Май, город Мелекесс 60-е года ХХ века. рабочее наз

(продолжение)
ГОРОДСКОЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА.


Свое начало парк ведет со сквера, разбитым здесь еще в конце XIX века, перед Свято-Никольской церкви.  В 1950-1952 году была построена декоративная арка, которая представляет центральный вход парка. Слева у входа в парк установлен памятник В.И. Ленину, окруженный струйками фонтана по периметру. По центральной аллеи разбиты большие клумбы, в которые высажены разноцветные по окраске цветы. Ближе к забору расположен 2-х этажный, деревянный павильон “ПИВО-ВОДЫ», где на открытой веранде, на втором этаже, стояли столики со стульями. В павильоне продавалось мороженное, печенье, пряники, различные сладости, соки, морсы и пиво. Такой же павильон, только одноэтажный стоял ближе к ул. Куйбышева. Далее, по правой стороне, ближе к выходу к ул. Комсомольская расположены павильоны, в которых находятся бильярдная, дирекция и планетарий. Здесь рядом, в отдельно стоящем здании расположена библиотека с читальным залом и радиоузлом парка. Напротив библиотеки расположена легендарная танцплощадка, где с большим успехом проходили танцевальные вечера под духовой оркестр. Вход на танцевальную площадку располагался со стороны ул. Красноармейской. Далее шли аттракционы, такие как самолет, карусель и качели «Лодочка». Ближе к ул. Комсомольская располагался Летний театр. Парк украшали великолепные фонари с огромными шарами-плафонами, витые чугунные лавочки, скульптуры и огромное количество цветов. В 50-х годах вход в парк был платный.
Мимо меня прошла молодая мама с ребенком, который ее все время спрашивал, кто такие люди. И шедший навстречу парень, улыбнувшись маме, ответил ее ребенку, что это обычные люди, только маленькие ростом. Я решил тоже посетить концерт лилипутов. Купив за 15 копеек билет при летнем театре прошел в небольшой зал и занял свое место. Зал постепенно наполнялся зрителями. Через 15 минут открылся занавес. На сцене появился, похожий на мальчика, маленький серебряный дяденька, у которого были человеческие глаза, зато лицо, фуражка, костюм и туфли были совсем-совсем серебряными. Серебряный дяденька низко поклонился и стал извиняться перед людьми за опоздание концертной бригады. Он сказал, что в дороге сломался автобус, и они с села Сабакаево, где проходил их концерт,  шли пешком. Некоторые люди стали и кричать «Молодцы!»
Все артисты и артистки были серебряными и красивыми. Они плясали и вместе, и поодиночке, кружились парами, показывали невероятные фокусы и сложные гимнастические номера.  Всё было как в сказке, где живут весёлые серебряные, маленькие человечки! Во втором отделении маленькие нарумяненные актеры в юбочках и шортиках на бретельках - ссорились, обижались, мирились и распевали детские песни. Помню охватившее меня ощущение одновременного оцепенения, жалости и страха.. А через год в том же зале весело пели Белоснежка и Гномы, и совершенно самозабвенно смеялись дети. После каждого выступления артисты низко кланялись, а люди сильно хлопали. Когда концерт закончился, зрители долго дружно и громко кричали:
 - Браво! Бис! Молодцы!
Артисты много-много раз низко кланялись людям и не уходили с высокой сцены.
Зрители довольные и радостные стали быстро и весело расходиться с концерта.
В нашем летнем театре в конце 50-х годов выступала Майя Кристалинская, в 60-е годы выступали цыганские коллективы из Москвы, лилипуты, проводились различные тематические вечера. Выйдя из летнего театра сел на лавочку и стал любоваться красивыми декоративными скульптурами и вазонами. Перед вазоном, только что посаженными цветами, встала пара молодых людей. На парне была белая нейлоновая, заграничная  рубашка, которые только что входили в моду в Мелекессе. Девушка была одета в  платье из белоснежного гипюра с большим начесом на голове. Они долго искали как им выгодно запечатлеть себя на фотографию  и все время смеялись. А фотограф Толя, по кличке Лупый, все время не мог их поймать в кадр и поэтому сердился. Наконец, вспышка и довольные молодые вместе с фотографом Толей направились вглубь парка.
Около павильона ПИВО-ВОДЫ, я заметил инвалида. В 50 - 60е годы  инвалидов с войны в Мелекессе было много. На них было  тяжело смотреть, и многие  отворачивались со слезами на глазах, когда мимо проезжал обрубок человека на   доске  на колесиках, отталкиваясь  руками от асфальта или от земли. Я вспомнил своего соседа с ул. Дзержинского д. Васю, без ног, который сидел около магазина на улице Кооперативная (ныне ул. Ю. Гагарина), и чинил обувь. В конце дня приходила его жена Дарья, забирала инструменты, табуретку, а он катился рядом на доске с подшипниками вместо колес. На табуретке сверху вместо досок были приделаны ремни в двух направлениях, чтобы ему удобно было на ней сидеть. Иногда, когда плохо чувствовал, или некому было ему помочь добраться до магазина, он ставил эту табуретку около своего дома и ждал клиентов. Многие горожане пользовались его услугами. Всю войну он пробыл артиллеристом, и с  фронта вернулся с двумя ранениями: в голову и в грудь. Про войну дядя Вася ничего не рассказывал – молчал, как партизан, но иногда показывал  свои фронтовые награды. Я запомнил, что среди них было две или три медали.  Я не спрашивал у него - за что он получил награды, на каких фронтах воевал, что пережил.  И, даже будучи совсем взрослым, разговора, о его военном прошлом не заводил. О чем сейчас, конечно, очень жалею. Мы всегда спохватываемся поздно: не успели спросить, узнать, обнять, а человека уже нет с нами.
Я покидаю наш парк и направляюсь на ул. Куйбышева.

Мое путешествие продолжается........


Рецензии