Золотой череп. Воронка душ. Глава 10

Глава 10



Они озирались по сторонам, но не находили даже намёка на дверь. Скользкие от плесени стены, ребристые выступы на красных камнях, иссушенные паучьи коконы под потолком.

– Ни-че-го! – протянул Палько. – Ты уверен, что старый гном сказал правду?

– Эльфы не дураки! – отозвался Броль. – И не станут набивать архивы бессмысленными бумажками.

– Не нравится мне такой оборот, – процедил Клут. – Как бы поиски золота не вышли нам боком.

Они немного передохнули, а потом ещё в течение получаса бродили по туннелю и рассматривали пыльные стены, в надежде найти хоть какие–нибудь следы потайной двери. Но всё оказалось тщетно.

– Предлагаю немного поспать, – произнёс Громила. – Хуже не станет. А сон лучший способ отвлечься.

– И то верно, – согласился Клут. – Нам ещё назад топать, будь неладна эта Тиаберия.

Каждый устраивался, как мог. От горячего воздуха создавалась тяга, и туннель продувался тёплым сквозняком. Всебор подложил под голову мешок и, прислушиваясь к завыванию ветра, закрыл глаза. Спать ему не хотелось. Перед глазами постоянно возникали страшные тени, которые он видел среди руин Тиаберии.

– «Кто эти создания? – думал он. – И почему они не находят покоя»?

Можно было только догадываться, какие силы заставляли их существовать, но от этих догадок застывала в жилах кровь.

Всебор вспомнил свои сны и от волнения, жадно потянул носом.

– Чего не спишь? – шёпотом спросил Зубастик. – Сам не хочешь, не мешай другим.

– Твой сон берегу! Балда! – отозвался Всебор. – Забыл про «отверженных»?

– Теперь точно не засну, – зашипел Жиль. – Не мог промолчать?

– Можешь дрыхнуть, о твоей шкуре я позабочусь, – успокоил Всебор.

Зубастик ворчливо фыркнул и легонько пихнул товарища локтем.



Всебор услышал приглушённый расстоянием крик и с тревогой разлепил веки. Он только на секунду закрыл глаза, и благодатная дрёма тут же затуманила разум.

– «Чёрт! Я заснул! – пронеслось в голове. – Как же это опрометчиво с моей стороны».

С первого взгляда вокруг ничего не изменилось. Осмелевшие многоножки ползали по его спящим товарищам. По-прежнему трещало и искрилось масло в светильниках. С воем рвался по туннелю гудящий сквозняк.

– «Ничего не изменилось или только кажется»?

Всебор приподнялся на локте и прислушался. Эльфы во всю храпели, а Жиль издавал странные напоминающие мурлыканье звуки. Неприятное чувство безысходности растревожило потаённые страхи, и на душе заскреблись кошки. Стараясь не шуметь, он поднялся на ноги и огляделся.

– Здесь что-то не так, – прошептал Всебор. – Но что именно?

– Что именно!? – услышал он в ответ. – Что именно…

Слова прозвучали так тихо, что ему показалось, будто их кто-то внушил, подчинив волю и разум. Несколько секунд они звучали в его голове, повторяясь на разные лады и меняя интонации. Но потом голос стал тише, постепенно превратившись в едва различимый шепот.

– Кто здесь? – ошалев от страха, спросил Всебор. – Я друг, я не причиню вреда…

Голос замолчал, и Всебор тут же ощутил лёгкое прикосновение. Кто-то дотронулся до правой руки, и холод от этого прикосновения мигом распространился по всему телу. Он резко повернул голову и увидел, как в другом конце туннеля вспыхнули две синие точки.

– Проводник теней! – проговорил Всебор. – Зловещий потусторонний вестник.

Он много раз слышал об этих таинственных существах, что бродили между мирами и не находили покоя. Порождённые навьим колдовством, они причиняли вред, их появление сопровождалось неприятностями и бедами. Они могли стремительно перемещаться в пространстве, читать человеческие мысли и высасывать из заблудившихся путников жизненные силы. Всебор попятился и, не найдя ничего лучшего, выхватил пистолет.

– Не подходи ко мне! – как можно твёрже, произнёс Всебор. – Я тебя не боюсь!

– Я тебя не боюсь, – отозвался проводник теней. – Не подходи ко мне.

