Глава 73. Евгений Онегин

Евгений Онегин

Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин* «писал о России для России»**. Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях «Сочинения Александра Пушкина», найти в критике невозможно. Любое отступление можно отнести скорее к сугубо субъективному дополнению, но никак не к новому взгляду на героя романа. Поэтому не станем городить огороды и возьмём за отправную точку наших рассуждений принципиальный взгляд критика на Евгения Онегина, как на «нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия…» Точнее, Онегин — западник, каковые составляли бОльшую часть декабристов.
____________________________
* Об А.С. Пушкине см. в «100 великих поэтов», Глава LXI.
** Здесь и ниже цитируется по: В.Г. Белинский. Собр. соч. в 3-х томах. Т. III. Статьи и рецензии 1843—1848. М.: ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948

Предварительно сделаю важную оговорку. Пушкин писал роман чуть менее одной пятой своей короткой, чрезвычайно насыщенной событиями жизни, и именно в эти годы он прошёл великий путь духовной эволюции от наивного западника-оппозиционера до зрелого мыслителя-государственника и действенного патриота своего Отечества; от восемнадцатилетнего автора оды «Вольность» через глубочайшее проникновение в народную душу двадцатишестилетним создателем трагедии «Борис Годунов» к одному из ключевых произведений русской литературы — стихотворению «Клеветникам России», написанному Пушкиным 16 августа 1831 г. на тридцать третьем году жизни, за сорок восемь дней до окончания работы над «Евгением Онегиным». Столь коренные мировоззренческие изменения автора неизбежно отразились и на романе, и на отношении поэта к его главному герою.

Александр Сергеевич трудился над «Евгением Онегиным» с 28 мая 1822 г. до 3 октября 1831 г. При этом сам Пушкин писал, что сочинял роман ровно 7 лет, 4 месяца и 17 дней, однако он не учитывал время, в течение которого осуществил окончательную доработку произведения.
 
Что происходило в жизни поэта и в судьбах России в эти годы?

Как известно, Пушкин начал «Евгения Онегина» в кишинёвской ссылке, под крылышком у генерал-лейтенанта И.Н. Инзова (1768—1845), личного друга покровительницы поэта императрицы Елизаветы Алексеевны (1779—1826). Затем он был переведён в Одессу (1823), а далее отправлен в Михайловское* (июль-август 1824), где узнал о кончине Александра I, о восстании декабристов (1825) и о казни их вождей (июль 1826). За это время были полностью написаны четыре главы романа и находились в работе пятая и шестая. Первая и вторая главы сочинялись в Кишинёве и Одессе; третья — в Одессе и Михайловском; четвёртая, пятая и шестая — в Михайловском и обеих столицах.
________________________________
* Здесь необходимо сделать важнейшее на наш взгляд замечание. В отечественной пушкинистике (но не в официальном пушкиноведении) широко распространено клеветническое измышление о доносе, якобы сделанном светлейшим князем М.С. Воронцовым на А.С. Пушкина любимцу царя графу К.В. Нессельроде; утверждается, что именно по требованию наместника поэт был уволен со службы и выслан в Псковскую губернию. Письма Воронцова к Нессельроде опубликованы (их три — 28 марта, 8 апреля и 2 мая 1824 г.; см. «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками». В 2-х томах. Т. 1. М.: «Правда», 1987), и любой непредвзятый читатель признает, что написаны они во благо Пушкину, который в Одессе «…ничего не хочет делать и проводит время в совершенной лености,.. таскается с молодыми людьми, которые умножают самолюбие его, коего и без того он имеет много…» Воронцов просил убедить царя: «Если бы он был перемещён в какую-нибудь другую губернию, он нашёл бы для себя среду менее опасную и больше досуга для занятий». Тогда же граф утверждал, что на тот период Пушкин был «…только слабый подражатель малопочтенного образца (лорд Байрон)», но «…только работой и усидчивым изучением истинно великих классических поэтов он мог бы оправдать те счастливые задатки, в которых ему нельзя отказать».

