Сказка о волшебном стёклышке

Воробьёва Виктория Николаевна
Сказка о волшебном стёклышке.

Моему отцу Воробьёву Николаю Александровичу посвящается.

У каждого из нас в душе орган,
Но только он по- разному звучит:
У одного шумит, как океан,
А у другого, как ручей журчит.
М Щербинин.

I

Жила-была девочка Роза. Она жила в большом городе с папой и мамой. Роза в общем-то была послушной девочкой. Она любила своих родителей. Прележно училась, но иногда бывало, что вдруг, ни с того ни с сего, у неё портилось настроение, и тогда она становилась невыносимым ребёнком. В это время Она капризничала, плохо ела, переставала делать уроки; и даже рвала тетрадки и книги. Когда родители делали ей замечания, она злобно огрызалась, как маленький зверёк, кидала им под ноги различные предметы. Потом это само собой проходило. Роза плакала и просила прощение; говорила, что   теперь она никогда не будет плохо себя вести, но проходило  какое-то время, и всё повторялось снова.
И вот однажды, зимой, опять начались непонятные капризы. Родители надеялись, что как всегда, скоро навождение пройдёт и Роза снова станет послушной и радостной девочкой. Но проходили недели, а  её состояние становилось всё хуже и хуже. Розу  ничего не радовало. Она стала плохо учиться.  Задирала одноклассников и даже лезла в драку непонятно из-за чего. Учителя не могли понять, что с ней происходит.

