Женские авиационные полки

Близятся майские дни, когда страна будет отмечать 70-летие Великой Победы. Поэтому хочется напомнить о славных страницах нашей истории, о том вкладе в Победу, который внесли женские авиационные полки. Именно полки, а не полк, о котором много пишут последние годы, как о «единственном женском авиаполку», имея в виду 46 гвардейский Таманский полк ночных бомбардировщиков. На самом же деле женских авиационных полков было … три: 586, 587 (в дальнейшем 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой), 588 (46 гвардейский Таманский полк ночных бомбардировщиков).

Октябрь 1941 г. Фашисты рвутся к Москве. В эти страшные дни в ЦК ВЛКСМ можно было наблюдать странную картину – его здание буквально оккупировали сотни девушек. Марина Раскова, Герой Советского Союза, получившая это звание за рекордный перелет в составе женского экипажа в 1938 г., добилась разрешения на создание женских авиационных полков. ЦК ВЛКСМ был определен местом сбора девушек-добровольцев. В основном это были спортсменки, прошедшие обучение летному делу в аэроклубах, летчицы, работавшие в Гражданской авиации и студентки московских ВУЗов.  Из них была создана 122 авиационная группа.
С летным составом определились достаточно быстро. Самых опытных летчиц-пилотажниц планировали зачислить в истребительный полк, а остальных распределить по бомбардировочным полкам. Намного меньше было штурманов, и совсем плохо обстояло дело с техническим составом. Их решили готовить на месте формирования частей.
Женщин-офицеров ВВС в 122 авиагруппу собирали со всей страны.  Командовала новым, пока еще учебным соединением, Марина Михайловна Раскова. Начальником штаба группы стала Милица Александровна Казаринова.
Всего в Москве набрали 450 девушек. Время было военное, многое делалось наспех, и среди девушек, уже имевших авиационную специальность, оказалось немало тех, кто к авиации никакого отношения не имел. Студентки Московского университета, работницы московских заводов и фабрик. Вскоре их переодели в летную форму (в здании летно-технического состава Академии им. Жуковского), а затем новая воинская учебная часть погрузилась в эшелон и отправилась на восток.
Вскоре 122 авиационная группа оказалась в городе Энгельс, как раз напротив Саратова. Здесь, на базе Энгельсской военной авиационной школы пилотов (ЭВАШП) развернулось формирование 3-х женских авиационных полков: 586 истребительного авиационного полка (иап), 587 бомбардировочного авиационного полка (бап),  588 ночного бомбардировочного авиационного полка (нбап).
Для того чтобы дополнить новые полки до полного штата, в Саратовской области провели мобилизацию девушек, главным образом, выпускниц аэроклубов. Сюда, в Энгельс, услышав о формировании женских авиационных частей (несмотря на строжайшую секретность мероприятия), ехали летчицы со всей страны.
В Энгельсе  продолжался отбор, обучение летного и технического состава новых частей, и вскоре стала поступать техника.
В январе 1942 г. 586 иап получил с Саратовского авиационного завода 24 новеньких белоснежных Як-1. 587 бап получил одномоторный бомбардировщик  Су-2. Правда, вскоре выяснилось, что Су-2 снят с производства, и в июне 1942 г. летчицы полка начали осваивать пикирующий бомбардировщик Пе-2. Самых молодых, начинающих летчиц собрали в 588 полк ночных бомбардировщиков, и они стали осваивать маленький легкий У-2 (с 1944 г. его стали называть По-2), приспособленный для бомбометания.


Наверное, проще всего для Марины Расковой и ее помощниц было организовать истребительный полк. Для него отбирались в основном те, кто имел определенный налет часов и, чаще всего, это были инструкторы аэроклубов. Были, конечно, исключения из правил, такие, как Лидия Литвяк, лучшая летчица-истребитель II мировой войны, не имевшая необходимого налета часов в силу своей молодости, но в основном летчицы нового, 586 иап имели подготовку лучшую, чем выпускники авиашкол военных лет.
Полк получился более « старшим» по возрасту – некоторым летчицам было по 23-26 лет, некоторые были замужем (мужья уже воевали), имели детей.
Основными проблемами и истребительного, и остальных полков были несовершенство техники, недостаток материальных средств и … военная дисциплина. Сделать из девушек настоящих военных было порой сложнее, чем научить их летать и обслуживать авиатехнику.
