Заколдованный круг сценарности

Жизнь многообразна и требовательна, соответственно, каждое сообщество имеет определенный набор стереотипов для использования в качестве мерила приемлемого развития ситуаций. Стереотипы происходят из представления сообщества о себе и о своем месте в мире, а, основываясь на них, возникает типология поведения его членов. В рамках данной типологии появляются сценарии, созвучные ценностям сообщества. Сценарий – последовательность действий с предопределенным результатом. Выбор сценария, в основном, зависит от множества факторов. Для следования большинству сценариев требуется знание целей и много энергии, чтобы их достичь.

Однако, когда человеку скучно, нечем занять ум, появляется апатия, и, часто, сценарий Спасатель-Жертва-Преследователь становится актуальным. Если человек не самодостаточен, не занят интересным делом и/или лишен событий, захватывающих его целиком, он начинает чувствовать себя одиноким, возникает щемящее чувство тоски. Тогда, следование данному сценарию дает ему чувство защищенности.

Целью данной работы является описать механизм воздействия сценария Спасатель-Жертва-Преследователь на повседневную жизнь индивидуума. Методология включает в себя использование профессиональной и популярной литературы, беседы с разными людьми, а также непосредственные наблюдения за окружением.

Трехпозиционный сценарий дает огромную сферу деятельности. Переходя из роли в роль, исполнитель замещает действительность игровым циклом. Каждая роль может продолжаться неограниченное количество времени. Длительность зависит от желанияй исполнителя и окружающих – хотят ли они подыгрывать, насколько профессионально и интересно они это делают.i В случае отказа аудитории от игры актер либо меняет роль на ходу, либо проявляет агрессию. ii
Изменить роль на ходу достаточно сложно, поэтому чаще встречаются ситуации с попытками навязать окружающим свои взгляды. В зависимости от дальновидности игрока он может пытаться изменить имеющуюся ситуацию, для того чтобы иметь в дальнейшем более широкие возможности. Например, если человек более склонен к амплуа Спасателя, то он попытается навязать окружающим черты Жертв. Также, соответственно, действуют Жертвы и Преследователи.

Чтобы эффективно Спасать необходимо – честолюбие, гордыня, недоверие к окружающим, сострадание откуда-то сверху. Если позволить сопереживанию коснуться сердца, ничего не выйдет. В игре нет места настоящим чувствам, так как они требуют спонтанности, а не следования правилам. Также меняется система вознаграждений – если в игре ходы развиваются по принципу действие1;результат1;действие2;результат2 и т.д., то в случае непосредственности вознаграждением является не результат, а сам процесс.  Таким образом, чтобы не платить издержки естественного общения – принятие партнера, как независимой личности, выгоднее следовать алгоритму, в котором все заранее предопределено.

Роль Жертвы позволяет обвинить в ситуации обстоятельства и окружение. Эффективная Жертва должна обладать следующими качествами: мрачность, недовольство, обидчивость, мнительность и т.д.

Преследователь – это неудовлетворенный Спасатель. Преследователь делает все возможное, чтобы превратить плюсы людей в минусы. Так как радость, самодостаточность, уверенность и т.д. не могут быть присущи потенциальным Жертвам, им надо внушить необходимость изменить поведение. Тогда их можно будет Спасать-Преследовать. Преобразованный из Спасателя Преследователь может быть чрезмерно жесток и коварен. У него всегда есть объяснения типа “Не цените хорошее отношение, так получите же!”iii
Так как образ Спасателя берет начало из ощущения неполноценности, приниженности (качества Жертвы), замещаемые на гордую неприступность и всезнайство, то энергетически оба образа практически равны. Это подтверждается тем, что для того, чтобы Спасать надо знать символику Жертвенных состояний. Судя по себе, Спасатель узнает свои замещаемые качества в другом человеке, а иногда приписывает их ему, и начинает акцию по Спасению. Наталкиваясь на сопротивление, Спасатель-Жертва становится Преследователем. Чем активнее сопротивление, тем интереснее и энергетически полнее эта роль. Если же противник остается глух и нем к попыткам его “завоевать - Спасти”, Преследователь раньше или позже будет вынужден махнуть рукой и поискать в окружении кого-нибудь более сговорчивого.
Полное отсутствие реакции на провокации Преследователя-Спасателя возможно, когда есть мощная защищенность человека от внешних воздействий покровительством эгрегора религиозности, науки, искусства и т.д.iv В таком случае у человека не возникает соблазна бороться со злом в одиночку, так как он полностью растворен в ценностях эгрегора-покровителя, например, – “Не сопротивляйтесь Злу, только тогда Зло уйдет. Если вы наступаете, Зло обретает силу”.v

