Ты укрой меня снегом, зима

Третий месяц весны. На улице уже несколько дней идёт непрекращающийся дождь.  Природа как будто решила впитать в себя его животворящую силу, чтобы возродиться вновь в полном великолепии.  Сегодня мне грустно, и почему-то вспомнились строки:

"У природы нет плохой погоды -
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег - любое время года
Надо благодарно принимать.
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать.
Смерть желаний, годы и невзгоды -
С каждым днём всё непосильней кладь,
Что тебе назначено природой,
Надо благодарно принимать…"

   Московский писатель Валентин Васильевич Кузнецов написал мне в декабре 2014-го года, что эти строки песни принадлежат знаменитому кинорежиссёру Эльдару Рязанову: «Сейчас ему идёт 88-ой год, но ещё осенью я часто видел его приезжавшим на работу в киноклуб "Эльдар" на своём джипе, которым он управлял самостоятельно. Знаете ли Вы, что киноклуб "Эльдар" - это первый в истории страны кинотеатр, открытый режиссёром и названный его собственным именем? После реконструкции в нём находится оригинальное фойе в стиле европейского городка начала 20-го века, три кинозала, кафе "Берегись автомобиля", ресторан "Жестокий романс", музеи».

   Я тогда подумала, что долгие годы проживания в Германии привели к тому, что я совсем не знаю о судьбах талантливых людей России. Это открытие заставило меня заняться личным исследованием жизни Эльдара Рязанова.  Я перечитала всё, что только могла найти о нём. Сведений немного, но достаточно, чтобы понять неординарность художника слова, обладающего многогранным спектром интересов и богатым внутренним миром.

   Через некоторое время я узнала, что Эльдар Рязанов находится в клинике в Москве. Все честные и добрые люди мира следят за информацией о состоянии его здоровья. Печаль закралась в моё сердце.  Мне захотелось узнать больше о жизни этого необычайно-талантливого человека: О чём он думает днями и ночами? Чем хочет поделиться с нами, своими современниками? В чём секрет его мастерства и таланта?

                *  *  *

"Ты укрой меня снегом, зима, -
так о многом хочу позабыть я
и отринуть работу ума...
Умоляю тебя об укрытьи".

   Сегодня мы можем говорить об Эльдаре Александровиче Рязанове не только как о талантливом кинорежиссёре, драматурге, сценаристе, телеведущем, педагоге, продюсере, члене Союза писателей, лауреате Государственной премии, Народном артисте СССР, но и как о поэте. 

   Да, именно поэту Эльдару Рязанову я посвящаю мои строки. Эта сторона творчества кинорежиссёра известна, думаю, ещё не всем, хотя его стихи издаются уже сравнительно давно, примерно с середины восьмидесятых годов прошлого века. С одним из сборников - под названием "Ностальгия"- я познакомилась совсем недавно.

   Для меня лично явилось открытием, что Эльдар Рязанов является автором известного романса "Ты укрой меня снегом, зима", прозвучавшего в 1993-ем году в его кинофильме "Предсказание", поставленном по его же одноимённой повести.

"Одолжи мне, зима, одолжи
чистоты и отдохновенья,
белоснежных снегов безо лжи...
Я прошу тебя об одолженьи.

Подари мне, зима, подари
дней беззвучных, что светят неярко,
полусон от зари до зари...
Мне не надо богаче подарка".

   Музыку к этому романсу написал композитор Андрей Петров, мастер жанра сценической музыки, а исполнил его в фильме певец Александр Малинин.

   Сейчас среди моих знакомых бытует мнение, что любимый артист Николай Караченцов создал из этого романса новый, теперь уже эстрадный, вариант песни, который и сохранился в памяти моих ровесников. В его исполнении песня тронула струны моей души.  Её переполняет до сих пор чувство любви, нежности и тепла к автору строк и их исполнителю.  Я не могу остаться равнодушной к строкам романса, отражающим мысли и чаяния думающих людей нашего поколения. Стихи проникнуты прощальным мотивом уходящего времени, стремительно бегущих дней жизни. Сколько боли звучит в них, сколько мольбы о прощении, о защите, одолжении сил для будущей жизни, чтобы вынести всё, что ещё предстоит пережить.