II

Отец Розы работал на заводе инженером. Сослуживцы отца стали замечать, что он последнее время ходит какой-то сумрачный, и у него всё валится из рук. И вот, наконец, они решили поговорить с ним. Он рассказал о своей беде. «На нашем заводе работал великий волшебник. Он изобретал много полезных вещей. Сейчас он уже пенсионер. Но жив и здоров», –¬ сказали они, – «а сходи ка к нему, посоветуйся. Вот его адрес».
Отец Розы, недолго думая, побежал к  великому мудрецу по указанному адресу.
Он попал в маленькую, но очень светлую и уютную комнату. На стенах висели какие-то  таинственные картины, на них были изображены моря, леса и горы, по нарисованному  небу летали необычные птицы. Посетитель удивился тому, что он нигде не видел таких иллюстраций.
За большим столом, уставленным какими-то неведомыми приборами,  в глубоком кресле сидел седой старик. По его лицу блуждала то лучезарная, то задумчивая и немного грустная улыбка. Старик посмотрел на вошедшего. Его всепроникающий взгляд как бы насквозь пронзил стоящего перед ним человека. Отцу Розы показалось, что этот  мудрый человек за одну секунду узнал всё о нём и о его семье, и  вообще обо всём, что его волнует. Старик пригласил его сесть в кресло напротив и низким глубоким голосом   негромко спросил: «Что привело тебя ко мне, человече?»
Пришедший сбивчиво изложил свою проблему.
– Я смогу помочь твоему горю, только если ты поверишь мне и беспрекословно выполнишь всё, что я повелю тебе.
– Согласен, – ответил посетитель.
– Как тебя зовут? – спросил мудрец. Пришедший назвал своё имя.
– Ни то, ни то, – проворчал он, – Кто ты для своей дочери?
– Отец, – ответил отец Розы.
– Так, это уже хорошо, – ласково сказал мудрец.
– Хорошо, что ты осознаёшь свою должность на  этой земле. А теперь слушай меня внимательно, отец! – властно сказал мудрец. Его голос изменился до неузнаваемости. Он шел откуда-то из-под земли. Казалось, что этот голос способен повиливать стихиями. Отец Розы почувствовал, что и самой комнаты больше нет. Он стоял в каком-то тёмном коридоре. Вдали он увидел ослепительно белый свет:
– Следуй за мной, – воззвал голос откуда-то из этого света.
Путник пошел прямо на свет. Он шел не долго и оказался в огромном зале. Зал был освещен какими-то яркими лампами. Везде стояли огромные, непонятные приспособления. Было шумно. Туда и сюда озабоченно сновали люди в рабочей  одежде.
– Куда мы попали? –  робко спросил странник, боясь, что его не услышат.
– В мастерские, – был короткий ответ. Отец Розы увидел, что рядом с ним стоит его проводник и  у него стало легче на душе. 
– Что это за мастерские? – спросил путешественник.
– Здесь такие же страждущие, как и ты, выковывают своими руками своё счастье, – сказал мудрец.
– А почему у многих из них такие грустные лица? – спросил путник.
– Потому что они не знают, как это делается. Вот и страдают, – ответил мудрец. – Но тебе повезло, ты нашел меня, своего проводника. А теперь перейдем от слов к делу. Пошли.
Они прошли через весь зал. В конце его стояла огромная печь. Она была совершенно прозрачная, и в ней кипела расплавленная масса.
– Слушай меня внимательно, отец, – прозвучал властный голос.
– Ты должен взять в руки горячую массу и поднести её ко рту, и своими лёгкими вдуть в неё дыхание жизни. Масса будет обжигать и руки, и лёгкие, она будет вырываться из рук, но ты помни одно, что ты отец и делаешь это для своей дочери. Ни я, ни кто другой в целом мире не сможет тебе помочь. Только сам ты сможешь сделать это.  И еще, если хоть одна капля жидкости упадёт на землю, всё надо будет начинать сначала.  Ну и в этом  тоже нет ничего страшного,  просто тогда тебе придётся прийти сюда еще раз.
Отцу Розы хотелось еще о многом спросить. Он обернулся, но никого рядом не  увидел. Проводник бесследно исчез.
Отец заглянул в печь, расплавленная масса переливалась всеми цветами радуги. Он почувствовал, что рука проходит сквозь стенку печи. Он попытался взять в руки массу и тут же с криком отдёрнул руку. Масса была раскалённой. «Я ни чего не смогу сделать», – подумал странник. Но в его сердце отчётливо прозвучали слова проводника: «Помни, ты - отец».
Отец Розы снова засунул обе руки в печь, тяжело вздохнул и вытащил массу из печи. Она, как живая змея, извивалась в его руках, пытаясь вырваться наружу. Но он крепко обеими руками вцепился в этот расплавленный воск, и пальцы как бы приросли к нему, он поднёс его  ко рту. И начал надувать, как воздушный шар. Лава обжигала лёгкие, но он всё дул и дул, повторяя как заклинание одну фразу: «Силы небесные, помогите отцу спасти дочь».
Постепенно лава стала застывать. Она всё больше и больше становилась похожей на линзу. И, наконец, в руках обессилившего человека оказался идеально обточенный кристалл стекла, который спокойно лежал у него на ладони и не пытался никуда убежать.
– Теперь отдыхай, – услышал он знакомый голос своего проводника, – остальное я сделаю сам.
Отец Розы снова увидел себя в светлой и уютной комнате. Он спокойно сидел в глубоком кресле, напротив него сидел мудрец и светло ему улыбался.
– А ты молодчина, отец, справился за один раз, – ласково проговорил он и ворчливо добавил, - а я думал не сдюжишь и придётся мне с тобой дольше возиться.
– Что это было? –  отец Розы беспомощно развел руками. 
– Мы путешествовали в тонком мире. Там ты сам нашел решение своей проблемы, а я лишь помог тебе преобразовать энергию тонкого мира в материальную субстанцию, и унести её из тонкого сна в этот реальный мир. Вот доказательство нашей победы: на столе лежал, переливаясь всеми цветами радуги, разноцветный кристалл горного хрусталя.
– Всё равно я ничего не понимаю, – проговорил посетитель, – что это было? Как я, будучи здесь в комнате, в одно мгновение перенёсся куда-то в неизвестном направлении? Если допустить, что это сделал я сам, то как за несколько минут я выплавил и выдул и обточил такой кристалл? Ой, ой, ой, у меня столько  много вопросов, что я не знаю с чего начать, – смущенно забормотал он.
Лицо старца немного помрачнело.
– Так я и знал. Сейчас ты не сможешь понять всего, что с тобой произошло, – ворчливо проговорил мудрец. – Потому что всё, что я сказал, пока для тебя лишь слова, которые не доходят до сердца, поэтому я ничего и не хотел тебе объяснять, но ты так просил, и я попытался, заранее зная, что ты не поймёшь меня. Ладно, – тихо и ласково продолжал он,  – поверь, что всё сделано, так как надо. Возьми это! – мудрец протянул ему кристалл, – принеси его в подарок своей дочурке, скажи ей, что это волшебное стёклышко. Стоит поднести его к глазам и посмотреть вокруг  через него, тогда   самые отвратительные предметы и явления превратятся в сказочно- прекрасные вещи.
– О! Спасибо тебе, великий мудрец, – радостно воскликнул отец Розы.  Это, именно то, что мне нужно. Ну, теперь-то моя дочка   моментально станет здоровой!
– Постой, – задумчиво проговорил мудрец, глядя куда-то вдаль, произойдёт ещё много печальных событий, прежде чем твоя дочка совершенно выздоровеет. Выполнена лишь наша с тобой часть работы, а ей еще предстоит пройти свой путь. Но ты верь, что она победит, ведь Роза дочь своего отца!

