Глава из повести Ибо
VI
В.С.Турмако готовился к педсовету. Перед ним лежал машинописный лист бумаги с электронным текстом. «Пародия. Опыт текстологического исследования.Все смешалось в доме Облонских. Роман «Анна Каренина»
«все» или «все»?Неясность получается из-за устранения буквы «ять».Иначе «все» пи-салось бы именно через «ять» и все /все/было бы ясно.Мы, со своей стороны, все же склоняемся к варианту «все», иначе почему бы «смешалось» в среднем роде? Впрочем, возможны и опечатки- самый страшный враг всякого текстологического исследования. Будем же осторожны!
«Смешалось», конечно, в смысле получилась смесь, а не в смысле сконфузилось, сму-тилось. Ибо в этом случае сразу же возникли бы вопросы: что сконфузилось? что смути-лось?Некоторые авторы –текстологи утверждают, что все и смутилось, оно же и сконфузилось. Однако для такого утверждения в контексте не содержится достаточно материала. Поэтому мы придерживаемся того взгляда,что автор хотел здесь сказать, хотя и недостатаончо ясно выразил свою мысль, что все смешалось, то есть вошло в контакт, одновременно меняя свои места, как при математической формуле « перестановка» членов уравнения. Об этом см. дальше.
«В доме».это наиболее темное место анализируемого текста. Ибо что такое дом? Строение, во-первых, и жилище, во-вторых.Что именно имел в виду здесь Толстой? Проследив все его творчество, мы убеждаемся, что он вообще удивительно мало интересовался жилищным строительством как таковым. Если еще по вопросу о землепользовании у него имеются запом-нившиеся высказывания: а/ «Куренка, скажем, и то некуда выпустить», в смысле опять же земли, а не площади курятника, б/ « много ли человеку земли надо?», то о жилищной норме или, ска-жем, об использовании цельных блоков при постройке домов мы у Л.Н.Толстого ничего не найдем. Стало быть, слова « в доме», вопреки мнению некоторых наших коллег, не следует толковать « в постройке» или « в здании».Нет, нет и нет! «В доме» следует понимать только в смысле римского определения этого понятия «домоцилиум», то есть домашнего обзаведения. / см. Тит Ливий, издание третье,том второй, 4711/.Все смешалось, вошло в соприкосновение и контакт, поменялось местами – именно внутреннее убранство, домашняя обстановка до-ма.Гостиная перемешалась со столовой, а детская с кабинетом.Детский горшочек стал рядом с письменным столом хозяина дома. А рояль очутилась на кухне.Почему это случилось, то есть почему именно «все смешалось в доме», автор не объясняет.
«Облонских».Скорее всего, это фамилия. Но какая? Может быть, мы здесь имеем дело с распространенной сибирской фамилией, вроде Сизых, Новицких, Лошадиных? Возможно, однако, скорее всего, «Облонских»- это родительный падеж от «Облонские». В таком случае речь в романе идет о доме Облонских, то есть принадлежащем множеству Облонских, чем автор подчеркивает общинное происхождение имущества на Руси: « в доме Облонских». Стало быть, не Облонского же, а именно Облонских- и мужа, и жены, а, может быть, и свекра, и снохи и тэдэ и тэпэ.
В таком случае домоцилиум Облонских- это общинный двор или его производное,- вот что хочет сказать автор, который всегда-то симпатизировал общинной форме собственности!
Таков пример продуктивности текстологического анализа худодожественного произведения, которым /анализом/ мы, к сожалению,частенько пренебрегаем»
«Ничего смешного», сборник расска-зов, С.Званцев, Ростов,
1973 г.
Прочитав такое текстологическое исследование,обучающиеся не приминули бы вос-пользоваться удобным случаем, чтобы исковеркать фамилию автора на Самозванцев и присовокупить к этому-самозванцев нам еще не хватало!У Турмако это исследование вызвало две асс-циации.Первая была связана с повестью М.А.Булгакова «Собачье сердце», когда Швондер попы-тался «смешать все в доме Преображенского», но на пути у него встало «телефонное право»,а не «римское право»…Вторая ассоциация напомнила Турмако эпизод из кинофильма «Доживем до понедельника», когда директор школы оправдывался перед своим фронтовым другом-учителем истории в том, что для него статья в газете или журнале-последнее слово науки.
Достав нужную папку, Турмако отправил туда текстологическое исследование с пометкой «для уроков литературы по творчеству Л.Н.Толстого».Таких папок, на каждого писателя, у Турмако накопилось дома уже приличное количество.И с каждым учебным годом они разбухали все больше и больше.И если в самом начале своей педагогической карьеры Василий Сергеевич не сомневался, что хорошо знает отечественную художественную литературу, то с каждым учебным годом былая самоуверенность таяла, как восковая свеча.И он с печальной грустью взирал на этот уменьшающийся «огарок свечи» как молчаливый свидетель его «сатанинской гордости».И в душе он завидовал обучающимся, которые без пиитета смотрели на маститых авторов, их авторитет и литературные творения.Нашелся даже такой нигилист из числа учащихся, который прямо на уроке художественной литературы безапелляционно во всеуслышание заявил: «Чехов-дурак!»Да и кто ему,свободному и независимому человеку, может запретить так думать и высказывать собственное мнение, как Дикому из пьесы А.Н.Островского «Гроза»?Никто!Даже сам господь бог!Хочется так думать- и думает!И никто ему не указ!
Турмако нашел папку с надписью «Проклятый суффикс».Практически она была пус-той. «Учительская газета» заказала ему проблемную статью на тему «русского мата», а она все никак не складывалась.Вот и сегодня он смог дополнить ее только репликой С.Машинаскаса, прозвучавшей на уроке художественной литературы ,в которой он предложил «открыть уроки матюгательства».Если в советские времена с матом еще как-то боролись, то в «рыночное время» ему открыли «зеленую улицу».Сегодня школа осталась наедине с этой жгучей проблемой. Противником школы выступило современное искусство.Хорошо,хоть церковь вовремя подставила свое надежное плечо.Турмако в шутку пообещал премию в 1000 рублей тому учащемуся, кто найдет хоть одно матерное слово в художественных произведениях Л.Н.Толстого.Уж на что пьеса А.М.Горького показывает «дно» падения человеческого общества, но и в ней никто не найдет ни одного нецензурного выражения.Писатели-классики знали и понимали роль и значение искусства в эстетическом воспитании.Не случайно Алексей Максимович Горький провозгласил эстетику-этикой будущего.
Размышления Турмако прервал голос диктора телевидения.Тещенька смотрела новости РЕН-ТВ.Учащиеся переименовали их на ХРЕН-ТВ.Опять произошло обрушение подъезда много-квартирного жилого дома из-за взрыва бытового газа по вине пьяных жильцов.Турмако невольно отметил для себя, что экономика все больше и больше зависела от нравственности, которая с каждым разом обходилась все дороже для налогоплательщиков.
Турмако попытался сесть за газетную статью, но мысли сворачивали к реформе образования. На глаза попалась газетная вырезка по данной проблеме.Он прочитал ее и согласился с автором: проблема «новой» педагогики в том, что после ее воздействия учащиеся не умеют и не хотят думать, не владеют свободно словом, языком, а отсюда- речью, общением.Да и что говорить, когда в основу «новой» педагоги не положен такой тип речи, как рассуждение, без которого нельзя серьезно вести речь об умении пользоваться доказательством.Без доказательства нет новых знаний, нет научного преподавания, нет науки…Не изучается логика.Последнее время учащихся, в основном, натаскивают на ЕГЭ. Да и о каком серьезном улучшении образования можно говорить, если дети новой русской элиты получают престижное образование за границей.Для кого тогда его улучшать?
