У толстовской заставы

У ТОЛСТОВСКОЙ ЗАСТАВЫ
(Из книги «О людях и для людей»)

Два с половиной часа пролетели,как одно мгновение!И если верно говорят,что театр начинается с вешалки,то в театре-студии «У Толстовской заставы»(что расположился на улице генерала Болдина в Туле)он начинается уже при входе в помещение театра. Яркие огни при входе,в сгущающихся сумерках вечера,духовой оркестр с музыкой первых послереволюционных лет – и вы… оказываетесь во второй половине двадцатых годов.
И ещё даже не успев переступить порог помещения, в котором сегодня обосновался театр,как вы столкнётесь со строем пионеров очень занятых отработкой чёткости построения и строя,выполнением спортивных команд и различных гимнастических фигур.И потому у пришедших сюда впервые зрителей сначала лёгкое изумление и лёгкий шок: среди посетителей снуют самые настоящие хулиганы,беспризорники,они видят на стенах революционные лозунги двадцатых годов на красных транспарантах: «Жить стало лучше – жить стало веселее!»,«Агитаторов кулака – вон из партии!» и другие.
Бросаются в глаза и Красные Знамёна с образами И.В.Сталина,и самый настоящий его бюст.И вот тогда вы действительно перестаёте понимать – то ли вы и впрямь переместились в двадцатые годы,то ли вы на спектакле Н.Эрдмана «Самоубийца»,той самой трагикомедии времён НЭПа,но в постановке сегодняшнего режиссёра театра-студии А.К.Белова.
А в самой главной женской роли(что отнюдь не может не льстить косогорцам),– представляете,наша землячка,с которой многие хорошо знакомы в посёлке,это – Татьяна Егорычева!Однако,не все даже её хорошо знакомые знают,что он не только фармацевт,а самая настоящая актриса?!Вот потому наша сегодняшняя беседа об её творческом пути в театральном искусстве и предоставляется газетой вниманию наших  читателей.

– Татьяна… можно я Вас так буду называть? – («Да, да…» – кивает она мне в ответ).– Всегда ли на ваших спектаклях бывают такие дружные и горячие аплодисменты?
– Стараемся!– (и улыбка словно осветила её лицо).– А Вам,лично,понравился наш спектакль?
– Очень!Хотя я,как говорят,и не завзятый театрал,но такого удовольствия не испытывал давно и не ожидал сегодня получить.Не буду оценивать актёрское мастерство труппы,это не моя компетенция,но чувство сопричастности к происходящему на сцене у меня было очень острым.Ощущение просто незабываемое! Как,впрочем,наверное,и у всех других зрителей?!Я сужу по той их реакции,что была в зале во время спектакля.Да и по сути,если подойти в привычном плане к оценке спектакля,то и самой сцены не было!Действие разворачивалось в самом зале!Весь зал – сцена!
– К тому,– добавляет к моим восторгам своё пояснение Татьяна Егорычева,– и стремится школа игры нашего режиссёра– Александра Константиновича Белова.Здесь главным считается искренность,игра без фальши и переигрывания,то есть, естественность.Даже грима – минимум!Ведь мы находимся очень близко к зрителю, играем,можно сказать,в самом зрительном зале…
– Реакция зрителей не мешает играть?
– Ну,что Вы?!Это же главный стимул для хорошей игры актёра,когда он чувствует сопереживание зала!У него тогда «открывается»,как говорят спортсмены,«второе» дыхание.Понимаете,иногда чувствуешь:зал молчит, начинаешь тревожиться,но тут, после той или иной сцены,вдруг слышишь… аплодисменты?!И это сразу окрыляет, как и смех в зале после той или иной остроумной реплики актёра…
– А цветы?!
– Естественно.Но это уже после спектакля.Цветы – это всегда приятно.
– Ваша аудитория – это молодёжь?!
– Не только.Наш зритель тот,кто любит умную,добрую и поучительную историю.
– Какой Ваш любимый спектакль и Ваша любимая роль в нём?!