               
Несмотря на хорошую летную выучку, а может быть именно поэтому, 586 иап был введен в состав ПВО. Командиром полка была назначена майор Тамара Александровна Казаринова. В конце апреля - начале мая 1942 г. полк перелетел на подмосковный аэродром, но пробыл там недолго. Вскоре, в мае, полк вновь вернули под Саратов. Он вошел в состав 144 истребительной авиадивизии (иад) Саратовско-Балашевской дивизионной зоны ПВО. Полк начал действовать с аэродрома Анисовка. Летчицы полка успешно освоили ночные полеты (без радаров!) и надеялись отправиться поближе к фронту. Но фронт сам быстро приближался к Волге. В августе 1942 г. зона ответственности саратовской дивизии ПВО стала самой, что ни на есть, боевой.
То ли самим летчицам патрулирование саратовского неба казалось недостаточно боевым, то ли само время оказалось слишком тяжелым, но в начале сентября 1942 г. командование направило лучшую эскадрилью полка в Сталинград, в распоряжение 8 воздушной армии.  8 экипажей 1-й эскадрильи 586 иап под командованием Раисы Беляевой прибыли в Сталинград в тяжелейший момент. Немцы, имея преимущество в воздухе, беспрерывно бомбили наши войска, защищавшие город. В небе Сталинграда ежедневно происходили жестокие воздушные бои. Потери были очень большими. Поэтому командование 8 воздушной армии сочло необходимым разделить женскую эскадрилью, чтобы избежать лишних потерь и распределило летчиц в лучшие полки. Звено Раисы Беляевой определи в 437 иап, а звено Клавдии Нечаевой в 434 иап.                В родной 586 полк вернулись не все. Клавдия Нечаева погибла 17 сентября 1942 г., прикрывая своего ведущего, капитана И.И. Избинского. Ее подруги и подчиненные  Клавдия Блинова, Антонина Лебедева, Ольга Шахова в составе 434 полка (полк асов, сформированный при содействии Василия Сталина), понесшего большие потери,  вскоре выехали на переформировку под Москву. Там их нагнал приказ о возвращении в родной полк. О. Шахова вернулась в 586 полк, а К. Блинова и А. Лебедева воспользовались тем, что в уходящем на фронт соседнем 653 иап (впоследствии 65 гиап - гвардейский истребительный авиаполк) не хватало 2 летчиков, влились в  этот полк. Обе были сбиты в воздушных боях лета 1943 г. А. Лебедева по одним сведениям погибла сразу, по другим попала в плен и была расстреляна. К. Блинова попала в плен, но вместе с другими летчиками бежала из эшелона.                Звено Раисы Беляевой в составе Екатерниы Будановой, Лидии Литвяк, Марии Кузнецовой на Сталинградском фронте так же, как и звено Нечаевой несколько раз перебрасывали из полка в полк. 437 иап, летавший на снятых с производства ЛаГГ-3, вывели для получения самолетов Ла-5, а звено Беляевой оставили при штабе 287 иад (истребительной авиадивизии), затем звено в полном составе вошло в 9 гиап (знаменитый полк асов Л. Шестакова). В одном из боев самолет Раисы Беляевой был подожжен, но она спаслась, выбросившись с парашютом. Ее отправили в тыл вместе с заболевшей М. Кузнецовой.
В дальнейшем Р. Беляева и М. Кузнецова вернулись в родной полк.  Раиса Беляева погибла летом 1943 г., при возвращении с боевого задания недалеко от своего                аэродрома. Ее именем названа одна из улиц Воронежа. Екатерина Буданова и Лидия Литвяк ушли в 296 иап, вскоре переименованный в 73 гвардейский авиаполк.                Лидию Литвяк (иногда ее называют Лилией, поскольку на ее самолете была нарисована белая лилия) является самой результативной летчицей II мировой войны. Она сбила 11 самолетов лично и 3 в группе. Ее подруга и ведущая их пары Екатерина Буданова стала первой в мире летчицей, которая вышла на свободную охоту (ноябрь 1942 г.). Она сбила 6 самолетов лично и 5 в группе. 19 июля 1943 г. погибла Е. Буданова, 1 августа 1943 г. не вернулась с боевого задания Л. Литвяк. Л. Литвяк звание Героя Советского Союза было присвоено в 1990 г., а Е. Будановой было присвоено звание Героя России в 1993 г.