Тещенька напомнила о предстоящем педсовете. Турмако тяжело вздохнул.Увидев в ее руках Бабинскую областную газету «Реформатор», поинтересовался:что она так увлеченно читает?
-Занимательная статья о том, как монахи делят с мирянами остров невезения, который в Белом озере есть.
-Это что- « Остров –2» Павла Лунгина?
-Там худо-бедно психологическая драма, а здесь обыкновенная ведомственная тяжба.
-Раньше амбалы устраивали церкви под амбары, а теперь все с точностью до наобо-рот.На волю и провидение божье не надеются?Прибегают не к молитвам, а к услугам светского суда? Ничто человеческое им не чуждо?
По пути в училище Василий Сергеевич успел заглянуть в книжный мага-зин.Поинтересовался новинками.Купил воспоминания Р.Зеленой.
Начало заседания педагогического совета, как всегда, задерживалось.Не хватало кворума.Директор выяснял у своих многочисленных боевых заместителей причину отсутствия некоторых педагогических кадров.Отдельные из них тем временем поспешно заходили в кабинет химии, где и проводились заседания педсовета и другие общественные мероприятия.
-Почему своевременно не позвонит,-отчитывал Пицца с ударением на втором слоге в слове «позвонит».Другой его фонетической слабостью было ударение на первом слоге в слове «сирота». В тайне директор училища гордился тем, что фонетически ошибается с очень извест-ными политическими фигурами в стране.Еще одной слабостью распорядителя финансов училища /своему первому заместителю он так этого права и не доверил/ была подмена понятий в связи с изменяющейся политической ситуацией. Вспомните, как дед Ничипор из фильма «Свадьба в Малиновке» менял головные уборы в зависимости от смены власти.Что же касается Пиццы, он до 1990 года пользовался выражением «Слава Марксу и Ленину!».После 1990 года заменил его на старое испытанное и проверенное временем «Слава богу!».
Директор милостливо разрешил избрать себя председательствующим, а Л.Б.Зет-секретарем.Не такая уж и формальность, учитывая то обстоятельство, что рабочему президиуму поручалось доработать принимаемые педагогическим советом решения, постановления, документы…Форма всегда довлеет над содержанием-Пицца хорошо это понимал из опыта партийной работы.Один месяц ему даже довелось поработать секретарем райкома КПСС по идеологии.
Председательствующий по статусу выше директора училища, поскольку подотчетен только педагогическому совету как высшему коллегиальному органу в училище.На то он и совет, а не единоначалие!И директор здесь такой же рядовой член педагогического совета, как и любой преподаватель.Словом,- коллега! Но жизнь в училище по инерции, по привычке продолжала катиться по старой и хорошо укатанной колее.И никто не делал никаких усилий и попыток выбраться из этой колеи, вывести из нее других коллег.Коллега- педагог такой же человек, который старается идти по пути наименьшего сопротивления.А это уже из области физики, а не психологии.Тем более педагогики.Демократии надо учиться и педагогам.Так-то вот, коллега!
Опасливо покосившись на В.С.Турмако, директор, он же председательствую-щий,объявил традиционную повестку дня заседания педагогического совета.Правда, на этот раз традиция все-таки была нарушена.Если раньше такие педсоветы проводили в спешке, по горячим следам учебно-воспитательного процесса, то на сей раз решили в качестве эксперимента не торопиться, а серьезно и обстоятельно подготовиться.Сделать глубокий и всесторонний анализ положения в первом полугодии 2005-2006 учебного года. Каждой службе,каждому мастеру и препода-вателю самокритично посмотреть на себя со стороны глазами учащихся и родителей вместе с общественностью.Выработать меры для повышения качества учебно-воспитательного процесса не на словах, а на деле.
Февраль стоял уж на дворе.Но это не смущало педагогов Хумского училища, настроенных на серьезный и деловой разговор.Эксперимент есть эксперимент и все прочее должно быть отброшено в сторону.
От обилия разноцветных таблиц,графиков,диаграмм, украшавших классную доску ка-бинета химии рябило в глазах всх членов педсовета.Но придавало солидность и серьезность про-водимому мероприятию.Особенно забавляло обилие процентов выполнения «производственных» показателей.Точь в точь, как на материальном производстве.Где уж тут место душе!Ей в процентах,цифрах… делать нечего.Да и что сетовать, если обстановку докладывает пусть и заместитель директора, но все-таки учитель математики. Что ни говори, а профессия откладывает свой отпечаток, когда, например, вместо слова «ключ» математик профессионально оговаривается на «клюс», подразумевая при этом,естественно на подсознателном уровне, слово «плюс».По Фрейду!Да и трудно не оговариваться, когда сидишь между двух стульев-математикой и физикой, как и словесник- между художественной литературой и языком.
Наталья Павловна Сысмерт, как провинциальный цирковой фокусник, гипнотизировала цифрами. Избыток чего-то всегда вреден. Труден для восприятия.Она ловко орудовала указкой, хорошо знала,где какая цифра находится.Сыпала процентами.Чувствовалось:хорошо знает предмет, о котором говорит.Такое тоже бывает с педагогами.Она была в родной стихии.И это занятие доставляло ей истинное наслаждение.И она насаждала его коллегам.Особенно это хорошо было заметно по лицу председательствующего.Лениниан Арнольдович удовлетворительно кивал головой, как при вызубренном ответе отличника, у которого слова отскакивали от зубов.Переводил увлаженный взгляд со статистических данных на притихшую аудиторию и обратно на докладчика.Лицо его при этом выражало яркое богатство естественной мимики.Оно хмурилось при виде одних цифр.Расцветало в широкой улыбке от приятных цифр.Сосредотачивалось от третьих.Выражало некоторую эллегическую задумчивость и даже легкую озабочееность.На какой-то миг лицо вдруг принимало отстраненный вид.Может быть, он мысленно уже отчитывался в мини-стерстве.Готовил контраргументы.То вдруг в глазах светилась робкая влюбленность и тут же молниеносно гасла.Рот то приоткрывался, то плотно сжимался.Казалось,даже уши шевелились на его голове.Перед участниками педсовета сидел живой человек со всеми его слабостями и дос-тоинствами.Официальная каменная маска накроет лицо сразу после доклада.А директорский взгляд, устремленный на аудиторию, будет ждать не профессиональных педагогических советов, а строгого и неукоснительного соблюдения инструкций и директивных документов, циркуля-ров…
Направление главного удара докладчика и доклада предназначалось метафизику и ал-химику В.С.Турмако.Ай, Моська!знать она сильна,но не умна, коль лает на литературного Сло-на!Больше всего неудовлетворительных оценок за первое полугодие по художественной литературуе.Мыслимое ли дело?!Училище не какая-нибудь там школа!Оно в том числе.Не руководителей!Их готовят за границей.Заграница нам поможет.Язык и художественная литература даже в бывшем техническом училище продолжали оставаться довеском, как и в целом общеобразовательные дисциплины.Как товар в нагрузку к дефициту во времена советской торговли.Были такие времена.Мастера в училище считались «белой костью». Они убеждали учащихся, что главное для них-спецдисциплины.И если двойки, которые ставил преподаватель «устройства автомашин» Василий Иванович Пузанов, ставились ему в заслугу- они ярко свидетельствовали о его высокой требовательности при подготовке рабочих кадров, повышении качества профессиональных зна-ний, то двойки, поставленные В.С.Турмако, говорили о его недоработках и просче-тах,педагогической несостоятельности, отсутствии специального образования для педагогов.