   А недавно я узнала, что музыку к песне, исполняемой Николаем Караченцовым, написал Александр Блох, молодой композитор из Харькова, прочитавший стихи Эльдара Рязанова в литературном журнале "Нева". Он сочинял музыку и к другим стихам поэта. Его внезапная трагическая смерть в тридцатидвухлетнем возрасте потрясла кинорежиссёра. Как много уходило их в расцвете сил, родных, знакомых, соратников и просто жизненных попутчиков. Это нужно было тоже суметь перенести и не согнуться под ударами судьбы.

"Ты подай мне, зима, ты подай
тишину и печаль состраданья
к моим собственным прошлым годам…
Я прошу у тебя подаянья".



                *  *  *

"Ты укрой меня снегом, зима, -
так о многом хочу позабыть я
и отринуть работу ума...
Умоляю тебя об укрытьи".

   На фоне музыки из романса "Ты укрой меня снегом, зима" разворачиваются события   
фильма "Предсказание ". Время тогда было тяжёлое, смутное, туманное как в жизни страны, так и в жизни режиссёра.  В основу сюжета легло предсказание цыганки.   Герою фильма, немолодому писателю, она нагадала удивительную встречу и большую любовь, но в то же время – скорую смерть через двадцать четыре часа.
 
   С опозданием в двадцать лет я смотрю этот фильм. В своё время он не получил большой известности не только за рубежом, но и в России. Я вышла на него случайно в интернетовской паутине, потому что заинтересовалась поэзией кинорежиссёра, имя которого мне было знакомо по его всемирно известным фильмам «Карнавальная ночь», "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы", "Служебный роман". Его романс "Ты укрой меня снегом, зима" затронул душу своей искренностью и ностальгическим характером.  Фильм напомнил мне себя в те девяностые-роковые. От него веяло прошлым, оставившим свой особый запах родины, ушедшей молодости, снежной грусти.

   Фильм "Предсказание" впервые появился на экранах зимой 1993-го года. Он был написан по горячим следам событий, которые до сих пор отдаются эхом в судьбах людей. Коренные изменения в жизни страны повлекли за собой изменения в жизни и мироощущении каждого. Фильм явился пророческим во многих планах. Режиссёр уже тогда заметил ростки зарождающегося духа наживы и собственнических интересов в разбушевавшемся ветре стихии, захватывающем все сферы жизни страны и вместе с тем личностные отношения.  Мне запомнились слова одного из почитателей творчества Эльдара Рязанова: "Ни один из фильмов так точно не отразил это время в реалиях: тяжёлый поезд, надвигающийся из мглы, бесконечная осень, вера в предсказания, стрельба на улицах, жесточайшие холода…" Мне также запомнилось стихи самого Эльдара Рязанова, которые он пишет значительно позже о жизни во всём её многообразии, но у меня они почему-то вызывают ассоциацию с жизнью страны в момент создания фильма «Предсказание»:

"Все беспричинно. Чей-то взгляд. Зима.
И жизнь бежит. И неподъемна ноша.
И на душе такая кутерьма,
что, кажется, от горя задохнешься.

То ночь жарка, а то морозен день...
Вся жизнь в полоску, словно шкура тигра.
А на душе такая дребедень...
Да, жаль, к концу подходят эти игры... "

   Суровой была эта зима и в моём сибирском краю. За десять лет до начала перестройки цыганка нагадала мне дальнюю дорогу. Я тогда ей не поверила. Предсказание сбылось в ту пору безвременья, которую кто-то назвал чёрной дырой. На волне событий девяностых годов прошлого века моя семья эмигрировала в Германию. Мы получили здесь статус беженцев, так как предки по исторической линии были немцами.

   Мы покидали страну счастливого детства зимой, в последний месяц девяносто второго.  Помню холод, царивший в природе и в отношениях между людьми, пустые прилавки магазинов, ночные мысли, чем буду завтра кормить детей, отсутствие тепла и горячей воды в квартире на пятом этаже, тёмные подъезды с разбитыми почтовыми ящиками и страх, который не уходил из души. Боязнь за детей, усиливающаяся волна преступности в городе, похороны восьмерых учеников, трупы которых были найдены на рельсах – всё, что запомнилось мне из прошлого, из первой жизни, в которой я, наверное, была тоже счастлива...

