Аксиологический подход к анализу Рубайят О. Хайама
Рассмотрим его понимание и отношение к жизни. В его высказываниях с одной стороны есть противоречия (что соответствует диалектическому методу познания). Например. Жизнь – это жертва достойному человеку и жизнь – это учитель. Жизнь – это мгновение и жизнь – это долгий путь. Жизнь –бесценна (драгоценна) и жизнь – мираж. С другой стороны можно увидеть и целостность (связь всего со всем), которая проявляется при анализе не только понимания жизни, но и других (отдельных) разных ее аспектов – отношении к прошлому, настоящему и будущему, к внутреннему «Я» человека, к смерти и любви.
Те противоречия, которые встречаются в «Рубайятах» Хайяма, можно воспринимать как некий вызов, который толкает на размышления (хочется в чем-то не согласиться) и в то же время соглашаешься. Это и есть та целостность, которая позволяет с одной стороны «примирить» противоречия и с другой стороны рассматривать их как толчок к движению мысли, некий импульс для развития другого человека, того, кто читает эти стихи. Приведу один пример (хотя такие примеры может найти каждый, внимательно читающий Хайяма) «Ста дорог не топтал – что ты стоишь пока? Ста обид не глотал - что ты стоишь пока? Плачь не плачь! Не сумев от себя отказаться, на любовь возроптал. Что ты стоишь пока!» С одной стороны соглашаешься, что человек, испытавший и перенесший в жизни много бед, действительно достоин высокого уважения. Но что может вызвать вопрос и несогласие? - Что значит от себя отказаться? И нужно ли от себя отказываться? А если нужно, то зачем? Это так называемые «открытые» вопросы. Их теоретически решать не нужно. Ответы на них можно найти в самой жизни, в жизненном опыте. И такие противоречия встречаются в каждом условно выделенном «разделе» подборок высказываний Хайяма.
А в целом методология Хайяма близка объективному идеализму Платона и диалектическому методу познания. Целостность его поэзии заключается именно в том, что он объединяет методологию (свое понимание мира), диалектический метод познания, вытекающие из этого жизненные советы (афоризмы, аксиомы – т.е. отвечает на вопрос как?) и одновременно является источником, импульсом, толчком для развития других.
Итогом такого небольшого исследования может стать попытка сформулировать категорию «развитие», которая будет включать в себя не только противоречия, но и целостность.
Итак, развитие (как процесс) включает в себя формирование индивидуальной картины мира при помощи диалектического метода познания и импульса, который оформляется в речи.
Развитие (как результат) – сознательный выбор методологии, метода, индивидуальное представление о картине мира.
Если все эти рассуждения свести к триадам, то получим следующее:
Результат-процесс-целостность, индивидуальная картина мира - диалектический метод познания – речь, методология – метод – индивидуальное представление о картине мира.
Группировка смысловых понятий.
Отношение к человечеству.
Злое человеческое стадо (5). Ад – общение с нелюдями (8). Жить среди недостойных – вот истинный ад (46). Цель всего творенья –мы (21). Светоч мысли, сосуд сострадания – мы (22). Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало (43). Здесь я не нашел никого, кому можно доверить тайну (161). Мы – основа радости и рудник горя, Источник справедливости и корень насилия. Низки мы и возвышенны и ничтожны, Мы и потускневшее зеркало и чаша Джамшида, в которой отражается весь мир (207).
Отношение к жизни.
Жертва достойному человеку (8). Суть земного царства – жизнь (9). Жизнь – мгновенье одно (38) . Жизнь твоя – сама на волоске (41). Жизнь бесценна (45). Жизнь – мираж (63). Сама суть жизни – это любовь(65). Жизнь – дорога к вечной темноте (85). Вечная Книга Жизни (130). Наша жизнь – завеса, препятствующая непосредственному истинному общению душ (невидимая завеса нашего бытия (153). Наша жизнь лишь чаша, которой меряют вино (178) . Выпей чашу до дна – и не спрашивай много: господин не откроет секрета рабу (179). Жизнь – это долгий путь (188). Жизнь – учитель. Я у жизни хожу в подмастерьях (206). Когда б ты жизнь постиг, тогда из темноты и смерть открыла бы тебе свои черты (158).
Отношение к прошлому настоящему и будущему
Не тужи о преходящем мире и проведи мгновенье в радости (32). Наслаждайся этим единственным драгоценным мигом, поскольку итог всей нашей жизни – только один миг (37). Жизнь – мгновенье одно (38) . Спеши использовать летящий в бездну час (77). И пылинка живою частицей была (93). Меня никогда не заботили только два дня: день не пришедший и день ушедший (124). Живи сегодня. А вчера и Завтра не так нужны в земном календаре (128). Все богатства судьба тебе дарит сегодня завтра, может случиться, – ударит она (9). Теперь ты сам в себе, а ничего не знаешь – Что ж будешь знать, когда себя покинешь ты? (158).
Отношение к миру
Миром правят насилие, злоба и месть. Где счастливые люди в озлобленном мире? (11). Я школяр в этом лучшем из лучших миров (12). Сей ветхий мир, сей караван-сарай (167). «Не станет нас». А миру хоть бы что!(175). Ты – властелин. А этот мир – слуга (199). Мир я сравнил бы с шахматной доской: то день, то ночь . . . А пешки? – мы с тобой (152).