В саратовском небе осенью 1942 г. тоже было жарко. Летать приходилось днем и ночью. Ведь налеты немецкой авиации на город происходили круглосуточно. Достоверно известно, что радары в то время на советские самолеты не ставили. Поэтому летали истребители-ночники, ориентируясь при свете звезд и Луны. В конце сентября лейтенант Валерия Хомякова в ночном бою сбила немецкий бомбардировщик Ю-87. Это была уникальная победа. К сожалению, через неделю В. Хомякова погибла.
Еще осенью 1942 г. в 586 иап появилась третья эскадрилья. Из-за трудностей с женским пополнением в полку появились мужчины – летчики и механики. Тогда же, осенью 1942 г. майор Казаринова была отстранена от командования полком и отозвана в Москву в распоряжение Главного Управления Истребительной Авиации ПВО. Командиром полка назначили майора Гриднева Александра Васильевича. Комиссаром была В.И. Тихомирова.
В феврале 1943 г. 586 иап из под Саратова перебросили под Воронеж на аэродром Погребное. Полк вновь вошел в ПВО, в составе которой он оставался до конца войны. Везде его задачи были одними и теми же – прикрытие наземных войск и важных объектов от налетов вражеской авиации днем и ночью. Прикрывая формирование Степного фронта, полк уничтожил 7 бомбардировщиков Ю-88 и 3 ФВ-190. Действуя с аэродромов Касторное, Солнцево, Курск-Восточный полк участвовал в жестоких воздушных боях над Курской дугой.
С ноября 1943 г. по март 1944 г. с аэродрома Жуляны в Киеве 586 иап прикрывал переправы через Днепр, участвовал в разгроме окруженной Корсунь-Шевченковской группировки немцев. В боях над днепровскими переправами и Корсунь-Шевченковской группировкой 586 иап уничтожил еще 6 самолетов врага.
В марте 1944 г. 586 иап начал летать с аэродрома Скоморохи под Житомиром. Прикрывали с воздуха движение по железным дорогам, сбив при этом еще 3 самолета.
С сентября 1944 г. по февраль 1945 г. полк занимался прикрытием с воздуха шоссейных коммуникаций 2 Украинского фронта и железнодорожных узлов Обходное, Пепелюхи, Гура-Каменка, а так же мостов и перепав через р. Днестр.
В феврале 1945 г. 586 иап перебрался в Венгрию. Здесь полк встретил День Победы.
20 июля 1945 года (аэродром Цинкота, Будапешт) был демобилизован рядовой и сержантский состав 586-го иап, а в ноябре 1945 года (аэродром Яссы, Румыния) были демобилизованы и офицеры-женщины.

23 мая 1942 г. на фронт отправился 588 нбап. Первый фронтовой аэродром полка был около поселка Труд Горняка рядом с городом Краснодон в Ворошиловградской области. Полк вошел в состав только что сформированной 4 воздушной армии Южного фронта. Командиром полка была майор Евдокия Бершанская, комиссаром Евдокия Рачкевич, начальником штаба Ирина Ракобольская.
Новый полк вызвал в армии недоумение – полк на фанерных самолетиках, да еще и женский! «Купил» полк командир 218 авиационной дивизии полковник Д.Д. Попов. Полки его дивизии летали на давно снятых с производства СБ (скоростные бомбардировщики), Р-5. И вот еще один полк, на «кукурузниках»…
В ночь на 9 июня 1942 г. 588 нбап начал свою боевую работу. В сумерках взлетели первые самолеты. За ночь экипажи успели сделать по несколько боевых вылетов. Завершилась работа полка с первыми лучами солнца. И так до конца войны.
По-2 оказался очень эффективным боевым средством: ночные удары по немецкой передовой наносили серьезный урон живой силе противника - малая скорость «небесного тихохода» позволяла бомбить точно, методично, чего не могли сделать другие самолеты того времени. Поэтому на каждом фронте имелись полки ночных бомбардировщиков.
Боевой путь полка начался с отступления. Через Донбасс, Сальские степи, в предгорья Кавказа откатывался полк вместе с другими частями Южного фронта. В трагические месяцы лета и осени 1942 г. происходило становление 588 нбап. Полк принял активное участие в битве за Кавказ.