   Вслед за героем фильма, немолодым уже писателем, сознание ведёт меня по заснеженным улицам. Ветер бьёт в лицо. Он порывист и жесток. Я незримо вхожу вслед за писателем Олегом Горюновым, роль которого прекрасно сыграна Олегом Басилашвили, в подъезды домов, в лифт, в его квартиру, в сберегательную кассу, в здание аэропорта.  Как будто не было этих двадцати лет, прошедших вдали от моего детства и юности. Прошлое настигло меня. Оно всегда приходит в самые неожиданные моменты. От него не убежишь, потому что нельзя убежать от себя. Об этом пишет поэт и кинорежиссёр Эльдар Рязанов в своих стихах, давая нам мудрые советы и ведя нескончаемый разговор о душевном, вечном, непреходящем.

     "Всё тороплюсь, спешу, лечу я,
     всегда я в беге нахожусь,
     нехваткой времени врачуя
     во мне таящуюся грусть.

     И все ж не вижу в этом смысла --
     жить, время вечно теребя.
     Куда бы я ни торопился,
     я убегаю от себя.

     Ищу я новые занятья,
     гоню карьером свою жизнь,
     хочу её совсем загнать я...
     Да от себя не убежишь!"

   Фильм "Предсказание " -  очень личный. Эльдар Рязанов рассказывает в нём о себе, о том, как перемены прокатились по его жизни, мировосприятию, и какие рубцы оставили на сердце. Он делится с нами своими размышлениями, сомнениями и душевными метаниями тех лет. Внутренний монолог присущ его писательской манере, но всё же искренность и открытость поражают.  Эльдар Рязанов впускает нас в мир своего внутреннего Я, о существовании которого в себе многие даже не подозревают.

 На роль героини фильма – Люды - режиссёр пригласил парижанку Ирен Жакоб. Позже она скажет, что участие в постановке фильма помогло ей преодолеть духовный кризис. Мне думается, в этом большую роль сыграла личность самого Эльдара Рязанова, человека необычайно щедрой души, честного и доброго наставника, психолога по природе и профессионала от Бога.

  Актрисой Каролиной Сиоль прекрасно сыграна в фильме роль жены писателя, которая внезапно погибает в аварии, оставляя ещё одну рану в его душе.  В реальности: на следующий год после постановки фильма врачи ставят жене Эльдара Рязанова, Нине, диагноз неизлечимой болезни. Она уходит из его жизни быстро и не оставляет никаких шансов на своё возвращение. С этого момента его душа ещё больше уходит в мир внутренних переживаний, а стихи поэта поражают своим философско-психологическим содержанием и с годами приобретённой мудростью. Через боль пришёл он к истинам, которыми сейчас живёт. Через исповедальную поэзию передаёт он их идущим за ним поколениям.

   Всё смешалось в фильме: реальность, фантастика, мистика.  Но всё же главный вопрос оставался для героя до конца фильма неразрешённым: Как быть? Покидать страну или нет?  Завершающие слова фильма - ответ на его внутренние метания и душевное смятение в это смутное время, когда рушилось всё: "Ну, вот и всё. Я никуда не лечу. Это - моя страна. Пойми, я не могу уехать". Олег Горюнов, немолодой писатель, сделал свой выбор. Сделал его и Эльдар Рязанов, раз и навсегда решив, что без родины он жить не сможет. Этот фильм о жизни и ради жизни. В финале, в исполнении Александра Малинина, звучат слова романса, написанные поэтом:

"Ты укрой меня снегом, зима, -
так о многом хочу позабыть я
и отринуть работу ума...
Умоляю тебя об укрытьи
.
Одолжи мне, зима, одолжи
чистоты и отдохновенья,
белоснежных снегов безо лжи...
Я прошу тебя об одолженьи .

Подари мне, зима, подари
дней беззвучных, что светят неярко,
полусон от зари до зари...
Мне не надо богаче подарка"

                *  *  *

   Жизнь Эльдара Рязанова наполнена до краёв. Он всегда остаётся верен себе и, находясь один на один с поэтическим дневником, заносит в него строки, которые выводит его подсознание, душа, муза.  Как хотите назовите его внутренние монологи, но в них отражена сущность талантливого человека, которого, как и всех нас, мучают важные вопросы: Правильно ли я живу? Всё ли сделал? Во что нужно ещё вложить силы, чтобы достойно прожить жизнь, которая не бесконечна?

   Стихи Эльдара Рязанова – это исповедь. В зрелые годы он открывает нам, своим современникам, душу, впуская тем самым в святая святых, в свой внутренний мир, который до этой поры был закрыт для всех. Ему принадлежат слова: "Прожитая жизнь -- сложенье чисел: сумма дней, недель, мгновений, лет". Хорошо бы нам это не забывать, так как за всё, совершённое в эти дни, когда-то придётся расплачиваться ценой покоя или страданиями души.