              Круг сценарности в отношениях мужчины и женщины

Сценарность в отношениях обычно, через какой-то период времени, приводит к разрушению и отмиранию межличностных связей. Заколдованный круг коварен, он ведет отношения по призрачным дорогам и заводит в тупик. Для кого-то тупик принимает обличие скал и обрывов, иным представляется в виде непроходимых болот или дремучих, мрачных и враждебных лесов. Кажется, будто картина мира рассыпается в прах.

Один из путей развития отношений, может начинаться с состояния хаотичной пустоты. Например, выдалось неструктурированное время и появляется некоторая тревожность. Отсюда происходят мысли – “Чем бы заняться? А не влюбиться ли? Что ж, пожалуй, можно”. Мысль призывает ситуацию и через какое-то время программное обеспечение начинает работать. На этом этапе выбираются актуальные пожелания-команды, определяющие образ. Пожеланиями-командами обычно являются утверждения типа: “Вот человек, о котором я буду заботиться”, либо ”Вот тот, кто сможет позаботиться обо мне”. Они закладываются в основу программы. Далее, проводится выверка и отладка алгоритма по отношению к собственному упорству (упрямству), мнениям окружающих, к рабочему времени и пространству. Практически, одновременно с выверкой, запускается сценарный механизм, который развивается по следующим ступеням:

1) Восторженный интерес
2) Необходимость соответствовать статусу перед собой, партнером и окружающими.
3) Жесткая зацепка за образ.
4) Тихая злоба на весь белый свет. Подавляемая обида на окружение, желание обвинять.
5) Агрессия становится явной, часто беспричинной, но оправдывается выражениями типа: “Все на мне”, ”Я бедняжечка” ...
6) Разрыв либо видоизменение матрицы отношений.

На первых 3-х ступенях актуальными являются выражения формирующие взаимоотношения Спасателя и Жертвы. В сознании закладываются установки типа: «Я лучше», «Я желаю тебе добра», «Я зарабатываю» и т.д. Подобные утверждения укрепляют фундамент сценария и вызывают к жизни ощущения неудовлетворенности в обоих участниках взаимоотношений. 

За неудовлетворенностью следуют обида и агрессия. Таким образом, отношения входят в фазу 4-й и 5-й ступеней, где появляется Преследователь. На этом этапе проявляются требования статики и всевластья (со стороны одного из участников либо обоих).  Установки здесь следующие: «Не должно быть никакого личного пространства, никаких грустных(радостных) настроений, никакой спонтанности». Все это высказывается в ультимативной форме с привлечением реплик – «Я желаю тебе добра, поэтому не смей проявлять свою сущность. Если же нет, тогда ты неблагодарен(на). Иди, страдай…»vi.

Итак, отношения подходят к 6-й ступени развития. Казалось бы все просто, но это не так. Именно на этом этапе чаще всего проявляется ужасающее коварство сценария. Обычно оба участника чувствуют себя не в силах разорвать или видоизменить отношения из-за закона инерции. Фраза «Но старый солдат, я стою как в строю»vii на этом этапе очень актуальна. Немногие люди решаются на разрыв. Те же, которые решаются, часто подвержены сомнениям и редко избегают сохранения виртуальной зацепки основанной на мотивировках жалости, боязни потерять признание и любовь, либо желании отомстить.

