Духовная слепота

Когда я была ребёнком, меня учила мама вести себя с окружающими так, как я хотела бы, чтобы обращались со мной. В эту «формулу жизни» входила и человеческая доброта, и внимание к людям, даже незнакомым. Сюда же относилось обязательность в исполнении обещаний, аккуратность во всём при общении с людьми: во времени встречи, в соблюдении правил приличия, даже в манере вести себе за обедом. Всего не перечислить. Мама часто приводила мне примеры того, почему плохо быть необязательным. Останавливала моё внимание на том, как не надо делать, если мы сталкивались с каким-то  неприятным поступком у других людей. Это вылилось в простое правило: «думать о других». Позже оно преобразовалось в правило: «думать о других прежде, чем о себе». Эти мамины правила не были трудными для меня, потому что всё наше пионерское детство воспитывало ребят быть хорошими товарищами. А это и означало, что помоги сначала другу, а потом уж подумай о себе. В пионерском лагере или в туристическом походе мы знали, что нельзя оставить товарища в беде. В школе те ребята, которые учились хорошо, всегда помогали тем, кому какие-то предметы давались с трудом. Не давали списывать готовые решения, а оставались в школе после уроков или звали к себе домой, чтобы объяснить товарищу то, что он плохо понял. Пионер должен помогать, а не учить  товарища обманывать учителя. Мы даже презирали тех, кто сам всё понял на «пять», а другим объяснить ленится. К сожалению, позже, когда я уже была учителем, мне приходилось часто ругать школьников за фальшивое товарищество. Дать списать готовую работу однокласснику, стало признаком хороших друзей, чего в нашем детстве не было. В начале 80-х годов в школу, где я работала, приехала группа американских школьников, чтобы вместе с нашими ребятами  немного поучиться в одном классе. Им было трудно соревноваться в знаниях с московскими ребятами  по многим причинам, а особенно потому, что американцы очень плохо говорили по-русски. Однако эти дети преподали нашим лодырям хороший урок, почему не надо списывать домашние  и прочие задания. «Какой смысл что-то списывать, ведь тогда не ты учишься, а учится тот, у кого ты списал? Знания же нужны непосредственно тебе для жизни, для бизнеса, для семьи!» А ещё по тем же причинам они не понимали, зачем наши ребята подсказывают друг другу на уроках. Наши лодыри были удивлены таким  деловым подходом маленьких американцев к науке. Мы, учителя много раз объясняли своим ученикам, что знания им пригодятся в жизни, но когда они услышали то же, от сверстников из капиталистической страны – это их поразило, особенно такой практический подход к школьным знаниям.

Позже, уже в «Перестройку» приехали к нам в гости учителя - американцы, которые нас советских учителей поразили своей ограниченностью. Эти учителя были из штата Аризона, они никак не могли понять, зачем мы учим ребят стольким понятиям из разных сфер знаний. Их школьники должны  знать географию своего штата, язык своего штата, историю Аризона, экономику его же, растительность именно своего штата Аризона. Те же знания имели и  учителя. Когда мы вошли с ними в наш кабинет географии, американцы эти очень удивились, увидев карты Мира и глобусы, которых было много в классе. Кроме своего штата они ничего не могли найти. В кабинете биологии  спрашивали, разглядывая портреты учёных, кто такой Дарвин?! Когда мы заговорили с ними о литературе, то были поражены, что они не знали Марка Твена и Лондона. Из русских писателей назвали лишь Достоевского, а ни Пушкина, ни Льва Толстого они не читали. Фамилии Золя, Гюго, Мопассана, даже Дюма вызвал у этих людей забавный вопрос: что получается, у французов тоже есть писатели? Зато их школьники по нашим наблюдениям приобретали знания  для своей жизни в штате всерьёз и делали это успешно, не то, что некоторые наши «нерадивые детки».

Эта ограниченность  взрослых американцев и практичность детей нас удивила, позабавила, но с их отъездом мы, казалось, забыли о них навсегда. Тогда в 80-е годы советского времени  все мы ещё жили ради построения более развитого во всех смыслах общества и понимали, что для этого потребуются люди совсем с иным набором знаний. И мы, учителя стремились объяснить это нашим воспитанникам, даже самым ленивым. А ещё новое общество подразумевало не только прочные знания по всем предметам, но и настоящую душу, глубокую, добрую, способную любить людей и свою замечательную Родину. Значит, служить ей в полную силу здоровья и таланта. Тогда весь советский уклад жизни так воспитывал молодое поколение.

