Роскошь общения

               

            «Самая большая роскошь – это роскошь общения»(Антуан Экзюпери)
    
            Мы с дочерью путешествуем по Тайланду. Видим бесконечные рисовые поля, плантации сахарного тростника, горы странной формы с закруглёнными вершинами, как горбы верблюда, наблюдаем, как выпаривают морскую соль на берегу, как выращивают на специальных фермах жемчуг в море. Музеи и музейчики здесь – на каждом шагу: к своей истории в этой стране  относятся очень бережно! Создаётся впечатление, что тут не выбросили ни одной старой лопаты: всё становится экспонатом.
            Мы уже поездили на местных электричках. Там почти над каждым сиденьем – вентилятор, без этого «труба» - жарко. Побывали в тайских и китайских ресторанчиках, где за пять долларов тебе навалят еды в тарелки, которые больше напоминают тазики. Не съел? Так забери с собой – любезный официант упакует всё сам в пластмассовый контейнер, и при этом позаботится, чтобы нести его тебе было удобно. И повсюду ты окружён простыми, приветливыми и улыбчивыми людьми, а твоё знание всего-то трёх тайских фраз повергает их в бесконечное восхищение. Чёрт возьми, я начинаю чувствовать себя полиглотом!
           По вечерам в отеле – дискотека. Здесь тебя не оставят грустить одиноко в номере, не раз днём напомнят: приходите на танцы, угощение бесплатное! Иностранцы, и богатые в том числе,(а бедных в нашем дорогом отеле, кроме нас, кажется, и не было), тоже не прочь угоститься бесплатно!          Веселятся старики и молодые. Как всегда, удивляет способность иностранцев расслабляться. Кажется даже иногда – сейчас у них слюни потекут, до того расслабились! Просто на идиотов становятся похожи! И при этом ты знаешь про некоторых, что человек достиг больших высот!
           Надо вам сказать, что русских за границей легко определяют по вечной нашей озабоченности. Из любого пустяка мы делаем проблему, а при скудном знании английского так и обращаемся: «Мистер, проблем»!.. На что неизменно получаем возражение в лавке ли, в отеле, в массажном салоне, в ресторане или на пляже: «Ноу проблем!..» Итак, я наблюдаю за иностранным контингентом на дискотеке… Вот супруги из Голландии, они отдыхают уже несколько недель, на родине у них бизнес – три своих  бензозаправки. Спрашиваю Марту, не соскучилась ли она по дому, по детям? Она удивлена:
          - Мы намерены пробыть здесь десять недель, а это не такой срок, чтобы соскучиться! – улыбается она мне. Ничего себе, думаю я, а я не знаю, как пережить две недели! И это когда рядом – дочь, которая прилетела из Австралии повидаться со мной! Когда дома – суровый январь, а здесь – просто рай земной!.. Знакомлюсь с другой женщиной – Тапани. Ну и имечко! Она из Финляндии. Я знаю только русский язык, она – только финский, и моя дочь со своим знанием английского, не может нам помочь. Мы пытаемся всё же языком жестов что-то донести друг до друга, но ничего не получается, и мы просто сидим и улыбаемся друг другу...
         Так же дружелюбно нам улыбается Сольвейг из Дании. Они с мужем Сидни  – владельцы нескольких многоэтажных домов в столице, Копенгагене, квартиры в которых сдаются под жильё и офисы. Но Сидни в нашем разговоре не принимает  участия – в это время он поёт под караоке на сцене, для всех. Надо сказать – хорошо поёт, как профессионал, и заслуживает в итоге аплодисменты присутствующих.
          В центре всеобщего внимания оказываются и другие, совсем безголосые, пытающиеся петь, но своим неумением никто не смущается, все довольны собой и нами, снисходительными слушателями…  А мы с дочкой так не смогли бы – русские, комплексуем… Во всей гостинице, кроме нас, ни одного русского! Здесь люди, вижу, живут богатые. Как-то сидела в холле, зашёл не бедный с виду иностранец, узнал у администатора цену номера за сутки, повернулся и ушёл – ему было не по карману. А как же моя дочь всё это оплатила? Я ведь так и не узнала ни цену проживания в гостиницах, ни стоимости билетов на экскурсии, на самолёты – всё было оплачено по интернету. Вся моя обязанность была – достать да показать паспорт в аэропортах. Ну и времена настали! А приятно иметь такую дочь!..
          Однажды к нашему отелю подъехал автобус – он собирал по городу заказавших экскурсии на плавучий рынок. Я села на переднее сиденье рядом с водителем и другим пожилым пассажиром - ехать предстояло далеко, хотелось обеспечить себя большим обзором. Каково же было моё удивление и радость, когда этот пожилой мужчина что-то сказал мне по-русски, поняв из наших диалогов с дочерью, кто мы такие. Познакомились. Патрик Дейл из Англии, ему – за семьдесят. Наши старики в таком возрасте на печи сидят, а этот через день уезжает в Камбоджу, потом его путь лежит – в Лаос, а до этого побывал в Новой Зеландии. Ничего себе - «старичок»! Жена его сопровождает в поездках только по европейским странам, и сюда ехать не захотела. Он же предпочитает Южно-азиатские страны, и потому обычно ездит один.
          Но самое интересное – не это. Оказывается, он - профессор и дипломат, дважды был с миссией в Алматы и знает русский язык! Мы оживлённо болтаем с ним всю дорогу, потом катаемся по каналам плавучего знаменитого базара, где в твою лодку продавцы могут запросто вцепиться и не отпустить, пока чего-нибудь не купишь. Пьём кофе – Патрик нас угощает, а это по-нашему, не по-европейски, видно, у русских научился! Между делом, я не забываю спросить, как на его взгляд разговорный английский у моей дочери Елены? Патрик в восхищении – оказывается, не у каждого англичанина такой богатый запас слов, и такое отличное произношение! Я  счастлива слышать такую оценку знаний моей дочери. Фотографируемся на прощанье,  расстаёмся друзьями...
        И тогда я в полной мере понимаю, что такое – роскошь человеческого общения! Ведь мне целых две недели не с кем было словом перемолвиться, кроме дочери…

        На фото тот самый Патрик Дэйл... и я. 2009 г., Тайланд.
         


Рецензии