Архимандрит Досифей

АРХИМАНДРИТ ДОСИФЕЙ


УПРАВЛЯЮЩИЙ Санкт-Петербургским ПОДВОРЬЕМ АЛЕКСАНДРО-СВИРСКОГО МОНАСТЫРЯ
1913 - 1915 г.

НАСТОЯТЕЛЬ АЛЕКСАНДРО-ОШЕВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
1915 -1922 гг.

Нилов Димитрий Нилович родился 15 октября 1872 г. в деревне Лисицино Никулинской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина. Отец Нилов Нил имел 12 десятин земли вместе с лугами, лесами и другими угодьями. Имел дом, сарай, хлев, 1 лошадь. Его семья Тверских карел была не только трудолюбива, но и молитвенна и благочестива. В карельских семьях своего первенца посвящали на служение Богу. Поэтому, когда Дмитрий Нилов закончил курс сельской школы (5 января 1899 г.), он поступил в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь (в школах дворян Сназиных дети крестьян получали хорошее образование). В 1900 г. (3 августа) был Командирован в Санкт-Петербургское Подворье Александро-Свирского монастыря на послушание.
В монашество пострижен 17 июня 1902 года с именем Досифей. Рукоположен в Иеродиакона - 6 августа 1902 г., в Иеромонаха – 26 мая 1903 г.
 
До 1915 г. иеромонах Досифей - благочинный, духовник С-Петербургского подворья Александро-Свирского монастыря. В том же, 1915 г. (30 сентября) награждён бронзовой медалью за усердную службу в память 300-летия Дома Романовых. С 1915 г. и до закрытия монастыря в 1925 г. иеромонах Досифей являлся настоятелем Александро-Ошевенского монастыря Олонецкой губернии. После закрытия монастыря проживал в г. Каргополе. За принадлежность к монашеству был лишен избирательных прав.
 
Многочисленная семья Ниловых никогда его не оставляла. (После революции родственники ездили ещё чаще, беспокоясь о его судьбе). Как в Петербурге, так и в Архангельской губернии, его навещали не только многочисленная родня, но и односельчане, приезжающие в город по делам и нуждам. Когда иеромонах Досифей был назначен в 1913 году Управляющим Санкт-Петербургского Подворья, то все богатые крестьяне считали своим долгом через него заказать иконы, и не только для своей семьи, но и на свои приходы, так как он знал лучших мастеров иконописцев Петербурга. Через иеромонаха Досифея были заказаны иконы для Козловского прихода Введенской церкви, в многочисленные часовни и храмы Вышневолоцкого уезда. Два Поклонных Креста Каслинского литья сохранились на местных погостах по настоящее время. Местные жители считают, что они сняты из разрушенных храмов и тщательно оберегают их, считая, что это их церковь. И они правы, так как Поклонные Кресты поставлены на месте где стояли первые часовни Козловского и близ Гнездово Погостов.
 
В 1926 году его арестовали. Обвинение: «За не регистрацию прислуги (келейника)».  Приговорён был к 6 месяцам лишения свободы народным судом г. Каргополя. Каждый раз после ареста архимандрит Досифей возвращался к себе в обитель, которой управлял последние 10 лет, и восстанавливал духовную жизнь монастыря в миру, совершал тайные богослужения.
 
В 1930 году осужден вторично за невыполнение обязательств по заготовке леса и выслан на 10 лет. После досрочного освобождения в 1933 г. проживал в д. Погост (Приозёрного района Архангельской области). Неподалёку от обители купил дом и за стенами своей дорогой и любимой обители совершал тайные богослужения как в своем доме, так и в домах прихожан - служил панихиды, исповедовал. К 1937 году была налажена и хозяйственная часть монастыря.

В миру он имел свой дом, сарай, 1 лошадь, 1 корову. Имел свой род занятий, был кустарь валенщик, работал в Ошевенском с/сов. Приозерного р-на – (Архангельская область, Каргопольский р-н, д. Погост.

В сентябре (21) 1937 года снова арестован по обвинению в "контрреволюционной агитациии". Из допроса: «…2 июля 1937 года в разговоре со священником волости я выражая недовольство говорил « да много мне пришлось потерпеть от товарищей, пришлось быть в тюрьме, быть в ссылке, лишился своего дома, тяжело смотреть было на свой дом живу против его. Судили меня за л\загот, я не выполнил, вот за это меня товарищи и судили». Далее в разговоре о монахе Лебедеве тут же я говорил, что я не хожу к нему, что он считает себя только себя истинным православным и далее я говорил «и зачем бы нам в такое тяжелое время разделяться, не знаю зачем и если далее будет существовать Сов. власть, то наверно все храмы закроют»

Тройка при УНКВД 11.10.1937 г. вынесла Приговор: 10 лет ИТЛ.
 
Обвинение "контрреволюционная агитация". Реабилитирован 14.09.1989 г.

Из сообщения по учётам из Информационного Центра МВД по Республике Коми значится «Умер 11 июля 1939 г. Погребён на кладбище Шудогского Совхоза Локчимлага НКВД, могила №364.»

Из рассказа родственников архимандрита Досифея, что когда в семье узнали (а узнали сразу), что его убили, то его фото повесили под иконами, сообщив домочадцам, что он - «святой».


Рецензии