После обрушения Вавилонской башни

Встретила интересную рассказину. Как из человека, который дело делает (и хорошо, по всему, делает) пробуют выдавить какое-то масло, его профессии не свойственное. Ну как если бы от повара, прежде чем допустить его коренья очищать, потребовали бы извлечь корень n-й степени - просто так, в порядке теоретической подготовки.
Вот рассказ, очень мне понравился: http://www.proza.ru/2013/01/18/1957

И потянуло меня на диалог. Проблема существует, трудная и очень спорная: как учить людей? Чему их учить? Как проверять знания потом - ведь без такой проверки весь наш мир зашатается. А если проверка неверна? И потеряет работу классный специалист?
И вот еще: почему экзамены - это страдание, зачастую - оскорбление чувств?
В реальной жизни, в деле, в бою мы умеем отличить мастера от бездельника, знатока от болтуна...

Этим занимается одно из исследований, в которое я нырнула с головой года три назад - и чем дальше, тем все интересней, трудней и... страньше и страньше - помните, как говаривала Алиса.

Но вот сейчас - просто хочется записать. Может, раскатается в долгую историю, а может так и останется репликой в диалоге. Посмотрим.

Иногда мне кажется, что завязь проблемы - в современном (то есть - от царя Гороха по сей день) педагогическом образовании. Что-то оно делает с людьми, заменяет формалистикой некие качества души и интеллекта.

У меня постоянный внутренний диссонанс: я преподаю, но сама при этом - не профессиональный лектор, а что называется - "от сохи": прикладной математик, аналитик... То есть дело делать умею, а преподавать меня не учили.
Преподаю, ко всему, не на родном языке. И для слушателей моих - для бОльшей их части - язык не родной. Потому что преподаю на иврите, а в аудитории сидят урожденные европейцы, американцы (из обеих Америк), амхарцы иногда, в основном - местные ребята, у которых родные - разные диалекты арабского, и сабры (так мы зовем коренных израильтян, для кого иврит - родной язык).
Ох, сколько казусов случалось!
Ой, как бывает сложно!
И предметы у меня непростые, их на родном языке не всегда легко понять и освоить.
Я свои темы только что не танцую. Рисую постоянно. В конце лекции сама - как радуга: руки разукрашены красным, зеленым, синим и черным.

А экзамены-то письменные!
Пишут - опять же, на иврите, - те, для кого иврит - не родной язык.
Я, бедняжечка, потом часами, неделями эти тетради (большие такие, формата фолио) проверяю...

Если я за семестр-два (смотря какой курс веду) не сумею человеку верно объяснить, чтобы он понял и термин, и суть явления,  этим термином обозначенного, - грош мне цена.
И если не сумею различить верный ответ, написанный в мандраже экзамена на чужом языке - грош мне цена.

И вот сейчас, когда я уже чуть не дольше преподаю, чем на свете живу, решаюсь сделать некие личные выводы, - пусть даже они покажутся крамольными, - о том, как преподавать и как спрашивать, и как да за что оценки ставить.

