Сакральные силы и День Победы

Беларуская мифология не менее захватывающая, чем зарубежная фантастика.

Язычество, или, как говорят священнослужители, «паганства», все еще живо в Беларуси.
Разумеется, мы христиане, но …

Беларусь буквально напичкана «местами силы». Это камни, родники, озера, деревья.
Не всем хорошо в таких местах, многих они прогоняют, многие их избегают. Я в них чувствую себя – дома. Мне хорошо, чувство защищенности, кажется, я среди друзей. Мне хорошо даже в тех местах, где обычно у людей отмечается тревожность, приступы стенокардии, повышение давления и т.д.

В Беларуси известны сотни сакральных камней, из них камней-следовиков (по местным преданиям, эти следы остались от ступней Иисуса Христа или Богородицы) в стране около 30. Среди этих камней имеются валуны-великаны, рядом с которыми часто растет груша. Почему? Загадка.

На беларуских землях на камнях можно найти образ шеста с полукругом, включенный в более сложные композиции. В Музее валунов  находится камень из Логойского района с изображением шеста с тремя последовательно расположенными полусферами и другими знаками.
Можно предположить, что знак шеста с полукругом в мифологическом плане мог отождествляться с мифологической осью, соединяющей земную поверхность с Полярной звездой. У беларусов зафиксированное название Полярной звезды «Большой столб».
Отсюда следует, что символ полукруга на шесте является графическим образом-проекцией небесной сферы, что идеально передает ее движение ночью, создавая ощущение «небесного купола». Эта небесная сфера представлялась закрепленной на каком то «мировом» столбе.

Многие валуны имеют форму крестов. Одними из самых известных и одновременно самыми старыми считаются Туровские кресты, которые находятся не только в Турове, но и в его окрестностях.
 По легенде, сразу после крещения Руси эти кресты попали в Туров по рекам Днепр и Припять из Киева (приплыв против течения). Когда люди их увидели и вытащили на берег, «вода сделалась кровью». Если вспомнить, как приживалось на наших землях христианство, то становится понятно, почему «вода сделалась кровью». Крестов приплыло ровно двенадцать.
 До 30-х годов 20 века они стояли на берегу реки, на открытом месте, пока  советская власть не приказала их уничтожить. Часть крестов было закопана, часть – утоплена в реке, а часть просто пропала.
 Через семь лет начались первые чудеса: два креста, касаясь своими перекладинами, вспылили на поверхность. Их тут же выловили и занесли в Церковь Всех Святых в Турове. Чуть позже местный рыбак увидел еще один крест на берегу. Он понимал, что ему будет за находку (путевка в Сибирь, Казахстан и подобные места), поэтому закопал крест на местном кладбище (он сейчас и растет).
С появлением креста в 1997 году начались чудеса: во-первых, он растет не только ввысь, но и вширь.  Этот процесс невозможно объяснить никакими физическими явлениями. Второе чудо – в некоторые годы наблюдается таяние снега вокруг креста, а сам крест кажется теплым. Ответ на это ученые также не нашли.
Кстати, недалеко от растущего креста, недавно обнаружили другой. И он тоже растет из земли! Согласно легендам, туровские кресты охраняют от болезней и способны излечить даже тяжелобольных.

Что касается сакральных деревьев, то их в стране порядка 50. И прежде всего это дубы. В нашей традиции издавна считалось, что после тройного обхода дуба новобрачными начинается семейная жизнь молодых. Хорошо известна история, как в Жировичах на груше возник образ Божией Матери. В Логойском районе растет сосна, на которой появилась нерукотворная икона.
 В более широком смысле деревья были сакральными в семейных обрядах. Водичку, в которой в первый раз купали новорожденную девочку, выливали под вишню – чтобы малышка была красивой. Воду, в которой купали мальчика, выливали под  дуб – чтобы малыш рос сильным и здоровым.
 Каждое дерево имеет свою энергетику. У широколиственных деревьев она положительная, у сосны – тоже, а вот у ели – отрицательная, неслучайно ее ветви бросали под ноги похоронной процессии. Береза была в центре купальских обрядов, ее ветвями украшали дома на Троицу. Однако сакральным деревом в нашей традиции она становилась гораздо реже, потому что считается, что в березе живут души наших умерших предков. Осина наделена энергией со знаком минус,  ее никогда не используют в строительстве домов. Категорически запрещалось срубать рябину рядом с домом (ягоды этого дерева издавна считались слезами Богородицы) – по народным поверьям, это грозит несчастьем в семье.