III

Выйдя на улицу, отец подумал: «Да ну его, чудаковатый старик. Какие еще печальные события. Стоит мне подарить Розе волшебное стёклышко, и она сразу выздоровеет. Ведь вон оно какое красивое, как блестит!»
Радостно отец вбежал в квартиру. Роза сидела, склонившись над учебником, и горько плакала.
– Роза, милая,  я хочу сделать тебе подарок, – отец протянул ей свёрток. Она развернула его и грубо сказала: «Я ведь не маленькая, ну и зачем мне это стекло.
 – А ты посмотри через него, – сказал папа, – ну-ка, что ты увидишь?
Роза взглянула и обмерла. Комната превратилась в прекрасный сказочный дворец. Роза выбежала на улицу. И начала ходить взад и вперёд всё время, поднося стекло к глазам. Обычные улицы превращались в сказочные города, фонарные столбы в диковинные деревья, машины, трамваи и автобусы в фантастические космические корабли. Через несколько часов Роза, разрумянившаяся и счастливая, прибежала домой.
 – Ой, папочка, спасибо, – закричала она с порога, – ты такой у меня славный. Какой чудесный подарок ты мне принёс. Родители Розы вздохнули с облегчением.
 – Ну наконец-то у нашей дочки улучшилось настроение. Теперь-то она научится радоваться жизни!
Несколько дней Роза не расставалась со стеклом. Она смотрела сквозь него везде: в школе, на скучных уроках, в поликлинике у зубного  врача, в очередях за продуктами (им с мамой приходилось часто ходить в магазин, потому что у папы было много работы). Раньше Роза всё время ныла:
– Как я устала от этих противных магазинов, уроков, зубных врачей… – Теперь она смотрела сквозь стекло и улыбалась.
Но через несколько дней Роза поняла, что увиденный  сквозь волшебное стекло  прекрасный мир нельзя чувствовать и осязать, диковинные деревья невозможно потрогать руками, чудесные фрукты не попробуешь на вкус. Ей стало ясно, что этот мир можно только видеть, но в нём нельзя жить. Роза снова загрустила. Прошла неделя и она забросила волшебное стёклышко как бесполезную игрушку. Теперь оно лежало без дела в самом дальнем ящике её стола. С каждым днём настроение Розы стремительно ухудшалось.
IV

Наступили рождественские каникулы. Семья стала готовиться к Рождеству. Родители Розы надеялись, что праздничные хлопоты, ёлка и подарки развлекут девочку, и она забудет свои печали.
И вот наступил канун Рождества. Днём родители вместе с Розой украшали ёлку. Она получилась очень красивая: блестел разноцветный дождик, переливались лампочки, радовали глаз весёлые игрушки. Но Розу ничего не интересовало. Вечером она сидела около ёлки и грустно смотрела на неё. Вдруг её внимание привлекла одна ёлочная игрушка. Это был стеклянный эльф с маленькими блестящими крылышками за спиной. Роза не знала, что это такое, но игрушка ей очень понравилась. Эльф ласково смотрел на Розу и светло ей улыбался. Роза пристально посмотрела на него. От его взгляда ей стало тепло и спокойно, непроизвольно Роза  перевела взгляд на соседнюю ветку, но она была пуста. Девочка подумала о том, как жаль, что на неё забыли повесить игрушку. Можно было бы повесить какой-нибудь домик для эльфа. И только она об этом подумала, вдруг видит, что ветка совсем  не пустая! На ней уже  висит игрушка. Роза решила, что она её просто  раньше не заметила. Она стала рассматривать новую  игрушку. Это было какое-то странное животное, похожее на нарисованного человечка,  на голове у него были маленькие рожки, а на руках и на ногах коготки, как у злой кошки. Потом Роза услышала, что игрушки на соседних ветках  тихо переговариваются между собой. Она прислушалась и услышала вот что:
–Оставь невинную душу, – проговорил эльф, – ты и так достаточно мучил её.
– Нет, дружище, она моя, – проговорило рогатое существо.
– Она всеми силами сопротивляется! – воскликнул эльф.
– Ничего, скоро она поймёт, что я хочу ей добра, – вкрадчиво ответил рогатый.
– Но как ты здесь оказался? – спросил эльф, – ведь тебя никто не вешал на эту ёлку.
Раздался раскатистый смех рогатого.
– Хе-хе-хе, да ты, наверно, в школе плохо учился, ведь я всегда появляюсь рядом с тобой. Где ты, там и я. Ты же без меня не можешь существовать. Как свет не может существовать без тьмы. Это же закон природы. Ладно, я сегодня добрый, скоро новый год, я не буду тебе мешать. Когда она тебя о чём-нибудь спросит, отвечай спокойно, я не буду вмешиваться в вашу беседу, но  уж если она заговорит со мной, ты тоже нас не перебивай. Вот и посмотрим, кто кого, идёт?
Розе надоело слушать какие-то непонятные речи.
– Раз я их слышу, значит, я могу сама с ними заговорить, – подумала Роза. – Вот это уже интересно, дай-ка попробую!
– Ты кто? – спросила она, посмотрев на эльфа.
– Я твой ангел-хранитель, – ответил он ласково, –помнишь мама  тебе обо мне рассказывала?
Роза напрягла память. Ей стало неудобно, потому что она не помнила кто такой ангел-хранитель.
– Ну да, конечно помню, – решительно сказала она. Это такая  необычная птица, особая разновидность птиц, похожих на человека, правильно?
Ангел грустно вздохнул.
– Ну пусть так, – тихо проговорил он, –  и  негромко добавил после паузы, – мыслящая птица.
– А что ты здесь делаешь? – снова спросила Роза.
– Тебя охраняю, – ответил он.
Розе вдруг стало ужасно смешно.
– Охраняешь? Здесь в тёплом и уютном доме, но от кого? – со смехом спросила она.
– От сил тьмы, – задумчиво ответил ангел.
– Да ну тебя, – крикнула в сердцах Роза. – Ты говоришь как-то непонятно. С тобой неинтересно!
– А ты кто? – спросила она, переведя взгляд на соседнюю ветку.
– Я служащий, как твой папа, – вкрадчиво ответил рогатый.
– Интересно, кому же ты служишь? – спросила Роза.
– Князю этого мира, – ответил он.
– Вот это уже интересно, – подумала Роза и спросила:
– А как выглядит твой князь? Можно его увидеть?
– Ну, – задумчиво начал он. – Не видя его трудно представить, и в общем это очень долго объяснять, но во всяком случае он очень красивый юноша и любая девушка сочла бы за честь с ним познакомиться.
– А ты можешь познакомить меня с ним? – воскликнула Роза.
– О!  С ним можно познакомиться, только если этого очень захотеть. Ты, правда,  хочешь его увидеть? Подумай хорошенько?
– Конечно, – воскликнула Роза.
– Если ты согласишься отправиться со мной в далёкое путешествие, я покажу тебе красоты мира, и если ты выдержишь путешествие до конца, я познакомлю тебя с моим господином – князем земли.
– Согласна, согласна. Вот это здорово! – радостно закричала Роза, – А когда мы отправимся в дорогу?
– Сегодня ночью я приду за тобой, – с  саркастическим смехом ответил рогатый.
И вдруг прозвучал голос с соседней ветки. Он был настойчивый и очень грустный.
– Я знаю, что теперь не смогу уговорить тебя остаться дома, но заклинаю тебя: пожалуйста, не забудь взять в дорогу волшебное стёклышко. Это подарок отца. И  твой талисман. Обещай мне это!
– Ну какой ты приставучи эльф, или как там тебя зовут, ангел, что ли, –заныла Роза, – ну ладно,  радуйся и ты, коле ты пришел в гости ко мне на ёлку, так уж и быть  возьму с собой эту безделушку, благо она не  тяжелая.
Рогатый хмуро глянул на неё с соседней ветке, но ничего не сказал.

