Кольцо с чёрным опалом

Вечерело. В доме у Звездиных подали ужин. Хозяйка красивая и дородная женщина лет сорока пяти, в домашнем шелковом платье, обиженно гоняла вилкой по тарелке одинокий листочек салата и выговаривала мужу:
-Степан, ты должен поговорить с сыном. Больше так продолжаться не может. Эта девочка не из нашего круга. Какой позор! Среди нескольких десятков девушек на выданье из завидных интеллигентных семей, он нашел себе любовь где-то на улице. Я этого не перенесу!
-А, по-моему, очень милая девушка и сына нашего любит.
-О чем ты, Стёпа! Квартиру она нашу любит, положение свое будущее в обществе! Ей ведь такое и не снилось! Я прошу, нет, требую, чтобы ты что-то сделал.
-Не буду я ничего делать, Саша взрослый мужчина, сам решит, с кем ему жить.
-Хорошо, тогда я все сделаю сама.
       Калерия Валентиновна  удалилась в другую комнату, громко хлопнув дверью. Степан Андреевич вздохнул и отправился в кабинет, ему еще предстояло написать доклад к завтрашнему выступлению на Политбюро. Он на несколько часов погрузился в работу, забыв обо всем.
     Утром, проводив мужа, Калерия Валентиновна  оделась, долго прихорашивалась перед зеркалом, потом позвонила, вызвала водителя. Саша, вернувшийся домой за полночь, все еще спал. Увидев счастливое лицо сына, Калерия поправила  его одеяло и решила, что никогда не отдаст своего мальчика этой наивной провинциалке. Она сделает все, чтобы  Александр был счастлив. А счастье единственного сына Калерия Валентиновна представляла без этой смазливой деревенщины.
        Через час она вошла в парадную большого старинного  дома. Потягивая кофе с ликером из изысканных чашечек старинного китайского фарфора,  женщина  жаловалась своему двоюродному брату на мужа, который не способен оградить сына от влияния безродной девицы. Сергей Андреевич, пододвигая гостье тарелочки со швейцарским шоколадом и французским сыром, слушал внимательно, не перебивал.
-Лерочка, дорогая, всегда рад тебе помочь. Давай отправим твоего Сашеньку на стажировку в Лондон. Я думаю, от такого предложения он не откажется. Поживет несколько лет  в Европе, и забудет эту девку.
-Сережа, я буду тебе очень обязана.
-Думаю, месяца  хватит, чтобы уладить формальности. Не кисни, родная, все будет хорошо. Обещаю.
       Через неделю Александр вернулся домой озадаченным. Ему  и  еще двум студентам предложили  пройти стажировку в  Великобритании. Стать журналистом-международником Саша мечтал с детства. С его совершенным  английским,  стажировка в Лондоне открывала двери в новую жизнь. Но Ирина… Её никто не выпустит за рубеж. Хотя дядя Сережа сказал, что через годик он сможет приехать, зарегистрировать брак, и  выехать вместе с женой. Походив немного по дому, отказавшись от обеда, он поехал к Ире. Девушка работала  в библиотеке на окраине города, где они и познакомились. Заболевший друг попросил Сашу сдать в библиотеку книги. Он и не подозревал, что в скромной библиотеке, встретит девушку, красивую, как царевна-лебедь из сказки Пушкина.
        Ирина Свиридова раскладывала на стеллажи детскую литературу. Даже в ситцевом рабочем халатике она была великолепна. Стройная фигурка, длинная русая коса, огромные серые глаза на нежном, почти детском лице, чуть припухшие, алые, никогда не знавшие помады, губы. Девушка улыбнулась Саше. Он подождал, пока она переоденется, закроет библиотеку. Ира жила в маленьком частном домике в пригороде. Ее родители погибли, когда девушка была еще ребенком. Вырастила Иру бабушка.
 - Ирочка, мне скоро придется уехать и надолго. Меня направляют на стажировку в Лондон.
-Как же я буду без тебя, Саша?
-Родная моя, я вернусь, мы поженимся, и  заберу тебя с собой. Слышишь? Ты только дождись меня, любимая.
      Они сошли с пригородной электрички, подошли к деревянному дому, утопавшему в кустах цветущей белой сирени, аромат которой кружил и пьянил голову. Бабушка накануне уехала в гости к своей сестре в деревню. Ира и Саша  не могли расстаться. Ирина предложила любимому чай с малиновым вареньем. Они пили чай в чистенькой выбеленной комнате,  рассматривали фотографии. Поздно вечером Саша засобирался уходить, он поцеловал Ирину, но  не смог оторваться от любимой …
        Калерия Валентиновна не спала всю ночь. Она обзвонила всех знакомых сына, милицию, морги, больницы. Саша не пришел ночевать.