   В романсе "Ты укрой меня снегом, зима" поэт обращается не к Богу и не к судьбе. Он говорит с зимой, суровым временем года, прося у неё подаянья через тишину и печаль сострадания.
 
"Ты подай мне, зима, ты подай
тишину и печаль состраданья
к моим собственным прошлым годам…
Я прошу у тебя подаянья".

   В предисловии к сборнику стихов, опубликованному издательством "Правда" в 1988-ом году, Эльдар Рязанов пишет: "За последние двенадцать лет я поставил несколько фильмов: "Ирония Судьбы", "Служебный роман", "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Вокзал для двоих", "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна".  Я упомянул о них лишь потому, что в этот же период параллельно с многочисленными и разнообразными занятиями и обязанностями существовало что-то вроде внутреннего монолога или, если хотите, стихотворного дневника… Наверное, мучительное желание высказаться о личном, только моём, стремление поделиться чем-то заветным, жажда исповеди и побудили меня к стихотворству". 
 
    Путь в поэзию Эльдара Рязанова состоялся в зрелом возрасте. Сам он рассказывает об этом так:
  "Стихи "У природы нет плохой погоды" стали песней… После этого случая изредка (очень редко!) меня посещало эдакое странное состояние души, в результате которого возникали небольшие стихотворения. Как правило, грустные. Даже горькие. Я объяснял себе это тем, что веселые, жизнерадостные силы я трачу в комедиях, а печаль тоже требует своего выражения, своего выхода. Может, это объяснение ненаучно, но меня оно удовлетворяло… Постепенно стихотворные "припадки" стали учащаться, и я даже завел большую, толстенную тетрадь, куда вписывал свои поэтические выплески. Иногда стихи рождались почти ежедневно, иной раз пауза длилась по нескольку месяцев. Я стал анализировать свое состояние, когда меня "посещала" муза, для того, чтобы потом попытаться вызвать искусственно аналогичное настроение. Но ничего из этого не получилось, стихи приходили или не приходили тогда, когда этого хотели они, а не я". 
         "Как пробиться к такому стиху,   
        чтобы он излучал обаяние,
        чтобы чувства ложились в строку
        без излишеств и без придыхания?

        Как пробиться к обычным словам
        в их естественном, скромном значении,   
        сдернуть с них шелуху, всякий хлам…
        Где набраться такого умения?

        Как пробиться еще к колдовству,   
        чтоб звучала строфа, как мелодия,
        чтобы строчки несли красоту
        и живыми остались в народе?"

   Эльдар Рязанов очень требователен к себе. Ему важна оценка каждого читателя в подтверждение своего поэтического таланта. Только после того, как он увидел стихи напечатанными в литературном журнале "Октябрь", появилась уверенность, давшая ему веру в себя как поэта.

  А мне очень хотелось понять секрет мастерства поэта, и я поделилась своими мыслями с моей белорусской подругой: "Здравствуй, Наташа, я увлеклась творчеством Эльдара Рязанова, его стихами, восхищена его романсом "Ты, укрой меня снегом, зима". Вот, всю неделю читаю и перечитываю всё, что есть о нём в интернете. Сведений почти нет. Воспоминаний тоже. Фильм "Предсказание", в котором романс исполняет Александр Малинин, посмотрела впервые... Музыка завораживающая, сюжет простой, немного мистический, но тоже не оставляет равнодушным. Мы как раз в год премьеры фильма выехали из страны... Возникло много ассоциаций. Мыслей много, а слов для их выражения не хватает. Так и живу. Завтра Первое мая, поедем на дачу... Говорят, что будет дождь, но "у природы нет плохой погоды". Последние строки тоже принадлежат Эльдару Рязанову. Я растворилась в его стихах, открыла его поэзию для себя и заметила, что уже думаю словами поэта:         

        "Жизнь представляется порой
        какой-то конченой, далёкой…
        Но под берёзовой корой
        пульсируют живые соки.

        Согрет дыханием земным,      
        лес оживёт без проволочки.
        Как с механизмом часовым
        дрожат на ветках бомбы-почки.

        Где рядом почерневший снег,      
        продрались трав зеленых нити.
        Лес замер, словно человек
        перед свершением событий".

