Случайная встреча... май

В глубине парка сидел седой человек, высоко и очень близко к лицу держал книгу.
На видавшем виды  пиджаке  ряд колодок. Рядом букетик тюльпанов.
«Ветеран, - подумала, проходя мимо, - рядом школа, возможно, там и была у него встреча».

  - Простите, мадам, - он положил книгу на колени, - вам знаком поэт Ваншенкин?

Я увидела лицо с классического портрета – старик.
Глубокие морщины, как реки на географических картах, пересекали лицо.
Прозрачная кожа напоминала папирус и только, как два маяка, сверкали чуть слезившиеся глаза…

  - Знаю и люблю этого поэта, - с торопливостью отличницы ответила я.

  - А смогли бы вот так с ходу что-нибудь прочесть? – с хитринкой провоцировал меня дедуля.

  - Из военных? - мысленно залезаю на стул и декламирую, как, … не будем уточнять когда.

Я был бойцом. Давно лежу в могиле  –
В дали от всех, в холодной глубине.
Пускай мои друзья меня забыли,
Мои враги – те помнят обо мне.

Мой визави стряхнул слезу. Я присела рядом и погладила его руку.

  - Поверите, ни один ученик 10 класса не знал ни одного стихотворения Константина, - тяжело вздохнул. В 70-х лежал с ним в госпитале. Я тогда жил ещё в Москве. О многом переговорили, о многом вспоминали. У него есть стихотворение «Воспоминание». Не помните?

Я повертела головой. Он полистал томик,  открыл и  с особой интонацией прочитал:

По-разному живут воспоминанья:
Одни выходят строем из леска,
И заполняют медленно сознанье
Их оккупационные войска.
Другие – безыскусственность какая!-
Как журавли усталые весной,
Курлыканьем щемящим окликая,
Проходят ранней ранью надо мной.
А третьи – сквозь жару и сквозь заносы
Давно прошли, у них характер крут.
Они во мне сидят прочней занозы,
Они – я сам, они со мной умрут.

Читал тихо, медленно.
Кожа у меня покрывалась мурашками.
Мой собеседник протянул книгу на открытой странице.
Там автограф поэта: «Солдат, возможно, не надолго, но прорвались. Спасибо, ты умело подставлял плечо. Будем верны памяти».

  - Ребята со двора затянули меня в школу. Думаю, зачем официоз. Расскажу о человеке, который в 16 лет ушел на фронт, - тяжело вздохнул, – и очень чётко, красиво проговорил: «и шагнули в грозные бои….Чуть ли не со школьного урока….Славные ровесники мои….Рыцари без страха и упрёка».

Помолчал пару секунд, и продолжил свои воспоминания.

  - Константин Ваншенкин родился в декабре 1926, а я в декабре 1925. На фронт ушёл тоже мальчишкой, в 1943. До Берлина дошли оба. Он сержантом, а я солдатом. В 1945 году закончили свои бои…  ПОБЕДА, - вздохнул ветеран. - Мы могли бы встретиться в Берлине. Не судьба. А вот ведь встретились….

  - Вы не сердитесь на ребят. Они другие и песни у них другие, - захотелось извиниться за школьников.

  - Что вы, что вы, как можно сердиться. Время - скульптор, оно лепит людей. Мои дворовые друзья-мальчуганы очень любопытные личности. Свиду – чужаки, чуть что – ёжики. Легко жонглируют бранью. «Они не мы, а лишь на нас похожи», - и такая добрая улыбки. Лицо светлеет. - А вот ведь, сестра….  она чуть моложе меня, годик тоже воевала, тяжело была ранена и калекой осталась на всю жизнь. Так вот, она однажды упала на лестнице. Ребята сразу сообразили, вызвали скорую, отыскали меня. С той поры и опекают нас. Своеобразно, - улыбнулся грустно, - но искреннее, чем представители государства.

Приятно было слушать о парнях и, конечно же, тяжко о представителях.
К 70-летию Великой Победы сделано немало, а между праздниками несладко ветеранам. Да и во всей праздничной шумихе много формализма.

Мой собеседник с большой иронией поведал:

  - Сообщили, что по случаю праздника будет оказана материальная помощь ветеранам. Порадовал сестру – гульнём! А нет! Когда приносили, нас не было дома. Возил сестру в больницу. Через соседей передали: – «За выплатой пусть зайдут после 2 июня». Только не думайте, что я в претензии к кому-то. Всех близких пережил, друзей похоронил. Стараюсь не доживать, а, помня их, жить «за себя и того парня». И мальчишки эти нам помогают. Слабы они в стихах, но это же всё-таки на любителя. Хорошо, что вас повстречал, вспомнили моего дорогого поэта, - вздохнул. - День Победы светлый и скорбный праздник.

Мы помолчали. Но подумали, пожалуй, об одном и том же.
Для нашего края война - не просто история, а незаживающая рана, боль. Каждый четвертый житель республики погиб на фронте, либо в партизанских отрядах, либо был сожжен или замучен в фашистской неволе.
ДЕНЬ ПОБЕДЫ для каждого свят.

  - Почитайте ещё что-нибудь, - попросила я, - уж больно вы хорошо читаете стихи. Не артист случайно?

  - Нет, случайно не артист, - ответил явно взбодрившийся ветеран, - педагог я в прошлом. Просто педагог, причём, технарь. Что называется из «физиков-лириков». Слушайте.
Охотно читал по памяти.

Бегло вспомнишь минувшее что-то,
А потянешь за тонкую нить.
И невольно заденет забота,
И не в силах ты это забыть.
И другие тебя сторонятся,
Отступая в предел темноты.
Так, при чтении с трудной страницы
Час, бывает, не сдвинешься ты.
Так, артист, уходящий со сцены,
Всё постигший на этом пути,
Вдруг не может под смех откровенный,
Тычась в занавес, выход найти...

Понимая друг друга, молчали в задумчивости.

  - Найдём выход! – убеждённо сказал ветеран.  Я верю, а вы? – поднимаясь, спросил он.

  - Верю, -  тоже встала…

Вот такая встреча.
Вот такие они. Ветераны-победители.
---
С ПРАЗДНИКОМ ВАС, ДОРОГИЕ!
С ДОЧЕРНЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ ЗА ВСЁ!
---


Рецензии
Добрый день, Дина!

Песня "Алеша" трогает сердца многих людей.

Ни жалобы, ни стона, но сколько величия в этой песне.

Спасибо!
Понравилось.

С симпатией, Любовь.



Любовь Григорьева 2   29.10.2016 17:36     Заявить о нарушении
И мне, Любовь, понравились добрые ваши слова.
С сердечностью,

Дина Иванова 2   30.10.2016 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.