Есть такой уровень знания: понимать и уметь пользоваться. Вот его я и претендую найти у своих студентов в конце курса. Понимания ищу, умения пользоваться - то есть умения понять и решить задачу. Задачи на экзамене даю по плечу, никаких мировых проблем мы не решаем в аудитории, и не будут они решены в экзаменационном ответе.
Это - ПЕРВОЕ.
Я не жду, что студент за два-три часа экзамена сумеет опрокинуть основы мирового знания и заложить новые. Я вообще не жду, что он успеет много написать. Ему же прежде нужно подумать, а часы тикают.
И тут - ВТОРОЕ.
Не даю вопросы "на выбор", как принято у нас. Выбор - значит, каждый вопрос все равно предстоит прочесть, осмыслить. А время-то убегает! Я просто задаю бОльше вопросов, чем нужно для высшего балла. Высший у нас - сотня. То есть с учетом треволнений и поиска упавшей ручки - отличник должен заработать примерно один балл в минуту.
Успел больше? Выше 100 все равно не получишь, но я тебе сообщу, что ты получил - ну, скажем, 117 из возможных 120... У отличника сразу брови домиком: а где я ошибся?
Этих я больше всего люблю, делюсь сокровищами условно-бессмертной души и поименно помню все годы.
Слабачку такой избыток баллов даст шанс переползти критические 60: в одном вопросе потерял, в другом недобрал, но в итоге - прошел, уфф...
Зато если человек проходит клянчить:
-- Ирэна, ну что тебе стОит, у меня 48 баллов...
-- Драгоценный Кузя (Алон, Ривка, Рула или Мухаммед), балл твой - не 48 из 60, а 48 из 120...
Как правило, на этом претензии заканчиваются.
ТРЕТЬЕ.
Я хочу быть понятой и однозначно понять ответ. Вопросы мои обкатаны на лекциях и лабах. Не спрошу того, над чем не работали в аудитории. В конце курса публикую таблицу, в ней против каждой темы - список заданий, которые в течение года к ней прикоснулись. Хочешь подготовиться? Пробегись по задачам. Задача, кроме собственно вопроса, содержит требования к формату ответа. Баллы за каждый пункт. Привыкай, дорогой, с начала года. Формат экзаменационного вопроса похож на задания.
В мои планы ни в коем случае не входит "завалить студента". В равной степени - не собираюсь "натягивать" проходной балл. Я стараюсь вообще изменить традиционную мотивацию экзамена, отойти подальше от мутной возни вокруг баллов, сделать всю обстановку не трагической, а деловой. Ты пришел работать, тебе будет комфортно. Я хочу твоего успеха наравне с тобой.
И - руку на сердце, но вы - ни-ко-му... Если до критических 60 недостает одного-двух баллов, я, закрыв глаза, ставлю проходной. Это - секрет, только между нами...
ЧЕТВЕРТОЕ - к чему тут, собственно, Вавилон с его башней?
Так она же рухнула - тогда-то мы и перестали понимать друг друга.
Терминология моя вся на латинице. Английский, латынь, и греческие буковки проскакивают... У некоторых студентов при этом конвульсии: их мир воспринимает информацию справа налево, а формулы в мире математики текут слева направо. При избытке адреналина (на экзамене дело обычное) эти два вектора зашкаливают.
На лекции выручает рисунок. Цветной рисунок - спасает. Цвет привязываю к термину - и не меняю привязку в течение всего года. Например, все что касается корреляции по Пирсону - будет красным. Многолетние наблюдения показали, что даже в полном интеллектуальном ступоре, в панике, когда забываются термины, - цветовая привязка работает. Показываю студенту свои, всем за год привычные, три цветных фломастера. Вижу - проблеск разума, робкое обращение к зеленому: "о, Кремер...". Пауза. Любовное: "... Нет. У меня же Пирсон... Спасибо, Ирэна". Я слова не сказала, взгляда не подарила. Просто в кулаке зажаты три фломастера. Якорек для памяти - если знал и вдруг вылетело.
А если не знал - Бог с тобой. Придешь на повторный курс, осенью встретимся.


Рецензии
Хоть и не учили преподавать, но всякий Богом данный талан - хоть педагогический, хоть литературный - непременно проявляется и расцветает, как зеленый росточек пробивает толщу асфальта.
Как это важно, когда в экзаменационном стрессе среди захлестывающей массы информации возникает спасительная точка опоры. Нечто неизменное, фундаментальное. Я бы даже сказала вечное. Когда я читала про цветовую привязку у меня в голове звучал критерий непрерывности, навечно связанный с голосом Евы Моисеевны, втолковывающей нам премудрости матанализа: «Каково бы ни было бесконечно малое число…». Не сомневаюсь, что красный по Пирсону - это навечно!

Озимая   05.01.2018 20:06     Заявить о нарушении
Да, мне потом докладывают при случайной встрече: Ирэна, столько лет прошло, а я помню...
А я себе думаю: зайцы мои, я тааакое помню!
Вот ты - поймешь: я до сих пор помню, на чем Ева Моисеевна меня поймала в первом семестре! Я доказала, что множество гладкое, и просто забыла сказать, что оно еще и "всюду гладкое". Мы тогда еще не умели вот до таких тонкостей докапываться. Именно тогда, на экзамене, сгорая от стыда, я этому научилась.

Олевелая Эм   05.01.2018 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.