МАЙЯ

     Ночь, су­м­рак, си­не­ва про­стран­с­т­вен­ной глу­би­ны в мер­ца­ю­щем тре­пе­те пря­мо­у­го­ль­но­го эк­ра­на - там сце­на, ску­пые глу­бо­кие кра­с­ки, аске­тичное, ла­пи­дар­ное ре­ше­ние де­ко­ра - и му­зы­ка!.. - тре­во­ж­ные ви­б­ра­ции ду­хо­вых и струн­ных… сти­с­ну­тый стук за­ми­ра­ю­ще­го в во­л­не­нии серд­ца… и в этой си­ней мгле, в по­ло­се луча оди­но­ко­го про­же­к­то­ра - Он и Она, Она и Он - в смер­тель­ной схват­ке тан­ца-люб­ви, тан­ца-бит­вы, тан­ца-ги­бе­ли и про­ща­ния: си­нее, чер­ное, стре­ми­тель­ное дви­же­ние ле­тя­щих пя­тен - ме­та­ния-по­ры­вы мя­ту­щей­ся пло­ти в бес­плот­ном эфи­ре са­краль­но­го ри­ту­а­ла - ко­г­да не вы­рвать­ся, не убе­жать - лишь вы­иг­рать иль про­иг­рать...
     Он - ог­ром­ный, мо­гучий, об­на­жен­ный по по­яс, по­ры­ви­сто-сдер­жан­ный в яро­сти же­ла­ния - по­лу­го­лый ги­гант в тем­но-си­нем три­ко на но­гах и бе­д­рах из ли­той уп­ру­гой ста­ли.
     Она - в сво­бод­ном ко­с­тю­ме муж­ско­го по­кроя - в длин­но­по­лой изы­скан­но-за­ост­рен­ной чер­ной па­ре - сюр­ту­ке с ши­ро­ки­ми от­во­ро­та­ми и сво­бод­ных брю­ках-"гэтс­би".  И в этом чер­ном пла­тье - ме­те страш­но­го ве­ка - Она - ца­рит. Она пра­вит и по­ве­ле­ва­ет дан­ной ей вер­хов­ной жен­ской вла­стью пола, она снис­хо­дит, она иг­ра­ет три­умф и по­бе­ду - од­но­вре­мен­но спра­в­ляя триз­ну по счас­тью, по мо­ло­до­сти, ко­то­рой нет и не бу­дет боль­ше, и в ее ли­це - то ли биб­лей­ской иу­де­ян­ки, то ли египетской жри­цы-ве­ду­ньи, не­спо­соб­ной ста­реть, в ли­це вне вре­мен и эпох, в ли­це бес­смерт­ном и вечном, как ее древ­няя бо­го­из­бран­ная кровь - ве­ли­кая го­речь раз­лу­ки с на­де­ж­дой, с уле­тев­шей лю­бо­вью и юностью, и - вот, во всей му­д­ро­сти и си­ле сво­его Божь­е­го Да­ра - она вновь на сво­ем по­мо­с­те, на аре­не, на пла­хе, на по­бед­ном эша­фо­те свя­щен­ной сце­ны - тво­рит в луче све­та и в му­зы­ке свой про­щаль­ный та­нец...
Вот они вме­сте - в бес­по­щад­ст­ве объ­я­тий! - и Она - так же­лан­на, так ма­ня­ща, так ус­коль­за­ю­ще-не­до­ся­га­е­ма и не­до­с­туп­на, так гор­да и не­при­ко­с­но­вен­на... Она не уни­зит­ся в уни­же­нии, не па­дет в па­де­нии, она слиш­ком про­ни­ца­тель­на и про­ни­к­но­вен­на в тай­ны ми­ров, и от­то­го ее по­ступь на пу­ан­тах так цар­ст­вен­но-ле­ни­ва и рав­но на­пря­же­на - как по ост­рию шпа­ги, ко­г­да она ме­ря­ет-пе­ре­се­ка­ет ди­а­го­наль сце­ны, над­ви­га­ясь на Не­го, как тай­фун на без­за­щит­ный ост­ров...
     Тай­фу­нам при­сва­и­ва­ют име­на воз­люб­лен­ных и пре­кра­с­ных - ко­вар­ных, гроз­ных и ве­ро­лом­ных жен­щин, и Она но­сит имя, и Она - бу­ря, ура­ган "Майя" - уже не жен­щи­на и не ар­ти­ст­ка, не тан­цов­щи­ца, и не вак­хан­ка - но жи­вой оли­це­тво­рен­ный бо­го­дан­ный сим­вол чуда ис­кус­ст­ва, чуда тво­ре­ния из се­бя са­мой, из пло­ти му­с­ку­лов и дро­жи нер­вов - мы­с­ли, вечно­с­ти, страсти и судь­бы все­го на­де­ю­ще­го­ся чело­вечес­т­ва - в от­ме­рен­ных та­к­та­ми рит­мов ор­ке­ст­ра ко­рот­ких мгно­вень­ях её тра­гичес­ки-ли­ку­ю­ще­го гибельного тан­ца...