-Лерочка, успокойся. Наш сын уже взрослый мужчина, наверняка остался у девушки.
-Только этого мне не хватало!
        Александр был абсолютно счастлив. На прощанье, в знак своей любви, он подарил Ирине старинное кольцо с черным опалом, когда-то принадлежащее его прабабушке, графине. Кольцо передавалось из поколения в поколение  в качестве презента во время помолвки. Ирина никогда не видела такой красоты. Камень, казавшийся черным, в своей глубине таил красные, синие, зеленые, желтые огоньки опалэссенции.
        Блудный сын появился дома  к вечеру следующего дня. Александр уехал, когда Ирине позвонила бабушка и попросила ее встретить на станции.
- Мама, я не хочу никуда лететь,- завопил сын с порога, подхватив на руки и закружив Калерию Валентиновну.
     Калерия решила действовать мудрее.
-Сынок, не получится. Билеты куплены, виза получена, на тебя надеются. Ты не можешь подвести страну. Ужинать будешь? Я рыбку приготовила, так как ты любишь.
-Да, мама, ты права. Нельзя подводить. Ладно, давай рыбу, а потом будем собирать чемодан.
       Провожая сына в аэропорту, Калерия Валентиновна, незаметно от мужа, партийного работника, торопливо перекрестила его.
       Ирина Сашу проводить не смогла. Ночью бабушке стало плохо с сердцем, ее увезли в больницу. В аэропорт девушка не успела.
     Через два месяца от Саши пришло долгожданное  письмо. В конверте было еще одно, для Ирины. Сын просил Калерию передать его  своей возлюбленной. Мать задумалась и снова обратилась к брату за помощью.
       На следующий день Ирине сообщили, что ставка библиотекаря  сокращается, и предложили взамен работу в деревне Подлепино, расположенной далеко от столицы. Огорченная девушка вышла из библиотеки, попросив у заведующей  библиотеки,  пару дней на раздумье. На остановке ей стало плохо, и Ира потеряла сознание. Она  очнулась в больнице.
-Доктор, что со мной? Почему я здесь?
-Все у Вас в порядке. Ребеночек развивается нормально, только волноваться не рекомендую. Больше воздуха, овощей, витаминов, а там, глядишь, к зиме и новый человек на свет появится.
       На следующий день Ирина поехала в Подлепино. Бабушка осталась дома. В Подлепино ей выделили комнатку прямо в библиотеке. Она жила в деревне  и работала до самой зимы. Перед родами Ира вернулась домой.
 От Саши писем не было. На следующий день Ирина поехала к его родителям.
      Мама Александра открыла дверь и увидела беременную Ирину. Она изменилась в лице.
-Калерия Валентиновна, здравствуйте, я хотела узнать, есть ли какие-либо вести от Саши. Может, он  для меня вам письмо отправил?
- Не ждите от него писем, милочка. Саша женился. Так что прошу  больше не беспокоить нас. Тем более, вы,  кажется, наладили свою личную жизнь и без моего сына, - Калерия кивнула на выпирающий живот Ирины.
-Как женился?  Но ведь это Сашин ребенок.
-Саши уже восемь месяцев нет в городе. И не надейтесь, что повесите на шею моему сыну чужого ребенка. Убирайтесь! Ни ваш ребенок, ни вы моему сыну не нужны!
        Ирина, как в тумане, приехала домой. Живот невыносимо болел. Она не поверила Калерии Валентиновне, чувствовала, что сразу ей не понравилась, еще при первой встрече. Ирина затеяла стирку, она старалась не думать о плохом,  хотела,  чтобы к моменту рождения ребенка, в доме было чисто и красиво. Бабушка пошла в магазин и в аптеку. Нужно было купить марли, немного бумазейной ткани на пеленки. Вернувшись, старушка нашла Ирину, корчащуюся от боли, на полу.
       Скорая приехала поздно, Ира родила в машине по дороге в больницу, фельдшер скорой помощи не смог остановить кровотечение. Живой до больницы довезли только новорожденную.
        Летом приехал Александр. Он возмужал, в нем появился иностранный лоск и шик. Калерия Валентиновна была нас седьмом небе от счастья.
-Мама, ты  видела Ирину?
-Сынок, я ездила несколько раз, но ее не застала. В библиотеке она больше не работает.
       Клавдия вытряхивала половички, когда увидела у соседского дома легковую машину. Она вышла на улицу.
- Ищете кого?
      Мужчина обернулся: «Скажите, а где Ирина и ее бабушка?»
- Нет, больше Ирины. Зимой схоронили, вон там на кладбище покоится. А Вера после смерти внучки уехала  к сестре.
        Саша долго искал могилу любимой, потом сидел у серого скромного надгробного камня и плакал. Через неделю он вылетел в Лондон.