И поэтому, когда первым попросил слово В.С.Турмако,никого не удивило и тем более не насторожило.Даже председательствующего!Все естественно!Надо себя реабилитировать в глазах коллег и педагогической общественности.Родительской тоже, поскольку в качестве эксперимента на педсовет были приглашены члены родительского комитета училища.Они робко теснились на последних рядах.Невольно чувствовали себя в роли учащихся, которых сейчас вызовет к доске учитель
Администрация училища ждала покаяния, а не оправдательных ссылок на объективные трудности.Заверения исправить ситуацию и вернуть ее в нужное русло.Никто из участников педагогического совета даже мысли не допускал, что сейчас, здесь, на их глазах разыграется по шекспировским канонам страшная и трагическая литературная драма, которая во многом изменит их представление и отношение к художественной литературе.Да и что мог таить в себе такого таинственного и загадочного, даже мистического, тем более опасного, так хорошо всем еще со школьной скамьи знакомый предмет?Кто из простых смертных мог предположить, что художественная литература, как яблоко, вдруг повернется к ним обратной стороной луны и заиграет для них-педагогов- своей новой, неведомой до сих пор гранью, которая по чьей-то злой и волшебной силе столько времени находилась в тени и наконец-то неожиданно предстала в своем подлинном безобразном виде, если использовать категории эстетики.Подтверждая царственные и пророческие слова А.А. Ахматовой-Горенко – из какого мусора произрастает поэзия...да и в целом искусство…Такой эффект можно было бы сравнить лишь с тем, если бы На-талья Павловна Сысмерт вдруг,как зеленая лягушка, сбросила с себя все безобразные искусственные одеяния и осталась бы на учебном подиуме в наряде «голого короля».Но скорее рухнули бы стены Хумского училища, прежде чем можно было бы дождаться такого смелого и безрассудного подвига с ее стороны во имя науки. На такую большую жертву она было не готова и не способна. И ей нет никакого дела до секрета Полишинеля!
Но вернемся к вопросу Турмако, заданному докладчику Н.П.Сысмерт.Он поинтересо-вался, видит ли она разницу между «старой» педагогикой и «новой» педагогикой, просвещением и образованием, учением и учебой?
-Насколько я разбираюсь в русском языке,- с нескрываемой насмешкой парировал докладчик, они- синонимы.Такой ответ вас устраивает?- уже с вызовом закончила она.
-От меня мало что зависит в данном вопросе,-смиренно ответил словесник,-лишь бы устраивал педагогику.
-Василий Сергеевич!-бросился на защиту своего заместителя директор,-вы меня извините, но у нас сейчас не мастер-класс русского языка, а педсовет, и попросил бы ближе к теме. Не отрываться от грешной земли.Не устраивать философских дискуссий.Вы лучше объясните педа-гогическому совету,почему по вашему предмету больше всего неуспевающих.
-Я бы только хотела напомнить уважаемому Василию Сергеевичу,-демонстративно подчеркнула Сысмерт,-что я заканчивала физико-математический факультет и в тонкостях вашего языка не так сильна, как бы это следовало.
-Моего языка или русского языка?
-Не цепляйтесь к словам!-вспылила математичка.Она обрела свою привычную форму, словно находилась на уроке математики, а перед ней стоял ученик-олигофрен, который,чтобы убедиться в объемности геометрической фигуры переворачивал таблицу и внимательно смотрел на ее обратную сторону в поисках ее объема или вместо точки по-прежнему продолжал ставить старый знак умножения-крестик.
-Ва-а-а-а-силий Сергеевич!-наставительно укорял коллегу Лениниан Арнольдович,- мы же не на аттестации педагогов.И не стоит так уж явно противопоставлять свой предмет другим учебным дисциплинам. Вы же сами в свое время отметили, что все мы в некоторой степени преподаем литературу, но под разными языковыми уклонами.И здесь я с вами полностью солидарен.Будьте последовательны и снисходительны к коллегам.Максимализм характерен для подросткового возраста.
Но на этом, как писал классик,инцендент не был «исперчен».
Когда Турмако вышел для выступления и оказался близко стола, то увидел в журнале, который Пицца вел для себя на заседаниях педсовета и других мероприятиях, слово «педсовет» с «фрейдовской опиской» - «петсовет».И сразу же «на автомате» заработала мысль словесника, по-лучившая пищу для размышления.Первая буква в неологизме «петсовет» сменилась механически на «д».В результате родился новый неологизм «детсовет»,то есть совет взрослых детей, именуе-мых по штатному расписанию преподавателями.Тема «отцов и детей» засверкала новой доселе неведомой гранью.Ее срочно требовалось зафиксировать в сознании, а лучше на бумажном носи-теле…Но-увы! Турмако был не в своем домашнем кабинете и даже не на уроке. Ему предстояло сейчас выступить в прениях.Обстоятельствам не было никакого дела до какой там мысли, которая имела обыкновение появляться в самое неподходящее время и в самом неподходящем для нее месте.Но, как говорится в народе, … и родить-некогда годить!
-Только что с этой высокой педагогической трибуны,-начал пафосно Турмако,-прозвучала острая критика в мой адрес по поводу низких результатов знания обучающимися оте-чественной художественной литературы, что привело к резкому снижению успеваемости в учи-лище.Представьте себе такую картину,когда главный врач на совещании остро критикует кардиолога за то, что резко повысился процент сердечных заболеваний, в то время как у его коллеги-терапевта,наоборот, резко снизился процент заболеваемости гриппом.
По залу прокатился сдержанный смех.
-Представьте себе седовласого хирурга, который прежде чем приступить к операции, тщательно разрабатывает и составляет ее план, потом заверяет у заведующего отделением, потом у заведующего больницей…Без такого плана его просто бы не допустили к операции!И когда во время операции хирург видит,что надо срочно удалять дополнительно еще один больной орган, но данный этап операции не зафиксирован в плане операции, то что ему бедному делать в такой трагической ситуации?Как выходить из этой сложившейся нештатной ситуации?Действовать в соответствии с утвержденным вышестоящими инстанциями планом или все-таки отступить от него под давлением непредвиденных ситуаций?А судьи-кто?
Слушатели прекрасно понимали эзопов язык словесника.В училище стало притчей во языцех начальственное требование Н.П.Сысмерт обязательно иметь при себе план уроков, без которого никто не имел права начинать урок.Она самолично ходила по кабинетам и проверяла наличие подобных планов.О результатах проверки тут же докладывала директору.Она постоянно докладывала директору обо всем и обо всех,чем заслужила признательность администрации.Но-не доверие.Больше всех после таких проверок доставалось Турмако, который принципиально не признавал необходимость таких планов и видел в них наследие партийного прошлого, когда КПСС жестко контролировала идеологию на всех уровнях идеологического фронта, боясь инако-мыслия, вольнодумства.Всеми силами и средствами партийного аппарата стремилась к тому, что-бы не дать «ход живому слову и мышлению».Чем мало отличалась от царского режима.и если при проверке уроков были даже небольшие расхождения с планом урока, то преподавателя ждали очень большие неприятности. Особенно тщательно следили за соответствием плана и урока в хо-де проверок извне.Н.П.Сысмерт приводила примеры из личного опыта, когда в советские времена ход урока контролировали по секундомеру, как спортивные состязания.На что Василий Сергеевич из своей профессиональной практики приводил примеры, когда в советские времена «сверху» жестко диктовали какой материал, в каком объеме и где именно поставить на полосах газеты.Отсюда появились и названия газетных матераилов, например, передовая статья, вообще профессиональные газетные термины: подвал, шапка,кирпич,зарезал, сапог, … строка и тэдэ и тэпэ.Был даже такой очень странный по сегодняшним понятиям и меркам государственный орган, который можно сравнить только с аппендиксом в организме человека,-главлит.Сей орган имел такое же отношение к литературе, как седло к корове.Наталья Павловна не сдавалась.Василий Сергеевич тоже упорствовал.Но жизнь все расставляет по своим местам.И всех.Поэтому коллеги с пониманием и сочувствием отнеслись к вольным сравнениям словесника.