Отношение к вину
Если жизнь твоя нынче как чаша полна Не спеши отказаться от чаши вина (9). Испей вина. Когда-нибудь вот так же Луна взойдет, а нас уж не найдет (77). Я не знаю ступень выше опьянения (96). Из всех предметов. Занимавших ум, мне лишь одно душой понять – Вино (98). Если мудрые мужи не станут пить вина, то кому тогда его пить? (99). Пить – признак мудрости, а не порок совсем (кем пьется, и когда, и много ли, и с кем) (100). Если пьющим и любящим ад уготован, - завтра пусто окажется в райском саду (102). Не избежать конца пути земного, Вели же принести вина хмельного! (112). Наша жизнь лишь чаша, которой меряют вино (буквально: «Мерой нашей жизни меряют вино», т.е мы- лишь чаша, которой меряют вино жизни) (178)
Отношение к познанию
Тайны мира. (5). Жестокие тайны (7). Божественное познание (39). Познанье высших тайн – знать можно. Но сказать нельзя. Итак, молчи! (39). Те, что стали пленниками разума и познания, превратились в ничтожества в погоне за тем, что есть и чего нет (109). Притязающий с детства на знание жизни, Виноградом не став, превратился в изюм (110). Заглянуть за опущенный занавес тьмы Не способны бессильные наши умы (153). Если теперь, когда ты сам с собой, ты ничего не познал. То завтра, когда ты покинешь себя, что же ты будешь знать?(157). Нет, никто не раскрывал тайн извечных бытия, шагу в сторону ступить не дает нам колея (165).
Отношение к любви
Вот когда умираешь от любви и не стонешь – это любовь (66). Знай, что всей нашей жизни основа – любовь (65). Любовь – живой родник (70). Не занимай себя любовью к тем, кто любит многих. И да будешь утешен любовью святой (86).
Отношение к слову
Если есть в доме человек, то достаточно одного слова, чтобы тебе открыли (39).
Отношение к судьбе, Господу
То, что судьба тебе решила дать, нельзя не увеличить ни отнять (49). «Пей, - кувшин прошептал,- и не спрашивай много, ибо участь твоя без меня решена» (141). Мы – куклы, а небо – кукольник (150). Предначертанное пером судьбы никак не изменить (170). О сердце! Покорись судьбе и примирись с тем, что есть. (202). Раз в этом мире истина – лишь миф, Судьбу свою безропотно прими. (203). И этот перевернутый Сосуд, который мы называем Небом, вращается безвольно, как Ты или Я.
Отношение к смерти
Смерть – стена. И при жизни никто не узнает высшей истины, скрытой за этой стеной. (119). В чем тайна смерти? Что случиться – там? «Пей! Ты не вернешься. (143). Заглянуть за опущенный занавес тьмы не способны бессильные наши умы (153). Если б сердце могло узнать суть тайны жизни. Оно смогло бы познать и божественные тайны смерти (157). Когда б ты жизнь постиг, тогда из темноты и смерть открыла бы тебе свои черты (158). Когда тебя накроет смерти тень, над этим миром не померкнет день (177). Тебя к истоку жизни лишь на миг в пустыне смерти вывел проводник (182). В пустыне Хаоса на миг прильнуть к колодцу Жизни нам дано . . . (183).
Отношение к «Я», к себе, к человеку
Не сваливай на небосвод, ибо с точки зрения разума небосвод в тысячу раз беспомощнее тебя (131). В том, что подл человек и безмерно высок, не вини небосвод (132). Рассечь бы землю, сразу б стало видно, как много перлов мир не уберег (147). Если теперь, когда ты сам с собой, ты ничего не познал. То завтра, когда ты покинешь себя, что же ты будешь знать?(157). Я был соколом, влетевшим из мира сокровенного. . . и улетел назад в ту же дверь, через которую проник (161). Здесь я не нашел никого, кому можно доверить тайну (161). До сих пор нас не было, и ничего страшного не случилось, И после того, как нас не будет, будет то же самое (174). Пей вино! Ибо ты неизвестно откуда, Веселись! Неизвестно – куда же теперь? (176). Ста дорог не топтал – что ты стоишь пока? Ста обид не глотал - что ты стоишь пока? Плачь не плачь! Не сумев от себя отказаться, на любовь возроптал. Что ты стоишь пока! (58). Я никогда не называл Одно Двумя (123).
Отношение к инакомыслящим
Но, святой человек не обрушивай гнева на того, кто за правду не хочет страдать! (55).
Отношение к деньгам
Кто же станет оспаривать: деньги нужны – Скажем, выпить, поесть или справить штаны
А всего остального и даром не нужно: Ни за грош пропадешь из-за толстой мошны! (45)
Советы - как в жизни надо поступать
Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало (43). И не болтай, где можно ждать навета (43). Закрой Коран. Свободно оглянись И думай сам. Добром всегда делись. Зла никогда не помни. А чтоб сердцем возвыситься – к упадшему нагнись (51). Заботься не о том, чем не владеешь, а от того, что есть свободным стать (49). Лучше друга к себе привязать добротою, чем от пут человечество освобождать (53). Жизнь – мираж. Тем не менее – радостным будь. (63). «Свершив добро, душа сильна, когда не ищет воздаянья!» (81). Не занимай себя любовью к тем, кто любит многих (86). Не нуждается небо в покорности нашей – лучше пылкой красавицей будь покорен! (89). Пить вино и быть радостным – вот мой обычай. Быть свободным от веры и неверия – моя вера (94). Довольствуйся малым и забавляйся причудами судьбы (105). Считай же сущим все, чего не видишь, и призрачным все то, что видишь здесь (60).
Август 2003.
Свидетельство о публикации №215050201542
Евгений Кашкаров 30.10.2017 23:50 Заявить о нарушении