  Ответ подруги поразил меня чёткостью, простотой и пониманием того, о чём я размышляю в последнее время: "Доброе утро, Ирене!  У тебя сейчас хороший период жизни.  Огромная часть её ушла на суету, на борьбу с реальными и мнимыми проблемами. Это счастье, что настало время (и есть время), когда можно жить в другом пространстве, более духовном... "
 
   Прочитав эти слова, я поняла, что даёт силу поэтическому таланту Эльдара Рязанова в пожилые годы. Он достиг той черты, которая отделяет реальное и духовное. Поднялся над земной суетой и пишет о вечных истинах с мудростью человека, живущего мыслями в другом пространстве, в пространстве души. Это дано не каждому, как и понимание того, что такое возможно.

       "Как много дней, что выброшены зря,      
        дней, что погибли как-то между прочим.
        Их надо вычесть из календаря,      
        и жизнь становится еще короче.

        Был занят бестолковой суетой,    
        день проскочил – я не увидел друга
        и не пожал его руки живой…
        Что ж! Этот день я должен сбросить
                с круга.

        А если я за день не вспомнил мать,    
        не позвонил любимой или брату,
        то в оправданье нечего сказать.
        Тот день пропал! Бесценная растрата!"

   Я уверена, что Эльдар Александрович Рязанов и сейчас не расстаётся со своей заветной поэтической тетрадью. Через стихи он делится с читателем своими мыслями, ведёт нескончаемый монолог о времени и о себе. Именно поэзия даёт ему силы и энергию, является своеобразной отдушиной, связующим звеном с творчеством, которому он посвятил всю свою жизнь.
В его поэтических строках звучит прямое обращение к современнику – ценить прекрасные мгновения жизни и стараться прожить её достойно в соответствии со званием гражданина:

"Трать себя, живи неосторожно,
выгод не считай, не мелочись…
Пусть с людьми и сложно, и тревожно,
ты пойми их суетную жизнь.

Жизнь, коль вдуматься, простая штука.
Главное, ни разу не предать.
Жизнь - совсем не сука и не скука,
если станешь дальним сострадать.

И живи! В любую непогоду!
Сочиняй свой собственный мотив.
А любить жену, друзей, природу -
не такой уж, право, примитив".
 


Рецензии
Ирене, интересная статья. И открытие и раскрытие человека. Знакомого по фильмам, да не очень знакомого по стихам.
Но Вы заметили ещё кое что.
Предчувствие. Возможно и сочувствие. Обострённое чувство в смутные времена, человека искусства.
Не случайно и Вы вспомнили трагедию Междуреченска, когда семеро подростков погибли от рук преступников, а затем и под колёсами поезда. И 12 лет тянулся суд, тела и кости ребят перевозили на экспертизы, вываривали, эксгумировали. Преступников то садили, то выпускали. Почти все они сами друг друга и убили.
И весь этот ужас пришёлся к началу перестройки - трагедии всего народа.
Я бы сказал - предтечей перестройки.
Её символической моделью.
Макетом будущего разворовывания, уничтожения, оскорбления страны... и судьбой её насильников.
У Рязанова в фильме "Предсказание" этот же мотив. "Сын" явился отцу спасением в страшные приговорённые дни, сознательной жертвой, уведя за собой его гибель.

Вы это совпадение обнаружили.
Эльдар Рязанов высказал и чувства родителей после пережитого, понятные и наверное единственно возможные...

"Ты укрой меня снегом, зима, -
так о многом хочу позабыть я
и отринуть работу ума...
Умоляю тебя об укрытьи"

Возможно и чувства всех нас вместе.
Междуреченск страшно разросся кладбищами. Фильм завершается вопреки предсказанию, оптимистически. Возможно в судьбе России проявится и это, доброе предчувствие.

Владимир Рысинов   07.11.2018 18:42     Заявить о нарушении
Владимир, здравствуйте. Вы подняли пласт моей памяти. Вспомнились девяностые годы... Многие мои очерки отражают это время. По многим судьбам оно прошлось... перевернуло течение и моей жизни. А так бы по-прежнему работала учителем в Междуреченске, где прожила двадцать лет. Погибшие ребята были из моей десятой школы... Трагедия, прошедшая по многим судьбам. Да, это была предтеча перестройки. 1989 год. Гибель учеников, через несколько месяцев - рождение сына... В фильме "Предсказание" тот же мотив... Интуитивно, раскрывая тему прощания с родиной, я вышла на творчество Эльдара Рязанова, очень уж близким по сути и настроению показался мне этот фильм, который я увидела впервые, проживая в Германии...

Ирене Крекер   07.11.2018 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.