        Через семнадцать лет Анечка Свиридова  с гордостью вручила бабушке золотой аттестат. Баба  Вера расплакалась: «Как бы Ирочка была рада, не дожила!»
-Бабулечка, не плачь, дорогая.  Так тебя люблю.
-Знаешь, Аня, я долго думала. Тебе надо дальше учиться. Пора домой возвращаться. Дом наш хоть и старенький, но раньше на века строили. Клавка за ним приглядывает, жильцов я ей разрешила пускать, но пишет, что сейчас съехали.  А Вале спасибо, семнадцать лет меня поддерживала, а сейчас Виктор, ее сын, хочет забрать мать к себе в город, а дом продать, я слышала, как он ее уговаривал в огороде. Она бы и поехала, но из-за нас не может. А нам пора и честь знать.
        Баба Вера и баба Валя долго обнимались и плакали возле стоянки автобуса. Аня их успокаивала. Ей было немного страшно переезжать на новое место.
        Соседка Клавдия   напоила их чаем и передала ключи. С волнением Аня и бабушка Вера открыли двери своего дома. Он был в запущенном состоянии. Давно не беленые стены, грязные оборванные занавески, скрипучие половицы.
-Ничего, - вздохнула старушка, - попрошу Витьку Филатова, он с твоей мамой учился в одном классе, поправит нам полы и двери.
           На следующий день работа в доме кипела. За умеренную плату и угощение Филатов перестелил полы, заменив гнилые доски, поменял старые оконные рамы, поправил крыльцо, забор и даже  заново покрыл крышу. Дед Матвей почистил печку. Аня покрасила подоконники и полы, побелила стены и печь, сшила на привезенной с собой старенькой швейной машинке яркие ситцевые занавески и тюль. Достала из чемодана подаренной бабой Валей чайный сервиз, красивые покрывала и новое постельное белье. Клавдия принесла из дома несколько горшков с красной и белой геранью. Общими усилиями вырубили и выкорчевали  разросшийся кустарник, скосили чертополох и крапиву.  Вскопали огород. Дом ожил.
      Аня поступила в Институт иностранных языков. Языки ей давались легко. В день ее зачисления в студенты бабушка достала из шкатулки украшения: свои  жемчужные бусы и кольцо с черным опалом.
-Какое красивое колечко, бабушка. Откуда оно у тебя?
-Это колечко подарил Ирочке твой отец.
-Бабушка, а расскажи мне об отце, кто он, где живет?
-Я ничего не знаю, внученька. Знаю, что из обеспеченной семьи, уехал работать за границу. Ни фамилии его, ни адреса, ни фотографии у меня нет. Мама твоя ничего не успела рассказать. Приехала из деревни, где работала с животом, призналась, что  ребенок от того парня, который ее провожал,  а на следующий день родила тебя и отдала богу душу.
        Анна училась хорошо. Она с отличием окончила три курса института, когда бабушки не стало. В субботу девушка затопила баню, выкупала старушку, напоила ее чаем с мятой. Бабушка была красивая, вся какая-то светлая. А утром старушка не проснулась, так и умерла с улыбкой на лице, во сне.
        Похоронив бабушку, Аня стала искать подработку. Раньше они как-то выкручивались на пенсию бабушки и ее стипендию, сажали огород. Теперь ей приходилось тяжело. Света, подруга по институту, сказала, что знакомым ее родителей нужна помощница, которая бы  два раза в неделю  убиралась у них в доме, закупала продукты.
     Елена Юрьевна Звездина устроила Ане настоящий допрос, прежде чем принять  на работу. Узнав, что девочка учится в инязе, немного успокоилась. Их с Александром Степановичем дочь Валерия  училась в колледже в Лондоне и должна была вернуться на каникулы. В их доме  жила свекровь Калерия Валентиновна, которую она терпеть не могла, и была рада спихнуть заботу о вредной старухе этой молоденькой девочке.
       Аня принесла чай в комнату Калерии Валентиновны. Старушка  капризничала, заказала чай с мятой, потом стала кричать, что просила чай с бергамотом. Аня успокоила ее и принесла чай с бергамотом. Старуха заявила, что чаю расхотелось, потребовала прогулки. Пришлось Ане задержаться на два часа, позже оговоренного с хозяйкой дома времени, и выгуливать коляску с несносной бабулькой по саду. Хорошо, что вскоре старушка задремала. Аня подкатила коляску  к  дому, когда вернулся Александр Степанович. Девушка попрощалась с ним и ушла. Саша смотрел вслед Ане, она смутно напоминала ему кого-то, но кого он пока не понял.
-Дорогой, ты уже вернулся?
-Да, Лена, я дома. Сейчас отвезу маму и поужинаю.
-Звонила  Валерия. Она едет на каникулы через неделю.