Всебор с ужасом смотрел на призрачное создание, которое повторяло его слова и медленно двигалось ему на встречу. Тёмный и безликий, призрак поглощал весь свет от полыхавших гномьих светильников, и там где он ступал, тьма превращалась в живую колышущуюся массу. У него не было ни лица, ни каких-либо других черт, ничего кроме формы напоминавшей истощённого долговязого человека.

Страх парализовал сознание и волю, Всебор не мог даже поднять руку с пистолетом, хотя страстно этого желал. Вспомнились жуткие истории, услышанные в трактирах, истории, в которые он не верил и не хотел верить...

– Ж-ж-жиль! – Едва ворочая языком, позвал Всебор. – Пр-р-роснись…

Но его верный Зубастик, как и все остальные его товарищи, крепко и беззаботно спал.

Всебор почувствовал, что теряет силы, он не мог оторвать взгляда от медленно движущейся фигуры. А когда тёмное создание подняло руку, голову сдавило, словно ледяными тисками. От пронизывающей боли померкло в глазах, в ушах зазвенело и тряхнуло так, что клацнули зубы. И вдруг, он услышал ещё один голос. Голос, который успокоил и приободрил.

– Ты можешь им повелевать, – прошептал кто-то. – Волшебное зерцало, у тебя в груди всегда ждёт.

– «Кошачий глаз», – прошептал Всебор. – Великий дар старого ведуна.

Превозмогая боль, он засунул руку за пазуху и нащупал амулет. Как только его пальцы коснулись гладкого камня, по телу пробежала тёплая благодатная волна и боль отступила. Всебор рванул пуговицу, вытащил «Кошачий глаз» на свет.

– А такое видел? – проговорил он. – Мерзкое навье отродье!

Воздух загудел, словно наполняясь невидимой энергией, камень в руке начал мерцать и, наконец, вспыхнул ярким зелёным огнём, который мгновенно устремился к призраку.

Тёмное создание зашипело, пригнулось к полу и попыталось спрятать руками голову. Этот свет тьма не поглотила. Он расселся, но в его сиянии каждый предмет приобрел свои подлинные черты. Тварь, что так настойчиво подбиралась к его душе, напомнила ему ночное порождение, кошмар, который может, привидится только во сне. Безобразная голова с огромными глазами, жуткий оскал длинных резцов, костлявое долговязое тело. Таким предстал перед ним проводник теней.

– Не подходи ко мне, – прошептал призрак. – И я открою тебе тайну.

– Ты меня боишься! – воскликнул Всебор. – Не нравится трепетать перед тем, кто сильнее?

Всебор перешагнул через спящего Зубастика и сделал пару шагов в сторону призрака. Свет амулета стал сильнее, он разносился по туннелю мощными волнами от чего начал дрожать и звенеть воздух.

Призрак застонал и пригнулся к полу ещё сильнее. Свет заставлял тварь страдать, и Всебор вдруг осознал, что власть, данная ему оберегом, может причинять боль другим. От этого открытия ему стало не по себе, и амулет, будто живой организм, почувствовал перемену в настроении хозяина. Сияние ослабело, воздух перестал вибрировать.

– Какую тайну ты хотел мне открыть? – спросил Всебор.

– Я покажу то, о чём ты так долго думал, – прошептал призрак. – Прикажи ему. Пусть он успокоится…

– Разве я похож на дурака? – Всебор покосился на амулет и улыбнулся. – Ты, верно, решил отыграться. Хочешь снова на меня наброситься?

– Нет! Нет, мой господин! – призрак попятился, стараясь укрыться в тени. – Тот, кто сильнее проводника теней не может стать его пищей.

– Ладно! Показывай! – Всебор прикрыл оберег ладонью, и зелёное сияние стало едва различимым. – Но только смотри у меня! Без фокусов!

Призрак подобострастно поклонился и начал пятиться, стараясь поскорее убраться во тьму. А Всебор, сохраняя дистанцию, медленно пошёл следом. Эта странная нелепая игра длилась несколько минут, пока проводник теней не остановился и не выставил перед собой руку.

– Это здесь, – вкрадчивым голосом прошептал он. – Я укажу тебе место, но ты не приближайся.

