Паррасий, я умираю!..

…природе вы должны быть верными во всём. Никола Буало. // Во время операции я думал о наших обедах и искал слов, чтобы верно передать вам впечатление от стали, которая взрезала мою кожу и входила в моё тело словно нож, режущий банан. Иван Тургенев – Альфонсу Доде. // «Чтобы писать о шницеле, не обязательно самому жариться на сковородке». Это изречение Горького нуждается в поправке. Если речь о вкусе шницеля, достаточно его съесть. Если же автор хочет описать «чувства» шницеля при жарке, его «душа» должна пребывать на сковородке вместе с ним. Иоганнес Бехер. // …своею обожжённою рукой я имею право писать, каков был огонь, спаливший её. Гюстав Флобер. // …когда Филипп выставил на продажу захваченных в бою, афинский живописец Паррасий купил одного пленника, дабы тот послужил моделью для картины «Пригвождённый Прометей», заказанной мастеру для храма. «Он недостаточно печален!» – разглядывая пленника в мастерской, изрёк Паррасий и велел подвергнуть пыткам. Рабы принялись жестоко истязать невольника, и видевшие экзекуцию люди возмутились. «Я его купил!» – возразил живописец. Пригвождённый к кресту натурщик возопил от боли. Зрители вновь воззвали к милосердию. «Он мой, я владею им по праву победителя!» Паррасий приготовил краски и кисти, палач сунул в пламя камина щипцы и взялся за хлыст. «Бей его крепче! – приказал Паррасий. – Мне нужно выражение истинного страдания!..» Раздался душераздирающий вопль. «Ты более склонен к пыткам, нежели к живописи», – ругнулся один из присутствующих. Паррасий лишь гаркнул палачу: «Мучай его как следует ещё!.. Прекрасно! Вот лицо Прометея терзаемого и умирающего! Держи его в таком состоянии!..» Стеная от боли, натурщик обвис на кресте. Паррасий крикнул ему: «Твои стоны ещё не похожи на стоны преследуемого гневом Юпитера!» Впадая в агонию, несчастный простонал: «Паррасий, я умираю!» Вся суть живописи в этом мгновении. «Вот-вот, оставайся таким!» Сенека Старший. //  Совершенство фигур на полотнах Леонардо да Винчи является следствием скрупулёзного изучения анатомии. Вскрывая трупы, он исследовал каждый орган, равно интересуясь структурой костей и устройством мозга. Казалось, ему неведомо сострадание, обычные человеческие чувства. Посещал казни, наблюдая за искажёнными страхом и болью лицами преступников, спокойно смотрел на мучения казнимых, зарисовывая их конвульсии. Результаты наблюдений отражены во множестве анатомических рисунков. Автор легендарной улыбки «Моны Лизы» был великим знатоком мимических мышц. // На огромном холсте была нарисована композиция: распятие апостола Петра, висящего на кресте вниз головой. «Представьте, рисую его в этой неудобной позе с натуры, – сказал Гебхардт. – Только один натурщик согласился позировать, и тот выдерживает пять-восемь минут, и я вынужден дорого платить. Вчера с ним стало дурно, но так надо работать, если серьёзно относишься к делу, иначе выйдет не то. Мне нужно изучать выражение лица и напряжение мышц в этом положении». Сергей Щербатов. // Усадил я нищего оборванца в мороз, в снег, полуголого. Дрожал он, весь лиловый был от стужи, – рассказывал беспощадный к своим натурщикам Василий Суриков. – Это-то и нужно мне было для моего нищего, для «Боярыни Морозовой» в углу картины, направо. Как мочи уж не станет, я его сивухой потчевать. Отогреется и опять сядет в снег. Сергей Щербатов.


Рецензии
Жуть какая! Садизм, да и только! Теперь, видя на картине страдания, буду всё время думать, каким пыткам художник подвергал натурщика. Бр-р-р! Спасибо за правду жизни.

Елена Вознесенская   10.05.2015 01:18     Заявить о нарушении
Художник он бесщадней короля.

Анатолий Шуклецов   10.05.2015 08:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.