V

Наступила ночь. Роза лежала в постели с широко открытыми глазами и чего-то ждала. Неужели всё это ей только померещилось, и никто за ней не придет.  Только она об этом подумала, как дверь её комнаты широко распахнулась, вошел  прекрасный принц, (он   был, конечно, без всяких рогов).
– Роза, –  сердито проговорил он, – почему ты до сих  пор не одета. Ах ты негодница вовсе и не ждала меня, как не стыдно.  Одевайся быстро, мы опаздываем.
Роза поспешно одела дорожное платье, хотела уже выбежать из комнаты. И тут в голове её прозвучал голос: «Стой! Ты не взяла в дорогу  свой талисман».
– Боже, какой  несносный эльф. Ты  опять здесь? – подумала Роза. И всё же она подошла к своему столу, нашла завёрнутое в мамин платок волшебное стёклышко и небрежно сунула его в карман.
– Ну что ты, наконец, готова? – услышала она голос за спиной, – тогда полетели. Мой господин не любит ждать.

VI

Они летели долго над диковинными морями, лесами, лугами. Каждый пейзаж был соблазнительнее предыдущего.
– Хочешь вернуться домой? – спрашивал провожатый.
– О нет, – кричала Роза в ответ, – еще, еще полетаем.
Вдруг она вспомнила и спросила:
– Ой , а когда же я увижу твоего господина.
– О! – ответил он с холодной улыбкой, – ты сможешь его увидеть, только если согласишься навсегда остаться жить с нами.  Я поселю тебя в прекрасном дворце. Там будет много слуг. Тебе никогда больше не придётся учить противные уроки. Ты будешь жить там и ждать его- моего господина- он придёт к тебе в гости. Но только при одном условии: ты больше никогда не вернёшься в свой мир, никогда не увидишь родителей, друзей, родной дом.
Роза глубоко задумалась. Ей было жаль огорчать родителей, но так хотелось покинуть унылый мир и жить в чудесном дворце с прекрасным принцем. Снова, как дома, в голове она услышала голос:
– Опомнись, Роза, опасно попасть в его сети! Вернись домой. Твоё место именно в том мире, где ты сейчас живёшь со своими родителями.
– Ах, опять этот несносный эльф,- подумала Роза.
– Ну это уж слишком. Да как он смеет меня учить, ведь я уже не маленькая. Ну уж нет, я  всё равно сделаю по-своему, наперекор ему.
И она громко крикнула:
– Я согласна, согласна  поселиться в твоём дворце и  ждать там сколько угодно твоего господина.
Дикий хохот был ей ответом.