        С возвращением Валерии все в доме переменилось. Даже Калерия Валентиновна стала тише и покладистей. Елена Юрьевна решила отметить день рождения дочери и заказала зал в ресторане. Было решено, что проведут костюмированный бал, на который съедутся друзья и близкие родственники, коллеги отца. Лера радовалась этому балу, они с мамой выбрали  шикарное платье у столичного кутюрье. Девушка примеряла его, стоя перед огромным зеркалом, в своей комнате, когда  заглянула Аня.
-Валерия, извините, я думала вы  поехали по магазинам с Еленой Юрьевной, хотела убрать комнату. Ладно, загляну позже.
-Аня, постойте.
       Лере было жаль Аню. Со слов бабушки она знала, что Аня - студентка, сирота, подрабатывает у них, чтобы  выжить и доучиться. Две недели она наблюдала, как Аня носится с тряпками по их дому, потом бежит на последнюю электричку, чтобы успеть в деревню в ближнем Подмосковье. Сейчас каникулы, и Аня, кроме них, работала еще в театре, гладила и стирала костюмы. Она решила поделиться своей радостью с этой скромной, хорошей девушкой.
-Аня, возьмите пригласительный билет на мой день рождения. В воскресенье у вас тоже выходной,  сможете немного развлечься.
-Спасибо большое, Валерия. Я никогда не была на балах, но что скажут ваши родители?  Вряд ли им понравится, если  среди ваших гостей будет прислуга.
-Бал будет костюмированным, народа придет  много, вряд ли мама вас узнает. А папа, если и узнает, то промолчит. Он у меня классный!
-Я приду, Лера, спасибо.
      Услышав о том, что Аню пригласили в ресторан на бал, Евгения Дмитриевна, костюмер театра, подобрала девушке прекрасное платье и маску, прикрывающую глаза. В этом изысканном  черном платье помощницу по дому семьи Звездиных, узнать было невозможно. Накануне праздника гример Нина сделала девушке красивую прическу. Украшений у Ани не было, и она надела кольцо с черным опалом, доставшееся ей от мамы. 
    Ане было весело. Такой красоты она еще никогда не видела. Дамы в изысканных нарядах, кавалеры в смокингах. Все танцевали. В разгар праздника к ней подошла Валерия.
-Аня, как вы?
-Все замечательно. Ой, сюда Александр Степанович направляется.
 -Стойте спокойно.
-Папа, спасибо, кабриолет замечательный, я не мечтала о таком подарке. Познакомься, это Стелла моя подруга.
-Стелла, потанцуй, пожалуйста, с моим папой, прошу тебя.
-Приглашаю.
     Александр Степанович танцевал легко и непринужденно. После танца он взял ручку Ани для поцелуя. Через мгновенье, он, побледнев, выпрямился и  потащил девушку  в холл.
-Снимите маску! Кто вы? Откуда у вас это кольцо?
Аня виновато стянула маску.
-Вы???
-Извините меня, Александр Степанович, меня Лера пригласила.
-Откуда у вас кольцо?
-Это мамино. Она умерла сразу после моего рождения. Ее кольцо мне бабушка передала, подарок моего отца маме.
-Как звали вашу маму?
-Ириной.
       Елена Юрьевна, потеряв мужа, вышла в холл. Она увидела прислугу в бальном платье, которую держал за руку Александр.
-Как вы попали на закрытую вечеринку? Как посмели! Вон отсюда, вы уволены.
       Аня вышла из ресторана. Она приехала в театр, повесила платье и туфли. Весь вечер она прорыдала в обнимку с фотографией мамы. Она не понимала, за что ее так унизили и обидели.
      Не дождавшись окончания праздника, Александр Степанович приехал домой. Он пошел в комнату Калерии Валентиновны. Мать и сын  проговорили почти всю ночь.
-Прости меня, сын, я очень перед тобой виновата.
   А Саша сидел рядом с матерью, лишившей его любимой женщины и дочери.
-Что будем делать мама?
-Нужно найти Анечку. Она хорошая, добрая девочка. Пригласи ее к нам. Я хочу попросить прощения.
     Ане некуда было спешить, с работы ее уволили.  Она прополола и полила грядки, вымыла в доме пол. Затем принялась перебирать старые фотографии. Неожиданно в дверь постучали. На пороге стояли Александр Степанович и Лера.
-Аня, я так рада, что у меня есть сестра.
Валерия обняла ошарашенную новостью девушку. Потом они пили чай с малиновым вареньем и отец рассказывал своим дочерям, как он познакомился с Ириной, как уехал, а вернувшись, узнал о ее смерти. Все вместе они сходили на могилку Ирины.
     Проводив отца и сестру, Аня долго сидела и разглядывала кольцо, благодаря которому, она обрела семью, и улыбалась сквозь слезы, слезы счастья.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.