 А я наткнулась еще на одно могущественное дерево, пока нигде не описанное.
Я, находясь в декрете с младшей дочкой, летом жила с детьми на даче моих родителей. Родители тогда еще работали, муж мой тоже работал, мы жили одни. Каждый день ходили гулять. Проходили через луг, доходили до ручейка. На самом глубоком месте мне было до подбородка, а я не могу назвать себя высокой женщиной. Детям было раздолье! Визги, писки, брызги… Накупавшись, переходили ручей и шли дальше, к озеру. Какое-то хозяйство использовало его для разведения рыбы, и купаться в нем было запрещено, но на бережку был такой чистый белый мелкий песочек, что дети обожали с ним играть. Пока они играли, я в крошечную корзиночку, на три стакана, набирала дикой малины, черники и земляники, и сидела на бережку, ожидая, когда они устанут.  Вечерами мы любили есть оладки или блины, но не со сметаной, а с растертыми с сахаром ягодками, а садовые не такие ароматные, так что я смешивала.
На облюбованном нами месте растет старая, изогнутая ива. Один раз я села, прислонившись к ней. Наступило безмолвие. Я видела детей, но больше не слышала ни их вопли, ни крики чаек, ни стрекот кузнечиков. Отошла от ивы – истошный визг. В дальнейшем я сидела у ивы, отдыхала в тишине, мне было достаточно видеть детей. Экспериментально выяснила, что глухая зона – три метра вокруг ивы.
Мне было очень хорошо рядом с ней, и я с удивлением услышала, что местные сюда ходить не любят, боятся. Я же иву полюбила, а она иногда выполняла мои желания.

Однажды сидела и думала, что соскучилась по мужу, и дети тоже, но работал он много и мы его не ждали. Вечером он примчался, сказал, что слышал наши голоса, как мы зовем его.
Другой раз, наблюдая как плещется рыба, я пожалела, что одна с детьми, на рыбалку не сходить, а свежей рыбки хочется. Когда мы отошли от озера, и уже перешли ручей, я почувствовала, что что-то сверху падает мне на голову, и отскочила. Это был огромнейший толстолобик, а в небе кружились две чайки.
Когда я ожидала на завтра мужа и обдумывала, что приготовить, на обратном пути, прямо в поле наткнулась на семейку боровичков, крепеньких и чистеньких. Семь штук. Получился вкуснейший суп.
Много всего было. Я ни разу не обнаглела, не попросила ни здоровья, ни богатства, так, мелочи житейские. Да и их не просила, она сама мои мысли читала.
Я люблю просто сидеть, прижавшись к ней. Отдыхаю, заряжаюсь, работаю…
А вот вчера, через двадцать пять лет после знакомства, я обратилась к ней с просьбой.

Что я могла попросить у сил, живущих в моей любимой иве на фоне всех новостей? Особенно героизация УПА в Украине и отношение к российским ветеранам в Германии? Это плевок и в сторону Беларуси. Чаша моего терпения переполнилась.
Я просила об уничтожении представителей каждой из этих наций в  том размере, сколько беларусов было зверски убито ими. Лично мне плевать, кто из них плохой и кто – хороший. Они ж не разбирались. За все надо платить, и время давно пришло – они сами подали сигналы об этом.
Я не просила мучительной смерти для них, хоть они для нас выбирали самые зверские варианты. Я просто хочу, чтобы их не стало, и все.
Это то, чего я хочу в преддверии Дня Победы.
И я просила позаботиться об Америке, так как вижу в ней реальную угрозу нам.
На счет Украины и Германии со мной согласились, на счет Америки – нет, американцы в отличие от немцев и украинцев, кровными врагами беларусов пока не являются. Пока…

Интересно жить, когда осознаешь, что за твоими плечами много тысячелетий, и люди, которые были здесь до тебя, оставили богатое наследие. Те, кто жил здесь в стародавние времена и оставил в земной вечности свои знаки-тайники, видимо, искренне верили, что их наследники по крови и духу будут всегда находить духовные обереги, получать от родной земли поддержку.


Рецензии