VII

И вдруг Роза очутилась в какой-то смрадной пещере. Она почувствовала запах   топкого, грязного болота или протухших яиц. Со стен и  с потолка клоками свисала безобразная паутина. Мебели вообще не было. А в переднем углу на стене красовалась ужасная тёмная дыра, ведущая толи в другую пещеру, то ли неизвестно куда. Перед ней стоял её провожатый и криво улыбался.
– Фу, как я устал носить эту личину, – глухим голосом хрипло проговорил он. И вдруг стал сбрасывать с себя одежду и бросать на пол. Одежда бесследно исчезала в болотной трясине. Роза увидела тело, покрытое шерстью,  на голове у прекрасного принца вместо короны  откуда-то появились маленькие, остренькие рожки. Ноги принца  в одно мгновение превратились в когтистые лапы. Это странное рогатое существо сладко потянулось и оскалило  большие отвратительные клыки.
– Ну вот, наконец-то я дома, – прохрипело оно.
– О мой господин, что случилось? Куда мы попали? Где прекрасный дворец? – в ужасе закричала девочка.
– Да вот же он, моя красавица, – с хохотом прорычало оно, – разве это не дворец? Чем же ты не довольна? Впрочем, теперь никто и не спрашивает, довольна ты или нет. Это твой вечный дом. Ты сама его выбрала, ведь тебя никто не принуждал лететь со  мной. Ну некогда мне тут с тобой прохлаждаться. Я и так потратил много времени, развлекая тебя. Извини, много дел, служба, понимаешь ли. Так что, моя милочка, я тебя покидаю навеки. Живи здесь и наслаждайся жизнью, – с  диким хохотом прорычал рогатый и исчез.
Роза осталась одна. Постели нигде не было. Она повалилась на пол пещеры. Весь пол был устлан болотной тиной. Она была холодной, липкой и   очень скользкой, и как бы всасывала в себя тело Розы. Ей показалась, что эта тина сосёт из нее жизненные силы. Роза быстро вскочила на ноги, но стоять на одном месте было еще тяжелее. Она опять села на пол. И снова неутомимая смрадная болотная тина стала высасывать из неё жизнь. Роза горько заплакала. Она вдруг осознала, что теперь ей придётся провести здесь  долгие годы, а может быть целую  вечность.
Роза не знала, сколько дней прошло с тех пор, как она покинула родительский дом. Ни один лучик света не заглядывал в эту мрачную пещеру. Целыми днями просиживала Роза в тёмном углу пещеры, прислонившись  к омерзительно липкой стене. Ей казалось, что так было чуть-чуть теплее. Она поняла, как огорчала своих родителей и не ценила тепло и уют родительского крова. Она вспоминала родной город, школу, друзей. Боже, что она потеряла. Роза понимала, что теперь никогда не сможет вернуться домой. Это зловещее слово «никогда» всё время звучало у неё в ушах. Она  часто смотрела в тёмный угол пещеры. Иногда ей мерещилась в черной дыре какая-то женщина. Лицо этой женщины было ей почему-то знакомо.  Её глаза были полны слёз. Потоки слёз стекали по её одежде, и Розе слышался тихий голос: «Я не могу тебя спасти». Но вот налетал вихрь, дыра снова становилась тёмной, а под потолком раздавался  скрежещущий смех, в котором Роза отчётливо слышала слова: «Вон отсюда. Тебе здесь не место! Это моё царство!»
Однажды Роза вдруг вспомнила, где она видела лицо этой женщины. Ну, конечно, в комнате у родителей в переднем углу не было чёрной, зияющей дыры. На чистой стене, оклеенной красивыми обоями висела большая картина в старинной раме. На ней была изображена женщина с ребёнком на руках. Роза вспомнила, как она когда-то спросила маму:
– Мама, кто изображен на этой картине? Наша родственница?
– Эта женщина для всех родственница. Она - мама для всех живущих на земле, – ответила мать. Роза попросила рассказать подробнее об этой женщине. Мама долго рассказывала, но Роза вскоре забыла об этом. Сейчас она напряженно пыталась вспомнить мамин рассказ. Ей вспоминались отдельные слова. Эта картина называется иконой. Да, да вроде так говорила мама. Ах да, и на ней изображена Божья Матерь. Мама нашего Бога и спасителя.
– Точно, точно,- закричала Роза и захлопала в ладоши. Именно так мама и говорила в тот день. -  Да, да, да, Мать Спасителя. Значит, и меня она может спасти, – подумала Роза. Она взглянула в  чёрную дыру и вдруг воззвала во весь голос:
– Матерь Божья, помоги, приди сюда, спаси меня. Я знаю, нет, я верю, что  только ты можешь спасти меня. Я не знала Бога, прости меня. Теперь я  всегда буду хорошей девочкой. Я никогда не огорчу маму и папу. Я буду ходить в магазин, стоять в очереди, хорошо учиться. Буду делать всё, что скажет мама, только помоги мне вернуться домой. Роза плакала и молилась. Наконец, тёмная дыра чуть-чуть посветлела, и в ней появился едва уловимый лик Божьей матери. Ее лицо было скорбно, а голос еле слышен.
– Не могу я спасти тебя. Только ты сама можешь спасти себя.
– Но как, мама,- крикнула Роза.
– Думай сама, – прошелестел голос. И снова в пещеру ворвался вихрь. И рокочущий голос проскрежетал: «Вон из моего царства». Дыра опять потемнела и замолчала.
Много дней подряд Роза звала Божью Матерь, но она больше не появлялась.
В переднем углу по-прежнему зияла тёмная дыра.