Призрак повернул голову к стене, зловеще сверкнул синими глазами и, прикоснувшись ладонью к камням, тихо рассмеялся.

– Теперь отпусти меня, – попросил он. – Я выполнил что обещал…

– Ну и убирайся к чёрт! Гнусный упырь! – бросил Всебор. – Надеюсь, больше не встретимся.

– Это как повезёт! – отозвался призрак. – Как повезёт!

Проводник теней зашипел, стремительно развернулся и мгновенно растворился во тьме.

– Гад ползучий! – фыркнул Всебор. – Наизнанку чуть не вывернул.

Он разжал ладони и посмотрел на «Кошачий глаз». Зелёный камень всё ещё мерцал. Тускло искрилась золотистая серединка, переливались от огня светильников мутные края.

– Вот значит ты какой! – улыбаясь, проговорил Всебор. – Сколько лет со мной, а я только теперь начал тебя понимать.

Он немного подождал, потом осторожно приблизился к тому месту, где несколько минут назад стоял проводник теней. На стене остался отчётливый след от руки злобной твари, вытянутый, безобразный и чёрный.

– Обманул, наверное, – прошептал Всебор. – Я думал, ты покажешь вход в тиаберийский тайник…

Он вынул из ножен саблю и поскоблил остриём тёмный пятипалый отпечаток. На пол посыпалась каменная крошка, песок, многовековая пыль…

– Од-на-ко, – протянул Всебор. – Кажется, я был не прав в отношении долговязого типа.

Под тёмным отпечатком проступили узкие, едва заметные бороздки какого-то рисунка. Но чтобы его очистить от пластов грязи потребовалось несколько минут.

– Тиаберийская сова! – Всебор улыбнулся, спрятал саблю в ножны и дотронулся до старинного вензеля.

Когда-то давно, каждая чёрточка магического рисунка была прорисована сусальным золотом и его крупицы, въевшиеся в пористый камень, всё ещё поблескивали и искрились в тусклых сполохах огня.

Всебор улыбнулся, посмотрел на спящих товарищей. А ведь они даже не подозревали, какую опасность он только что от них отвёл. Их беззаботный сон по-прежнему был крепок, никто даже не пошевелился так, словно в этом мире ничего стоящего не произошло.

В голове промелькнула шальная мысль. Его давно подмывало порыться в пухлом мешке Громилы, а сейчас представился шанс, которым грех было не воспользоваться. Всебор приглушённо хохотнул и, стараясь не шуметь, осторожно подкрался к спящему Бролю. Эльф усердно сотрясал воздух трескучим храпом.

– Прости друг, – прошептал Всебор. – Но карты и планы должен читать тот, кто это умеет делать.

Чтобы просунуть руку в горловину мешка, он аккуратно ослабил узел. Остальное заняло не больше секунды. Годы, проведённые в приюте, не прошли даром, и Всебор получил бесценный опыт, который хоть и будоражил совесть, но жить не мешал. Вынув тетрадь с историей последнего тиаберийца, он отполз подальше от Броля и пролистал несколько страниц. Его эльфийского оказалось недостаточно, чтобы хоть что-то прочитать, поэтому он сразу же переключился на карту Тиаберии.

– Не мудрено, что тупой эльф ничего не понял! – усмехнулся Всебор. – Ты бы ещё перевернул её вверх ногами.

Он сразу же определил, где находится северо-западный туннель, и удовлетворённо хмыкнул. Туннель был кратчайшей дорогой к тому месту, с которого они начали свой путь.

Все дороги, все улицы, всё, что когда-то было построено гномами Тиаберии, представляло спираль, идеальный круг, помещённый в огромную карстовую пещеру.

– Потому вас и постигла такая участь, – проговорил Всебор. – Разве можно убежать, если бежишь по кругу...

– Это ты, верно, заметил! – рявкнул Броль. – Тебе не говорили, что брать чужие вещи признак плохих манер?

Громила рывком поставил его на ноги и хмуро покосился на скомканную карту в руке.

– Или ты полагал, что тупой эльф ничего не услышит?

– Между прочем, я спас тебе жизнь! – ошалело проговорил Всебор. – И если перестанешь скрипеть зубами, я всё расскажу.

Броль пожал плечами и, насупившись, отошёл к противоположной стене.

– Валяй! Только верни мои вещи.