– Все свои работы очень люблю.В «Королеве Испании» я играю королеву.Это моя первая роль героини.До этого я играла,в большинстве своём,очень интересные роли, но отрицательные.Атаманшу,главаря банды,в «Снежной королеве»,две разноплановые роли в «Сирано де Бержераке».Это мать-наставницу и жену кондитера.«Королеву Испании» мы поставили недавно.Сезон открыли этой пьесой.Очень волновались.Но, говорят, у нас всё получилось.Получилась и моя роль.Однако,над ней мне ещё нужно работать.А Вы знаете,– глаза Татьяны вдруг вспыхнули неожиданно ярким светом,– как интересно перевоплощаться?!Играя сразу две роли в «Сирано де Бержерак» мне приходиться менять и голос,и макияж,и моментально вживаться в роль!И думаешь:«Интересно – узнает ли меня зритель…».
Моей собеседнице – чуть более двадцати лет!Я у неё дома,в гостях.По стенам её комнаты – афиши!Разглядывая их,я задаю молодой актрисе сразу несколько, возникших у меня тут же,вопросов:в каких ещё спектаклях она играла,молод ли её театральный коллектив и что такое – экспериментальная их театр-студия?На что получил подробнейший ответ:
– Театр-студия существует уже лет двадцать.Труден был путь её становления. Нелегко ей приходится и сейчас.Всё приходится делать самим.Изготавливать декорации,шить костюмы,приобретать реквизит и многое другое для постановки того или иного спектакля.Но это даёт всей труппе огромное удовлетворение.Простор для нашей фантазии!Сделать так,как хочется!Я вот,к примеру,до последнего времени, не только играла в спектаклях, как актриса,но и была костюмером всей труппы.Да, шила сама костюмы!И в «Королеве Испании» часть костюмов создана мною.И так каждый из нас старается что-то сделать для труппы.
– Да,да,я это заметил!Музыканты,что встречали зрителей при входе в театр, потом и оказались главными действующими лицами в спектакле!
– Верно!Мы всё стремимся делать сами!В труппе почти все хорошо играют на гитаре, иные – даже на пианино,все поют.Особенно хорошо поёт Таня Рыкова.Она поёт почти во всех спектаклях.Вот только в «самоубийце» она не поёт.Очень жаль,что Вы не слышали её голос…
– Думаю, что ещё услышу.Будет такая возможность?Посмотрю все спектакли,ведь игра труппы мне очень понравилась.Так,что приглашайте,постараюсь попасть на все премьеры.Кстати,как вы подбираете репертуар?
– Все вместе.Дружно.Читаем,обсуждаем.Но,как Вы,вероятно,заметили,мы предпочитаем играть в основном классику.(И она указала на висевшие по стенам афиши).
Я читаю названия спектаклей:«Ромео и Джульетта»,«Свои люди – сочтёмся!», «Женитьба»,«Ай,да Пушкин!»,«Холстомер»,«Записки сумасшедшего»,«Граф Нулин», сказки Пушкина – «Золотой Петушок» и «Сказка о попе и о работнике его Балде». Да ещё есть одна сказка для детей – «Колечко Кощея». Все афиши яркие и броские, красиво выполнены,с хорошим типографским вкусом.
– Красивые афиши!– говорю я в восхищении,– очень красивые,сделаны они мастерски! Впрочем,на том спектакле нельзя было не отметить,что и декорации на сцене были сделаны замечательно,зал зрительский был оформлен тоже интересно,все помещение было убрано необычно,свежо и оригинально.И это всё тоже было сделано вашими руками?
– Конечно.Всё мы сделали сами под руководством профессионального художника Игоря Никонова.Он у нас в штате,в штате театра.Что же касается оформления афиш и рекламы,то это наше самое больное место – ведь сегодня всё дорого!В том числе и типографские услуги!Часто бывает,что это просто нам не по карману,даже программы спектаклей порой не на что отпечатать!
– Понятно.Студийцы в ином положении,чем актёры государственных театров, правильно я понимаю? Вы живёте от сборов,только от посещаемости ваших спектаклей?
– Не только.Без спонсоров мы никак бы не обошлись.Вы,конечно же,читали в областной прессе о наших проблемах? Об этом уже не раз писали.Прежде всего, главная проблема у нас с помещением.Да вот же, у меня есть заметка Татьяны Мариничевой… И моя собеседница начала искать газету в ящике своего письменного стола.А найдя её,и улыбнувшись мне открытой и ясной улыбкой,продолжила беседу:
– Привычка у меня,понимаете,такая,собираю всё,что о нашей студии написано! Вот она эта заметка:«Формула любви» называется!Мариничевой!А вот ещё одна.Написал её Коротков из «Коммунара».Называется она:«Подставьте плечо!».Одна датирована августом,другая сентябрём прошлого года...