-Василий Сергеевич, я бы попросил не уклоняться от темы педсовета,- считал своим долгом напомнить председательствующий.- Я прекрасно понимаю, что вы представитель словес-ности, но регламент меня обязывает.
Странный все-таки этот регламент!Если выступают вышестоящие работники, то этот же самый регламент их ни к чему не обязывает.А может быть, они о нем ничего не слышали и не знают?Или он их не касается и подходит избирательно?А может быть, им, грубо говоря и мягко выражаясь, наплевать на него и вообще на все?
-С критикой, прозвучавшей в докладе, я категорически не могу согласиться, поскольку она является ошибочной и даже вредной!
-Ты что…простите,вы что, Василий Сергеевич,-шутите так неостроумно?- от резкого поворота головы чуть не слетели очки с носа председательствующего.На лице его застыло недоумение.Ручка в ручке так и осталась висеть в воздухе.
-Я серьезен как никогда.
-Тогда будьте любезны изъясняться на понятном для присутствующих языке.
-Охотно!Язык у нас один.За что критиковала меня Наталья Павловна?За низкую успе-ваемость?Правильно я понимаю?
-Правильно!-подтвердил директор.
-Критиковала за то, что у обучающихся очень слабые если не плохие знания по художественной литературе, которые можно оценить только неудовлетворительной оценкой.Даже на «государственную» не тянут.Так?
-Так!-согласился председательствующий.
-Как же так, если меня,наоборот,надо хвалить за это и поощрять.
-За что?!-воскликнул председательствующий и очень подозрительно посмотрел на Турмако, даже попытался принюхаться-не пахнет ли от него алкоголем.Не принял ли он на грудь?
К сожалению,такие печальные случаи имели место в училище, но только не с Турма-ко!В свое время мастер свалился со стула во время проведения занятия.Другого дежурного мастера вынуждена была отстранить от работы находившаяся в училище комиссия из министерства.Эти факты больше относятся к становлению училища, которое проходило с трудностями.
-Да что ты такое говоришь?-вопрошал директор училища, напрочь забыв о педагогиче-ской форме общения, особенно на заседаниях педагогического совета.-Ушам своим не верю!У меня в голове не укладывается!И это на заседании педагогического совета по итогам первого по-лугодия?Нет,далеко они зайдут со своей западной демократией!
-Вы напрасно так горячитесь, Лениниан Арнольдович.Дайте мне вначале до конца вы-сказаться.Не злоупотребляйте правом председательствующего.Не перебивайте меня и не сбивайте с мысли.Она очень важная и серьезная и ее надо донести обязательно не только до сердца,но и до ума.
-Слушаем вас!Только вначале честно мне ответьте на один очень для меня принципи-альный вопрос: книгу какого писателя вы бы взяли с собой на необитаемый остров-Льва Николаевича Толстого или Владимира Морокина?Извините-Сорокина.Постоянно путаю его фамилию, никак не могу ее запомнить.
-Символическая «фрейдовская оговорка».Действительно, прямо морока с этими мод-ными писателями.На днях подруга М.Голубкиной меня спрашивает:вы не читали «Голубое сало» Сорокина?Процитировала мне отрывок из интервью с ним:
«Перечитывая Толстого, я подумал:он же, как Бог,создал целый мир, его герои делают все, но при этом…ну опиши ты хоть раз, как Наташа Ростова писает…И как пахнут подмышки у Анны Карениной.»
-Ужас!
-Кошмар!
-Как можно!-завозмущалась женская половина зала.
-Да он же базаровский нигилист!-выкрикнула мастер Л.Е Маркелия.-Мало нам мата и других безобразий на уроках, так еще какой-то Сорокин свалился на нашу бедную голову, как «снег,водка и кровь».
-А вот мне он нравится!- с вызовом заявила Л.М.Жупикова-Назарова.Только в самые ответственные моменты жизни она писала и произносила свою двойную фамилию.-Я полностью на стороне той читательницы, которая поделилась своим отзывом: «…читаешь и умом понима-ешь-гадость жуткая, но оторваться невозможно».
Педагогическая аудитория сразу раскололась на два противоположных лагеря антагонистов.Наступило противостояние.Председательствующий не ожидал такой живой и непредсказуемой реакции на свой невинный вопрос.Н.П.Сысмерт посчитала своим профессиональным долгом вмешаться в литературный спор и высказать свою нелицеприятную точку зрения.
-А я бы, уважаемая Людмила Михайловна,возразила вам отзывом другой женщины, которая посмотрела подобное, вернее жалкое подобие настоящему художественному произведе-нию, на киноэкране и написала в центральную газету: «Снято скотами, для скотов, о скотах».
-Для вас,Наталья Павловна,-кинулась в полемику Жупикова-Назарова,-учительница в брюках, а учащаяся в мини-юбке-уже тяжкое преступление!
Прения грозились перерасти в литературную перепалку,борьбу…
-Уважаемые коллеги,-призывал к порядку председательствующий,-не будем нарушать регламент и дадим все же выступить Василию Сергеевичу.Будем взаимовежливы.-Пицца был не рад, что задал вопрос, который вызвал такую бурную литературную дискуссию, и больше не тре-бовал на него ответа.Как бы чего не случилось опять.-
-Предметом отражения художественной литературы является вся действитель-ность:безобразное и прекрасное, война и мир…Вопрос лишь в том, какую художественную литературу отнести к «взрослой», а какую к «детской» и обязательной для изучения школьной программой.К сожалению, язык и литература,-подчеркнул далее В.С.Турмако,- пали жертвой диле-тантов и стали той областью знаний, где каждый мнит себя специалистом и стратегом, готов вы-сказаться по любому вопросу и на любую тему.Он самоуверенно считает, что для этого не нужны никакие специальные профессиональные знания, подготовка,опыт,талант,наконец,а достаточно всего лишь уметь читать и писать или складывать буквы в слова, а слова в предложения, занимать ответственное руководящее кресло.Собачья чушь!Читатель-профессия!Я никогда не устану это повторять.Если кто-то на своей даче выращивает овощи, то это еще не означает, что он может мнить себя специалистом,профессионалом.А больные,которые пытаются давать «профессиональные» советы врачам?А родители,которые начинают «учить» преподавателей педагогике?Не далее как вчера Василий Попов из 21 группы на уроке самонадеянно заявил, что хоть завтра готов занять мое учительское место?!Головокружение от успехов после Дня самоуправления учащихся!Вот вам еще один яркий пример дилетантского подхода.-Турмако достал и развернул газетную вырезку.Начал ее читать. «Давненько я сказок не читал, а тут внучку двух лет привезли погостить с целой детской библиотекой впридачу.
Какую книжку не начну читать-оторопь берет: чему они учат? Возьмем лишь классику «Мальчик с пальчик» Ш.Перро.Напомню начало.Сидящие в безделье родители решили свести детей в лес на съедение диким животным, так как кормить сыновей им было нечем.Избавившись от мальчиков, родители сварили на ужин мясо, которым наконец расплатились с дровосеком за работу, кушают они, плачут, но не раскаиваются.Потому что вскоре история повторилась, папа снова повел вернувшихся детей в лес, да еще поглубже…Такая вот родительская любовь.