VIII

Часами Роза стояла, скорчившись на коленях на мокрой траве перед темной дырой. Временами ей казалось, что она должна, нет, просто обязана вспомнить что-то очень важное. Без которого дальше жить нельзя!  Но это, как шаловливый луч солнца,  тут же  ускользало от нее. Роза мучительно напрягала память: «Только ты сама можешь себя спасти, думай»,- звучал в ней голос Божьей Матери. Наконец Роза вытерла слёзы. И подумала: «Хватит. Я уже не маленькая! Я не хочу, слышишь ты, мерзкий князь, не желаю  всю жизнь оставаться в твоём грязном  болоте. Я хочу вернуться домой, а значит, мне надо что-то вспомнить и сделать. Роза стала напряженно думать. Она вся покраснела, лоб её покрылся испариной. И вдруг она вспомнила. Тихий вечер. Она дома. Сидит в своей уютной комнате, склонившись над учебником. Радостное лицо отца: «Посмотри, какой чудесный подарок я тебе принёс…»
– Ну, конечно же, волшебное стёклышко, подарок отца, – это твой талисман,- сказал ангел на ёлке, – ах, как же я о нём забыла, – воскликнула Роза, – ведь это именно то, что мне сейчас нужно!
Роза быстро вскочила на ноги.
– Да, но где же он теперь? – вслух подумала  она, – ведь я же вроде бы взяла его с собой, а может быть оставила дома. – Её охватил ледяной ужас. – Да нет же, не может быть… Брала я его, брала. Ведь я его в карман положила. Ну да, конечно.
Роза подняла руку, попыталась дотронуться до своего кармана, но вдруг рука онемела, стала тяжелой и как плеть безжизненно упала вниз. Травяной пол как бы потянул руку вниз, лишая ее возможности действовать. Потолок сердито зашипел. Роза поняла, что вся природа этого места сопротивляется и не хочет, чтобы она нашла свой талисман. Значит, именно его и надо ей найти. Роза сделала новую попытку поднять одеревеневшую руку и снова потерпела поражение. В третий раз стало чуть легче. Медленно, очень медленно ей удалось поднять руку. Она прикоснулась к карману своего платья и почувствовала, как прилипшая к нему травинка больно обожгла её тело. Не обращая на это внимания, Роза всё же опустила руку в карман и сразу почувствовала какую-то надёжную защиту. Рука вдруг ожила стала чувствовать мягкую ткань. Послушными её желанию пальцами Роза нащупала в кармане свёрток, достала его, и чуть не уронила на пол. Девочка поняла, что если платок упадёт в эту жуткую трясину,  то талисман исчезнет навсегда. Двумя руками она крепко вцепилась в платок. Было такое ощущение, что кто-то  пытается вырвать его у неё из рук, но отдохнувшие пальцы Розы крепко держали его.
Она быстро развязала тугой узел, развернула свёрток, волшебное стёклышко засияло во мраке, как-будто в  тёмную комнату ворвался весенний солнечный луч. Роза легко подняла руку, в которой было стёклышко, стремительно поднесла его к глазам.
И тут произошло чудо! Весь мир вмиг преобразился.
Ужасная, мрачная пещера превратилась в прекрасную комнату. Вместо чавкающей, болотной травы блестящий паркетный пол с дивным рисунком. На стенах, вместо паутины, шелковые гобелены. Расписной потолок, украшенный люстрой с разноцветными фонариками, напоминал купол какого-то древнего храма. В комнате было много мебели. Посреди комнаты стоял огромный обеденный стол, уставленный вкусными яствами,  у стены- широкая кровать под пологом, и дубовый шкаф с резными дверцами.
Роза ахнула и опустила руку со стеклом. Она снова стояла посреди мрачной пещеры. Прекрасная комната бесследно исчезла.
– Что же теперь делать? – подумала Роза.
– Вернуть красоту, – прозвучал голос где-то в глубине её сердца.
Роза поднесла стекло снова к глазам, и снова увидела прекрасную комнату. Она стояла долго и любовалась красотой. Но через некоторое время рука, державшая стекло устала и безжизненно упала вниз. Опять Роза была в пещере, перед черной дырой. Она повалилась на колени: - Неужели талисман отца даёт лишь бесполезный мираж,- горько сказала она. Потом Роза поняла, что не успела увидеть в чудесном мире, посылаемым талисманом, что-то очень важное для себя. Роза стремительно вскочила на ноги и поднесла к глазам стекло. Ну конечно в переднем углу прекрасной комнаты не было ужасной чёрной дыры. Там был какой- то непонятный предмет, вроде огромной подставке над ним горели свечи. На подставке стояли рядами огромные картины в старинных рамах. С этих картин на девочку смотрели и улыбались старцы с длинными седыми бородами. А на переднем плане девочка увидела ту самую женщину, образ которой неясно маячил в тёмной дыре пещеры. Глаза женщины всё так же были полны слез. Эти слезы блестели и переливались в свете свечей.
– Здравствуй, Божья  Матерь, – громко воскликнула Роза, – я узнала тебя.
В ответ она отчётливо услышала ласковый голос:
– Первый шаг сделан, Роза, но путь ещё долог, иди дальше.
– Мама, –  крикнула Роза, – я всё сделаю. Я готова. Но подскажи только, что я должна сделать, чтобы превратить мираж в реальность?
– Нельзя ничего подсказать, – грустно ответила Божья матерь и её слезинка упала на пол. – Ключ к решению своей проблемы сможешь найти  только  ты сама.
Рука с волшебным стёклышком снова опустилась вниз. И опять девочка стояла перед чёрной , зияющей дырой, но теперь она не заплакала, а наоборот, успокоилась. В ее душе появилась смутная догадка. Она поняла, что теперь необходимо до   конца осознать ускользающую истину. Роза опустилась на колени и глубоко  задумалась.
– А если попробовать самой, своими ногами войти в этот блистательный мир, –  подумала она и вдруг почувствовала, что именно это и нужно сделать прямо сейчас!
Роза решительно встала на ноги, подняла руку, поднесла к глазам  стекло, увидела прекрасную комнату и сделала шаг вперёд. В глазах у неё  потемнело. Мир раскололся надвое. Она стояла на сияющем паркете в прекрасной комнате, но позади ее –Роза чувствовала это – была чавкающая трава мрачной пещеры.  Эта трава, как щупальцы огромного паука, впивалась ей в спину, в шею, в затылок и тянула её назад. Голова разламывалась от боли. Стекло, казалось, вот-вот выскользнет из рук, и тогда всё пропало. Роза попыталась удержаться на скользком паркете, но  всё же она сделала какое-то неосторожное движение, ее отбросило назад, и она упала в болото. Падая, малышка вцепилась пальцами обоих рук  в стекло, и ей удалось удержать его, хотя рука опустилась вниз и прекрасная комната исчезла. Но Роза была совершенно спокойна.