     Она на­сту­па­ет, Она сбли­жа­ет­ся с Ним - в жа­ж­де уто­ле­ния не­уто­ли­мой стра­сти, в алчбе спа­се­ния от ис­су­ша­ю­ще­го зноя все­лен­ской пу­с­ты­ни… она рас­пла­сты­ва­ет над Ним, как ночную тучу, чер­ное по­лот­ни­ще - и вдруг воз­де­ва­ет над го­ло­вой из­бран­но­го на казнь люб­ви - свои ве­ли­кие, не­срав­нен­ные в ве­ках ру­ки - ху­ды­ми за­пя­сть­я­ми, тон­ки­ми паль­ца­ми, их спле­тень­ем и рас­пле­тень­ем она по­ет дланями од­но­вре­мен­но на ты­сячи го­ло­сов все пе­с­ни всех лю­бя­щих и по­ки­да­е­мых жен­щин, лю­би­мых и несчас­т­ных, оза­рен­ных ма­те­рин­ст­вом и хо­ро­ня­щих лю­би­мых - и Ее ру­ки вьют­ся, вы­тя­ги­ва­ют­ся и из­ги­ба­ют­ся, как го­рячие струи ле­тучего ды­ма, как два уз­ких по­то­ка, как два сли­ян­но-не­сли­ян­ных ру­с­ла жиз­ни, ло­вя­щие кор­пу­с­ку­лы све­та из ро­кочущих ды­ха­ний при­глу­шен­но­го ор­ке­ст­ра… и вот, вне­зап­но, по­ви­ну­ясь ор­ке­ст­ру, его вне­зап­но­му гро­му - Они сры­ва­ют­ся оба и не­сут­ся, вос­па­ряя в люб­ви над пло­с­ко­горь­ем сце­ны - сра­ста­ют­ся и бьют­ся в не­из­быв­ной му­ке лю­бов­но­го при­тя­же­ния, в ис­пе­пе­ля­ю­щем кра­те­ре бе­зум­ца-Эро­са, пла­ме­не­ют и сго­ра­ют, и вос­ста­ют вновь и вновь из все­по­гло­ща­ю­щей, все­сжи­га­ю­щей ге­ен­ны ог­нен­ной во­рон­ки... ко­г­да вдруг - ис­ся­ка­ют, от­тал­ки­ва­ют­ся, от­бра­сы­ва­ют один дру­го­го - и - раз­ле­та­ют­ся по уг­лам сце­ны как по флан­гам по­ля бит­вы, что­бы ос­тать­ся по­рознь...
     Но Они об­речены, на­тя­ну­ты, взну­з­да­ны по­во­дом же­ла­ния, Они - свя­за­ны и по­венчаны па­мя­тью друг о дру­ге,  ко­г­да Она вдруг за­ку­ри­ва­ет сигарету, при­бли­зив­шись, от его за­жи­гал­ки - при­вычно-обы­ден­ным все­об­щим и всех урав­ни­ва­ю­щих три­ви­аль­ным же­с­том два­д­ца­то­го ве­ка, бы­ст­ро­пос­пеш­но­го ве­ка се­го, а по­с­ле, на­еди­не со сво­ей гор­ней печалью и с отчаянь­ем,  же­ст­ко пе­ня­ет взгля­дом зер­каль­цу в по­пыт­ке по­ма­дой и кра­с­кой воз­вра­тить не­воз­вра­ти­мость, в то вре­мя как Он - в рычащем стра­да­нии ти­ши­ны, оце­пе­не­ло взи­ра­ет в ми­нув­шее, в уг­ли...
     И вот - Она ле­жит по­о­даль не­дви­жи­мо... что­бы взле­теть и под­нять­ся и ри­нуть­ся к рам­пе...
     О, Майя, о ми­с­те­рия ба­ле­та, о, дей­ст­во, о, празд­ник, о, стон не­вы­ра­зи­мо­сти ус­т­ра­ша­ю­ще-вос­тор­жен­но­го вне­вре­мен­но­го чув­ст­ва, ко­г­да в тво­их зрачках ото­бра­жа­ет свой миг, свой по­лет сверх­во­пло­щен­ная ге­ни­аль­ность - да­же не Ее, не Майи, не Жен­щи­ны Тан­ца - но все­го ро­да люд­ско­го, хо­тя бы в еди­ной Ее Судь­бе до кон­ца осу­ще­ст­вив­ше­го из­вечный за­мы­сел Бо­жий, в Ее ду­хе и об­личии пло­ти одо­ле­ва­ю­щих ис­кус­ст­вом и лю­бо­вью сты­лый мрак бес­фор­мен­но­го смерт­но­го ха­о­са...
     Kарменсита, Чай­ка, Тра­гичес­кая Ге­ро­и­ня - воз­люб­лен­ная же­на Ца­ря Ца­рей-ба­ле­та - Майя!..
     Эти мгно­ве­ния с Ней, эти мгно­ве­ния при­сут­ст­вия и со­причас­т­но­сти Ее свя­той жер­т­вен­ной ли­тур­гии - есть ми­ги не­ве­ро­ят­но­го, все­за­по­л­ня­ю­ще­го по­сти­же­ния.
     Да бу­дут бла­го­сло­вен­ны Ее но­ги и ру­ки, Ее от­ва­ж­ное, тяж­ко-на­тру­жен­ное свя­тым тру­дом дерз­но­вен­ное серд­це...
     Со­з­на­ем - нам до­ве­лось, нам бы­ло по­да­ре­но жить в Ее эпо­ху - ибо все от­ле­тит и прей­дет, но ос­та­нет­ся на­рав­не с са­мым свя­тым и не­тлен­ным - Ее по­лет, Её дви­же­ние, Ее из­мучен­но-счас­т­ли­вая тор­же­ст­ву­ю­щая улыб­ка на­встречу ле­тя­щим цве­там, люд­ским ли­цам в сле­зах и гро­хо­ту ру­ко­пле­ска­ний...