Беру из её рук эти заметки и читаю вслух.В заметке Короткова говорится следующее:
«…Не назовёшь лёгкой жизнь этого интересного коллектива,рождённого энтузиазмом, подвижничеством,преданностью искусству.Вот ведь и название-то какое-то у этой театра-студии,самое что ни есть тульское – «У Толстовской заставы»!(Довольно нам всяких там «имени»!). И люди подобрались – все как один,талантливые,увлечённые, пришедшие сюда не корысти ради.(Какая уж корысть с этого!). И не в поисках славы.(Не о славе пока мечтать приходится,а как бы выжить!). И заявил он о себе сразу вполне серьёзно,поставив спектакли неординарные,привлёкшие смелостью поиска.Однако же,судьбы счастливой долго обрести не мог.
И главная его забота,конечно же,как найти крышу над головой?!Поначалу репетировали и давали спектакли в областном Доме работников просвещения. Тесновато было,но вполне уютно.Да вот с пожарной безопасностью нелады вышли!И пришлось покинуть гостеприимный кров.Весной прошлого года получили пристанище в театре кукол.Стали по вечерам играть там…».
И затем читаю у Мариничевой:«…Труппа была два года на положении изгоев.Целью её жизни стало не создание спектаклей,а стремление доказать своё право на существование.Сколько усилий стоило им,чтобы сохранить себя!Это знают только они!..В последнее время судьба театра,будто бы,определилась?!Найден спонсор в лице коллектива тульского ОКБА.Белов объявил о новом наборе – уже в школу,при студии…».
Интересная биография у театра!И я спрашиваю Татьяну:
– Вы благодарны коллективу ОКБА за приют?
– Ещё бы, конечно же!Но чувствуем – стесняем мы их,всё-таки, своих покровителей, занимаем их конференц-зал!Да,что же делать?!Верим,что это временно,в то,что городу нашему будет нужен наш театр-студия,найдутся,наконец-то,и у нас спонсоры!
– Татьяна,можно задать и такой,совсем личный,вопрос,– а как Вы лично оказались в этом театре? Ведь я Вас знаю, как хорошего фармацевта?Ведь это Ваша профессия по образованию и Вы работаете в настоящее время в аптеке №48,что у нас на Косой Горе?
– Совершенно верно.После окончания фармацевтического училища я,действительно, несколько лет работала и работаю сейчас в этой аптеке посёлка.Но всегда чувствовала,что хочу быть актрисой!А началось это влечение ещё со школы,с самого детства,во время учёбы в Косогорской средней школе №65,тогда я постоянно участвовала в школьной художественной самодеятельности,очень любила со сцены читать стихи.
Затем – самодеятельность в Доме культуры посёлка.Пришла я в Дом культуры и начала там заниматься у А.П.Бакулиной вначале рукоделием,а она меня там приметила,когда я выступила на празднике ёлки!Затем стала приглашать к участию в детских спектаклях,в том числе и в спектакле «Белоснежка и семь гномов»,во многих других.               
После окончания школы поступила в фармакологическое училище.Там опять продолжила заниматься художественной самодеятельностью.После окончания училища,уже работая на Косой Горе в аптеке №48,я продолжила заниматься своим увлечением,но уже в составе агитбригады Дома культуры.
И вот,однажды,лет шесть тому назад,я увидела в Туле объявление о том,что открыт набор в театр-студию Александра Белова.Но дело не только именно в этой студии. Если бы увидела объявление о наборе в какую иную студию,то непременно записалась бы туда!Очень было большое желание поработать рядом с профессионалами.А теперь, спустя время,я несказанно рада,что этой студией оказалась,именно,Белова.Это замечательный режиссёр и человек!К тому же меня всегда привлекала классика,а именно этому отдаёт предпочтение труппа…
Вот такой получился монолог у молодой актрисы о своей творческой биографии в ответ на мой любопытный,но очень интересовавший меня,вопрос.Конкурс для поступления в театр-студию для неё тогда оказался большим,но её приняли.Года два студийцы занимались,то есть учились,в школе при театре-студии.И только потом новобранцам стали давать роли.Сначала маленькие,а затем и большие.
– А что же это за роли?– вновь полюбопытствовал я.
