сыночек!». Съемки проходили во время войны, и как раз в эти дни Елена Алексеевна Тяпкина получила «похоронку» на родного сына, ушедшего добровольцем на фронт. Охлопков, тоже снимавшийся в этом фильме, отговаривал Тяпкину от этой роли, понимая, как ей будет тяжело. Но она ответила: «Надо играть. Мы воюем».
Эту сцену снимали без репетиций и в один дубль. Когда сцена была снята, Марк Донской, снимавший  фильм , встал перед ней на колени и поцеловал её грязные  от картошки( так должно было быть по сцене)  руки.  А зрители, где бы ни показывали этот фильм, на этом эпизоде с Тяпкиной начинали плакать. Так рвала она себе и другим этим эпизодом сердце.

Главная её работа была в театре, но если спектакль не снимался на плёнку, то, как и у всех других театральных артистов, как играла Тяпкина теперь сказать трудно. Ведь театрального актёра знают лишь те зрители, которые пришли именно на этот спектакль. Это не миллионы просмотров в кино и на телевидении. Обидно, когда такую одарённую актрису почти не помнит даже старшее поколение. Что уж говорить о молодёжи…

Мне повезло, я немного у неё училась. Елена Алексеевна на нашем режиссёрском факультете вела занятия по построению мизансцены. Это были интереснейшие занятия. И хоть она их проводила по воскресеньям с утра, прочее время у неё было плотно занято. Мы не только не ворчали, что надо в воскресенье куда-то тащиться, вместо того, чтобы выспаться, мы бежали на встречу с ней. Так всегда было с Еленой Алексеевной  интересно!

Среди любимых мной актрис второго плана вспоминается Сухаревская Лидия Петровна. Когда-то давно я была поражена тем, что такая некрасивая актриса стала женой красавца Бориса Тенина, который развёлся ради неё с красивой актрисой Ивановой. Ведь он в театре работал много лет, прежде чем встретил свою Лидочку. Вокруг него было множество хорошеньких и просто красивых актрис. Почему же такой выбор? И только позже поняла, что они были по своему отношению к работе в театре и кино просто близнецы. Эти двое чуть ли не больше всех из актёров поменяли театральных коллективов и нигде годами не оставались работать. Их не интересовали большие гонорары, большие роли. Они готовы были сниматься в кино и в эпизодах, хотя Тенина любили снимать в главных ролях из-за его внешних данных. Но обоих интересовало, кто и как трактует роль, и, если им не давали творческого простора, они оба ссорились и уходили даже от знаменитых режиссёров.

 Сухаревская была удивительно наблюдательна. Из старых советских актёров таких было только двое – она и Весник. Весник часто рассказывал, как он коллекционирует походки, манеры говорить, движения. Например, он «подарил» Николаю Гриценко, игравшего в «Анне Карениной» Каренина походку иноходца. Николай Олимпиевич признавался позже, что эта походка помогла ему продумать весь рисунок роли в этом фильме. В этом же фильме небольшую роль княгини, помешенной на спиритических сеансах, играет Сухаревская. Все , кто видел этот фильм наверняка помнят, как Сухаревская закатывает глаза и,  указывая пальцем вверх, устами своей героини произносит: «Я слышала голос». Этот «голос» она слышит во всех трудных случаях. Карикатура на светскую дуру получилась замечательная.

В коллекции наблюдений Лидии Петровны была серия говорков разных областей нашей Родины. Неёлова, играя девочку из уральской глубинки, в спектакле «Спешите делать добро» обратилась к Сухаревской с просьбой помочь ей найти , как это девочка говорит. Лидия Петровна тут же заговорила на её «языке». Неёлова была в восторге и все спектакли говорила именно так, как посоветовала Сухаревская.

Из многих фильмов с участием Лидии Петровны я очень люблю её небольшую роль в кинофильме «Она вас любит». Сухаревская играет женщину, которая работает в зоопарке. Сначала она проверяет билеты у входа в зоопарк, а потом, так как она любит научного сотрудника, работающего с обезьянами, её героиня переходит работать в обезьянник. Там есть изумительная сцена, когда героиня Сухаревской узнала, что человек, которого она любит, любит другую женщину. И она, сидя в клетке с обезьянами  разговаривает с  мартышками : « Говорят, что человек произошёл от обезьяны. А страдания человеческие от кого произошли? Не знаете! Да что с вами говорить, дуры вы набитые!» В этом маленьком монологе столько искренности и человеческой боли из-за неразделённой любви. Что невольно сочувствуешь ей.

