МАЙЯ
Он - огромный, могучий, обнаженный по пояс, порывисто-сдержанный в ярости желания - полуголый гигант в темно-синем трико на ногах и бедрах из литой упругой стали.
Она - в свободном костюме мужского покроя - в длиннополой изысканно-заостренной черной паре - сюртуке с широкими отворотами и свободных брюках-"гэтсби". И в этом черном платье - мете страшного века - Она - царит. Она правит и повелевает данной ей верховной женской властью пола, она снисходит, она играет триумф и победу - одновременно справляя тризну по счастью, по молодости, которой нет и не будет больше, и в ее лице - то ли библейской иудеянки, то ли египетской жрицы-ведуньи, неспособной стареть, в лице вне времен и эпох, в лице бессмертном и вечном, как ее древняя богоизбранная кровь - великая горечь разлуки с надеждой, с улетевшей любовью и юностью, и - вот, во всей мудрости и силе своего Божьего Дара - она вновь на своем помосте, на арене, на плахе, на победном эшафоте священной сцены - творит в луче света и в музыке свой прощальный танец...
Вот они вместе - в беспощадстве объятий! - и Она - так желанна, так маняща, так ускользающе-недосягаема и недоступна, так горда и неприкосновенна... Она не унизится в унижении, не падет в падении, она слишком проницательна и проникновенна в тайны миров, и оттого ее поступь на пуантах так царственно-ленива и равно напряжена - как по острию шпаги, когда она меряет-пересекает диагональ сцены, надвигаясь на Него, как тайфун на беззащитный остров...
Тайфунам присваивают имена возлюбленных и прекрасных - коварных, грозных и вероломных женщин, и Она носит имя, и Она - буря, ураган "Майя" - уже не женщина и не артистка, не танцовщица, и не вакханка - но живой олицетворенный богоданный символ чуда искусства, чуда творения из себя самой, из плоти мускулов и дрожи нервов - мысли, вечности, страсти и судьбы всего надеющегося человечества - в отмеренных тактами ритмов оркестра коротких мгновеньях её трагически-ликующего гибельного танца...
Она наступает, Она сближается с Ним - в жажде утоления неутолимой страсти, в алчбе спасения от иссушающего зноя вселенской пустыни… она распластывает над Ним, как ночную тучу, черное полотнище - и вдруг воздевает над головой избранного на казнь любви - свои великие, несравненные в веках руки - худыми запястьями, тонкими пальцами, их сплетеньем и расплетеньем она поет дланями одновременно на тысячи голосов все песни всех любящих и покидаемых женщин, любимых и несчастных, озаренных материнством и хоронящих любимых - и Ее руки вьются, вытягиваются и изгибаются, как горячие струи летучего дыма, как два узких потока, как два слиянно-неслиянных русла жизни, ловящие корпускулы света из рокочущих дыханий приглушенного оркестра… и вот, внезапно, повинуясь оркестру, его внезапному грому - Они срываются оба и несутся, воспаряя в любви над плоскогорьем сцены - срастаются и бьются в неизбывной муке любовного притяжения, в испепеляющем кратере безумца-Эроса, пламенеют и сгорают, и восстают вновь и вновь из всепоглощающей, всесжигающей геенны огненной воронки... когда вдруг - иссякают, отталкиваются, отбрасывают один другого - и - разлетаются по углам сцены как по флангам поля битвы, чтобы остаться порознь...
Но Они обречены, натянуты, взнузданы поводом желания, Они - связаны и повенчаны памятью друг о друге, когда Она вдруг закуривает сигарету, приблизившись, от его зажигалки - привычно-обыденным всеобщим и всех уравнивающих тривиальным жестом двадцатого века, быстропоспешного века сего, а после, наедине со своей горней печалью и с отчаяньем, жестко пеняет взглядом зеркальцу в попытке помадой и краской возвратить невозвратимость, в то время как Он - в рычащем страдании тишины, оцепенело взирает в минувшее, в угли...
И вот - Она лежит поодаль недвижимо... чтобы взлететь и подняться и ринуться к рампе...
О, Майя, о мистерия балета, о, действо, о, праздник, о, стон невыразимости устрашающе-восторженного вневременного чувства, когда в твоих зрачках отображает свой миг, свой полет сверхвоплощенная гениальность - даже не Ее, не Майи, не Женщины Танца - но всего рода людского, хотя бы в единой Ее Судьбе до конца осуществившего извечный замысел Божий, в Ее духе и обличии плоти одолевающих искусством и любовью стылый мрак бесформенного смертного хаоса...
Kарменсита, Чайка, Трагическая Героиня - возлюбленная жена Царя Царей-балета - Майя!..
Эти мгновения с Ней, эти мгновения присутствия и сопричастности Ее святой жертвенной литургии - есть миги невероятного, всезаполняющего постижения.
Да будут благословенны Ее ноги и руки, Ее отважное, тяжко-натруженное святым трудом дерзновенное сердце...
Сознаем - нам довелось, нам было подарено жить в Ее эпоху - ибо все отлетит и прейдет, но останется наравне с самым святым и нетленным - Ее полет, Её движение, Ее измученно-счастливая торжествующая улыбка навстречу летящим цветам, людским лицам в слезах и грохоту рукоплесканий...
3 декабря 1995 года
К счастью, эти строки дошли до Майи Михайловны и снискали её благодарность...
Свидетельство о публикации №215050300113
Хочу в начале своего письма к Вам объяснить, почему вообще я Вам пишу... Простите за назойливость...
Я учился в 9-10 классе как раз в то время, когда в "Юности" была опубликована Ваша повесть "Сигма Эф".
Нам преподавала литературу Валентина Ивановна Ульянова (Царство ей Небесное).
Тат вот: я не уверен, что мои одноклассники дочитали до конца "Войну и мир", "Тихий Дон" (к сожалению), но все прочли "А зори здесь тихие" И "Не стреляйте в белых лебедей" Бориса Васильева (экранизированы), "Белый Бим - Белое ухо" Гавриила Троепольского (снят фильм), " И это всё о нём" Виля Липатова (и это экранизировано)... Можно продолжить список внеклассного чтения, которое стало основным: Василь Быков ( все его на то время 13 повестей прочли, большая часть экранизирована), Юлиан Семенов и.. Ваша "Сигма Эф"!!!
Пусть не снят фильм на Вашу повесть, зато переведена на несколько языков. Скажу честно: смутно помню сюжет о молодых ищущих специалистах, но что-то в душе ещё в осадке есть...
Для меня Вы живой классик, хотя я и сам что-то могу...
С уважением Николай.
Николай Талызин 10.10.2016 22:50 Заявить о нарушении
Я был болен и очень долго не выходил на свою страницу портала "Proza.ru". Но вот, наконец, вышел и прочитал Ваши слова...
Спасибо Вам, дорогой друг, это так трогательно...
Кстати, повесть "Сигма-Эф" размещена здесь же, на "Proze".
Всего Вам самого-самого хорошего в жизни!
Искренне Ваш, Ф.В.
Феликс Ветров 10.02.2017 21:16 Заявить о нарушении