Отношения, начинающиеся с поиска взаимных интересов, увлеченности, совместного преодоления препятствий и т.д., чаще всего спотыкаются, когда все необходимое уже достигнуто, и преодолевать, завоевывать больше нечего. Появляется время на борьбу и перевоспитание друг друга. Вместо того, чтобы принять достоинства и недостатки друг друга, обоюдное право на личное пространство, участники отношений торопливо запускают колесо под названием «Эгоистические желания» и вскоре оно уже вертится со скоростью приближающейся к световой. Это колесо-жернов перемалывает и выкорчевывает мельчайшие признаки индивидуальности участников отношений. Люди оглушены бешеным движением по кругу – состояние близится к механизму. В таком состоянии сильно страдают органы чувств, а зрение становится однобоким, направленным только вовне.  Зрение направленное внутрь полностью атрофируется и человек погружается в летаргический сон.

Необходимы большие энергетические затраты, чтобы излечить человека от шока нескончаемого вращения и вернуть ему остроту зрения. Излечение усложняется тем, что от самого человека требуется непосредственное и последовательное участие в процессе оздоровления. Индивидууму необходимо научиться ковать свою судьбу,  не руководствуясь при этом мнениями окружения и своими предвосхищениями возможных реакций. Не выполнив данное требование, вернуться в мир живых людей практически невозможно. Однако, есть выбор – можно и не возвращаться. Центробежная сила когда-то ослабнет, а привычка к механистичному существованию заменит потребность в непосредственном восприятии жизни…

Итак, заколдованный круг сценарности основывается на том, что исполнитель сценария не имеет сильного собственного я. Он действует, руководствуясь исключительно мнениями, ожиданиями окружающих; исходит только из того, что считает необходимым для других, либо действует назло другим.  При преодолении сценарной зависимости, отпадает необходимость соотносить личностные качества с жесткими рамками ролей и мнениями окружающих. Однако, в процессе преодоления сценарной зависимости важно научиться руководствоваться инстинктом, доверять своей Самости, не бояться неизвестного и принимать цикл Жизни-Смерти-Жизниviii. Жесткие рамки сценария запускают и поддерживают ум в вечно включенном состоянии, отключают инстинкт и не могут служить обучающим материалом. Они являются ограничивающими обстоятельствами, которые часто воспринимаются, как неизменные. Выход из под власти сценарности также усложняется тем, что в сценарной зависимости акцент ставится на социум. Коварство сценарности заключается еще и в том, что одна зависимость может плавно перетекать в другуюix. Общество всегда что-нибудь говорит, требует… Обычно оно нацелено на зрелищность и поэтому, бездумно прислушиваясь к мнениям людей, можно потерять все бесценные сокровища души, не получив взамен даже побрякушек.

Таким образом, стабильный и глубокий личностный рост, основанный на приобретении навыков доверия и любви к себе и миру, разделения одного от другого и отстаивания права своих творений на существование, является гарантом постепенного освобождения из заколдованного круга сценарности.

2005 г.

______________________________________
i Берн Э., “Игры, в которые играют люди”, Москва, Прогресс, 1988.
ii Штайнер К., “Сценарии жизни людей: Школа Эрика Берна”, Питер, 2003, стр. 199 - 210.
iii Беседа 1
iv Свияш А., “Формирование событий”,  Санкт-Петербург, Мим-Дельта, 1998, стр. 18-19.
v Де Куатье А., “Вавилонская блудница”, Санкт-Петербург, “Нева”, 2005, стр. 201.
vi Беседа 2
vii Окуджава Б., “Вот так она любит меня”, http://oduvanchik.info/chords/okujava.html#32
viii Эстес К.П., “Бегущая с волками”, Санкт-Петербург, “София”, 2006, стр. 133 – 167.
ix Влади М., “Владимир Высоцкий или прерванный полет”, Москва, “Прогресс”, 1989, стр. 151.
x Эстес К.П., “Бегущая с волками”, Санкт-Петербург, “София”, 2006, стр. 297.


Рецензии