Прекрасный фильм, сделанный по сценарию Сухаревской, «Жизнь сначала». Там она играет главную роль. Здесь тоже неразделённая любовь во имя которой, она берёт себе на воспитание дочь человека, умершего , но так и не узнавшего, что она его любила.

Фильм очень добрый, очень по-советски наполнен лучшими устремлениями героев. Главные действующие лица фильма дружат с фронта и эту дружбу они проносят через всё, через трудности жизни, через измену близких, завещая её своим детям.

Один из последних её фильмов вместе с мужем Борисом Тениным – это «Старомодная комедия». Фильм –спектакль  в нём всего  два актёра. Они играют немолодую пару, познакомившуюся на курорте, и, соединивших свои жизни к концу действия фильма. На мой взгляд, рисунок роли Сухаревской интересней, чем у Тенина. Она больше придумала разных мелочей, помогающих ей в предложенных обстоятельствах. Её героиня очень достоверна. Тенин и Сухаревская были коммунистами по убеждению. У Тенина отец был старый большевик. Лидия Петровна не зря написала в сценарии «Жизнь сначала», что её героиня член партии. Там есть эпизод, когда приёмная дочь предлагает ей завтра пойти в Консерваторию, а героиня Сухаревской отвечает: « Отпадает, у меня завтра партийное собрание». А ведь текст был написан самой Лидией Петровной. Даже в творчестве она не забывала о своей принадлежности к партии.

Умерли они друг за другом. Тенин в 1990 году, а Сухаревская в 1991 году. Ему было 85 лет, ей 82 года. Оба были подлинно Народными артистами СССР.

В связи с ролями Лидии Петровны Сухаревской я вспоминала роль Каренина в исполнении Гриценко Николая Олимпиевича. Гриценко – это  один из самых любимых моих актёров. К несчастью, гениальные работы этого великого лицедея почти нельзя теперь увидеть. Спектакли театра им. Вахтангова почти не снимали на плёнку. А он всю свою жизнь работал в одном театре Вахтангова. Его очень любил Рубен Симонов,  многолетний главный режиссёр театра. Симонов давал ему самые разноплановые роли, с которыми Николай Олимпиевич гениально справлялся. Достаточно вспомнить, например, трагического князя Мышкина по Достоевскому и Тарталью, маску дурачка, говорящего всё невпопад, от реплик которого зал умирал от смеха в «Принцессе Турандот».

В кино Гриценко главные роли почти не играл, один раз только ему дали роль Рощина в трилогии «Хождение по мукам». Он там удивительно показал трагедию честного русского офицера, присягавшего царю, который видит, что государство рушится! Кроме того, его Рощин всем сердцем полюбил Катю ( её играет Нифонтова), но при жизни её мужа молчит о своей любви и раскрывается только, когда муж Кати  мёртв. Любовь Гриценко играет трогательно и очень искренне.  Блестяще актёр показал Рощина , переходящего на сторону красных из-за того, что он видит: белое движение разложилось, а красные – это будущее его любимой России. Словом, все три части  большого фильма невозможно оторваться от Рощина, когда он в кадре!

Как невозможно не запомнить крохотный эпизод в сериале «Семнадцать мгновений весны» : Штирлиц в поезде встречает немецкого офицера. Этого офицера играет Николай Гриценко. Сколько боли в его глазах, когда он говорит о фактически уже проигранной Гитлером войне, и как он преображается на перроне вокзала, чтобы никто не подумал о нём, бравом вояке, что он может сдаться!

В кино Николай Олимпиевич играл почти всегда негодяев. Вот заведующий клубом в фильме «Большая семья», совративший девушку , а когда она сказала , что беременна, бессовестно бросивший её. Там в начале фильма Гриценко такой вкрадчивый, такой ласковый котик, обволакивающий молодую дурочку своим обаянием и знанием великих имён. Он то и дело вспоминает Станиславского, Маяковского разных академиков, которые все вроде бы дружили с героем Гриценко. А перед тем, как удрать от «любимой» его герой сбрасывает маску перед ней настолько, что даже девушка  говорит: «Какая это всё гадость, гадость!»

