Новогодние праздники

 Не знаю, как Новый год отмечался  в других семьях, а в нашей семье, сколько я себя помню, всегда в этот день приходил Дед Мороз. Мы – дети ждали его  с нетерпеньем. Но так как этот Дедушка из сказки, он был всегда невидим, приходил ночью, когда все спят и я, например, сколько ни старалась подсмотреть его приход, никак не могла. Я засыпала, а утром находила от него подарки.

Первый запомнившийся мне Новый год – это в 1943 году. Мы тогда жили только с мамой, которая уходила на работу, отец был на фронте, а я гуляла во дворе, играла у друзей дома, пока мама работала. Дом, в котором мы жили, был пристройкой к Дому пионеров Москворецкого района. Помню,  мама мне маленькой, четырёхлетней не разрешала проводить время в Доме пионеров. Она боялась, что я заблужусь или меня кто-нибудь обидит там, а ещё она не хотела, чтобы я мешала работать нашим хорошим знакомым из Дома пионеров. Зам. директора Дома и завхоз были мамиными приятельницами. Они очень по-доброму ко мне относились, поэтому я готова была сидеть у них на коленях сутками.  Так вот перед самым Новым годом в Дом пионеров привезли огромную ёлку, все ребята во дворе только о ней и говорили. Естественно, мне тоже хотелось на неё посмотреть. Но мама не велела «болтаться без дела там, где люди заняты». Пришлось её ослушаться, так как любопытство пересилило мамин запрет. Каждый день возле ёлки проходили детские праздники с Дедом Морозом. Вот я и решила вместе с ребятами из нашего двора пойти на один из праздников. Как-то красиво одеваться было не надо, так как Дом пионеров не отапливался, и все дети и взрослые были в шубах, шапках, валенках и с варежками на руках. Без варежек был только гармонист, он играл весёлые танцы и песни то и дело, потирая от холода руки. Кроме танцев и песен мне запомнился Дед Мороз, который подарил нам всем по кульку гостинцев. Подарок был по военным временам роскошный : мандарин, малюсенькая пачка печенья и кулёк с леденцами. Беда моя заключалась в том, что мне нельзя было это «богатство» принести домой. Мама бы сразу спросила, откуда это всё и отругала бы меня за поход без разрешения на ёлку. До сих пор помню, как я сидела под лестницей в нашем подъезде, торопливо ела этот подарок, распихивая по карманам леденцы, и страдала оттого, что не могу поделиться им с мамой. И как не тянуло меня потом ещё раз отправиться на ёлку, я так и не пошла туда больше,  боялась, что Дед Мороз снова мне даст подарок. А есть его без мамы было стыдно, признаваться же нельзя, иначе надо признаться и в первом посещении и тайном поглощении сладостей первый раз.

Запомнился Новый год 1946 года. Это был год, когда я уже начала ходить в школу, однако по-прежнему свято верила в существование Деда Мороза. И хоть я уже видела артистов в одежде Деда Мороза, это у меня легко сочеталось с тем объяснением о настоящем Морозе, что он один, а детей много, вот артисты ему и помогают.

Перед Новым 1946 годом мама принесла большую ёлку, мы её поставили в крест, а крест засунули в ведро с водой. Так она дольше не осыпалась. Игрушек было совсем мало : тёмно-синий шар очень тяжёлый, ещё помнивший мамино детство, лягушонок с листочком в руках, на которой была написано: «Лягушонок-малышонок, что читаешь, покажи, что ты видел, что ты знаешь, что ты слышал, расскажи. Мне сегодня неохота, лучше тихо посижу, вот придёте на болото, там я всё вам расскажу.» Забавно, но я эту чепуху помню с детства. Ещё из игрушек был стеклянный наконечник в виде звезды, крокодил и Дед Мороз из папье-маше – вот и всё богатство. Прочие украшения следовало сделать самим. И работа закипела. К нам домой тогда часто приходил дядя Миша, он хотел жениться на маме, но мама помнила отца и замуж не хотела.

Однако принимала она дядю Мишу всегда радушно, он прекрасно относился ко мне. А так как он умел сделать из бумаги и ваты всё на свете, то все ребята нашего двора шли к нам в гости, чтобы вместе с дядей Мишей делать игрушки. Зимой  - это были ёлочные украшения , а в другое время года у него появлялись просто разные забавные куклы, звери, машинки. Он с удовольствием одаривал всех ребятишек нашего двора ими. Так вот, после нескольких дней общей работы ёлка стояла наряженной красавицей, поблёскивая игрушками из обёрток от конфет. Ребята со всего двора пришли к нам в гости. Мама испекла в Чуде ( такая особенная кастрюля с дыркой посередине) сладкий пирог, а дядя Миша купил где-то пачки конфетти. Их он подарил всем ребятам к общему удовольствию. Долго потом во дворе я видела цветные кружочки конфетти, разлетевшиеся по земле. Ближе к ночи приехала бабушка со своими неизменными подарками. Она перед каждым Новым годом находила что-то у себя дома такое, что можно нам подарить. В этот раз она подарила мне кошелёчек для носовых платков, вышивала и шила его бабушка сама. Однако Дед Мороз долго, долго не приходил , я устала и по обыкновению уснула. А на утро под ёлкой я нашла свёрток. На нём было написано: от Деда Мороза.

Что там было, я уже не помню, но помню лишь своё разочарование, в том, что я снова заснула и Деда Мороза так и не видала.

Пролетело много лет, и вот я уже сама играла со своими детьми в Деда Мороза, которого нельзя увидеть, потому что он приходит

тайком, но он добрый и всегда приносит детям подарки.

Дед Мороз то оставлял подарки на снегу на нашем балконе, то звонил в дверь, и у порога мы находили мешок с подарками, то просто раскладывал подарки под ёлкой. Мои дети, как и я, долго верили в Деда Мороза и тепло этой сказки унесли с собой в свои семьи. Моя маленькая внучка ещё верит в Деда Мороза, а взрослые внуки уже не верят, но с радостью подыгрывают ей, когда она расспрашивает: где живёт Дед и как он успевает ко всем детишкам?

Есть в этой нашей сказке о добром Дедушке Морозе очарование, мечта о чём-то необыкновенном, желание сделать приятное своим близким, поделиться душевным теплом, зарядить сердечко ребёнка добротой.


 


Рецензии