Вперед, на запад полк двинулся из станицы Ассиновской, что в Чеченской республике, когда Закавказский фронт перешел в наступление. Экипажи полка интенсивно бомбили Дигору,  Прохладный, Малгобек, Ищерскую - укрепленные пункты немецкой обороны.
8 февраля 1943 г.,  когда полк уже находился в станице Челбасской Краснодарского края, ему было присвоено звание гвардейского. Отныне его наименованием стало «46 гвардейский полк ночных бомбардировщиков».
Самые тяжелые потери полк понес на Кубани,1августа 1943 г., когда немецкий ночной истребитель сбил сразу 4 самолета. 8 девушек сгорели заживо (до осени 1944 г. на По-2 летали без парашютов): Женя Крутова, Соня Рогова, Аня Высоцкая, Галя Докутович, Валя Полунина, Лена Саликова, Женя Сухорукова и Ира Каширина.                Активное участие 46 гвардейский нбап принял в освобождении Крыма, участвуя в массированных авианалетах на немецкие аэродромы в Крыму. После освобождения Крыма полк перебазировался в Белоруссию на западное направление. Воевал в Польше и в Германии, где и завершился боевой путь 46 гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков. В полку 23 Героя Советского Союза (пятерым это звание присвоено посмертно), 2 Героя России, 1 Герой Казахстана.
Герои СССР:
1. Гв. ст.лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна 960 боевых вылетов
2. Гв. ст. лейтенан Белик Вера Лукьяновна (посмертно) 813 б.в.
3. Гв. ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна 848 б.в.
4. Гв. ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна 860 б.в.
5. Гв. ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна 968 б.в.
6. Гв. ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна (посмертно) 628 б.в.
7. Гв. ст. лейтенант Меклин Наталья Федоровна 980 б.в.
8. Гв. капитан Никулина Евдокия Андреевна 760 б.в.
9. Гв. лейтенант Носаль Евдокия Ивановна (посмертно) 354 б.в.
10. Гв. ст. лейтенант Парфенова Зоя Ивановна 680 б.в.
11. Гв. ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна 790 б.в.
12. Гв. капитан Попова Надежда Васильевна 852 б.в.
13. Гв. ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна 805 б.в.
14. Гв. капитан Розанова Лариса Николаевна 793 б.в.
15. Гв. лейтенант Руднева Евгения Максимовна (посмертно) 645 б.в.
16. Гв. ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна 890 б.в.
17. Гв. капитан Санфирова Ольга Александровна (посмертно) 630 б.в.
18. Гв. ст. лейтенант Себрова Ирина Федоровна 1004 б.в.
19. Гв. капитан Смирнова Мария Васильевна 950 б.в.
20. Гв. ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна 782 б.в.
21. Гв. ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна 915 б.в.
22. Гв. ст. лейтенант Худякова Антонина Федоровна 926 б.в.
23. Гв. капитан Чечнева Марина Павловна 810 б.в.
Герои России:
1. Гв. ст. лейтенант Акимова Александра Федоровна 680 б.в.
2. Гв. ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна 725 б.в.
Герой Республики Казахстан - Гв. ст. лейтенант Доспанова Хиуаз
Позднее всех улетел на фронт 587 бомбардировочный авиационный полк (бап). Связано это было с тем, что полк первоначально должен был получить бомбардировщики Су-2, но к лету 1942 г., когда обучение было уже закончено, выяснилось, что самолеты сняты с производства. И вообще на фронте требуются пикирующие бомбардировщики Пе-2.
Переучивание полка закончилось к концу ноября 1942 г. 1 декабря 1942 г. полк вылетел на Калиниский фронт в состав 8 воздушной армии(ВА) на аэродром Киржач во Владимирской области. 26 декабря 1942 г. его включили в состав 270 бомбардировочной авиадивизии (бад), которая воевала в составе Донского фронта той же 8 воздушной армии.
Командиром полка была Герой Советского Союза майор Марина Михайловна Раскова. Однако при перелете на фронт 4 января 1943 г. она погибла. Командиром полка через месяц назначили майора Валентина Васильевича Маркова. Заместителем командира полка была майор Евгения Тимофеева, заместителем командира полка по политчасти Лина Яковлевна Елисеева, начальник штаба капитан Милица Александровна Казаринова, штурман полка капитан Валентина Кравченко.
