Уметь мобилизовать коллектив

УМЕТЬ МОБИЛИЗОВАТЬ КОЛЛЕКТИВ
(Из книги «О людях и для людей»)

В кабинете начальника цеха фитингов –  Альфреда Иосифовича Гапановича на столе лежат несколько чёрных чугунных дисков,в центрах которых – отверстия.Взяв один из них,я ощутил гладкую его поверхность и удивился:
– Неужели после литья вы их не обрабатываете?
– Конечно же,обрабатываем!– улыбнулся мне в ответ Альфред Иосифович,– но только с торцов и внутри отверстий,вот поверхности почти не обрабатываем!..
– Лишь только красите чёрным лаком?!
– Да.Это диски для спортивных снарядов.И предназначены они для отправки за границу.У вас в руках,к примеру,опытный образец,нравится? Кстати,по качеству изготовления спортивных снарядов мы ничем не уступаем продукции других стран.Я имею в виду на мировом рынке.Вот видите фирменный знак нашего акционерного общества? А вот диск со знаком китайской фирмы.Чем они отличаются?
– Только знаком!На заводской продукции наклонённый ковш,с выливающимся металлом, а на китайском надпись «China»… А вот вес должен быть безупречно точен?
– Естественно,не в килограммах,а в фунтах.Вот здесь-то на дисках и отлито:1!2, 11!2 и так далее.
– Прекрасно поработали.А если не секрет,то куда направляется продукция цеха,я имею в виду не только спортивные снаряды? В какие страны?
– Вот только что перед вами в этом кабинете у меня была беседа с представителями фирмы Российско-украинско-нидерландского общества.Интересными были,скажу вам,  переговоры.Пробную партию фитингов договорились отправлять в Америку.Имеется спрос и на оцинкованные фитинги.И это тоже имеет для нас определённый интерес, как наши образцы на мировом рынке выглядят? Оказывается неплохо!Соответствуют они всем требованиям!
Теперь о дисках и о вашем вопросе.Это новый для нас вид продукции.Если фитинги мы выпускали годами,есть у нас можно сказать,устойчивая проверенная и отработанная технология,которая позволяла и раньше экспортировать фитинги за границу,то эти диски – совершенно новый для нас вид продукции!И потому весь цеховой коллектив к их выпуску отнёсся очень серьёзно.Оценка их качества на мировом рынке – это, прежде всего, есть и оценка работы всего коллектива. И у нас есть в связи с этим определённые надежды, что на них появится серьёзный спрос за рубежом.И тогда мы будем иметь прибыль! Сейчас на эти диски спрос большой и потребность большая.Заключён контракт на изготовление до семи тысяч тонн в год!..
– Правда ли,что у вас есть прочная связь с фирмами Израиля?
– Через ту же фирму.Израиль часть продукции оставляет себе,часть переправляет в Америку,Индию и в другие страны.
– Не боитесь вы конкуренции?
– Нет,вы знаете,– Альфред Иосифович засмеялся,– я  скажу так,несколько лет назад на одном из юбилеев со дня основания нашего цеха я услышал такое поздравление, где было сказано,что я начальник на заводе не только самого большого цеха,но и почти единственного в Советском Союзе.А теперь в России он и действительно единственный!Есть небольшие заводики,совсем маленькие, в Белоруссии,в Прибалтике да в Молдавии.Но они нам никак не конкуренты!
– Как вы оцениваете сегодня положение вашего цеха?
– Вполне устойчивым.План первого полугодия выполнили,показатели нормальные. Имеем прибыль и рентабельность.Сейчас готовимся к капитальному ремонту,который будет проходить с 1 по 5 августа.И потому,естественно,делаем сейчас задел литья, чтобы не прекратить выпуск продукции в период ремонта.
– В чём же вы видите успех сегодняшней работы коллектива? Назовите основные направления его производственной деятельности?