Первая глава «Евгения Онегина» была опубликована в 1825 г., причём в Предисловии к ней сказано следующее: «Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 г. и напоминает “Беппо”, шуточное произведение мрачного Байрона… Но да будет нам позволено обратить внимание читателей на достоинства, редкие в сатирическом писателе: отсутствие оскорбительной личности и наблюдение строгой благопристойности в шуточном описании нравов»*. Предисловие было написано самим поэтом. Стало быть, «Евгений Онегин» задумывался как произведение сатирическое или шутливое, а Евгений Онегин предполагался быть персонажем комедийным и «антипоэтическим»? Однако сразу же после публикации первой главы, вопреки собственным словам в Предисловии, 24 марта 1825 г. поэт написал о своём романе А.А. Бестужеву (1797—1837): «Где у меня сатира? О ней и помину нет в “Евгении Онегине”. У меня бы затрещала набережная, если б коснулся я сатиры»**.
_____________________
* А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. В 10-ти томах. Т. V. М.: Издательство АН СССР, 1957. Ниже следующие цитаты из романа даны по этому же тому.
** Там же.

Когда же Пушкин говорил правду? Скорее всего, он проговорился в Предисловии, а затем постарался сгладить нежелательный эффект от такого заявления. Косвенным доказательством тому может послужить письмо поэта к А.И. Тургеневу (1784—1845) от 1 декабря 1823 г.: «Я на досуге пишу новую поэму, “Евгений Онегин”, где захлебываюсь желчью»*. Пушкиноведы обычно объясняют эти слова тем, что поэт описывал во второй главе страдания крепостной деревни. Правда, ни в законченном романе, ни в подготовительных черновиках ничего подобного не найдено. А вот сарказма и по поводу главных героев «Евгения Онегина», и в отношении дворянских и помещичьих нравов и быта тех времён предостаточно.
_____________________
* Там же.

Есть элементы сатиры и в начале третьей главы, но закончена она была уже в Михайловском, где интонация романа постепенно меняется, становится серьёзнее… До письма Татьяны глава создавалась ещё в Одессе, затем Пушкин был вырван из привычной среды молодых аристократов — бездельников и балаболов — и отправился в псковскую деревню, где остался один на один с самим собой, русской крепостной деревней, о которой до ссылки знал преимущественно из разговоров друзей, и «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина (1766—1826) (первые тома её вышли в марте того же 1824 г.). Там, в Михайловском, произошло переосмысление поэтом судеб русского народа и его властителей. Это заметно отразилось на романе — «Евгений Онегин» стал жёстче и суровее, а его главный герой приобрёл драматический характер. Не будем забывать, что третью главу поэт закончил в начале октября 1824 г., а уже в ноябре, параллельно работая над четвёртой главой, он приступил к созданию «Бориса Годунова».

Четвёртая глава, по признанию самого Пушкина, во многом автобиографична. Но последнюю её строфу поэт сочинил в самом начале 1826 г., уже после того, когда 17 декабря 1825 г. в Михайловское пришло известие о восстании декабристов. Не удивительно, что последующие пятая и шестая главы, писанные соответственно в 1826-м и частично в 1827 г., приобрели трагическое звучание. Можно сказать, что для поэта в определённом смысле это было время душевного смятения. Свидетельством тому служит знаменитый сон Татьяны из пятой главы, где ветряная мельница — символ революции — сидит за одним столом с якобы чудовищами, а на самом деле — с русскими императорами, начиная с Петра I, ибо Пушкин последовательно перечислил придворные прозвища венценосцев и лиц из их ближайшего окружения*. Интересно, что в хижину Татьяну притащил Медведь — прозвище Николая I, а в окружении императоров и императриц сидит Евгений Онегин, оевропеившийся дворянин, он даже оказывается главарём этой банды. Видимо, тогда-то и возникла у поэта идея, вылившаяся позднее в часто цитируемую фразу, сказанную им на балу 22 декабря 1834 г. великому князю Михаилу Павловичу: «…все Романовы революционеры-уравнители»**.
________________________
* См.: К.П. Викторова. Неизвестный Пушкин. Спб., 2000.
** Дневник Пушкина. 1833—1835. М.—Пгр., 1923.

Другими словами, Онегин* в сне Татьяны оказывается в обществе революционеров пред очами самой революции, причём он не просто революционер, но и возглавляет шайку. Татьяну можно рассматривать как народ-жертву, которому Медведь пытается открыть глаза на истину. Скорее всего, уже при написании пятой главы Пушкин твёрдо укрепился в мнении, которое молвой было вложено в уста находившегося на смертном одре Н.М. Карамзина, якобы сказавшего императору о декабристах: «Ваше величество! Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века!»**
_____________________________
* К.П. Викторова утверждает, что под Онегиным Пушкин с самого начала подразумевал императора Александра I.
** А.Е. Розен. Записки декабриста. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1984.