– Да, забирай! – Всебор отдал карту с тетрадью хозяину и с улыбкой посмотрел на раскрасневшегося от злости эльфа. – Понимаю, тебе хочется как следует меня стукнуть, но на этот раз придётся потерпеть. Пошли кое-что покажу!

Броль хмыкнул и недоверчиво покачал головой.

– Вы люди, очень предсказуемы! Всегда пытаетесь выкрутиться, – заметил он. – И ты, и твой придурашный дружок.

Броль растормошил спящих эльфов, а Зубастика пренебрежительно пнул ногой.

– Ну, смотри, если морочишь мне голову, я тебя точно стукну.



От волнения Броль засопел, глаза сверкнули бесовским огнём, на губах заиграла торжествующая улыбка.

– Гномьи кирпичи, – проговорил он. – Секретные метки, которыми тиаберийцы указывали тайные места.

– На карте, сокровищница северо-западного туннеля обозначена знаком совы, – заметил Всебор. – Без меня тебе бы не видать золота как своих ушей.

– И это ты говоришь эльфу? – рассмеялся Громила. – Мои уши длиннее твоих в два раза.

Броль радостно дотронулся до вензеля, а потом дружелюбно хлопнул Всебора по плечу.

– Я чертовски доволен, – выкрикнул Громила. – Ты лучший мой друг, и только благодаря тебе моя мечта, наконец-то осуществится!

Эльф снял с пояса кожаную флягу и плеснул на вензель немного воды. Рисунок стал более чётким, проступили многочисленные детали, выполненные искусными мастерами и даже несколько тиаберийских иероглифов.

– И чего вам не спится?! – заворчал Клут. – Мне столько всего приснилось…

Толстяк подошёл ближе, вынул из кармана трубку и набил её табаком.

– Бесконечные зелёные луга с пасущимися коровками, сочная и густая трава. Вся колышется от ветра, словно бы вода, а я вроде как рыба, плыву по травяным волнам и на душе легко, легко. Странный, конечно, сон. В нём даже небо было какое-то зелёное.

– Мне тоже снилось что-то зелёное, – отозвался Палько. – Только вот никак не припомню что.

– Похоже, мы все видели одно и то же! – подвёл итог Броль. – Коровок я не заметил, а вот луга и облака…

Все посмотрели на Зубастика, который сидел возле своего мешка и чесал затылок.

– Что вы так на меня уставились? –  пожал плечами Жиль. – Мне, которую ночь сниться одна жратва.



– Ты видел проводника душ? – удивлённо воскликнул Клут. – Проклятье! Хуже может быть только нежить!

– Эти твари предвестники несчастий, – добавил Броль. – Отбиться от такого, значит, родиться в рубашке. Одному не под силу.

– Он показал вход в сокровищницу, – отозвался Всебор. – Впрочем, всё могло закончиться иначе, если бы…

Всебор засунул руку за пазуху, достал амулет и показал его спутникам.

– Сколько себя помню, столько он со мной!

– Верно, верно! – закричал Жиль. – Я помню, эта стекляшка болталась у тебя на шее, когда долговязый Гунтер привёл тебя в наш приют «Семи братьев».

– «Кошачий глаз», – прошептал Броль. – Парень! Знаешь ли ты цену, этому дару?

Громила изумлённо покачал головой и, протянув руку, дотронулся до зелёного камня. Он сделал это, не задумываясь о последствиях, которые, впрочем, не замедлили проявиться. Громко вскрикнув, он одёрнул руку и зашипел от боли.

– Чёрт! – запричитал он. – Какой же я идиот!

Несколько секунд он тряс рукой, а когда боль утихла, вылил из своей фляги на рану всю воду.

– Видали такое? – Громила самодовольно продемонстрировал глубокий ожог. – Вся кожа сползла.

– В следующий раз будешь умнее, – рассмеялся Клут. – Такие вещи невежд не жалуют.

– Нам всем повезло, что на твоей человеческой шее, висел этот замечательный оберег, – заметил Броль. – С проводниками душ, не договориться, если у тебя в запасе не припасено, какого-нибудь серьёзного довода.

– И спали бы мы до тех пор, пока гнусный упырь не высосал бы из нас всю жизнь без остатка, – добавил Клут. – Так-то, друг мой, так-то.


Рецензии