А какова мамаша у Красной Шапочки?Вместо того,чтобы больную бабушку взять к се-бе или самой пойти за ней поухаживать, она отправляет крошечного ребенка с корзиной через лес, где бродят серые волки…
Добил меня «Липунюшка» Льва Толстого. Великий русский писатель коротко изложил народную сказку.Фабула такова.Всю жизнь мечтали супруги о ребенке, и вот на старости лет дала им судьба сыночка.Он «завелся» в кудели, что пряла старуха.И был с мизинец ростом.Тут же сын бросился родителям помогать.Сел жеребцу меж ушей и поехал пахать.Увидел это чудо барин, кинулся к мужику: «Продай диковинку». И старик…продал сыночка.Правда, и Липунюшка был хорош,он подбил отца обмануть барина: «Денежки возьмем с него, а я сбегу». Так и случилось. Сказка заканчивается весельем в семье стариков по этому поводу.
И все это «классическое наследие» выходило десятилетиями, обойдя даже советскую цензуру.Может, считалось, что дети ничего не соображают, не способны на выводы?Это не вос-питание, это какая-то диверсия.- Турмако сделал длительную паузу и окинул взглядом притихший зал.- И этот «диверсионный, подрывной» список художественной литературы нужно обязательно дополнить нашей обыкновенной школьной учебной программой.Начнем с «Грозы» А.Н.Островского, которая изучается в начале первого курса.Жена изменяет законному мужу с любовником, выстроив классический любовный треугольник, на котором строится все искусст-во.Вместо того, чтобы осудить это безнравственное и аморальное поведение замужней женщины, ее окружают ореолом святости и добродетели, называют «лучом света в темном царстве»! Рас-путная замужняя женщина открыто и нагло попирает мо-раль,нравственность,наконец,государственные законы, а миллионы советских русских людей де-сятилетиями заставляют учиться у нее,брать с нее пример.И чего мы этим добились?Сегодня ты-сячи молодых людей живут гражданским браком и никто этому даже не удивляется, не возмуща-ется.Наоборот,оправдывают,считают в порядке вещей.Нормой общественного поведения.И при этом мы утверждаем, что строим правовое государство.Гражданские браки по сути дела- «розо-вые талоны» из романа-антиутопии Е.И.Замятина «Мы».Театр абсурда! Никита Дроздов-Кочергин на первом курсе начал писать сочинение по пьесе «Гроза» на тему: «Любовь и деньги» в духе требований учебника, потом невольно выразил собственное искреннее мнение, когда на-звал Катерину- проституткой.Несколько грубовато для нашего эстетического слуха, но объектив-но.Таких женщин в народе называют-шлюхами!Но и сегодня на эту падшую женщину заставляют по-прежнему молиться миллионы российских школьников.Какой нравственный пример она может подать для семейной жизни?Чему научить?И при этом Катерина еще говорит сестре мужа Варваре, что не умеет врать? Оказывается, еще как умеет, изменяя законному мужу, который недалеко ушел от своей жены в распутстве,разврате…На « образе Катерины» строится образ советской положительной героини из классического кинофильма «Дом, в котором я живу». Далеко же мы ушли в нравственном воспитании.
А чем лучше Катерины «Анна Каренина»?Последней тоже не устают восхищаться не одно столетие.Чем восхищаются?Тем, что она такая же распутная женщина в порывах низменной плотской страсти и утехи бросает не просто мужа, а-государственного мужа-, прекрасного государственного деятеля, законотворца, но и еще очаровательного ребенка-сына, лишая его своей материнской радости, ласки и любви.И все это- на алтарь низменной страсти, похоти!..А что представляет ее родной братец Стива Облонский? Это уже даже не человек в социальном его по-нимании, а ненасытный самец. Он опускается до такой низости, что вступает в любовную связь с гувернанткой своих родных детей?!И золовка просит невестку простить по-христиански своего родного брата Стиву, потому что сама такая же распутная, как и ее братец-самец.И это- сливки дворянского общества!высшего света! «отцы»! Что же тогда спрашивать с «детей»?Вот уж, дей-ствительно, все смешалось в доме Облонских-и зло!и добро! И не просто смешалось, а поменялось местами.Чему может научить такое художественное произведение? Распущенности? Разврату? Моральной нечистоплотности? Супружеской измене? А вы почитайте «Крейцерову сонату»! Да Липунюшка выглядит ангелом против героев данного художественного произведения.
«Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова-сплошное пьянство! Некрасов даже хотел закончить поэму тем, что на Руси лучше всего живется пьянице. Но потом сам же испугался своего замысла и оставил поэму так и незаконченной.Какой же тогда могут сделать вывод читатели?Что подумать?Чему научиться? И Некрасов снял грех со своей христианской души.
Перейдем к классическому художественному произведению всех времен и народов- «Преступлению и наказанию».Обучающиеся уже на первом уроке начинают возмущаться, ссылаясь на то, что не собираются совершать никаких преступлений и поэтому ничего не хотят о них слышать и знать, тем более изучать, как они делаются.Что толкает человека на преступление.Ради чего оно совершается.Нормальное и естественное требование, с точки зрения учащихся. Кто яв-ляются главными героями данного романа?Отрицательные персонажи!Мужчина и женщина. Он- убийца! Она- проститутка! Женщина, которая живет по желтому билету.Какой пример они до сих пор подают?Сколько сегодня новых Раскольниковых гуляет по земле, а другие уже заполнили тюрьмы.И стоит ли после этого удивляться, когда современные школьницы мечтают быть не библиотекарями, воспитателями, продавцами и поварами, а- проститутками.И когда я попытался на одном из уроков художественной литературы осудить поведение проституток, которые « зарабатывают» больше, чем профессор в институте, Рита Малахова оборвала меня репликой. «А вам кто не дает?»
-И кто вам не дает?-подал двусмысленную реплику из зала физрук М.М.Сук.
-И что же вы ей ответили?- спросила за ним Л.Е.Маркелия.
-Ни кто, а что- не дает! Разум. Интеллект.Рассудок.Понимание…Так что читателям есть с кого брать пример и есть у кого учиться.Как говорится, за что боролись, на то и напоро-лись.Какие литературные, эстрадные западные и отечественные герои и кумиры, такие и идолопоклонники, последователи…
Название пьесы А.М.Горького «На дне» говорит уже само за себя. Ниже плинтуса ничего быть больше не может.Герои- люди в облике животных.Одна радость, что хоть матом не ругаются, как в современных художественных произведениях и постановках на сцене и в кино.Один из героев пьесы Васька Пепел прямо так и говорит: «Мы-звери…» Да и обращаются они друг к другу постоянно не «человеческими» словами, а «животными» словами: «Козел ты рыжий!», «Молчать, старая собака!»…И все «семейное дело» в пьесе сводится к одному: жена просит своего любовника, кстати, в которого влюбляется и ее родная сестра Наташа, убить своего законного мужа.Зачем? Чтобы свободно распутничать.Эта замужняя женщина ,Василиса Карповна Костылева, пошла дальше в своих преступных намерениях, чем Катерина из «Грозы» и Анна Каренина из одноименного романа.И в конце пьесы муж все-таки погибает.Вместо нормальных фамилий у героев прозвища: Клещ, Васька Пепел, Барон, Актер.Да и Бубнов очень говорящая фамилия.А одно прозвище Квашня чего стоит!