Удивительно, куда эта наша глубина и широта великолепных душевных порывов подевалась у тех, кто в 90-е предал и продал СССР и Советскую власть? Как деньги смогли вытравить большое и настоящее, что было в людях? Правда, если вспомнить хорошенько, то ростки стяжательства, накопительства, неуёмной жадности уже кое-где прорастали и в 80-х. Помните в пьесе Розова, по которой потом был снят фильм «Шумный день»? Там мать (её великолепно играет В. Сперантова) говорит своему старшему сыну: «Никакая мебель не стоит того, чтобы за неё продавать свою душу». Это, когда сын передаёт матери рукопись диссертации на сохранение. На серьёзную научную работу у него давно нет времени, так как молодой человек без конца строчит статейки в разные популярные журналы, ради денег. Его жена обезумела от стремления приобретательства, ей всё мало, а любящий муж ради неё забросил науку. Но в те годы мы презирали «барахольщиков». У нас были другие ценности. Достаточно вспомнить одно имя, на котором выросла вся Советская молодёжь – Николай Островский. Мы со школьной скамьи знали наизусть: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо  трагическая случайность могут прервать её». Эта книга помогала нашим солдатам во время войны, она была у тех, кто ехал в дальние края, ради благополучия многонациональной Родины на всевозможные стройки пятилеток. В каждой школе перед вступлением в пионеры или в комсомол ребята обязательно говорили о Павке Корчагине. Обещали быть его духовными преемниками.

А что теперь?…Любая передача по радио или по телевидению культивирует жадность. Герои всяких фильмов кроме машин, денег, квартир, драгоценностей, наркотиков, вина, всевозможных поездок на Канары  ничего не обсуждают. Никакие духовные запросы никого не интересуют. Если же кто-то мешает этим жадным аппетитам героев фильма, то его просто убивают. Кровавые разборки, секс – всё ради стремления разбогатеть и не важно, что рядом миллионы умирают от голода, холода, болезней. ЕЩЁ, ЁЩЁ, ЕЩЁ захапать СЕБЕ! «Мне по-фигу, что там у других», - вот современная формула жизни молодых.

Честь, совесть, добро – это слова из прошлой жизни и ужас в том, что сегодня молодым россиянам эти понятия не нужны. Зато  авторитетны те, кто умеет доставать деньги, даже необязательно законным ли путём. «Доставалы бабла» привлекательны для молодёжи постарше, о них смотрят безумные американские мультфильмы  маленькие дети. Все как с ума сошли в своем стремлении к обогащению. А детские компьютерные игры? В них же одни  погони и убийства. Дети соревнуются, кто быстрее убьёт другого.  Тогда в советской школе мы посмеялись над ограниченностью американцев из Аризоны, теперь мы имеем несколько поколений, которые ничего не знают о своей стране. Даже, где был СССР, некоторые молодые не знают, а уж, что означают эти буквы, не могут объяснить даже те, кто надел ради форса майки с этой надписью. Сейчас рынки заполнены всяким хламом с советской символикой. Но это – не ностальгия по СССР, а стремление обогатиться таким образом. Молодёжь же привлекает красная майка и золотые буквы. Им наплевать на содержание надписи. Некоторые мерзавцы расшифровывают дорогие советским людям буквы всякой похабщиной. Есть негодяи, носящие майки с серпом и молотом,  непристойно глумящиеся над тем и другим. Уши вянут, что эти дряни говорят об их изображениях. Невежество же полное во всём. Недавно в Москве на Ленинском проспекте открылось кафе «СССР». Я там побывала. У входа  стоят разные флаги советских республик, в первом же коридоре до кафе бархатное знамя, какие выдавали победителям соц. соревнований на предприятиях, а охранник одет в смесь современной военной формы с белогвардейской. И эта «чудо-форма», украшена Георгиевскими лентами, которые, с подачи высшего руководства страны,  вошли  теперь в моду. Такая вот  игра властей в патриотизм. Они считают, что лентами можно возродить патриотизм. Праздники 9 мая в последние годы ознаменовались тем, что накануне их на всех улицах городов появляются девицы и парни, раздающие направо и налево эти ленточки прохожим. А потом я много раз видела, что  Георгиевские ленты привязаны к выхлопным трубам автомобилей, на колени парням или на запястье девчонок. Вот такой патриотизм. Не говорю уж о том, что сам смысл Георгиевских лент глупейший, не имеющий никакого отношения к ВОВ. Те же цвета ленточек у медали за взятие Берлина, у ордена Славы. Но, чтобы не вспоминать традиции советские, придумали георгиевские ленты.

Моя хорошая знакомая горько сетовала в беседе со мной, что её школьники- внуки не хотят смотреть замечательные советские фильмы, они отравлены западной дрянной продукцией для разных возрастов. Женщина накупила внукам диски с нашими фильмами, а они сами приобрели боевики типа «Турнир на выживание», «Честь дракона», «Чёрный гром» и т.д. и кроме этих  примитивных «стрелялок» ничего не хотят смотреть. «Если убийства в 12-14 лет для них так привлекательны, что же будет с ними и их друзьями в 17-20 лет?», - ужасается подруга. И ведь её внуки не исключение. Ребята обмениваются подобными дисками. Эта духовная слепота заразна. 

Хочется крикнуть: «Родители! Отвлекитесь на время от забот по добыче своим чадам материальных благ. Давно пора озаботиться формированием того, что в голове и сердце ваших детей. Социализма нет, государство не трудится над воспитанием настоящих людей. Страна всеми своими институтами мешает духовному развитию ребят. Спасайте, сыновей и дочек и скорее, пока ещё не всё потеряно, скоро это станет вообще невозможно. Спешите, иначе вырастут дебилы и монстры!

 


Рецензии