IX

– Ладно, – сказала она себе, – ничего страшного не произошло, попробуем еще раз.
Опять Роза поднесла стекло к глазам: появилась комната. Она сделала шаг,  и, не останавливаясь, решительно пошла вперёд по паркету. Первое, что она теперь увидела - окно комнаты. Через прозрачное стекло  было видно голубое небо и яркое, ослепительно яркое солнце.
 – Как давно я не видела Божьего света,- радостно воскликнула Роза.
Она оглянулась назад, думая, что тёмная пещера навсегда исчезла, но нет. Мир остался разделённым на две половины. Невдалеке, за границей паркетного пола, виднелась жуткая болотная трясина. Роза снова повернулась к окну, откуда струился солнечный свет. И тут она почувствовала, что стекло в её руках стало быстро нагреваться от солнечных лучей  и плавиться. Однако Роза почему-то не испугалась. Она, вдруг,  поверила, что всё происходит так, как нужно. И была вознаграждена за веру. Она почувствовала, что жидкое стекло   как бы вливается в неё и становится частью её глаз. Глазам  стало тепло и приятно, а предметы, на которые Роза бросала свой взгляд  с каждой секундой  становились всё красивее и светлее.
– Матерь Божия, я  хочу, чтобы то, что сейчас у меня за спиной, стало таким же прекрасным, как мир, который я вижу перед собой. Ну помоги же  мне сделать это? – тихо попросила Роза.
– А хочешь, так и делай, – властно ответила Божья Матерь. – Разве ты не чувствуешь, что я уже давно тебе помогаю. Твои руки свободны для того, чтобы … Но больше я не могу произнести ни слова. Иначе начальство моего, так сказать, департамента меня накажет, потому что ты сама должна понять, что надо делать и сделать это как можно скорее.
– Поняла, – с   радостью воскликнула Роза. Она подбежала к киоту с иконами, взяла его в руки, повернулась и быстро побежала туда, где была болотная трясина. Весь мир вдруг загудел и зашумел. Киот стал непомерно тяжелым.
– Держись! – Крикнула Божья Матерь. – Смотри на старцев. Это святые люди, покровители твоего  рода. Они дадут тебе силу идти вперёд!
И вот Роза снова в мрачной пещере. Ноги её утопают в трясине. Трава стала еще злее. Она пытается втянуть в себя Розу целиком. Паутина со стен тянется к рукам, пытаясь разогнуть пальцы и вырвать киот из рук, но роза упрямо шла вперед. И вот она у цели: увидела прямо перед собой страшную чёрную дыру. Роза наклонилась и поставила киот на траву, так чтобы закрыть им дыру. Тут же киот как бы врос в стену и дыра исчезла.
– Спасибо, милая девочка, – услышала Роза ласковый  голос Божьей Матери,-  вот теперь мы сможем трудиться вместе, чтобы превратить это ужасное место в частичку царства Божьего.
 Роза увидела, как слёзы Божьей Матери стали крупными каплями падать на болотную траву и там засияли сотнями светлячков, которые образовали какой-то дивный рисунок, похожий на рисунок на паркете прекрасной комнаты.
– Так, эта моя работа, – твёрдо сказала Божья Матерь, – ты сможешь полюбоваться на неё когда она  будет закончена, а тебе надо продолжать свою работу. Иди вперёд и сама поймёшь, что надо делать дальше.