Который век мир не от большого ума зачитывается романами Дюма! Взять,например, «Трех мушкетеров», где королева, говоря обывательским языком,-шлюха наставляет рога своему законному мужу- королю Франции.Доблестные мушкетеры вместо того, чтобы встать на защиту чести своего короля, во всем способствуют падшей королеве и ее венценосному любовнику.Почему? Да потому, что сами, мягко говоря, не в ладах с нравственностью и законом. Пьяницы, распутники, дуэлянты…
А чему учит роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»? Отец насилует свою родную дочь Аксинью, за что его убивают собственные сыновья. «Птичий грех».А читатели романа сочувст-вуют не законной жене Мелехова-Наталии, а его любовнице Аксинье, которая «подкладывает» себя Листницкому в отсутствие другого любовника-Григория Мелехова.
Врагом и разрушителем «идеи семьи» выступает и другая героиня М.А.Шолохова из другого романа-о коллективизации- «Поднятая целина» небезызвестная Лушка. От нее, по ее известным женским слабостям, отказал-ся даже Макар Нагульный!Она отдаляла его от «мировой революции».Тогда эта бой-баба совратила руководителя колхоза, коммуниста Семена Давыдова.Ну, «чистая контра»,а –не баба!
Муж по ложному навету убивает свою любимую и законную жену в драме Шекспира «Отелло», а жена-мать отравляет своего законного мужа-короля-, чтобы привести на королевский трон-любовника в трагедии «Гамлет».
Не художественная литература, а зверинец какой-то вырисовывается! Шекспировские «Страсти-мордасти»! Зверобой! Мордобой! Карамазовщина! Карамазохизм!Садизм! Идиотизм! Достоевщина! И Наталья Павловна Сысмерт предлагает всей этой бесовщине как можно лучше учить детей? Уму непостижимо! Да за что она ратует?
В кабинете химии стояла мертвая гнетущая тишина.
Наконец ее отважился нарушить председательствующий:
-И какой же окончательный вывод мы должны сделать из всего сказанного вами сейчас и здесь?- растерянно пролепетал он, не зная, что подумать и как дальше поступать.
-Вывод за нас уже давно сделал дедушка Крылов своей мало известной басней «Сочи-нитель и разбойник».К слову сказать, Раскольникова в романе «Преступление и наказание» так и называют- сочинитель.А если еще учесть,что он-убийца, то в одном этом литературном образе мы имеем дело с «Сочинителем и разбойником».Двуликий Янус!Я позволю себе процитировать отрывок из этой басни в качестве окончательного вывода, о котором просил председательствую-щий:
И ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты…уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век от веку лютеет.
Смотри / тут свет ему узреть она дала /,
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!..
-Вот тебе, бабушка,..и художественное зло, и художественный смысл!- только и выдавил подавленно председательствующий.
В.С.Турмако шел на свое место под растерянные сопровождающие взгляды, они как бы молчаливо спрашивали: а дальше что?
Дальше-то что нам делать?Какие самостоятельные выводы? Мы к ним не готовы. Мы привыкли жить по инструкции…Такого резкого и неожиданного поворота событий никто не ожидал и не был к ним заранее готов,чтобы отреагировать соотвествующим образом.И если до выступления словесника с литературой было все более менее понятно, и она имела четкие и ясные очертания-границы,то потом все вдруг покрылось густой пеленой тумана, из-за которого ничего нельзя было разобрать, где заканчивается искусство и где начинается жизнь.Реальная жизнь.И как они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Несмотря на все отчаянные призывы председательствующего продолжить прения, аудитория подавленно молчала.Желающих продолжить прения как-то больше не находилось. Все ждали, что сейчас кто-нибудь выступит и прояснит ситуацию.И расходиться нельзя было.Председательствующий в это время что-то торопливо заносил в свой «педагогический» журнал или дневник наблюдений.На « Педагогическую поэму» его «журнальные» записи явно не тянули.
Спасение пришло оттуда, откуда его совсем не ждали.
Напряженную обстановку ожидания вдруг разрядила Л.М.Жупикова-Назарова.Она вылетела для выступления, как артиллерий-ский снаряд,несмотря на объявленный мораторий на перестрелку.Недоумение присутствующих еще больше усилилось, поскольку она числилась в ярых оппонентах В.С.Турмако и не упускала даже малейшего повода, чтобы вступить в решительный спор с словесником.За глаза ее называли «поперечницей».Едва ли не каждый учитель,который хоть год проработал в учебном заведении, обязательно найдет из числа своих учащихся таких же «поперечников» в каждом классе или группе.Разумеется, были они и у Турмако.Он даже аккуратно составляет их список по группам и годам.В этом списке были и девушки.Н.П.Сысмерт называла их- вульгарными.Особое беспокой-ство у Турмако вызывали не мальчики, а бой-девочки!Вел словесник также и список левшей.Они были каждый год и в каждой группе, но составляли ничтожное меньшинство.Турмако очень вни-мательно к ним приглядывался,среди которых было много способных и оригинально мыслящих учащихся.Но одно дело «поперечники» среди детей,учащихся, а совсем другое-среди своих кол-лег.
Притихшая педагогическая аудитория не успела отойти от прострации после выступления словесника, как ее ждало новое потрясение от представителя «детей», у которых на все всегда есть готовая мысль,отличительная от старшего поколения,самоуверенная точка зрения,которая зависит от угла зрения.Что-то сейчас выдаст «на гора» молодо-зелено…
-Слово предоставляется…- хотел констатировать факт действительности председатель-ствующий, но Людмила Михайловна, не дожидаясь окончания церемониала, сразу ринулась в бой:
-Ни для кого не составляет секрета,что у нас с Василием Сергеевичем редко сходятся взгляды.Да я и не считаю нужным скрывать наши с ним разногласия,я бы даже сказала-размолвки.Что и не удивительно.Мы-представители разных времен,эпох и даже миров.За его по-колением-история, прошлое,прошедшее…За нашим-будущее, грядущее…Пересекаемся мы толь-ко в настоящем, сегодняшнем дне –перекрестке…И как это ни странно,но сейчас я полностью на его стороне.-Выступающая метнула свой острый взгляд в сторону Н.П.Сысмерт.-Поэтому я хочу дополнить выступление Василия Сергеевича, которого очень уважаю несмотря на все наши рас-хождения.У него есть чему поучиться.Взять хотя бы сегодняшнее очень оригинальное выступле-ние, которое ярко свидетельствует о творческой и незаурядной личности, которую не все пони-мают и принимают.-Людмила Михайловна снова метнула свой взгляд в сторону Н.П.Сысмерт. Присутствующие это заметили и тоже стали поглядывать в сторону математика.Она же хранила непреступный вид.- Для меня Василий Сергеевич, и я в этом сегодня впервые хочу признаться, как отец,которого я в своей жизни никогда не видела.Но ведь был же он у меня!Должны же быть у человека,если только он не Настя из пьесы Горького «На дне», настоящие родители.
На мой взгляд странно, что Василий Сергеевич совсем ничего не сказал о таком нашу-мевшем в прошлом романе и расплодившем по всему свету последователей нигилистической идеологии «здравого смысла» и «пользы».Я имею в виду роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».Я еще со времен советской школы хорошо помню официальную трактовку этого модного романа, пожалуй, по популярности и воздействию на умы читателей, их чувств, не уступающий роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».К слову сказать, этот мистиче-ский русский писатель,на мой взгляд, стал отцом-основателем новому направлению не только в русской, но и в мировой художественной литературе.Я назвала это направление для себя –« мяс-ным», а писателя Достоевского- «мясником».Рубить топором не тушу животного, а живого чело-века да к тому же женщину?..На этот безрассудный поступок не каждый осмелится! Даже в кни-ге!Действительно,сказал свое новое слово в литературной жизни.Прорубил топором окно из За-падной Европы – в Восточную, в Россию…На Восток.Но я не об этом хотела сейчас ска-зать.Почему художественные романы «Что делать?», «Отцы и дети», «Преступление и наказание» по-прежнему продолжают так будоражить ум и чувство?И сегодня не оставляют людей в покое?Заставляют перечитывать раз за разом. Какие ответы на проклятые мучающие вопросы хотят здесь найти читатели не первый век?