 – В настоящее время нельзя сидеть просто так, сложа руки, и  ждать, что кто-то обеспечит нам сбыт продукции. Сегодня нужно уметь торговать, то есть, самим искать потребителей! Назову еще один такой показатель в нашей работе, который тоже очень важен – у нас сейчас отгрузка продукции опережает производство! Вот это радует. Это мы сейчас реализуем остатки ранее не проданной продукции, в прошлом месяце этот остаток уменьшился на 200 тонн, в этом – на 100 тонн! Думаю, что и дальше мы сумеем работать так, чтобы остатка вообще не иметь!
 – Затем, – продолжил свою мысль мой собеседник, – обязательно должен быть выпуск и новых видов продукции, пользующихся спросом. Так кроме дисков мы собираемся выпускать кое-что ещё – налаживаем отношения с Калининским вогоностроительным заводом, что теперь в городе Твери. Будем производить для него детали. Уже есть образцы. Сейчас рассматривается сложность их выпуска. Определяется цена и так далее. И думаю, что эта продукция тоже займёт своё важное место в перечне выпускаемой цехом продукции.  Также нельзя сбрасывать со счетов работу по повышению качества уже налаженного «старого» производства продукции. Необходимо следить за спросом на неё. Так, например, мы переключились с выпуска крупных фитингов на более мелкие типоразмеры. И ещё: нужна экономия во всём! Прежде всего, бережное отношение к оборудованию, материалам, инструменту, экономить  нужно сырьё. Умение всё это  делать самим, то есть, совмещать научиться профессии. Это путь к стабильной работе.
 Так впервые капитальный ремонт оборудования в цехе мы собираемся выполнить только своими силами. Приведу ещё и такой пример: у нас появилась новая роторная линия по нарезке контргаек. Так вот, когда её разрабатывали в институте, то в помощь создателям линии мы направили своих рабочих, чтобы они на месте, при непосредственном участии в  сборке, смогли научиться её обслуживать! И этот расчёт оправдался – сколько небольших ремонтов мы уже выполнили на ходу!
– Интересно, у вас, оказывается, целая программа есть, как же вам удалось так рассчитать на будущее?
 – Исходя из нашего опыта работы. Самостоятельность у нас в мышлении была всегда. Наши ремонтники первыми на заводе перешли (ещё несколько лет назад!) на хозрасчёт. Но это ещё не всё! В процессе производства у нас главное – люди! Ведь они-то и создают материальные ценности! А это значит, что без заботы о людях нельзя рассчитывать на хорошую работу. Считаю, что на заводе в этом направлении ведётся правильная политика. Много внимания уделяется социально-бытовым вопросам. Той же политики мы придерживаемся и у нас в цехе. Делается всё для того, чтобы работники цеха были в курсе всех происходящих в заводской жизни событий. Вместе с председателем цехкома Николаем Семёновичем Бочаровым проводим регулярно рабочие собрания на всех участках, информируем обо всех новостях и имеем обратную связь с народом, знаем все запросы работников.
 Эти собрания рождают чувство глубокого удовлетворения – люди видят заботу о них и отвечают на неё хорошей работой. Они понимают, что только при мобилизации всех сил коллектива можно выжить в нынешних условиях. У нас в цехе есть свой торговый центр, это магазин «Тулица». В цеховой столовой появился кондитерский цех. Мы всегда проявляли заботу о заводской столовой, но при переходе её (вместе с другими цеховыми столовыми) в состав завода, отношения между нами  стали ещё более тёплыми. Живём одной семьёй, вместе утверждаем меню, помогаем, чем можем. Есть у нас свежая рыба, куры, яйца, перловая крупа, мука и так далее. Домой фитинговцы с пустыми руками не идут. Каждый несёт домой что - то из продуктов.
– Столовая у вас прекрасная. Вокруг цеха чисто и опрятно. Это пример и для других цехов, а вот теперь и баню-сауну строите?
 – Строим. Баня будет на славу, с бассейном, в два этажна, с несколькими залами. На всех работающих  в цехе места в ней   хватит!  Так что мы не только о производстве заботимся, но и о людях, а  это значит, что у цеха есть неплохая перспектива в развитии.
А.Бочаров.   
1993.


Рецензии