Бенвенуто Челлини - гений из Флоренции

   Гиды справедливо говорят, что главное в путешествиях  - это память ощущений.

   Но для того, чтобы эти ощущения запомнились и улеглись какой-то более- менее цельной  картиной, необходимо связать их с  осязаемыми  вехами,  которые  потом могли бы помочь извлечь  воспоминания из глубин памяти.

   Когда-то путешествовали с набором баночек-скляночек, в которых были заключены ароматические вещества. Видел странник нечто, что хотел бы сохранить в памяти – открывал один из  пузырьков, вдыхал аромат  в нём содержащийся, и запоминал запах этого самого впечатления.

   Потом  нюхал  он по очереди свои ароматные "сим-карты" и опять вспоминал и переживал свои давешние впечатления.

   Сегодня  у путешествующей  братии  есть настоящие  сим-карты  и совершенная  техника  для   их наполнения.

   Вот и эту небольшую заметку о  Бенвенуто Челлини  (Benvenuto Cellini) навеяли фотографии из Рима, Флоренции, Парижа  и  французского Фонтебло.

   Начнём с двух снимков, сделанных в  Риме.

   На маленьком снимке внизу в центре  дорога  от собора Святого Петра  к  расположенному недалеко от Ватикана  замку Святого Ангела. 

   Мы видим и эти сооружения, и соединяющий их проспект.

   Особенно хорошо на зелёном  и терракотовом фоне выделяется  белокаменный  Собор того самого Петра,  который родился в римской провинции  Иудее  обыкновенным евреем по имени Шимон. 

   А круглые стены Замка  смотрят на Тибр и на Замковый Мост. 

   Снимок  справа  внизу сделан автором "Проза.ру" Надеждой Розенбаум, на нём замок и мост видны  лучше.

   Папский дворец  Ватикана  и Замок  Святого Ангела  соединены между собой тайными  укреплёнными ходами - пассетто.

   Пройти по пассетто сегодня не получится. 

   Не страшно, прогулка  по Via della Conciliazione  ничуть не хуже и гораздо живописнее! Чего стоит только открывающийся вид на Тибр!

   Тем более  что тайными переходами папы удирали из своих покоев в Ватикане в Замок  при далеко не радостных для них обстоятельствах.

   Вот как раз в  1527 году  по пассетте  вместе  с папой  Климентом  VII и его кардиналами  бежал в замок Святого Ангела и герой нашего очерка,  спасаясь  от войск  германского императора Карла V.

   Наш герой был не только ювелиром и скульптором, но и прекрасным воином.

   Его имя связано с замком Святого Ангела  как минимум,  дважды: он проявил себя превосходным артиллеристом при его обороне от германских войск  в 1527 году, а через несколько лет, когда Челлинни  заключили в тюрьму этого же замка, он стал единственным за всю историю удачливым  из него беглецом.

   Бенвенуто Челлини  оставил  после  себя не только несколько  скульптурных и ювелирных шедевров, но и книгу  «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции»,  считающуюся  одним из самых замечательных произведений  итальянской литературы XVI века.

   Вполне естественно,  наш герой изобразил себя таким, каким бы хотел предстать перед потомками.  В частности, он написал  и о том, как именно ему удалось бежать из тюрьмы. По его словам, он вытаскивал крадеными  клещами гвозди из дверей своей темницы, а чтобы стражники ничего не заметили, закрывал оставшиеся отверстия  в досках "шляпками",  ювелирно вылепленными из воска с примесью ржавчины.  Лично я думаю, что на самом деле он просто подкупил одного  из  стражников.

   Есть несколько вариантов  описания этого знаменитого побега, интересующиеся могут найти их в интернете…

   Бенвенуто  с детства любил подраться, а повзрослев  не особенно  церемонился, прежде чем вытащить кинжал или выстрелить. Да и кровная месть имела место! Так что трупы  нескольких  конкурентов, кровников  и  врагов за ним числятся...

   Не особенно получалось у  Бенвенуто  и ладить с окружающими…

   Так что приходилось менять ему покровителей и места службы. На каждом из них он оставлял очередному работодателю свои бессмертные работы.

   Перечень его творений, истории их создания и их снимки сегодня легко найти во всеведущем интернете.

   Задачей этой заметки является привлечь внимание читателей к  гениальному человеку  из  Флоренции.

   Говорить о нём можно бесконечно.  Но даже сам великий Александр Дюма-отец успел написать  роман только об одном периоде жизни Бенвенуто Челлини  во Франции... А ещё есть и оперы о нём... Где уж мне объять такую биографию!

   На верхней левой фотографии  коллажа  читатель видит  знаменитую  бронзовую статую  Персея,  держащего голову Медузы Горгоны.  Челлини создал её,  находясь С 1545 по 1553 годы на службе  у герцога Козимо I Медичи во Флоренции.  Статуя выставлена в  Лоджия деи Ланци, где я её и сфотографировал

   Справа бюст самого Бенвенуто Челлини , установленный в  память о нём посередине самого знаменитого моста Флоренции -  Золотого Понте Векью.  Только о прогулке по этому мосту можно писать целый роман!  Очень жаль, что могу разместить на коллаже только один из десятков снимков, сделанных там. 

   Кстати,  в  книге Челлини  предлагает личную трактовку возникновения названия  родного города – так его основатель отметил заслуги своего сподвижника по имени Фиорино, который приходится гению прапра...прадедом.

   Ведь  на итальянском этот чудный город называется  не Флоренция, а  Фиоренция!

    Окончание: http://www.proza.ru/2015/05/21/951


Рецензии
Согласна с вашими гидами, Борис:"...главное в путешествиях - это память ощущений".
Бенвенуто Челлини, безусловно, гений, хотя в своей книге и нафантазировал слегка!
Спасибо за увлекательный рассказ! И за прекрасные фото!
С уважением,

Светлана Петровская   16.09.2022 21:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! С уважением,

Борис Готман   16.09.2022 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.