Что представляют собой главные герои романа «Отцы и дети»?Явные пациенты Зиг-мунда Фрейда!Взять,например,Енюшку Базарова.На протяжении всего художественного произведения молодой человек пытается насильственным путем вытеснить из своего медицинского сознания, вытравить всего лишь одно понятие.Одно.Романтизм.Если перевести его на наш современный и доступный для понимания язык – дух, духовность,душу…Нравственность.Мораль.А что оставить взамен? Техническое сознание и мышление?Так даже из названия нашего профессионального училища уже выбросили пресловутую бувку «Т».Но ему все неймется. Он продолжает упорно навязывать свое «расщепление личности» остальным героям романа и всем читателям.И прежде всего таким наивным и простодушным молодым людям, как Аркадий Кирсанов.Счастье, что каменной стеной между ними стала Катенька, и Кирсанов младший отстал наконец-то от своего учителя-бобыля.Иначе и его бы ждала такая же трагическая участь, которая постигла Енюшку Базарова-старуха с косой…А,может быть,и с клюкой. У меня вызывает сомнение-случайно он заразился или умышленно? Вряд ли такой человек мог случайно заразиться смертельной болезнью.На него это не похоже!Да и что же это за «духтор», который так небрежно относится к самому себе.А как же он тогда будет лечить будущих пациентов в соответствии с клятвой Гиппократа.Да и как можно любить все человечество и при этом не любить своих родителей?Я этого не понимаю!И при жизни бедные родители страдали от этого нигилиста, так он их обрек еще и на страдания после своей смерти. За что им такое божье наказание? Каково родителям хоронить своих родных детей? Кому же тогда передавать свою эстафетную «зеленую палочку», преемственность?А России он на фиг был нужен! Извините, я стала выражаться сленгом наших учащихся.Как говорится, с кем поведешься,от того и наберешься.А чтобы придать значимость своему никчемному герою,Тургенев обозвал его нигилистом, то есть разрушителем, в противовес своему отцу – созидателю-В.И.Базарову.Только он один занимался производительным трудом и облагораживал землю,на которой жил.Доброго слова заслуживает и Н.П.Кирсанов,которого прозвали «красным».Старший брат вообще не занимался хозяйством, а помешался на своей любовнице.И еще всех при этом старается поучать, как надо жить и думать.Вот уж кто, действительно, лишний человек, прикрывающий свою лень и бездеятельность прошлыми военными заслугами.Всех достал своей выдуманной любовью! Ох, уж эти русские мальчики-интеллигентики! Выдумают себе проблему, сами исстрадаются и других еще замучают. Втянут в свои страдания, вместо того, чтобы заняться простым и полезным делом, трудом на земле.Как делал его В.И.Базаров.
И такое произведение называют классикой? Да там одна Кукшина чего стоит! Эманси-пэ!Я понимаю, когда его читали при царском режиме, который самого Тургенева обозвал нигилистом и сослал в свое родовое имение за «Муму».Сегодня мало кого интересует разборка двух дворян.Нам и своих разборок достаточно в современной жизни Подумаешь, не поделили Фенечку.Да послали бы ее по фене! Извините! Они, видите ли, не могли выдержать испытание любовью!Я еще в школе придерживалась отрицательного направления по отношению к этому дворянскому и чуждому нашему духу роману. Если кого и следует пожалеть, так это родителей Енюшки.Но,как говорится, в семье не без урода и у Родины..Где откопал такое «полезное»ископаемое Тургенев, которого, кроме «французских» лягушек ничто и никто не интересовал.Да и тех резал вместо того, чтобы лакомиться ими как гурман.Вот уж, действительно, оправдывает прозвище «шута горохового».Даже сам Тургенев вынужден был признать сатанинскую гордыню у нигилиста. Не хотела бы я лечиться у такого лекаришки.
-Еще неизвестно, захотел бы Базаров учиться у такой учителки,-услышал Турмако за спиной голос ОБЖеника, который сидел вместе с физруком, бывшем «афганце».
ОБЖеник был страстным поклонником индийских фильмов.А Радж Капур ходил у него в кумирах. «Афганцу», наоборот,нравился Шварценегер в роли Терминатора-2.ОБЖеник застал только «горячую точку» в Чечне, отдавая многонациональной стране воинский долг.С того времени он и запал на песню «Враги сожгли родную хату».Когда он запевал ее в застольях, то жена знала, что он превысил дозу культурного винопития…
Свое выступление Жупикова-Назарова заканчивала словами:
-Я приветствю рассказ Василия Макаровича Шукшина «Срезал», в котором он так зло и едко высмеивает спор двух идеологов доморощенной политики6Базарова и П.П.Кирсанова. По делам двум болтунам!
И последнее, чтобы я хотела сказать в заключение. Художественная литература несет художественное зло.Плодит злоумышленников.Взять хотя бы ту же «теорию Раскольникова» из романа «Преступление и наказание».Да это же в завуалированном виде теория расизма!Расового превосходства «необыкновенных людей» над «обыкновенными людьми», над недочеловеками, над «детьми природы»…Я, конечно, понимаю, что мы принадлежим к белой расе, но открыто да еще через систему школьного образования пропагандировать и навязывать «расистскую тео-рию»?!..И я тоже не понимаю Н.П.Сысмерт, которая обвиняет В.С.Турмако в неудовлетворитель-ной пропаганде расистских взглядов среди белых учащихся?!..
Если выступление В.С.Турмако образно можно было бы сравнить с яркой молнией, лу-чом небесного света…то выступление Л.М.Жупиковой-Назаровой, особенно ее заключительная часть, прозвучали как гром среди ясного неба.Вместо того, чтобы внести хоть какую-нибудь яс-ность,здравомыслия,оно завело присутствующих в еще более темные, густые и непроходимые дикие литературные заросли,дебри…Педагоги еще четко и здраво не определились, как им реагировать на выступление Турмако, а уже получили новую дополнительную порцию сумбура в голове, в которой и без того была каша.Действительно, экспериментальное заседание педагогического совета.Члены родительского комитета еще плотнее прижимались друг к другу.Если с Жупиковой-Назаровой было определено ясно-молодо-зелено, то В.С.Турмако в коллективе пользовался непререкаемым авторитетом. Ему доверяли, к нему прислушивались, с ним считались и советовались.Даже администрация. А тут вдруг такое выступление, когда не знаешь, что и подумать, что сказать,как отреагировать…Ну, ладно бы прозвучало 1 апреля…Да и какие шутки, когда предъявлены убедительные и доказательные факты, против которых не попрет даже Н.П.Сысмерт со своим математическо-аналитическим умом, лицо которой по-крылось пунцовой краской.
-А, может, нам заменить розовые очки?..- пошутил М.М.Сук, который очень обижался, когда безграмотные собеседники склоняли его фамилию, хотя его самого часто склоняли на засе-даниях педсовета. Но он ко всему относился с философической точки зрения-с юмором.