Парадокс, но уже с пятой главы в «Евгении Онегине» поэтом последовательно проводится тема осуждения декабризма как явления, что особенно ярко выражено в главном герое романа. Однако современники поэта и отечественное литературоведение упорно желали и желают видеть в Пушкине апологета декабристского движения, скорбевшего о неудаче восстания 1825 г.

13 июля 1826 г. состоялась казнь декабристов. Пушкин узнал об этом 24 июля, а 28 августа, во время коронационных торжеств, Николай I повелел вернуть поэта из ссылки. 8 сентября того же года Александр Сергеевич был доставлен в Москву, прямо в Кремль, где был сразу принят императором, и состоялась та знаменитая беседа, во время которой Николай взял на себя роль личного цензора Пушкина*.
___________________
* Здесь также требуется оговорка. С этого времени поэт получил возможность свои сомнительные, по его собственному мнению, произведения, которые могла не пропустить официальная цензура, направлять императору; тот же, не желая брать на себя ответственность в малопонятном ему деле, передавал рукописи со своими пометками на рецензию благожелательно расположенным к Пушкину лицам. Таким образом, для поэта был установлен режим самоцензуры, что оказалось гораздо мучительнее и тяжелее, чем цензура сторонних людей, почему Александр Сергеевич пользовался дарованной привилегией очень редко. Впрочем, эта поблажка не мешала ему сетовать на суровость цензоров.

В последующих седьмой (1827), восьмой* (декабрь 1829 — сентябрь 1830) и девятой (1830) главах Онегин перевоплотился из просто трагического героя в трагического злодея!

…Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес…
_______________________
* Перипетии с восьмой, девятой и десятой главами рассматривать в данной статье нецелесообразно.

В восьмой главе Пушкин открыто (хотя только для посвящённых, среди которых, однако, был и Николай I) связал Онегина с декабристами. Ни о чём подобном в начале работы над романом он и не помышлял — тогда Онегин был просто бесившимся с жиру дворянским оппозиционером.
Однако вспомним следующие строки:

«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
— Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
«Да кто ж она?» — Жена моя. —

XVIII

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» — Около двух лет. —
«На ком?» — На Лариной. — «Татьяне!»
— Ты ей знаком? — «Я им сосед».
— О, так пойдём же. — Князь подходит
К своей жене и ей подводит
Родню и друга своего.

Онегин — родня* князю, жена которого, Татьяна, была на светском балу в малиновом берете**! Согласно установлениям императорской России XVIII—XIX вв. на малиновый цвет в одежде имели право только аристократы, состоявшие в кровном родстве с Романовыми, и их супруги. Таковых было очень мало, но в числе наиболее знатных родичей царя числились и князья Трубецкие, а С.П. Трубецкой (1790—1860), как известно, был героем 1812 г. и являлся диктатором восстания декабристов. Да и описываемые события происходят, по указанию самого автора, в начале 1825 г.
__________________________
* Остаётся открытым вопрос о том, по какой линии приходится Онегин родственником князю, — по кровной с Романовыми или по иной.
** Согласно трактовке К.П. Викторовой, малиновый берет указывает на то, что под именем Татьяны Лариной Пушкин скрыл подлинную героиню «Евгения Онегина» — императрицу Елизавету Алексеевну.

Таким образом, мы встречаем в романе как минимум четырёх Евгениев Онегиных, сменяющих друг друга по мере мировоззренческих изменений, происходивших с Александром Сергеевичем. Герой эволюционирует от самовлюбленного эгоиста-позёра, забавляющегося игрой в духовную фронду с незамысловатыми, приземленными и, скорее всего, напуганными им провинциальными помещиками, в начале романа, до революционера-разрушителя, который, пройдя через убийство юного друга, во имя собственной страсти готов развалить всё и вся (и прежде всего моральные устои), но при этом неспособен разобраться даже с собственными мелкими неурядицами и, в конце концов, получает достойную нравственную порку от некогда презиравшейся им наивной деревенской девчонки, ставшей под конец великосветской дамой.
 