Совсем другой мерзавец в исполнении Н.О. Гриценко в фильме «Два капитана». Здесь он играет  Николая Антоновича Татаринова, загубившего брата и всю его экспедицию ради денег и ради жены брата, в которую он влюблён. Из-за этого Татаринову приходится всю свою жизнь играть роль перед всеми. То он занудный директор школы, то умирающий старик, который притворяется – ему это выгодно. Роль замечательно сделана.

А какой замечательно двуличный Сперанский в фильме «Адъютант  его превосходительства»! То он такой вежливый, интеллигентный с племянником Юрой, а то он же последний хам с женой и настоящий враг советской власти, готовый даже на убийство.

В конце 50х – в начале 60-х я пересмотрела все спектакли театра им. Вахтангова. Он до сих пор мой самый любимый московский театр. И я видела такие роли, сделанные Н. О. Гриценко, которые безумно обидно, что никто больше не увидит никогда. Он был на сцене настоящий гений. В нашем театральном институте Гриценко вёл занятия по мастерству актёра. Это было что-то потрясающее! Николай Олимпиевич не делал грима, не менял костюма и при этом перевоплощался на наших глазах в десятки персонажей, которые каждый раз имели свою внешность, походку, жестикуляцию, речь.

Его занятия с нами были поистине мастер- классами. Забыть их невозможно. Увы, весь этот драгоценный материал остался лишь в памяти немногих.

Не помню, где я это читала или слышала, что любимица миллионов зрителей Татьяна Пельцер была в молодости не востребована. А когда она однажды возмутилась этим в присутствии какого-то известного режиссёра, он ей обещал, что после того, как ей стукнет 50 лет , не  будет отбою от желающих её снимать. Так и получилось. Этих удивительных старух невозможно забыть, их любила вся огромная страна. Но сейчас я хочу говорить не о ней, хотя она тоже, и любима мной и достойна целого разговора, как человек, безусловно,  талантливый. Её я вспомнила  из-за Михаила Андреевича Глузского, которого стали снимать в главных ролях и в кино, и в театре лишь после его 60 лет. И даже тогда  московская театральная публика не помнила этого актёра. Никогда не забуду, как я была на 85 летнем юбилее  Зельдина в театре Советской (ныне Российской ) Армии. Глузский не чествовал юбиляра, не подносил цветов и подарков, а просто сидел в зрительном зале. Я одна его узнала, но постеснялась к нему подойти, никто же из прочих зрителей, на него вообще внимания не обращал. И это было в 2000 году, а в 2001 он умер. Жизнь этого одарённого человека была наполнена разными событиями хорошими и плохими. Родом Михаил Андреевич был из Киева. Отец русский, мать украинка. Отец рано умер, его вместе с другими детьми воспитывала мать. Михаил родился в 1918 году в Киеве, где в эти годы кого только на Украине ни было - и Кайзер Вильгельм, Рада, большевики, Петлюра, поляки, просто бандиты. Всех их семья Михаила ощутила на себе. Вот почему позже ему так легко было играть мерзавцев и прочих шпионов, как, например, в фильме «Тайна двух океанов». Эти мало интересные роли заняли всю молодость актёра. Правда, были и занятные , запоминающиеся эпизоды вроде того, что он исполнил в «Кавказской пленнице». Эпизод с тостом о птичке. После которого, совсем пьяный Шурик заливается слезами, ему «птичку жалко».

В кино и театр Глузкий, как и многие другие актёры попал из самодеятельности, когда семья переехала в Москву.

Для меня открытием стал актёр Глузский после фильмов «Почти смешная история» и «Монолог» . В обоих случаях он главный герой. В первом Михаил Андреевич играет старого человека, неожиданно для себя влюбляющегося в  одинокую женщину средних лет, а во втором удивительно играет настоящего учёного и деда, и отца одновременно. Это невозможно рассказывать, это надо видеть. Там столько искренности, подлинных чувств – потрясающие работы!

О наших советских актёрах можно говорить без конца. У меня любимых столько, что жизни не хватит выразить мою им всем любовь. Очень жаль современных молодых людей, которые не видели наших потрясающих стариков театров и кино. То, что не увидишь в театре, уже для них пропало, но вот кино ещё можно увидеть и сегодня. Смотрите!

 


Рецензии