Но его шутку коллеги не оценили по достоинству как и прозрачный намек на басню И.А.Крылова «Мартышка и очки».А,может,недооценили?Никто не знал:что делать?Даже предсе-дательствующий растерялся вданной нештатной ситуации.Предоставить еще кому-нибудь сло-во,так их затащит дальше в трясину так,что и совсем из нее нельзя будет выкарабкаться.Закрыть на этом заседание педагогического совета.А как же быть с анализом итогов первого полугодия?
-Честно говоря,-признался Л.А.Пицца,-у меня у самого не отстоялось после всех этих выступлений, в голове сплошная путанница.- Он сказал «после всех этих выступлений», как будто их было, по крайней мере, восемь или десять. Доклад, конечно, он в число «всех этих выступлений» явно не относил.-Все перемешалось или смешалось, я уж не знаю как теперь и правильно сказать.-Председательствующий растерянно замолк. Выступления выбили его из седла. Он стал чувствовать себя уже не так уверенно, даже, скорее, совсем неуверенно. Чем сложнее становилась ситуация, обстоятельства, тем больше он начинал проявлять всяких ненужных интеллигентских сомнений, колебаний в правильности избранной им линии поведения. Как корабль в сильную штормовую погоду его бросало с одной высокой волны на еще большую,чтобы потом сбросить в пучину.Он терял из виду воображаемую линию горизонта.Трудно было ориентироваться в такой шторм.Вот когда он до конца понял сравнение с щепкой, брошенной в пучину вод.Ее бросало из одной водяной пропасти в другую, еще более страшную,бездонную и опасную.Казалось, что этому мучению не будет конца и края.Создавалось впечатление, что данное природой состояние неуравновешенности будет продолжаться вечно.Только дурак может просить бури и искать в ней покой. Прямая линия поведения вдруг превратилась в кривую и даже изломанную на разные многочисленные отрезки, которые еще больше запутывали и сбивали с истинного пути. «Без дороги в путь собрался» вспомнил Л.А.Пицца где-то услышанную фразу.
Спасительным маяком стала поднятая рука преподавателя истории и обществоведения А.Н.Колгу.За нее с необъяснимым облегчением и надеждой ухватился председательствую-щий.Только в данный критический момент Л.А.Пицца в полной мере осознал большую разницу между должностью директора училища и местом председательствующего на педагогическом со-вете.А если так творчески к делу будет подходить каждый член педагогического совета, то пред-седательствующему тогда будет не сдобровать.Сам откажется от этой непосильной ноши.В ди-ректорском кресле все намного яснее,конкретнее, а здесь все настолько непредсказуемо, что засе-дание педсовета ему показалось вечностью.Предоставив слов для выступлению истори-ку,председательствующий как бы свалил тяжелый камень с плеч.Еще никогда он не чувствовал такого облегчения.История! Вот что нас сейчас может спасти!
-Я согласен с Леонидом Арнольдовичем в части того, что все смешалось в голове после всех этих выступлений и потребуется время, в ходе которого выкристаллизуются новые мысли для обновления представлений и отношений к сказанному сегодня на педагогическом совете.Главное-не терять стержень в своей не только земной жизни.
Последняя фраза несколько озадачила коллег.Земная жизнь-еще понятно.А как пони-мать-не только в земной жизни?Что имел в виду выступающий? Что подразумевал под данной туманной, если не мистической фразой? Историку пристало изъясняться более простым и понят-ным простым людям языком, чем словеснику.
-Василий Сергеевич еще не упомянул «Леди Макбет Мценского уезда». Совсем ничего не сказал про кино и телевидение.Я не буду утомлять вас многочисленными примерами, каждый из вас может привести свои на этот случай жизни.Я следую чеховскому завету: краткость-сестра таланта.
-Но мачеха-гонорара,-снова прокомментировал за спиной ОБЖеник.
-Возьмите оскароносный фильм «Красота по-американски». С чего он начинается? Дочь хочет, выражаясь не литературным языком, заказать родного отца.Я еще раз обращаю внимание на название фильма.Напоминает мечту по-американски.Навязывают россиянам американский образ жизни.Это относится и к фильму «Основной инстинкт», который породил клон -одноименную телепередачу. Кто оказался серийным убийцей? И прав следователь, сказавший: казалось бы, знаешь все вдоль и поперек и…вдруг…узнаешь такое…Так и в нашем случае, казалось бы все знаешь о литературе и вдруг узнаешь такое…Отрицательный исторический результат? Да! Но он тоже результат и от этого нам никуда не деться, нравится он нам или нет.Конечно, лучше было бы учиться на положительном примере, но поскольку другого нам искусство не предлагает, то мы вынуждены учиться и на отрицательном результате.Я подчеркиваю-учиться, а не слепо подражать, как это случилось у нас с французским фильмом «Фантомас».Старшее поколение хорошо помнит, как некоторые неразумные советские кинозрители стали копировать ис-кусство и переносить его в жизнь – заигрались в Фантомаса.И настолько заигрались, что при-шлось прекратить демонстрацию фильма «Фантомас».Его срочно сняли с экрана во избежание больших неприятностей.Так что об этом уроке «прямого» понимания искусства, когда оно для некоторых становится руководством к действию никогда не надо забывать.Особенно тем, кто по своей наивности или злонамеренности утверждает, что искусство не влияет, не воздействует от-рицательно на кинозрителей, не зомбирует их.
Правде,какой бы она ни была жестокой,страшной, нужно смело и прямо смотреть в глаза. Как-то Василий Сергеевич показал мне одно предложение из пособия по русскому язы-ку.Оно врезалось мне в память на всю жизнь.Я процитирую его: «Я правду порасскажу тебе такую, что хуже всякой лжи».И вот этой-то правды жизни больше всего боятся все герои пьесы А.М.Горького «На дне». Боялась ее и Советская власть. Боится ее и нынешняя демократическая власть.Не было еще такой власти на земле, которая бы не боялась правды жизни.Но я не для этого взял слово для выступления как преподаватель истории, а чтобы восстановить историческую справедливость, попранную Иванами, не помнящими своего родства, своих исторических корней, игнорирующих преемственность в истории поколений: «отцов и детей», старшего и младшего.
С этой высокой педагогической трибуны прозвучало имя Зигмунда Фрейда.Очень хо-рошо, что у нас знают и помнят его, но при этом нам бы не забывать свои прославленные русские имена, которые оказали честь не только отечественной, но и зарубежной науке. И это имя «первого физиолога мира» Ивана Петровича Павлова.У меня есть свои счеты к Америке.Но чем мне импонирует эта страна?Тем, что умеет создавать своих героев,прославлять и гордиться на всем протяжении истории.В отличие от наших, которые преуспели прежде всего в том, чтобы ставить всевозможные препятствия и рогатки на пути своих героев.Я имею в виду настоящих героев, а не «голых королей» политики, искусства, науки…Именно «голые короли» придают прежде всего значение форме и только форме, забывая о содержании, которое они бросают под ноги в угоду опять той же форме. Для них главное не содержание, не дело, а видимость его создания, бурная имитация дела, за которой они стараются скрыть свою пустоту, никчемность, ничтожество, профессиональную некомпетентность и непригодность, праздный, паразитический образ жизни.
Предпочтение форме рождает ханжество, лицемерие, ложь, равнодушие, безразличие ко всему, кроме формы, а вместе с ней плодят злость и ненависть, слепое поклонение форме, обрядам, традициям…Становятся циниками, консерваторами, ортодоксами, догматиками, которые уподобляются « свинье под дубом»…
Педагогический совет так и завершился ничем.
Когда в товарищах согласья нет…
Все смешалось в учебном доме Яблонского…
Свидетельство о публикации №215050200826