X

Роза повернулась и пошла туда, где был блестящий паркет. Путь был ей уже знаком.
 Комната манила и звала её. Роза вошла в комнату и поняла, что надо перенести её в пещеру. Но с чего начать. Мама говорила, что любой дом должен начинаться с круглого стола, за которым собирается вся семья, чтобы никогда не ссориться и не ругаться между собой. Роза подошла к столу, взяла его обоими руками, повернулась и пошла назад.
И вот опять её ноги шагают по чавкающей траве. Боже, куда же поставить такой красивый стол, ведь его засосёт и затянет трясина. Вдруг она увидела, как слезинки Божьей Матери закапали крупным дождём. И  с того места, куда они попадали, исчезала трава и паутина. Там уже был блестящий паркет с дивным рисунком.
– Ну конечно, – поняла Роза, – Божья Матерь очистила и указала ей место для стола.
Роза ловко поставила стол на приготовленное место. От круглого стола веяло спокойствием и надёжностью, в холодной пещере стало чуточку теплее. Роза так устала, что подумала было присесть и отдохнуть около стола, но увидев грустный взгляд Божьей матери поняла, что нельзя терять ни минуты. Она снова побежала  по протоптанной ей самой в траве знакомой тропинке к блестящему паркету. Очутившись в комнате, она посмотрела вокруг. Мебели было так много и она была такая тяжелая. Розу охватило отчаяние – сколько же лет понадобится ей, хрупкой малышке, чтобы перенести все вещи в пещеру. Она почувствовала себя совсем беспомощной. И подумала о том, что хорошо бы, чтобы рядом с ней сейчас очутился волшебный эльф с ёлки. Роза попыталась вспомнить, как его звали и вдруг неожиданно для самой себя прошептала:
– Ангел-хранитель выручай! – В следующую секунду она поняла, что надлежит делать.
Роза вышла на середину комнаты, подняла руки кверху. И почувствовала, что они стали большими пребольшими. Этими  огромными, могучими руками она обняла всю комнату и сумела её поднять вместе с мебелью, стенами, полом и потолком .Она взяла эту комнату обоими руками и побежала назад. Когда ноги её коснулись чавкающей травы, она наклонилась и поставила прямо на мёртвую траву   тот живой и трепещущий мир, который держала в своих руках. Роза резко выпрямилась, как натянутая пружина и увидела, что трава и вся пещера с её ужасами бесследно исчезла. Мир заблистал удивительными красками.
Роза стояла в красивом платье и туфельках на каблуках  в прекрасной комнате на блестящем паркетном полу. Перед огромным круглым столом, за которым сидели старцы с длинными седыми бородами. Роза сразу узнала их, да это же  люди, изображенные на иконах в комнате её родителей, а во главе стола сидела Божья Матерь. На плече у Розы находился эльф в блестящих одеждах, которого Роза видела дома на ёлке. Она скосила глаза и прошептала:
–Ангел мой, где я?
– В гостях у Царицы небесной в её дворце, – так же шепотом  ответил он. Роза заметила, что слёз у Божьей Матери уже не было, а вместо них вся её одежда была украшена драгоценными камнями. Она  приветливо улыбнулась Розе и сказала:
– В награду за то, что ты сделала, ты сможешь увидеть частицу моих владений. Открой дверь. Роза открыла дверь и увидела большие коридоры, анфиладу прекрасных комнат с хрустальными окнами, а за ними какие-то удивительные города, дивные сады и луга с диковинными деревьями…
– Ах, как бы мне хотелось жить в этом прекрасном мире вместе с мамой и папой , – воскликнула Роза.
– Это невозможно, – ответила Божья Матерь. Каждый человек должен жить в том месте, куда поселил его  Господь. Но ведь теперь ты сама умеешь делать  окружающий тебя мир прекрасным. Пора возвращаться домой к маме  и папе, там у тебя очень много дел.  Только прошу, не забывай ,  пожалуйста, случившегося с тобой сегодня в эту рождественскую ночь.

XI

Вдруг девочка услышала другой какой-то далёкий, но очень знакомый голос.
Роза, Розочка, вставай. Что с тобой? Ты ни когда так долго не спала. Стол уже накрыт. Скоро придут гости, так ты проспишь весь весёлый праздник Рождества.
Роза открыла глаза и увидела, что она дома в своей уютной комнате и лежит в своей постели, а рядом стоит мама и встревожено на неё смотрит.
– Ой мамочка, родная, как я рада, что я  снова дома,- весело проговорила Роза.
– Что с тобой? – удивилась мать, а где же ты можешь быть? Ты не заболела ли?
– О нет, мамочка, всё в порядке, – ответила Роза – я просто очень крепко спала и летала во сне.
Роза вскочила с постели, быстро оделась и открыла ящик стола, чтобы положить в карман волшебное стёклышко, но свёртка там не оказалось. Он бесследно исчез.
Однако это не огорчило Розу, ведь теперь она сама умела превращать безобразное в прекрасное, а прекрасное делать еще чудеснее.

Февраль 2012 года.


Рецензии