Первый боевой вылет летчицы полка совершили 28 января 1943 г. на бомбежку окруженной группировки противника в Сталинграде. Полк был под Сталинградом до 6 марта 1943 г.
С 15.04. по 27.06.1943 г. 587 бап входил в состав 223 ближнебомбардировочной дивизии и воевал на Кубани на Северо-Кавказском фронте. Сначала полк базировался на аэродроме станицы Лабинская, а потом перебрался северо-восточнее, на аэродром Выселки. В мае 1943 г. полк получил имя Героя Советского Союза Марины Расковой.
В июне полк перелетел на Западный фронт под Калугу, на аэродром Грабцево.
В июле 1943 г. полк был на аэродроме Езовня в 185 км юго-западнее Калуги. Отсюда полк действовал, участвуя в Курско-Орловской битве.
3 сентября 1943 г. полк стал гвардейским и получил новое наименование, 125 гвардейский бап. 223 бад была переименована в 4 гвардейскую бад. В октябре 1943 г. полк стоял на аэродроме Леонидово в 7-8 км. западнее Ельни в Смоленской области.
Зимой 1944 г. летчицы полка пересеклись с летчиками французской эскадрильи «Нормадия – Неман». Эскадрилья вскоре превратилась в полк, французские летчики воевали рядом со 125 гв. бап. Французские летчики прикрывали «девятки» полка на Курской дуге, на Смоленщине. В Белоруссии их пути разошлись.
1.03.1944 г. из Йошкар-Олы в полк под Ельню прибыли экипажи пополнения Тони Спициной, Лены Малютиной, Томы Масловой, Нины Майковой, Тамары Милашвили, Маши Тарасенко, Тамары Русаковой, Маши Погореловой и Ани Шишковой.
125 гв. бап очень долго находился в Леонидово, участвуя зимой в трудном наступлении на Витебск. Затем полк перелетел северо-западнее на аэродром Шелуганово в 12 км. западнее города Демидова.
23.06. 1944 г. началась Белорусская операция, в которой полк принял активнейшее участие. 27.06.1944 г. была взята Орша, и вскоре 125 гв. бап перебрался на аэродром Балбасово под Оршей. В июле 1944 г. полк отличился при взятии белорусского города Борисова и получил название «Борисовский».
Июль 1944 г. – начало боевых действий по освобождению Литвы. В 1944 г. 125 гв. бап базировался на аэродроме Иотайнели, затем перебрался на аэродром Груджяй около литовского города Шауляй, где и встретил Победу.
В 1945 г. 125 гвардейский Борисовский бап имени Марины Расковой отличился в боях в Восточной Пруссии при взятии города Инстербург и города-крепости Пиллау, за что полк был награжден орденами Кутузова и Суворова III степени.
За годы войны полк совершил 1134 боевых вылета, сбросив на врага 980 тонн бомб.
9 экипажей полка готовились участвовать в параде Победы: экипажи Федутенко, Долиной, Кирилловой, Кривоноговой, Фомичевой, Шолоховой, Осадзе, Малютиной и Федотовой.
Герои Советского Союза 125 гвардейского Борисовского им. Марины Расковой бомбардировочного авиационного полка:
1. Штурман эскадрильи Галина Ивановна Джунковская
2. Штурман эскадрильи Антонина Леонтьевна Зубкова
3. Заместитель командира эскадрильи Мария Ивановна Долина
4. Командир эскадрильи капитан Надежда Никифоровна Федутенко
5. Командир эскадрильи капитан Клавдия Яковлевна Фомичева


Рецензии
Татьяна, ещё раз добрый вечер!
Благодарю, обнаружил некоторые необходимые мне сведения. Жаль, что отсутствуют ссылки на публикации, которые использовались при написании этого очерка.
С уважением,

Владимир Жестков   12.02.2021 20:35     Заявить о нарушении
Владимир, пользовалась многими интернет-ресурсами, сопоставляла их. В основном использовала опубликованные документы. Никакой художественная литературы. Прошу прощения за остуствие списка использованной литературы и ресурсов интернета. Сейчас уже не смогу восстановить. Исследование не одного дня.


Татьяна Васина 3   11.07.2021 11:21   Заявить о нарушении