– Именно мои роли?– уточнила моя собеседница.И получив в ответ мой торопливый кивок головой,продолжила,–  в «Ромео и Джульетте» мне и сейчас очень нравится роль кормилицы.В «Самоубийце»  – роль Марии Лукьяновны(главная роль спектакля!) В «Женитьбе»– роль Агафьи Тихоновны. А в спектакле«Свои люди – сочтёмся!» нравится мне роль Аграфены,женщины в годах…
– Простите,почему же «в годах»? Ведь в «Самоубийце» роль вашей мамы по сценарию играет довольно пожилая женщина!А здесь «актриса в годах»?!Она бы и роль Аграфены сыграть могла,пусть молодые играют молодых?!
– Что Вы, этой актрисе всего двадцать один год! Это же Оля Сухопарова!А ведь здорово перевоплотилась?Не правда ли?
– Правда.Здорово.И ещё мне в этом спектакле очень понравился Семён Семёнович. Курьер,интеллигент!Сколько же лет актёру,исполнившему эту роль?
– Двадцать четыре года!Представляете?!А самому старшему в нашей труппе актёру – чуть более тридцати лет!Не правда ли,совсем молодёжный театр?!Штатных актёров у нас всего одиннадцать,да плюс к ним четыре актрисы.А в небольших ролях и в массовых сценах заняты студийцы.Так что,здесь они набирают опыт работы на сцене.
– А можно сказать несколько слов о самом режиссёре,о самом Белове.
– Почему нельзя? Вполне уместно.Театр и определяет режиссёр в первую очередь. Это профессиональный актёр и режиссёр,родом он из Ленинграда,где и получил актёрское образование.Играл после обучения профессии в Тульском театре драмы. Затем ушёл из него и организовал театр-студию,свой маленький театр,который и получил название «У Толстовской заставы». 
– На нём-то и держится ваш театр,на режиссёре?
- Да.Но не только на одном его опыте и мастерстве.Но и ещё на любви и доброжелательности самого Александра Константиновича к коллективу театра и к нам, актёрам!Он добр и демократичен в общении.Иногда,правда,бывает и строгим, когда это необходимо в работе театра.Но это только иногда,а нам даже,порой,и большей строгости хочется.Но,думаю,он прав в том,что там,где царит творчество, диктат просто невозможен и неуместен.Но главное в Белове то,что он очень талантлив.И это к нему тоже влечёт людей,в том числе и нас,актёров.
– Самые,самые Вам запомнившиеся спектакли?!Наиболее трудно доставшиеся спектакли,или наиболее успешно сыгранные?
– Те,что мы играли в городском концертном зале,то есть,в филармонии.И те,что прошли во время наших гастролей в Ленинграде.Или помнится ещё один.Так на суд тульских зрителей- театралов,в 1989 году,в помещении драмтеатра был нами представлен спектакль «Женитьба».А в зале филармонии были показаны спектакли «Сирано де Бержерак» и «Ромео» и Джульетта».И там,и там был большой успех,о чём писала тульская пресса,и были хорошие отзывы зрителей.А во время наших гастролей в Ленинграде тепло о нас тоже писали ленинградские газеты.Вот,можете ознакомиться!
И она мне подаёт стопку ленинградских газет.Читаю.Заметка называется «Из Тулы со своим театром» за подписью Татьяны Марченко,доктора искусствоведения.Вот что она пишет:«Вообще это старомодный театр – без чернухи и модерна.Но может быть, именно потому он и показался мне,на фоне нашей страшноватой жизни,островком света и добра.И подумалось – хорошо,что есть в старинном городе Туле такой вот театрик,именуемый «У Толстовской заставы»...».
…Прощаясь с молодой актрисой и нашей землячкой Татьяной Егорычевой,я слегка задел особо волнующую меня ещё одну тему:
– А косогорцев на ваших спектаклях,не заметили ли Вы,много бывает?
– К сожалению,думаю,что не очень.Ведь это не очень близко от их квартир,нужно ехать в Тулу,а это не для всех легко.Да,и после работы на металлургическом предприятии они довольно сильно устают.
Ну,что же, возможно она и права.А мне подумалось:«А жаль,они многое теряют в жизни!».Долгой тебе жизни,театр!Успеха вам,актёры!А тебе,Татьяна,счастья и творческих удач!До новых встреч в театре,под замечательным названием «У Толстовской заставы»!
А.Бочаров.
1991.               


Рецензии