     3 де­ка­б­ря 1995 го­да

 
 
К счастью, эти строки дошли до Майи Михайловны и снискали её благодарность...


Рецензии
Добрый вечер, Феликс!
Хочу в начале своего письма к Вам объяснить, почему вообще я Вам пишу... Простите за назойливость...
Я учился в 9-10 классе как раз в то время, когда в "Юности" была опубликована Ваша повесть "Сигма Эф".
Нам преподавала литературу Валентина Ивановна Ульянова (Царство ей Небесное).
Тат вот: я не уверен, что мои одноклассники дочитали до конца "Войну и мир", "Тихий Дон" (к сожалению), но все прочли "А зори здесь тихие" И "Не стреляйте в белых лебедей" Бориса Васильева (экранизированы), "Белый Бим - Белое ухо" Гавриила Троепольского (снят фильм), " И это всё о нём" Виля Липатова (и это экранизировано)... Можно продолжить список внеклассного чтения, которое стало основным: Василь Быков ( все его на то время 13 повестей прочли, большая часть экранизирована), Юлиан Семенов и.. Ваша "Сигма Эф"!!!
Пусть не снят фильм на Вашу повесть, зато переведена на несколько языков. Скажу честно: смутно помню сюжет о молодых ищущих специалистах, но что-то в душе ещё в осадке есть...
Для меня Вы живой классик, хотя я и сам что-то могу...
С уважением Николай.

Николай Талызин   10.10.2016 22:50     Заявить о нарушении
Николай, простите меня пожалуйста, что только сейчас отвечаю Вам на Ваш замечательный волнующий отзыв на мою миниатюру о Майе Плисецкой.
Я был болен и очень долго не выходил на свою страницу портала "Proza.ru". Но вот, наконец, вышел и прочитал Ваши слова...
Спасибо Вам, дорогой друг, это так трогательно...
Кстати, повесть "Сигма-Эф" размещена здесь же, на "Proze".

Всего Вам самого-самого хорошего в жизни!

Искренне Ваш, Ф.В.

Феликс Ветров   10.02.2017 21:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.