Рецензия на фильм Альбера Ламориса Красный шар

Фильм французского режиссера Альбера Ламориса “Красный шар” удивительно поэтический, человечный фильм, который без всяких преувеличений можно назвать шедевром кинематографа. Этот фильм о нескольких составляющих самого главного в жизни человека – дружбе, искренности, высокой человеческой души. Это очень качественное, жизнеутверждающее кино, актуальное во все времена.
И говоря о фильме “Красный шар”, в первую очередь, хочется произносить  не те слова, что относятся к идейному замыслу или какой-то глубокой мысли этого фильма, а те, что говорят о чувствах, вызванных у нас фильмом. Конечно, любой фильм имеет смысловую нагрузку, должен, по крайней мере, но ведь не менее важной составляющей хорошего фильма является и просто его смотрибельность и удовольствие, получаемое человеком при его просмотре. “Красный шар” с этой точки зрения очень удачный и сильный фильм.
Он пронизан насквозь нежно-любовным чувством. И примечательно, что главным героем стал мальчик, сыгранный сыном режиссера – Паскалем Ламорисом. Именно это чувство нежности, огромной нежности к главному герою, вызывает потрясающие эмоции, фильм как бы завладевает тобой и заставляет сопереживать главному герою. И в каждой черте фильма, каждом движении актеров и камеры чувствуется эта нежностью к мальчику. Когда ситуация для него становится радостной, за счет музыки передается и эта радость нам, когда мальчик переживает, боится или что-то в этом роде, мы так же это чувствуем, стараемся, подсознательно, помочь ему. Такая игра чувствами зрителей очень впечатляет, особенно, учитывая тот факт, что фильм идет всего 30 минут. Эти полчаса, какие-то жалкие, никому не нужные полчаса, мы проживаем, словно на одном дыхании, столько всего вложено в этот фильм; он пробирает.
Фильм эстетичен, красив и эстетически красив. Смотреть его просто, банально, приятно. И Я считаю высшим достижением сделать так, чтобы эти 30 минут засели в человеке надолго.
Фильм говорит нам о жизни. Первая и одна из самых главных мыслей  этого фильма – людей-одиночек, людей, не похожих на всех, всегда не любят. Главный герой – маленький мальчик, у которого нет ни друзей, ни любящих его родственников, ни даже просто знакомых. Он всегда и везде один. Но он ни разу не выглядел за весь фильм несчастным, а все потому, что он не пуст в душе. Его душа полна любви, чести, нежности и это мы увидим чуть позже. Он честный и настоящий, без наносного и да, он одиночка, но он не грустит, ведь в нем есть жизнь. В нем есть та необходимая составляющая человека, способная вознести его над всеми остальными. Чувство жизни, желание жить и умение улыбаться даже тогда, когда улыбаться нет причин. Когда все насущные проблемы бытия, жестокие и безжалостные, наваливаются на человека, лучшее, что он может противопоставить, это просто улыбнуться, искренне, от всей души. И этот мальчик, играющий роль вовсе не детскую, как с психологической, так и с жизненной точки зрения, способен на такой сильный поступок. Как следствие, он оказывается вознагражденным за это.
Он встречает своего друга, который, на самом деле, всегда послан каждому человеку. Но его надо найти, к нему надо прийти, его надо достичь. И то, каким образом мальчик добивается расположения этого друга, пусть и не живого, пусть и шарика, но все равно, это говорит, во-первых, многое о нем самом, а во-вторых, является еще одной мыслью, брошенной Ламорисом в этом фильме. Каждый получает то, что он заслуживает. Так всегда было. Красный шар не лежал на улице в легкой доступности, не прилетал прямо в руки к мальчику, нет. Мальчику пришлось подняться на фонарный столб, рискуя упасть, может быть, и расшибиться об лестницу. И ни секунды сомнений в нем не было, он полез, не обращая внимания на опасность и шарик спускал, бережно придерживая его. Только тогда, когда человек готов идти на серьезные поступки ради других, когда он способен ради достижений терпеть, а не брать лишь то, что на поверхности, не прилагая много усилий, только тогда он может рассчитывать на что-то действительно серьезное, в данном случае, на серьезную, настоящую дружбу.
Делая что-то для другого человека, мы всегда получим от него ответную поддержку. Настоящий друг никогда не посмеет бросить, и Ламорис это наглядно показал. Даже находясь под угрозой уничтожения, красный шарик продолжал следовать за своим другом, за мальчиком. Ведь тот нуждался в нем, его душа и внутреннее естество получило, наконец, то, что так давно хотело получить. Теперь он уже по-настоящему счастлив и это видят все, а это, в купе с необычностью самого мальчика и его друга, всегда вызывает зависть и недовольство у других.
Картина Ламориса это некое пособие о жизни, причем не только для уже состоявшихся людей, но и для тех, которые только в начале пути становления личности. Я бы сказал, что “Красный шар” это подобие, разумеется, условное, на стихотворение Владимира Маяковского “Что такое хорошо, а что такое плохо”. Тут это наглядно показано, только более сильным и символическим способом. Это просто обычные жизненные ситуации, которые не являются ни таинствами, ни загадками, они сплошь и рядом и случаются с абсолютно каждым и любым человеком. И, может быть, символизм есть и в том, что главные герои – дети. Воздействовать на младшее поколение легче, когда предоставляется пример их же сверстников. 
Философия Ламориса в этом фильме проста и понятна, но показана так, что стрелой вонзается в сердце, оставаясь там, думаю, навсегда. И из этой простоты рождается пресловутая притча о добре и зле, прекрасном и отвратительном, возвышенном и низменном, грубом и нежном. Здесь много чувств и красок, здесь происходит воспевание истинной, тонкой и ранимой души человека. Она может вытерпеть не все, но многое и, оставшись человеком в жестоком и грубом мире, человек вознесется над всеми, что было так потрясающе продемонстрировано в финальной сцене фильма, когда мальчик поднялся в воздух и полетел на целой куче разноцветных воздушных шариках. Этот момент говорит не только о физическом возвышении мальчика над всеми. Полет на шарах – возвышение души, чистой и доброй, над всем миром. Конечно, это сказка, человек летать, даже на шарах, не может. Но в сущности, ведь именно это происходит, только невидимо для глаз. Человек взлетает над миром, становится выше насущного бытия, когда его душа находится в гармонии с собой и миром, когда она, остается искренней, не омрачает себя пагубными деяниями.


Рецензии