В общем-то, поркой этой и завершается роман. Финал для творчества Пушкина 1830-х гг. вполне логичный, иначе и быть не могло*. Потому и не далось поэту продолжение, и бессмысленно в угоду любителям романтических историй рассказывать о том, какой видел поэт будущую судьбу своего героя**. А главным трагическим лицом «Евгения Онегина» стала Татьяна Ларина, Онегин же и в отчаянии своём остался злодеем с благородными поступками и повадками. И даже бедняга Ленский, убитый по глупости за собственную глупость, оказался никому не нужным и всеми забытым, не жертвой, а брошенной игрушкой судьбы.
________________________
* Десятую главу, в которой много говорилось о декабристах, Пушкин сжёг в Болдине 19 октября 1830 г., это был день очередной лицейской годовщины.
** Существуют две версии того, каковым Пушкин якобы намеревался сделать завершение романа: Онегин либо должен был уехать добровольцем на Кавказ и погибнуть в сражении, либо он участвовал в восстании декабристов, был сослан на Кавказ и, опять же, погиб.

В целом именно через образ Евгения Онегина Пушкин наиболее ярко показал свою двойную оппозицию общественному устройству России первой половины XIX в. С одной стороны, это была оппозиционность декабристам и западникам (которые насильно, особенно после гибели поэта, пытались втянуть его в число своих единомышленников, хотя, останься Пушкин жив, открытый разрыв с ними был бы неизбежен). С другой стороны, возрастала оппозиционность Александра Сергеевича российской власти, но не монархии, а конкретно династии Романовых, которую Пушкин справедливо полагал главной виновницей европеизации России, что влекло страну к национальной катастрофе и делало революцию, подобную Великой буржуазной во Франции, объективно-неизбежной. Недаром в дни блистательной Болдинской осени 1830 г., продолжая работать над «Евгением Онегиным», А.С. Пушкин записал в черновике неопубликованной статьи «Второй том “Истории русского народа” Полевого»: «Россия никогда ничего не имела общего с остальной Европою; история её требует другой мысли, другой формулы»*.
_____________________________
*А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. В 10-ти томах. Т. VII. М.: Издательство АН СССР, 1958.

В 1879 г. Пётр Ильич Чайковский создал оперу «Евгений Онегин» (1879), которая с этого времени стала самым популярным произведением русской музыкальной драматургии. В 1958 г. она была экранизирована в СССР. Режиссёр Р.И. Тихомиров*. Роль Онегина исполнил актёр В.А. Медведев. Партию Онегина исполнил Е. Кибкало
_________________
* Роман Иринархович Тихомиров (1915—1984) — дирижёр и театральный режиссёр. Как кинорежиссёр поставил 9 фильмов, в т.ч. 5 фильмов-опер. Самая известная его постановка — кинокомедия «Крепостная актриса» (1963).
** Вадим Александрович Медведев (1929—1988) — ленинградский театральный актёр, звезда советского кино 1950-х и 1960-х гг. Его самые знаменитые фильмы: «Большая семья», «Двенадцатая ночь», «Екатерина Воронина», «Гамлет», «Заговор послов», экранизация трилогии А.Н. Толстого «Хождение по мукам» и др.
*** Евгений Гаврилович Кибкало (1932—2003) — выдающийся советский оперный певец (баритон). Солист Большого театра с 1952 г. Озвучивал фильмы-оперы Р.И. Тихомирова.

До революции 1917 г. были сделаны три экранизации романа. Первая — в 1911 г. Режиссёр В.М. Гончаров*. Роль Онегина исполнил П.И. Чардынин**.
_________________
* Василий Михайлович Гончаров (1861—1915) — бОльшую часть жизни был железнодорожным чиновником. В 1908 г. согласился стать кинорежиссёром. Один из основоположников русского национального кинематографа, классик отечественного и мирового немого кино.
** Пётр Иванович Чардынин (Красавцев или Красавчиков) (1873—1934) — прославленный русский актёр и режиссёр немого кино. Исполнитель главных ролей в первых фильмах ателье Ханжонкова, прославленных шедеврах «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI столетия». Ученик В.М. Гончарова.

Попытка экранизации романа, сделанная в 1999 г. в Англии, настолько бездарна и пошла, что говорить о ней не имеет смысла.
К нашему общему счастью, помимо вышеназванных фильмов ни современный российский, ни мировой кинематограф к великому роману А.С. Пушкина больше не обращался. Бог уберёг.


Рецензии